Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


1 просмотр

Теория «пикового владения автомобилем» сдерживает рост глобальной экономики

Протекционизм, контроль за выбросами и перенасыщение рынка ослабляют позиции столпа мировой экономики

Фото: Owen Humphreys/Pa Wire/Zuma Press

На стенде Toyota Motor Corp. на Токийском автосалоне не было представлено ни одного автомобиля, который могли бы приобрести клиенты компании. Вместо этого под слоганом «На стенде Toyota звезды – это люди, а не машины» компания представила новый мобильный сервис, при помощи которого можно пройти медицинское обследование.

Есть веская причина, по которой Toyota смещает акценты в бизнесе: глобальный автомобильный рынок неуклонно сокращается. В 2018 году мировые продажи авто серьезно упали, ожидается, что их снижение продолжится и в этом году. Компания Moody’s Investors Service прогнозирует очередное снижение объемов продаж и в 2020 году.

Некоторые аналитики полагают, что это всего лишь результат турбулентности в мировой экономике и спад продаж будет временным. Однако структурные изменения могут быть куда более значительными. Ужесточение торговых ограничений и экологического контроля делают автомобили все более дорогим товаром. Кроме того, рынки многих стран оказались перенасыщенными плюс появилась альтернатива личному автомобилю в виде райдшеринговых сервисов. Например, в США продажи автомобилей достигли своего пика в 2016 году, в ЕС – в 2000 году, а в Японии – в 1990 году. 

Предполагалось, что развивающиеся рынки компенсируют этот эффект, но они также демонстрируют признаки стагнации.

В сравнении с данными за середину 2018 года продажи авто за последние 12 месяцев в Китае снизились на 12%, а в Индии – на 14%. Иными словами, гипотеза о «peak car», то есть пределе, когда миру просто больше не нужны новые машины, действительно может подтвердиться.

Во многом это помогает объяснить, почему автомобильные компании по всему миру испытывают трудности, хотя безработица остается на низком уровне, а потребители вполне платежеспособны. Один из крупнейших в мире поставщиков автозапчастей, немецкая компания Continental AG, объявила на прошлой неделе о списании убытков в размере 2,5 млрд евро ($2,8 млрд) и сообщила, что не ожидает значительного роста в мировом автомобилестроении в ближайшие пять лет.

Другой компании, General Motors Co., пришлось выдержать пятинедельную забастовку, чтобы получить возможность закрыть ряд заводов, сократить расходы и увеличить инвестиции в сегмент электрических и автономных автомобилей. Во II квартале продажи компании в Китае, Северной Америке, Европе и Южной Америке снизились по сравнению с предыдущим годом.

Учитывая огромное значение автомобильной промышленности для мировой экономики, ослабление отрасли несет определенные риски. В своем последнем отчете о ситуации в мировой экономике Международный валютный фонд (МВФ) оценил долю сектора в глобальном экономическом производстве в 5,7%, а в мировой торговле – в 8%. По данным МВФ, в прошлом году автомобильная индустрия способствовала замедлению роста мирового ВВП на 20%, а замедлению торговли – на 33%.

Когда начался спад продаж, «многие думали, что это не продлится слишком долго», – говорит Гита Гопинат, главный экономист МВФ. Однако, как она при этом отмечает, действие сдерживающих факторов оказалось «более долговременным, чем мы думали».

Автомобильный сектор является основным потребителем стали, алюминия, меди, резины, пластмассы, электроники и хорошо за все это платит. Также индустрия политически чувствительна, что отчасти объясняет, почему президент Трамп пошел на ужесточение импортных ограничений. Эти ограничения, а также ответные меры со стороны других государств, в итоге привели к росту затрат и сокращению прибыли компаний.

1452145.jpg

Необходимость соответствовать новым требованиям по содержанию вредных веществ в выхлопных газах привела к задержке выпуска новых моделей авто в странах Западной Европы. По данным Арндта Эллингхорста, аналитика Evercore ISI, Европейский союз требует, чтобы к 2021 году выбросы углекислого газа у новых машин были снижены на 20%. Согласно информации эксперта, внедрение соответствующей технологии повлечет удорожание автомобилей на $890–5560, или на 5–11% от стоимости автомобиля производства BMW, Daimler или Audi. По оценкам Эллингхорста, даже если цена в конечном счете вырастет всего на 2–5%, это приведет к снижению продаж на те же 2–5%.

Как он пишет, производители «должны будут продавать автомобили, которые и раньше никогда не продавались в больших объемах». Им придется повышать цены на зрелых рынках, где клиенты и без того чрезвычайно чувствительны к ценам, однако, по его словам, «если они не сделают этого, им будут грозить суровые штрафы».

И хотя пример Европы – это исключительный случай, подобные риски довлеют и над многими другими рынками. В частности, Индия требует от отечественной автомобильной индустрии со следующего года соблюдать новые жесткие, на уровне развитых стран, стандарты в отношении выбросов частиц и закиси азота – и это может привести к удорожанию автомобилей на рынке, где клиенты чрезвычайно чувствительны к любым колебаниям цен.

Обычно инновации делают продукт дешевле или лучше. Но к автомобилям, оснащенным технологией, направленной на снижение вредных веществ в выхлопных газах, это не относится. К примеру, электромобили стоят дороже и требуют подзарядки, что является благом для окружающей среды, но не для кошелька потребителя.

Растущие издержки протекционизма и борьбы за чистоту выхлопных газов усугубляются насыщением развитых рынков, где годы пикового владения автомобилями население уже пережило.

На продажи в Индии и Китае влияют проблемы с погашением кредитов, которые выдавались без должной проверки и позволили приобрести автомобили маргинальным покупателям. В Китае снижение налога с продаж, направленное на стимулирование владения личным авто, было отменено в 2017 и 2018 годах.

По словам Майкла Данна, исполнительного директора компании ZoZoGo, специализирующей на азиатском автомобильном рынке, рынок Китая с населением в 1,4 млрд человек далек от насыщения. Однако большинство китайцев, которые могут позволить себе автомобиль, проживают в крупных городах вдоль восточного побережья, «и эти городские рынки – в значительной степени насыщенные уже сейчас». Городские власти ограничивают регистрацию новых автомобилей, а правительство не субсидирует покупку электромобилей, как это было раньше. По словам Данна, высокие расходы и хлопоты, связанные с владением автомобилем, привели к тому, что многие состоятельные городские китайцы владеют только одним автомобилем и используют райдшеринговые сервисы вместо того, чтобы покупать вторую машину.

2225416984.jpg

Как правило, владение автомобилем растет вместе с доходом на душу населения; так как доходы в более бедных странах постепенно подтягиваются к доходам людей в более богатых государствах, продажи должны расти. Однако это происходит «не так быстро, как предполагалось, поэтому бума на товары длительного пользования, включая автомобили, не случилось», – говорит Гопинат. К примеру, в 2008 году средний бразилец был на 77% богаче, чем средний китаец, но после десятилетнего периода экономической стагнации теперь он на 16% беднее. Не удивительно, что продажи автомобилей в Бразилии прошли свой пик еще пять лет назад.

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz


1258 просмотров

Живее всех живых

В «баках» компаний по прокату автомобилей Hertz и Avis еще «есть топливо», и они не намерены покидать рынок

Фото: Victor J. Blue/ Bloomberg News

Пока инвесторы не проявляют большого интереса ни к Hertz, ни к Avis, однако к условиям, где доминируют сервисы по вызову такси, эти компании адаптируются намного лучше, чем принято думать.

Последнее время инвесторы рассматривали акции компаний по прокату автомобилей как старые механизмы, которые скоро безнадежно выйдут из строя. Но с учетом изменений, на которые пошли такие компании, чтобы приспособиться к новому миру райдшеринга, у опытных инвесторов есть шанс на удачные сделки в этом сегменте.

Последние два года положение публичных компаний Hertz Global Holdings и Avis Budget Group на фондовом рынке было непростым. Причины – растущие издержки, развитие рынка услуг по вызову такси и усиливающееся ценовое давление со стороны конкурентов. Однако в адаптации к реальности, где владение личным автомобилем больше не является заветной мечтой, компании по прокату авто оказались чрезвычайно креативными. И сегодня, учитывая невысокую стоимость акций, даже небольшие их успехи могут означать большие возможности в будущем.

zhivee-vsekh-zhivyh.png

Еще недавно быстрый рост рынка услуг по вызову такси при помощи мобильных приложений, например Uber, угрожал самому существованию бизнеса по прокату автомобилей. Свою роль сыграл и конфликт Hertz с Комиссией по ценным бумагам и биржам США из-за ошибок, допущенных в финансовом учете.

Определенный период времени владельцами наиболее крупных пакетов акций Hertz и Avis были инвесторы-активисты. Но прогорел даже миллиардер Карл Айкан. В 2014 году он рассматривал Hertz «как недооцененный актив», испытывающий трудности с учетом и операционными вопросами. Однако в течение последующих пяти лет акции Hertz потеряли в стоимости почти 85% своей цены. У Avis дела шли ненамного лучше, и за аналогичный период компания потеряла в стоимости примерно 60%.

Столкнувшись с необходимостью адаптироваться или уйти с рынка, компании по прокату автомобилей развернулись в сторону технологий. Это позволило внедрить такие услуги, как ускоренная регистрация и предоплаченная парковка. И что более важно, эти компании изменили свое отношение к сервисам по вызову такси по принципу «если не можешь их победить, присоединись к ним». Так, начиная с 2016 года Hertz является партнером и Uber, и Lyft. Компания сдает свои автомобили в аренду водителям, что продлевает жизнь прокатных автомобилей и дает возможность зарабатывать на новом направлении бизнеса.

По данным Hertz, водители, которые работают в формате райдшеринга, берут автомобили на прокат в среднем на два-три месяца. Это намного дольше периода проката в основном бизнесе компании, поэтому издержки, связанные с прокатом машин, снижаются. В арендную плату входят страхование ответственности и возможного ущерба, стандартное обслуживание и помощь на дорогах, то есть те расходы, которые водители обычно несут сами. 

Hertz сообщает, что за II квартал 2019 года этот бизнес вырос на 73% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года и по итогам текущего года может сгенерировать примерно $400 млн прибыли.

Хотя речь пока идет лишь о малой части в структуре общего дохода Hertz (а он, по оценке аналитиков, в 2019 году может достигнуть $9,8 млрд), устойчивый рост этого бизнес-направления способен серьезно изменить компанию. Еще в августе Barclays пересмотрел статус акций Hertz с уровня Neutral до уровня Overweight, отметив, что предоставление автомобилей напрокат водителям, работающим на сервисы по вызову такси, – это ключевой фактор роста высокодоходного бизнеса посуточной аренды машин.

Компания Avis также начала предоставлять услуги водителям-партнерам сервисов по вызову такси. В прошлом году компания объявила о партнерстве по прокату автомобилей с Lyft, а в августе сообщила о начале сотрудничества с Uber. Тем не менее, когда речь идет о сотрудничестве с сервисами по вызову такси, у Hertz есть значительное преимущество: к концу года эта компания планирует выделить на это направление 50 тыс. автомобилей, тогда как Avis – только 8 тыс.

Впрочем, как владелец приобретенного в 2013 году бренда Zipcar, предоставляющего услуги краткосрочной аренды автомобилей по принципу самообслуживания с почасовой оплатой, Avis продолжает инвестировать в альтернативные решения транспортного вопроса. В ряде крупных городов Avis также сотрудничает с райдшеринговым сервисом Via, сдавая его водителям автомобили напрокат и обеспечивая техническое обслуживание машин. Компания предлагает услуги по техобслуживанию и в рамках программы по созданию беспилотных автомобилей Waymo холдинга Alphabet Inc.

Сегодня биржевая оценка выглядит привлекательной для обеих компаний. Hertz отчиталась о значительных улучшениях в операционной марже во II квартале 2019 года. По данным Barclays, маржинальность может расти и дальше, в том числе благодаря сотрудничеству с сервисами по вызову такси и долгосрочной аренде. Тем не менее акции Hertz пока торгуются лишь вполовину от средней цены за последние пять лет. Аналогичная ситуация и у Avis: акции компании торгуются почти с 40%-ным дисконтом по отношению к средней цене за предыдущий пятилетний период.

Американское бюро экономического анализа подсчитало, что с середины 2015 года темпы продаж в США легковых автомобилей и легких грузовиков начали снижаться – за последние два года количество проданных автомобилей сократилось почти на 5%. Кроме того, растущие цены делают все более привлекательным приобретение подержанных автомобилей. В 2019 году, согласно экономическим данным ФРС, чистые покупки подержанных авто значительно выросли. Это может быть хорошим знаком как для Hertz, так и для Avis, которые, пытаясь максимизировать прибыль от своих амортизируемых активов, распродают часть своего автопарка из подержанных машин.

Несмотря на всю шумиху вокруг каршеринга, потребители продолжают брать автомобили напрокат. По оценкам IBISWorld, общая выручка компаний по прокату автомобилей в США в течение последних пяти лет росла в среднем на 2,4% в год, достигнув в 2019 году $45 млрд. Другими словами, те кто решит инвестировать в проверенные компании по прокату автомобилей, вполне могут рассчитывать на серьезный результат, если «заправят бак» прямо сейчас.

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций