nedvijimost-v-krizis.png

92679 просмотров

Зачем Казахстан хочет регистрировать авто с иностранными номерами

И выиграет ли от этого отечественный автопром?

Фото: Shutterstock

Что стоит за предложением МВД сделать обязательной регистрацию автомобилей с государственными номерами стран-членов ЕАЭС?

От министра внутренних дел Ерлана Тургумбаева поступило предложение ограничить на территории страны эксплуатацию жителями Казахстана автомобилей с армянскими, кыргызскими и российскими регистрационными номерами. Причина – невозможность привлечь к ответственности за нарушение правил дорожного движения (ПДД) водителей легковых машин с номерами из стран ЕАЭС. По мнению экспертов «Курсива», проблема лежит в другой плоскости.

Порушенные планы

Автоэлектрик Руслан, работник одной из алматинских станций технического обслуживания, в раздумьях: накопив почти 5 млн тенге, он решил сменить свой старый Subaru Forester 1999 года выпуска на автомобиль поновее и получше. До начала июля, когда СМИ впервые сообщили о планах главы МВД, он был практически уверен, что уже в конце месяца поедет в Ереван. «У меня все было уже подсчитано. Есть покупатель на моего старичка за 2 миллиона. Билеты до Еревана можно взять за 100 тысяч. Там уже наладил контакт с продавцом, который вместе с генеральной доверенностью готов мне отдать 3,5-литровую Camry 2018 года за $15 тысяч. На обратную дорогу уйдет тысяч 200 тенге, и у меня еще останется где-то $2 тысячи», – рассказал «Курсиву» о своих былых планах автоэлектрик Руслан. Мужчина говорит, что при подобных ценах в Казахстане даже и не рассматривал бы вопрос о поездке в Армению или в соседний Кыргызстан.

«Вы просто посмот­рите, у нас аналогичная Camry стоит минимум 12,5 миллионов. Брать в кредит еще дороже. А по trade-in мой «субарик» оценили всего в 1,5 миллиона. Кругом невыгодно! Брать авто нашей сборки я не хочу. Опять же, дорого и как-то ненадежно в сравнении с тем, что я в Армении присмотрел», – заметил Руслан, недобрым словом помянув главу МВД, который своей инициативой заставил его пересмотреть планы на текущий июль. В результате мастер СТО был вынужден перенести свой отпуск на конец сентября. «Я так понял, что к тому времени вопрос по регистрации машин с армянскими и киргизскими номерами будет уже решен. Надеюсь, что в пользу простых людей. Если нет, то, думаю, люди найдут другие лазейки для приобретения качественных и недорогих машин», – заключил Руслан. 

Нет системы – нет порядка?

По мнению юриста Сергея Злотникова, министру внутренних дел Ерлану Тургумбаеву не стоило делать заявления подобного рода: «Такие заявления могут делать депутаты мажилиса, но не министры. Представители исполнительной власти должны ссылаться на нормативные постановления, документы, законы и так далее. А то, что мы увидели, – это чистой воды популизм». Сергей Злотников заметил, что для нашей дорожной полиции и так в норме вещей без всяких причин останавливать автомобили с иностранными номерами. 

Юрист не согласен с распространенным мнением, что своим предложением регистрировать автомобили с иностранными номерами через 10 дней министр лоббирует интересы казахстанского автопрома. «Ввозимые из Армении, Кыргызстана или России автомобили невозможно поставить на учет, не выплатив таможенных пошлин и утилизационного сбора, невозможно поставить на учет. Нельзя эту машину и продать. Совершенно невыгодное дело», – заметил юрист. По его мнению, истинная проблема заключается в фактическом отсутствии системного подхода к учету автомобилей, въезжающих на территорию Казахстана из-за рубежа. При этом Сергей Злотников уверен, что решить ее можно без особых затруднений. Варианты – от использования специального программного обеспечения на компьютерах в полицейских автомобилях (в США такие появились лет 30 назад) до выдачи на границе стикеров на лобовое стекло, где указывается дата въезда каждого автомобиля с иностранными номерами.

Закон и серые схемы

Еще один юрист, Сергей Уткин, придерживается несколько иного взгляда на сделанное министром внутренних дел заявление. «С 2010 года у нас введены драконовские таможенные пошлины, а позже появился и утилизационный сбор. И людям нужны огромные деньги, чтобы только растаможить законно приобретенный автомобиль. Неудивительно, что ввоз автомобилей из-за рубежа у нас почти прекратился. Покупать же на территории Казахстана новый автомобиль у 90% населения страны возможности просто нет. Очень и очень дорого! У большинства людей выбор невелик: либо приобретать убитый подержанный автомобиль, либо использовать какие-то серые схемы», – поделился своими наблюдениями Сергей Уткин. 

К серым схемам полулегального характера юрист как раз и относит автомобили с армянскими, киргизскими и российскими номерами, которыми фактически владеют граждане Казахстана. «Несколько лет назад на встрече с юристами известный экономист Григорий Марченко спросил: если жизнь не соответствует закону, что надо сделать? Юристы ответили: надо изменить жизнь. Нет, сказал Марченко, надо изменить закон. С 2010 года из-за таможенных пошлин и утилизационного сбора жизнь у нас фактически не соответствует закону. Есть ощущение, что МВД, понимая, что речь идет уже о нескольких десятках, а то и сотнях тысяч автомобилей, предложило изменить закон», – высказал свою точку зрения Сергей Уткин. При этом он обратил внимание, что с введением обязательной регистрации машин с иностранными номерами у их казахстанских владельцев появляется возможность хоть как-то узаконить свои полулегальные авто. Хотя бы потому, считает юрист, что, по логике вещей, им должны будут выдавать временные казахстанские номера.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

kursiv_in_telegram.JPG

banner_wsj.gif


Материалы по теме


Читайте в этой рубрике

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

kursiv_instagram.gif

Читайте свежий номер

kursiv_opros.gif

kursiv_opros.gif