Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


853 просмотра

Казахстанские автопроизводители заявляют об увеличении производства и продаж

К текущему моменту в РК реализовано более 51 тыс. авто на общую сумму 500 млрд тенге

Фото: Shutterstock

Более 40 тыс. легковых и коммерческих автомобилей предполагается выпустить казахстанским автопромом до конца 2019 года.

По итогам девяти месяцев 2019 года 27 795, или 56% покупателей, остановили свой выбор на машинах, произведенных в Казахстане. 43%, или 21 448 граждан, предпочли импортные авто. Тем самым импорт составляет 43%. К примеру, в России доля импорта не превышает 17%. Об этом сообщил на пресс-конференции в Алматы директор по стратегическому планированию Союза предприятий автомобильной отрасли Казахстана «Каз­автопром» Артур Мискарян. 

При этом с начала года, согласно данным Ассоциации казахстанского АвтоБизнеса (АКАБ), официальными дилерами была реализована 51 871 новых легковых и коммерческих автомобилей на сумму  500 млрд тенге. До кризиса 2014 года, напомним, авторынок находился на отметке в 150 тыс. машин. Затем с изменением валютного курса произошел резкий спад, негативные последствия которого наблюдались до последнего времени. 

По прогнозам Артура Мискаряна, к концу года рынок подойдет к отметке 70–75 тыс. проданных авто, что равно примерно половине показателя докризисного уровня. А производство казахстанских автомобилей может составить более 40 тыс. авто или достигнет докризисного уровня. 

$130 млн для серых автодилеров 

Как было заявлено на пресс-конференции, пятая часть денег, потраченных казахстанцами на импортные автомобили, уходит на серый авторынок. По оценке г-на Мискаряна, величина серого автоимпорта составляет  более 50 млрд тенге в год. Официальный же импорт – 242 млрд тенге. 

За последние четыре года благодаря действию заградительных пошлин серый импорт сократился в пять раз. Так, в 2015 году серый рынок составлял около 70%. При этом серый импорт новых автомобилей оценивался в пределах 24%, подержанные авто занимали 44% рынка. На сегодняшний день, по словам Артура Мискаряна, минуя официальных дилеров, продают 8% новых автомобилей и 3% подержанных машин. 

Казахстанский автопром 

Доля местного производства в конечном продукте казахстанского автопрома составляет около 30%. В Казахстане машины собирают методом мелко- и крупноузловой сборки. По информации Артура Мискаряна, с запуском первой очереди завода «Азия Авто-Казахстан» в Усть-Каменогорске локализация составит около 50%. Предполагается, что это произойдет в 2021 году. 

На предприятии будут работать цеха сварки и окраски автомобилей. Производственные мощности завода будут составлять на первом этапе 60 тыс. единиц автомобильной техники и тем самым закрывать значительную долю внутреннего рынка страны. 

Отвечая на вопрос о возможности казахстанского производства автомобилей, узлов и запасных частей, директор по стратегическому планированию «Казавтопрома» пояснил, что развертывание в стране собственного производства станет реальностью лишь при высоком уровне сбыта. Потому собственная марка авто Мade in Qazaqstan в ближайшем обозримом будущем не появится. 

По данным АКАБ, с начала года в стране выпущено 33,5 тыс. единиц транспорта почти на 230 млрд тенге. Немногим менее 30 тыс. автотранспортных средств составляют легковые автомобили. Половину из всех произведенных в Казахстане машин выпустил костанайский завод «СарыаркаАвтоПром». Им было изготовлено 16,5 тыс. автомобилей всех видов.  

Качество и экспорт

На вопрос о том, есть ли различие в цене и качестве между автомобилем, собранным в Корее или аналогичной машиной казахстанской сборки, представитель «Казавтопрома» ответил, что существует единый стандарт качества, соблюдение которого постоянно контролируется головной компанией. Поэтому авто казахстанской сборки не уступают корейским. И по цене машины из Кореи и Казахстана будут сопоставимы. 

Но автомобиль казахстанского производства имеет преимущество в льготном кредитовании. Жители страны могут покупать отечественные авто под 4% годовых и имея лимит в 15 млн тенге. 

Единственным казахстанским автопредприятием, работающим на экспорт, остается «СаыаркаАвтоПром». Завод работает с потребителями Узбекистана, Кыргызстана, Беларуси и России. Приведенная АКАБ статистика свидетельствует, что на экспорт было поставлено 1243 автомобиля марки JAC, Hyundai, Ravon. 

Однако, по мнению Артура Мискаряна, говорить о крупных достижениях в экспортном направлении рано.

«Было несколько партий в десятки автомобилей, которые поставлялись в Таджикистан, Кыргызстан и другие страны. Но в целом говорить об успехах преждевременно. Самым успешным в этой сфере был 2017 год, когда было отправлено в Китай 1200 автомобилей «Лада 4х4», – констатировал спикер. 

Безымянный_91.png


1258 просмотров

Живее всех живых

В «баках» компаний по прокату автомобилей Hertz и Avis еще «есть топливо», и они не намерены покидать рынок

Фото: Victor J. Blue/ Bloomberg News

Пока инвесторы не проявляют большого интереса ни к Hertz, ни к Avis, однако к условиям, где доминируют сервисы по вызову такси, эти компании адаптируются намного лучше, чем принято думать.

Последнее время инвесторы рассматривали акции компаний по прокату автомобилей как старые механизмы, которые скоро безнадежно выйдут из строя. Но с учетом изменений, на которые пошли такие компании, чтобы приспособиться к новому миру райдшеринга, у опытных инвесторов есть шанс на удачные сделки в этом сегменте.

Последние два года положение публичных компаний Hertz Global Holdings и Avis Budget Group на фондовом рынке было непростым. Причины – растущие издержки, развитие рынка услуг по вызову такси и усиливающееся ценовое давление со стороны конкурентов. Однако в адаптации к реальности, где владение личным автомобилем больше не является заветной мечтой, компании по прокату авто оказались чрезвычайно креативными. И сегодня, учитывая невысокую стоимость акций, даже небольшие их успехи могут означать большие возможности в будущем.

zhivee-vsekh-zhivyh.png

Еще недавно быстрый рост рынка услуг по вызову такси при помощи мобильных приложений, например Uber, угрожал самому существованию бизнеса по прокату автомобилей. Свою роль сыграл и конфликт Hertz с Комиссией по ценным бумагам и биржам США из-за ошибок, допущенных в финансовом учете.

Определенный период времени владельцами наиболее крупных пакетов акций Hertz и Avis были инвесторы-активисты. Но прогорел даже миллиардер Карл Айкан. В 2014 году он рассматривал Hertz «как недооцененный актив», испытывающий трудности с учетом и операционными вопросами. Однако в течение последующих пяти лет акции Hertz потеряли в стоимости почти 85% своей цены. У Avis дела шли ненамного лучше, и за аналогичный период компания потеряла в стоимости примерно 60%.

Столкнувшись с необходимостью адаптироваться или уйти с рынка, компании по прокату автомобилей развернулись в сторону технологий. Это позволило внедрить такие услуги, как ускоренная регистрация и предоплаченная парковка. И что более важно, эти компании изменили свое отношение к сервисам по вызову такси по принципу «если не можешь их победить, присоединись к ним». Так, начиная с 2016 года Hertz является партнером и Uber, и Lyft. Компания сдает свои автомобили в аренду водителям, что продлевает жизнь прокатных автомобилей и дает возможность зарабатывать на новом направлении бизнеса.

По данным Hertz, водители, которые работают в формате райдшеринга, берут автомобили на прокат в среднем на два-три месяца. Это намного дольше периода проката в основном бизнесе компании, поэтому издержки, связанные с прокатом машин, снижаются. В арендную плату входят страхование ответственности и возможного ущерба, стандартное обслуживание и помощь на дорогах, то есть те расходы, которые водители обычно несут сами. 

Hertz сообщает, что за II квартал 2019 года этот бизнес вырос на 73% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года и по итогам текущего года может сгенерировать примерно $400 млн прибыли.

Хотя речь пока идет лишь о малой части в структуре общего дохода Hertz (а он, по оценке аналитиков, в 2019 году может достигнуть $9,8 млрд), устойчивый рост этого бизнес-направления способен серьезно изменить компанию. Еще в августе Barclays пересмотрел статус акций Hertz с уровня Neutral до уровня Overweight, отметив, что предоставление автомобилей напрокат водителям, работающим на сервисы по вызову такси, – это ключевой фактор роста высокодоходного бизнеса посуточной аренды машин.

Компания Avis также начала предоставлять услуги водителям-партнерам сервисов по вызову такси. В прошлом году компания объявила о партнерстве по прокату автомобилей с Lyft, а в августе сообщила о начале сотрудничества с Uber. Тем не менее, когда речь идет о сотрудничестве с сервисами по вызову такси, у Hertz есть значительное преимущество: к концу года эта компания планирует выделить на это направление 50 тыс. автомобилей, тогда как Avis – только 8 тыс.

Впрочем, как владелец приобретенного в 2013 году бренда Zipcar, предоставляющего услуги краткосрочной аренды автомобилей по принципу самообслуживания с почасовой оплатой, Avis продолжает инвестировать в альтернативные решения транспортного вопроса. В ряде крупных городов Avis также сотрудничает с райдшеринговым сервисом Via, сдавая его водителям автомобили напрокат и обеспечивая техническое обслуживание машин. Компания предлагает услуги по техобслуживанию и в рамках программы по созданию беспилотных автомобилей Waymo холдинга Alphabet Inc.

Сегодня биржевая оценка выглядит привлекательной для обеих компаний. Hertz отчиталась о значительных улучшениях в операционной марже во II квартале 2019 года. По данным Barclays, маржинальность может расти и дальше, в том числе благодаря сотрудничеству с сервисами по вызову такси и долгосрочной аренде. Тем не менее акции Hertz пока торгуются лишь вполовину от средней цены за последние пять лет. Аналогичная ситуация и у Avis: акции компании торгуются почти с 40%-ным дисконтом по отношению к средней цене за предыдущий пятилетний период.

Американское бюро экономического анализа подсчитало, что с середины 2015 года темпы продаж в США легковых автомобилей и легких грузовиков начали снижаться – за последние два года количество проданных автомобилей сократилось почти на 5%. Кроме того, растущие цены делают все более привлекательным приобретение подержанных автомобилей. В 2019 году, согласно экономическим данным ФРС, чистые покупки подержанных авто значительно выросли. Это может быть хорошим знаком как для Hertz, так и для Avis, которые, пытаясь максимизировать прибыль от своих амортизируемых активов, распродают часть своего автопарка из подержанных машин.

Несмотря на всю шумиху вокруг каршеринга, потребители продолжают брать автомобили напрокат. По оценкам IBISWorld, общая выручка компаний по прокату автомобилей в США в течение последних пяти лет росла в среднем на 2,4% в год, достигнув в 2019 году $45 млрд. Другими словами, те кто решит инвестировать в проверенные компании по прокату автомобилей, вполне могут рассчитывать на серьезный результат, если «заправят бак» прямо сейчас.

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций