Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


2240 просмотров

Как иностранные игроки меняют рынок аренды автомобилей в Казахстане

И почему разоряются местные компании

Фото: shutterstock

Каршеринг Anytime со ссылкой на акимат Алматы заявил о заметном сокращении автомобилей на улицах города: если в сентябре 2018 года на улицах было 288 автомобилей на тысячу человек, то сейчас этот показатель равен 251. А к 2035 году, надеется акимат, сократится до 155 единиц транспорта на тысячу жителей. Один из инструментов снижения городского трафика – аренда автомобилей. «Курсив» узнал у ведущих игроков этого рынка, что мешает данной сфере услуг заработать в полную силу.

Тайны «взлетевшего» каршеринга

С момента начала работы в Казахстане в 2018 году сервис каршеринга Anytime стал витриной всего рынка аренды автомобилей. Его брендированные машины заметны в городском потоке, конкурентов в сегменте поминутной аренды машин у компании нет. Сейчас парк Anytime составляет 340 автомобилей, в конце сентября добавятся еще 60. За минувший год на автомобилях компании совершено полмиллиона поездок, клиентская база достигла показателя 100 тыс.

Anytime не сообщает о вандализме в отношении своих машин – такие случаи отмечались в первые дни работы сервиса, но эта волна быстро сошла на нет. У компании нет жалоб на безответственное поведение клиентов, возможные аварии и так далее. Причины, которые тормозят развитие рынка аренды в целом, для сервиса каршеринга словно не существуют. Но и о причинах лояльности рынка компания не распространяется, предпочитая держать свои бизнес-секреты в тайне.

Рынок аренды – около 100 автомобилей

Что представляет собой остальной рынок аренды автомобилей? Во-первых, он состоит из двух крупных сегментов: аренда легковой и коммерческой техники (чаще в форме лизинга, то есть долгосрочной аренды техники с правом последующего выкупа). Далее он сегментируется по срокам аренды: помимо упомянутого каршеринга есть краткосрочная аренда (1–3 дня) и долгосрочная (от 7 дней).

Крупной компанией на рынке аренды автомобилей считается та, которая имеет парк из 30 автомобилей. По разным оценкам, таких компаний на рынке Алматы от трех до пяти. В их числе и местные офисы глобальных брендов Avis и Hertz.

Офис Avis открыт в Алматы в 2014 году (основное направление компании – лизинг; лизинговый парк компании составляет около тысячи автомобилей). Hertz зашла на рынок два года спустя. Их клиенты – иностранные туристы и специалисты. Арендовать здесь машину оперативно очень сложно: как правило, очередь расписана на полгода вперед.

Обе компании подтвердили растущий спрос на их услуги и планы по расширению автопарка. При этом эксперт компании Hertz отметил, что интерес к стране у иностранцев, предпочитающих путешествия на арендованных автомобилях, сдерживается нелестными отзывами о контактах с местной дорожной полицией.

Говоря о прибыльности этого бизнеса, эксперт компании Hertz подчеркнул важность правильного управления бизнес-процессами. В этом случае прибыль находится в прямой зависимости от числа автомобилей. Отсутствие навыков менеджмента в Hertz считают главным недостатком местных компаний.

Почему разоряются местные компании

Будни казахстанских компаний, специализирующихся на аренде автомобилей, на условиях анонимности описал владелец одного из крупнейших на рынке автопарков. По его словам, в среднем этот бизнес живет около полугода. Предприниматели совершают серьезную ошибку, когда пытаются удешевить услуги, предоставляя в аренду машины среднего класса без водителей. Как правило, клиенты относятся к технике и соблюдению правил движения безответственно. В итоге постоянно растущие расходы быстро топят бизнес.

Наш собеседник предпочитает работать в сфере аренды люксовых автомобилей с водителем. Это означает завышенный ценник на услуги и ограниченный круг заказчиков. С другой стороны, машины всегда под присмотром. Среди проблем, которые назвал собеседник, трудности с квалифицированным техническим обслуживанием машин и дефицит ответственных водителей.

Сколько стоит прокат автомобиля

Минимальная цена, по которой можно арендовать автомобиль в Алматы, составляет 7–10 тыс. тенге за сутки. При аренде на более долгий срок можно получить скидку от 10 до 50%. К этому обязателен депозит или залог за автомобиль в сумме 30–50 тыс. тенге.

Модели эконом-класса: сутки аренды Daewoo Matiz Joy стоят 7 тыс. тенге. Lada Kalina или Lada Granta можно арендовать за 8 и 10 тыс. тенге соответственно. Renault Logan стоит от 9 тыс. тенге, а за 11,5 тыс. тенге можно выбрать Volkswagen Polo, Hyundai Accent или Chevrolet Aveo. Стоимость проката Kia Rio и Skoda Rapid стартует с 13 тыс. тенге, а Toyota Corolla – c 23 тыс. тенге.

Среди автомобилей класса комфорт можно выбрать одну из моделей популярной в Казахстане Toyota Camry. Модели от 30 до 55 обойдутся в среднем в 14–25 тыс. тенге в сутки. А цена на последнюю Camry 70 стартует с 32 тыс. тенге. Lexus GS 300 2002 года выпуска обойдется в 13 тыс. тенге в сутки, а Lexus GS 300 2017 года – в 23,5 тыс. тенге. Кроме того, в этом сегменте представлены Ford Mondeo (от 16 тыс. тенге), BMW 525I (от 23,5 тыс. тенге), а также Нundai Еlantra. Причем среди последних доступны модели 2018 (от 18 тыс. тенге) и 2019 (от 22 тыс. тенге) годов.

В премиум-сегменте представлены практически все ведущие мировые бренды. Стоимость за сутки проката этих автомобилей стартует с 40 тыс. тенге. За эту сумму можно арендовать Jaguar XF. Mercedes S-Class обойдется в сумму от 60 до 100 тыс. тенге. Если хочется чего-то более экзотического, то можно выбрать, например, Bentley Coupe 2010 года (100 тыс. тенге) или Chevrolet Camaro 2015 года (от 50 тыс. тенге в сутки).

Сегмент внедорожников и кроссоверов также представлен автомобилями как эконом-класса, так и премиум. Здесь цены варьируются от 17 до 100 тыс. тенге в сутки. Один из самых бюджетных «проходимцев» – Renault Duster (от 17 тыс. тенге). Корейские кроссоверы Hyundai Tucson Hyundai Creta или Kia Sportage можно арендовать за 20 тыс. тенге.

Стоимость внедорожников Toyota (Land Cruiser Prado, Fortuner, Land Cruiser 100) стартует с отметки 25 тыс., так же как и Lexus LX 470. За Range Rover придется заплатить от 25 до 60 тыс. тенге. Цена на Mercedes-Benz G-Class (иначе говоря, Gelandewagen) начинается от 40 тыс. тенге. Кроме того, в премиум-сегменте предлагаются Porsche Cayenne (от 30 тыс. тенге), Audi Q7 (от 30 тыс. тенге), Сadillac Escalade (от 40 тыс. тенге), Infinity QX56 (от 45 тыс. тенге), BMW X6 (от 50 тыс. тенге) и Lexus LX 570 (от 60 тыс. тенге).


928 просмотров

Теория «пикового владения автомобилем» сдерживает рост глобальной экономики

Протекционизм, контроль за выбросами и перенасыщение рынка ослабляют позиции столпа мировой экономики

Фото: Owen Humphreys/Pa Wire/Zuma Press

На стенде Toyota Motor Corp. на Токийском автосалоне не было представлено ни одного автомобиля, который могли бы приобрести клиенты компании. Вместо этого под слоганом «На стенде Toyota звезды – это люди, а не машины» компания представила новый мобильный сервис, при помощи которого можно пройти медицинское обследование.

Есть веская причина, по которой Toyota смещает акценты в бизнесе: глобальный автомобильный рынок неуклонно сокращается. В 2018 году мировые продажи авто серьезно упали, ожидается, что их снижение продолжится и в этом году. Компания Moody’s Investors Service прогнозирует очередное снижение объемов продаж и в 2020 году.

Некоторые аналитики полагают, что это всего лишь результат турбулентности в мировой экономике и спад продаж будет временным. Однако структурные изменения могут быть куда более значительными. Ужесточение торговых ограничений и экологического контроля делают автомобили все более дорогим товаром. Кроме того, рынки многих стран оказались перенасыщенными плюс появилась альтернатива личному автомобилю в виде райдшеринговых сервисов. Например, в США продажи автомобилей достигли своего пика в 2016 году, в ЕС – в 2000 году, а в Японии – в 1990 году. 

Предполагалось, что развивающиеся рынки компенсируют этот эффект, но они также демонстрируют признаки стагнации.

В сравнении с данными за середину 2018 года продажи авто за последние 12 месяцев в Китае снизились на 12%, а в Индии – на 14%. Иными словами, гипотеза о «peak car», то есть пределе, когда миру просто больше не нужны новые машины, действительно может подтвердиться.

Во многом это помогает объяснить, почему автомобильные компании по всему миру испытывают трудности, хотя безработица остается на низком уровне, а потребители вполне платежеспособны. Один из крупнейших в мире поставщиков автозапчастей, немецкая компания Continental AG, объявила на прошлой неделе о списании убытков в размере 2,5 млрд евро ($2,8 млрд) и сообщила, что не ожидает значительного роста в мировом автомобилестроении в ближайшие пять лет.

Другой компании, General Motors Co., пришлось выдержать пятинедельную забастовку, чтобы получить возможность закрыть ряд заводов, сократить расходы и увеличить инвестиции в сегмент электрических и автономных автомобилей. Во II квартале продажи компании в Китае, Северной Америке, Европе и Южной Америке снизились по сравнению с предыдущим годом.

Учитывая огромное значение автомобильной промышленности для мировой экономики, ослабление отрасли несет определенные риски. В своем последнем отчете о ситуации в мировой экономике Международный валютный фонд (МВФ) оценил долю сектора в глобальном экономическом производстве в 5,7%, а в мировой торговле – в 8%. По данным МВФ, в прошлом году автомобильная индустрия способствовала замедлению роста мирового ВВП на 20%, а замедлению торговли – на 33%.

Когда начался спад продаж, «многие думали, что это не продлится слишком долго», – говорит Гита Гопинат, главный экономист МВФ. Однако, как она при этом отмечает, действие сдерживающих факторов оказалось «более долговременным, чем мы думали».

Автомобильный сектор является основным потребителем стали, алюминия, меди, резины, пластмассы, электроники и хорошо за все это платит. Также индустрия политически чувствительна, что отчасти объясняет, почему президент Трамп пошел на ужесточение импортных ограничений. Эти ограничения, а также ответные меры со стороны других государств, в итоге привели к росту затрат и сокращению прибыли компаний.

1452145.jpg

Необходимость соответствовать новым требованиям по содержанию вредных веществ в выхлопных газах привела к задержке выпуска новых моделей авто в странах Западной Европы. По данным Арндта Эллингхорста, аналитика Evercore ISI, Европейский союз требует, чтобы к 2021 году выбросы углекислого газа у новых машин были снижены на 20%. Согласно информации эксперта, внедрение соответствующей технологии повлечет удорожание автомобилей на $890–5560, или на 5–11% от стоимости автомобиля производства BMW, Daimler или Audi. По оценкам Эллингхорста, даже если цена в конечном счете вырастет всего на 2–5%, это приведет к снижению продаж на те же 2–5%.

Как он пишет, производители «должны будут продавать автомобили, которые и раньше никогда не продавались в больших объемах». Им придется повышать цены на зрелых рынках, где клиенты и без того чрезвычайно чувствительны к ценам, однако, по его словам, «если они не сделают этого, им будут грозить суровые штрафы».

И хотя пример Европы – это исключительный случай, подобные риски довлеют и над многими другими рынками. В частности, Индия требует от отечественной автомобильной индустрии со следующего года соблюдать новые жесткие, на уровне развитых стран, стандарты в отношении выбросов частиц и закиси азота – и это может привести к удорожанию автомобилей на рынке, где клиенты чрезвычайно чувствительны к любым колебаниям цен.

Обычно инновации делают продукт дешевле или лучше. Но к автомобилям, оснащенным технологией, направленной на снижение вредных веществ в выхлопных газах, это не относится. К примеру, электромобили стоят дороже и требуют подзарядки, что является благом для окружающей среды, но не для кошелька потребителя.

Растущие издержки протекционизма и борьбы за чистоту выхлопных газов усугубляются насыщением развитых рынков, где годы пикового владения автомобилями население уже пережило.

На продажи в Индии и Китае влияют проблемы с погашением кредитов, которые выдавались без должной проверки и позволили приобрести автомобили маргинальным покупателям. В Китае снижение налога с продаж, направленное на стимулирование владения личным авто, было отменено в 2017 и 2018 годах.

По словам Майкла Данна, исполнительного директора компании ZoZoGo, специализирующей на азиатском автомобильном рынке, рынок Китая с населением в 1,4 млрд человек далек от насыщения. Однако большинство китайцев, которые могут позволить себе автомобиль, проживают в крупных городах вдоль восточного побережья, «и эти городские рынки – в значительной степени насыщенные уже сейчас». Городские власти ограничивают регистрацию новых автомобилей, а правительство не субсидирует покупку электромобилей, как это было раньше. По словам Данна, высокие расходы и хлопоты, связанные с владением автомобилем, привели к тому, что многие состоятельные городские китайцы владеют только одним автомобилем и используют райдшеринговые сервисы вместо того, чтобы покупать вторую машину.

2225416984.jpg

Как правило, владение автомобилем растет вместе с доходом на душу населения; так как доходы в более бедных странах постепенно подтягиваются к доходам людей в более богатых государствах, продажи должны расти. Однако это происходит «не так быстро, как предполагалось, поэтому бума на товары длительного пользования, включая автомобили, не случилось», – говорит Гопинат. К примеру, в 2008 году средний бразилец был на 77% богаче, чем средний китаец, но после десятилетнего периода экономической стагнации теперь он на 16% беднее. Не удивительно, что продажи автомобилей в Бразилии прошли свой пик еще пять лет назад.

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

duster-kaptur_240x400.gif

 

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций