В Казахстане снизятся продажи автобусов

По пессимистичному прогнозу продажи будут составлять 1550-1600 единиц в год

Фото: Shutterstock.com

В рамках выставки Busworld эксперты обсуждали нынешнее состояние рынка общественного транспорта страны. По словам директора агентства Russian Automotive Market Research Татьяны Арабаджи, в Казахстане будут снижаться продажи новых автобусов, и небольшие транспортные компании в скором времени могут покинуть рынок.

«Пока мы видим активное обновление автопарка в крупных городах – Алматы, Нур-Султан, Шымкент, Семей. У перевозчиков существует большой блок проблем в связи с тем, что ставки в общественном транспорте низкие, существует большая категория льготных пассажиров, и, по словам перевозчиков, полной компенсации за эти потери они не получают», – рассказала Татьяна Арабаджи.

Частные перевозчики из-за ограниченного фондирования предпочитают покупать подержанные транспортные средства, в то время как местные власти требуют от предпринимателей приобретать новые автобусы.

«В этой ситуации часть перевозчиков с рынка может уйти, если правительство не окажет им поддержку. Пока им помогают государственные программы: «Нұрлы жол», «Программа комплексного развития автобусных перевозок», «Программа утилизации старых авто», – сообщила спикер.

Последние два года автопарки страны приобрели чуть более 7 тыс. автобусов, в первом квартале этого года на рынке было реализовано 2 354 единицы общественного транспорта.

«Постепенно рынок насыщается, обновятся парки больших городов, закончатся государственные программы. В пессимистичном варианте в РК будет продаваться 1550–1600 автобусов в год», – резюмировала директор агентства.

Топ-10 популярных автобусных брендов Казахстана

bus.jpg

Информация предоставлена Russian Automotive Market Research.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

Дочки российских банков стали крупнейшими получателями денег по программе льготных автокредитов

В последнем транше БРК их долю приходится почти две трети выделенных средств

Фото: Depositphotos/keleny

Банк Развития Казахстана (БРК) направил 20 миллиардов тенге банкам на программу льготного автокредитования.

В свою очередь сам БРК получил эти деньги через облигационный заeм у АО «Казахстанский фонд устойчивости» (КФУ, дочерняя организация Национального банка). После этого деньги поступили в коммерческие банки, а уже сами БВУ выдают населению Казахстана автокредиты по ставке 4% до семи лет на машины не дороже 15 млн тенге.

За пять лет, с 2015 года, это шес­той транш БР; всего на эти цели со стороны государства БВУ было выделено 82 млрд тенге.  

«Два транша из Национального фонда в общей сумме 26 миллиардов тенге в 2015–2016 годах, два транша из республиканского бюджета в общей сумме 16 миллиардов тенге в 2018–2019 годах. В 2019–2020 годах БРК путем выпуска облигаций осуществил заимствование на 40 миллиардов тенге у АО «Казахстанский фонд устойчивости», – говорится в сообщении БРК.

Программа финансирования льготного кредитования рассчитана на 20 лет и основана на револьверном принципе: за счет средств, поступающих от погашения основного долга физическими лицами, получившими кредит, банки будут выдавать новые займы на приобретение автомобилей. «Благодаря такому повторному освоению средств казахстанцы приобрели на льготных условиях 20 629 автомобилей отечественной сборки на общую сумму 98 219 млн тенге», – уточняют в БРК. Средняя стоимость автомобиля по программе составляет более 4,7 млн тенге. 

Под действие программы льготного автокредитования попали два казахстанских производителя – АО «Азия Авто» и ТОО «СарыаркаАвтоПром», выпускающие машины под брендами JAC, Chevrolet, Ravon, УАЗ, Hyundai, Kia, Skoda, LADA и др. – всего 42 модели автомобилей.

В рамках шестого транша БРК направил 13 из 20 млрд тенге дочкам российских банков в Казахстане: Сбербанк России получил 8 млрд тенге, ВТБ Банк – 5 млрд тенге, ForteBank – 5 млрд тенге и Народный банк Казахстана – 2 млрд тенге.

Согласно данным с сайта БРК самые большие лимиты по программе имеет Сбербанк, который может получить более 19,1 млрд тенге, на втором месте Народный банк Казахстана – более 14,1 млрд тенге, на третьем – Евразийский банк – 11,1 млрд, далее идут Банк ЦентрКредит – 7,7 млрд тенге, ВТБ – 6,5 млрд, ForteBank – 1,64 млрд, АТФБанк – 1,6 млрд. Судя по всему, по ForteBank лимиты были увеличены.

Топ-менеджер казахстанского банка на условиях анонимности прокомментировал «Курсиву»: «Странно, что национальные программы финансируются через иностранные банки: получается, что мы субсидируем российские банки для покупки запчастей из России». 

АО «Банк Развития Казахстана» – национальный институт развития по модернизации и развитию несырьевого и инфраструктурного секторов экономики Казахстана, созданный в 2001 году. Основные направления деятельности – развитие производственной инфраструктуры и обрабатывающей промышленности, содействие и привлечение внешних и внутренних инвестиций в экономику страны. БРК выступает одним из крупнейших инвестиционных операторов Государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития (ГПФИИР). БРК входит в структуру АО «Национальный управляющий холдинг «Байтерек».

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

kursiv_instagram.gif

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg