Перейти к основному содержанию

1053 просмотра

Возможно ли привезти «Формулу-1» в Казахстан

Вблизи Алматы завершается строительство подходящего для гонок автодрома

Фото: Shutterstock.com

Технически у Казахстана появится вполне осязаемый шанс принять у себя этап чемпионата «больших призов». Но возможен ли в реальности приезд в нашу страну «Формулы-1»?

География

Международная автомобильная федерация (FIA) – очень демократичная организация. Для ее руководителей важно только строгое соответствие всем регламентам, место проведения гонок для FIA не имеет никакого значения. «Формула-1» находится в федерации на особом положении, и боссы «королевы автоспорта» фактически сами определяют календарь соревнований. С 1950 года, когда состоялся первый чемпионат «больших призов», Гран-при у себя принимали 42 автодрома из 34 государств мира. По сути, любая качественная трасса имеет вполне осязаемую перспективу заполучить этап «Ф-1». 

В разные годы гонки проходили в Канаде и Бахрейне, Австралии и Китае, Бразилии и Сингапуре, Турции и Южной Африке – странах с кардинально разным климатом и уровнем жизни населения. Президент FIA Жан Тодт за десять лет во главе федерации стремительно расширил географию «королевы автоспорта»: за время его правления «Формула-1» сделала широченный шаг на восток. Турция, Китай, Азербайджан, Россия – на очереди Казахстан?

Инфраструктура

Автодром Sokol, где в теории планируется проведение Гран-при, расположен в Илийском районе Алматинской области, на 76-м километре трассы Алматы – Нур-Султан. Трибуны будут способны принять до 50 тыс. зрителей – в этом плане все полностью соответствует регламенту проведения соревнований. Но вот разместить гостей там пока попросту негде, на территории спорткомплекса в данный момент функционирует лишь небольшой отель на 45 мест. Есть еще площадка для кемпинга, где могут установить палатки или запарковать трейлеры еще несколько сотен человек, но это не решит проблему. К тому же, необходимо наладить логистику, иметь возможность прокормить и развлечь десятки тысяч зрителей, а с этим пока наблюдаются серьезные трудности.

Сколько стоит этап

Во время бизнес-форума Jetisý Invest аким Алматинской области Амандык Баталов сообщил, что строительство автодрома с трассой для «Формулы-1» обошлось частным инвесторам в 74 млрд тенге. Этой суммой дело точно не ограничится – только официальный лицензионный сбор, который промоутеры каждого старта уплачивают Formula One Management (FOM, группа компаний, ответственных за продвижение чемпионата мира «Формула-1»), составляет около $40 млн. Плюс раскрутка мероприятия, техническое обслуживание трассы, реклама в прессе, приглашение дорогих и очень дорогих гостей, развлекательная программа, рассчитанная на три дня проведения Гран-при. По самым скромным подсчетам, принять у себя этап, включающий в себя свободную практику, квалификацию и непосредственно гонку, стоит минимум $100 млн. 

Какова прибыль

Суммарный доход от проведения этапа «большого цирка» в среднем раза в два-три больше, чем вложения. Однако львиную долю прибыли забирает себе FOM, на счетах которой оседает выручка от продажи прав на телетрансляции, рекламы на трассе и в паддоках и даже программы VIP-гостеприимства и арендной платы за размещение на территории развлекательных павильонов во время Гран-при. Да, за гоночный уик-энд многочисленные туристы оплачивают гостиничные номера, посещают рестораны и массово раскупают сувениры, но организаторы могут рассчитывать на прибыль от этого только в том случае, если это их собственные точки проживания, питания и торговли. К тому же, вся сувенирная продукция, так или иначе связанная с «Формулой-1», также находится под строгим контролем со стороны Formula One Management. 

Организаторы этапа имеют чистую прибыль только от реализации билетов на мероприятие и экскурсий по автодрому. И это не астрономические суммы. Для наглядности обратимся к финансовым итогам недавнего Гран-при России, которое состоялось в Сочи в сентябре этого года. Трибуны сочинского автодрома рассчитаны на 55 тыc. мест, что сопоставимо с тем количеством зрителей, что планирует принять Sokol. Цена на билеты за три соревновательных дня варьировалась от $80 до $630, приблизительная выручка составила $17,5 млн. Экскурсии и прочие мероприятия принесли в кассу еще $5,5 млн. Итого – примерно $23 млн, то есть почти в два раза меньше, чем один лишь лицензионный взнос. 

В чем резон

Гран-при – заведомо проигрышный проект для организаторов гонки на местах, однако год от года желающих принять у себя этапы «больших призов» становится все больше. Ведь «Формула-1» – это не просто элита автогонок, это клуб избранных, куда изо всех сил стараются пробиться бизнесмены, со спортом порой вообще никак не связанные. Этап «Формулы-1» – это в первую очередь имиджевое событие, инвестиции от которого не предполагают сиюминутного дохода. Кроме того, проведение Гран-при имеет большое экономическое значение для самого города и страны в целом, принося в казну от $100 до $500 млн. Получается, игра стоит свеч.

522 просмотра

Porsche Taycan: самый зеленый и дорогой

Первый полностью электрический серийный автомобиль бренда

Фото:пресс-служба Porsche

Спустя 120 лет с того момента, как Фердинанд Порше представил миру свой первый электрический автомобиль, компания вернулась к этой концепции, переживающей сегодня второе рождение. В середине ноября в Праге люксовый бренд презентовал свою новинку, самый дорогой в линейке существующих моделей и полностью лишенный двигателя внутреннего сгорания Porsche – Taycan. 

Для производства новой модели компании пришлось построить новую фабрику в Штутгарте – с практически полностью автономным циклом производства. Через четыре года после старта строительства, в начале 2019 года, с конвейера сошли первые Porsche Taycan. До 2022 года компания намерена инвестировать в развитие зеленых авто более 6 млрд евро. 

Модификации 

Первый полностью электрический автомобиль компании выпускается в трех версиях – Taycan 4S, Taycan Turbo и Taycan Turbo S. Стоимость самого бюджетного 4S на европейских рынках начинается от 104 тыс. евро, флагманского Turbo S – от 185 тыс. евро.

high_taycan_turbo_6.jpg

Ключевые отличительные характеристики в «базе» у различных комплектаций – это суммарная отдача электромоторов и запас хода. Силовая установка модели Turbo S способна выдать 560 кВт (761 л.с.) и обеспечивает разгон до сотни за феноменальные 2,8 секунды. При этом совокупное электропотребление составляет 26,9 кВт*ч / 100 км, а запас хода ограничивается 412 км. Менее мощный (680 л.с.) Taycan Turbo разменивает 100 км/ч через 3,2 секунды. Энергопотребление по сравнению с топовой моделью меньше примерно на четыре киловатта, но зато запас хода увеличен до 450 км. Обе модели оснащаются батареями Performance Plus емкостью 93,4 кВт*ч. 

high_taycan_turbo_5.jpg

У базовой версии 4S аккумуляторы чуть-чуть послабее – 79,2 кВт*ч. При этом пиковая мощность моторов составляет 530 л.с.

У более продвинутой 4S батарея такая же, как и на турбированных «Тайканах» и мощность 571 л.с. Разгон от ноля до ста километров занимает четыре секунды. Запас хода базовой модификации – 407 км, продвинутой – 463 км. Максимальная скорость 4S ограничена электроникой в 250 км/ч, на десять километров меньше, чем у Turbo и Turbo S.

Технологии

Taycan построен на платформе J1. Вес кузова, который почти на 40% состоит из алюминиевых сплавов, составляет 170 кг. Аккумуляторные батареи интегрированы в силовую структуру стального каркаса таким образом, чтобы принять на себя основную энергию удара в случае аварии. 

low_taycan_lightweight_body_with_a_composite_construction_2019_porsche_ag.jpg

Это первый серийный автомобиль с системным напряжением 800 Вольт (обычно у подобных авто этот показатель в два раза ниже). Преимущество такого решения, с одной стороны, очевидно – для зарядки, которая позволит проехать еще 100 км, потребуется всего пять минут. «Заправка» батареи с 5 до 80% займет примерно 23 минуты.

high_taycan_turbo_4.jpg

Правда, в компании оговариваются, что этот показатель справедлив для специализированных зарядных станций. Сейчас сеть электрозаправок Ionity, совместного предприятия Hyundai Motor, BMW Group, Daimler, Ford Motor и Volkswagen Group, насчитывает примерно 125 локаций. К концу 2020 года число таких станций вырастет до 400 по всей Европе.

Минус – высокое энергопотреб­ление при зарядке в домашних условиях. В Porsche придумали, как частично решить эту проблему. Специальное устройство Home Energy Manager интегрируется в домашнюю энергосистему, управляет и оптимизирует энергопотребление всех домашних устройств, подключенных к сети. В компании утверждают, что при щадящем режиме автомобиль может полностью зарядиться за одну ночь. Гарантийный срок службы аккумулятора – восемь лет или 160 тыс. км пробега, расчетный – 15 лет. 

Силовая установка Porsche Taycan представлена двумя синхронными электрометрами, расположенными в передней и задней частях кузова.

high_taycan_turbo_2.jpg

Двигатели идут в паре с двухступенчатой планетарной коробкой передач. Нижняя передача отрабатывает примерно до 90 км/ч, что обеспечивает автомобилю резкий старт с места. 

high_taycan_turbo_1.jpg

Разработчики не забыли и про аэродинамику. У Porsche Taycan самый низкий в истории компании коэффициент лобового сопротивления, что в свою очередь влияет на расход энергии и запас хода. На трассе автомобиль, в зависимости от выбранного режима, может менять клиренс, приседая на 22 мм и увеличивая тем самым устойчивость на дороге.

Что еще

Приборная панель Taycan полностью цифровая. Управлять ею можно как при помощи сенсорного дисплея (диагональ основного 10,9 дюйма), так и голосом. На главный экран выводится вся основная информация – скорость, запас хода, оставшийся заряд батареи и т. д.

high_taycan_turbo_7.jpg

При желании на него можно вывести навигацию. Также опционально (за отдельную плату) к базовой версии можно добавить дополнительный экран перед передним пассажирским сиденьем. Управление многими функциями авто также доступно со смартфона его владельца. Для этого нужно будет всего лишь скачать приложение. 

high_taycan_turbo_8.jpg

Помимо традиционных материалов, таких как натуральная кожа, алькантара, карбон и дерево, по желанию заказчика могут применяться специальные экоматериалы. Ради удобства задних пассажиров, учитывая, что профиль автомобиля довольно низкий, в раскладке аккумуляторов сделаны специальные ниши для ног. 

high_taycan_turbo_9.jpg

Официальный старт продаж в Северной Америке намечен на декабрь этого года, в Европе – на начало следующего. Ежегодно компания планирует продавать примерно 50 тыс. Porsche Taycan всех модификаций. В Казахстане немецкие электрокары поступят в продажу в сентябре следующего года. Оформить заказ на Taycan можно будет в июне 2020 года у официального импортера марки в РК – Porsche Centre Almaty.

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций