Перейти к основному содержанию

766 просмотров

Узбекистан перейдет на «Евро-5»

Для этого строится новый и модернизируется действующий НПЗ

Изображение: Shutterstock.com

Узбекистан постепенно откажется от ввоза и использования моторного топлива стандартов «Евро-3» и «Евро-4». Эти меры предусмотрены указом президента страны «Об утверждении концепции охраны окружающей среды Республики Узбекистан до 2030 года».

В соответствии с постановлением с 1 января 2020 года в Узбекистане начнет действовать запрет на ввод новых мощностей по производству моторного топлива экологического класса ниже «Евро-4». Уже с 2022 года будет запрещен ввоз и реализация моторного топлива ниже класса «Евро-3», а с 1 января 2023 года – ниже «Евро-4». С 2022 года также будет запрещен ввоз и продажа легковых и грузовых машин, чей уровень токсичности не соответствует требованиям экологического класса «Евро-4».

Как рассказали корреспонденту «Курсива» на нескольких столичных заправках, сегодня самый популярный вид бензина – АИ-80, который соответствует стандарту «Евро-2». Его стоимость составляет 4500 сумов ($0,46), цена АИ-91 и АИ-95 равна 5300 ($0,52) и 7200 ($0,76) соответственно.

Переход к новым стандартам в Узбекистане может ускорить проект компании «Узбекнефтегаза», предполагающий строительство в Кашкадарьинской области завода по производству жидкого топлива из газа. По планам, объект будет сдан в эксплуатацию в 2020 году, работы уже завершены на 70%. Проектная мощность нового НПЗ составит около 1,5 млн тонн синтетического топлива стандарта «Евро-5» ежегодно, в том числе 743,5 тыс. тонн дизельного топлива, 311 тыс. тонн авиакеросина, более 431 тыс. тонны нафты и свыше 50 тыс. тонн сжиженного газа. В свою очередь, Ферганский НПЗ после модернизации мощностей также будет производить бензин стандарта «Евро-4» и «Евро-5».

На сегодняшний день бензин стандарта «Евро-5» продается в Узбекистане только на АЗС «ЛУКОЙЛ». Цена 1 литра топлива – 7800 сумов ($0,82).

По данным открытых источников, в 2018 году в Узбекистане было произведено 1,14 млн тонн бензина (+3,7 % в сравнении с предыдущим годом). Однако этого недостаточно, и Узбекистан и вынужден импортировать топливо из Казахстана и России. Чтобы оживить рынок, правительство освободило ввозимый бензин от таможенных платежей до 2020 года, а местные НПЗ от уплаты налога на прибыль, чтобы те направляли деньги на модернизацию производства.

Сегодня в Узбекистане действуют три нефтеперерабатывающих завода – Бухарский, Ферганский и Алтыарыкский НПЗ. Однако мощности этих предприятий из-за нехватки нефти загружены не до конца. В июне 2019 года стало известно, что Узбекистан и Казахстан планируют создать СП по переработке нефти, которая затем будет реализована в совместной сети автозаправочных станций.

1 просмотр

Как в борьбе с автомобилями не упустить звонкую монету

Знает основатель консалтинговой компании PFM Solutions

Фото: Shutterstock.com

В период распада Советского Союза бывшим советским странам и их столицам было не до урбанистики городов и заботы о горожанах, важно было становиться экономически независимыми и самостоятельными в шторме капитализма. После этапа становления всегда возникает желание сделать город лучше. Почти в каждом постсоветском городе можно найти свой пешеходный Арбат, но со временем аппетит городских властей растет. 

Москва в 2012 году активно начала создавать пешеходное пространство. Была организована большая пешеходная зона: Столешников переулок – Камергерский переулок – Кузнецкий Мост – Рождественка, в 2013-м к ним добавилась Никольская улица. Московская власть осваивала бюджеты на благое дело, арендодатели потирали руки и радовались спросу на свои помещения – их калькуляторы отсчитывали ежегодное повышение ставок аренды, горожане и туристы благодарно оставляли звонкие монеты. Сформировались кластеры люкс-зон и новых точек притяжения в городе, консультанты по недвижимости все в один голос говорили о позитивных изменениях на рынке стрит-ритейла. 

Но проект «Моя улица» и желание избавиться от пробок (читай: автомобилей) внесли свои коррективы. На Тверской люкс-бренды сменил «Ашан», доля fashion-арендаторов за последние три года, по данным JLL, сократилась на 4%. 

Опустел Кутузовский проспект, некогда считавшийся люксовой улицей для стрит-ритейла. По данным CBRE, 30% помещений там пустует. Повсеместно популярные и дорогие рестораны стали заменяться более демократичными, и у арендаторов на променадах оптимизма поубавилось. Системные изменения в транспортной инфраструктуре города, а именно активные действия власти по ограничению парковок и насильному пересаживанию горожан на общественный транспорт, оказали существенное влияние на улицы Москвы – владельцы дорогих автомобилей с хорошим достатком уже не стремятся попасть туда. А значит, звонкие монеты в этих районах тратит только власть, которая инвестирует в реконструкцию улиц без автомобилей и совсем забывает о влиянии преобразований на реальный бизнес и недвижимость. Москва увлеклась борьбой с автомобилями настолько, что горожанам на пешеходных улицах стало сложно воспользоваться даже такси, которые были призваны заменить персональный автомобиль: штрафные санкции преследовали и пассажирский транспорт с оплатой по счетчику. Автомобили каршеринга заполонили немногочисленный оставшийся паркинг. 

Теперь мы наблюдаем, как растет популярность каршеринга на улицах Алматы. Мои друзья в южной столице все чаще говорят о своем нежелании выбираться в центр, и мотивация только одна – желание власти избавиться от личных автомобилей в центре необратимо ведет к изменению состава арендаторов на променадах города. Конечно, роскошь не всегда хорошо, но и дешевые забегаловки и отсутствие выбора – это тоже перебор. Все, как в Москве. Такое ощущение, что акимат Алматы проходил практику именно на московских кейсах.

Несомненно, городу нужны пешеходные улицы, необходимо создавать новые точки притяжения, но делать это надо взвешенно и не впадая в крайности. Урбанистам Алматы необходимо не только думать о красоте и эстетике и выполнять наказ власти по борьбе с пробками, но и научиться проектировать инфраструктуру для автомобильного транспорта с учетом оценки текущей и планируемой нагрузки магистралей города. Надеюсь, власти Алматы проведут анализ ошибок и негативного опыта других городов и будут учитывать интересы всех горожан – и пешеходов, и автомобилистов.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Биржевой навигатор от Freedom Finance