Льготы и прозрачность: как развивается отечественный автопром

Опубликовано (обновлено )
Насколько эффективно работают средства, направленные на поддержку казахстанских автопроизводителей

Программа льготного кредитования действует в Казахстане с апреля 2015 года. Главные цели программы: предоставить комфортные условия покупки новых автомобилей жителям страны и стимулировать рост отечественного производства. Как результат – создание новых рабочих мест и рост государственных доходов за счёт налоговых поступлений производителей, улучшение качества жизни граждан. 

В мировой практике сама по себе выдача льготных кредитов на покупку автомобилей как инструмент поддержки отечественного производителя не является уникальной. Этот механизм испытан в Южной Корее, некоторых странах Европы и в Российской Федерации.

Достоинство казахстанской модели в том, что финансирование программы осуществляется на возвратной основе из средств Нацфонда, в то время как зарубежный опыт предусматривает простое субсидирование процентной ставки за счёт бюджета. С 2015 года объём финансирования программы составил 42 млрд тенге. В соответствии с лимитами, каждый транш распределяется между автопроизводителями.

Как работает программа и кого можно отнести к её интересантам? 

Оператор программы – Банк Развития Казахстана, распределяет каждый новый транш между банками второго уровня, контролирует процентные ставки, а также распределение и освоение средств между производителями. 

Эффективная ставка кредита не превышает 7,5% годовых с учётом затрат на страхование и оформление, первоначальный взнос определяется каждым банком самостоятельно. Стоимость автомобиля, приобретаемого в кредит, не должна превышать 15 млн тенге, в этот лимит укладывается абсолютное большинство автомобилей, производимых в нашей стране. 

Каков спрос на льготные кредиты?

В прошлом году каждый 20-й автомобиль отечественного производства был реализован при поддержке программы льготного кредитования, за год её участниками стали 3,3 тыс. жителей страны. В общей сложности, с 2015 года в рамках программы было реализовано более 13,5 тыс. автомобилей – это, безусловно, существенная доля сбыта отечественных автозаводов. 

Однако спрос со стороны покупателей кратно превышает возможности программы. Свидетельство тому – скорость освоения каждого транша, который «расходится» в течение двух месяцев. В 2019 году только за первый месяц после получения нового транша реализация составила около 50%.

1_5.jpg

(данные АО «Банк Развития Казахстана» по состоянию на май 2019 года)

Насколько доступна программа?

Технически на одобрение каждого кредита требуется менее одной недели, однако сразу после освоения транша в банках образуются очереди на револьверное финансирование в рамках погашения ранее выданных кредитов – клиенты вынуждены ждать одобрения по несколько месяцев. В определённой степени это также обусловлено распределением лимитов финансирования между двумя автопроизводителями: в рамках 4 транша по 4 млрд тенге ТОО «СарыаркаАвтоПром» и АО «АЗИЯ АВТО».

Каков результат: для государства и производителей в частности?

В купе с расширением модельного ряда отечественных производителей и стабильным макроэкономическим фоном, программа льготного кредитования обеспечила рост производственных объёмов и показателей продаж. Положительная динамика продолжается на протяжении уже 28 месяцев. В первом квартале текущего года вклад отрасли в ВВП страны вырос на 33,2% — автопром стал наиболее быстрорастущей отраслью казахстанской экономики. То есть главные задачи выполняются, и программа работает. Но за счет чего происходит рост государственных доходов? В чем интерес государства?

С 2015 года общий объём налоговых поступлений только двух производителей составил более 12 млрд тенге.

2_6.jpg

(по данным КГД МФ РК и отраслевого союза «КазАвтоПром»)
 
В то же время среди игроков отрасли наблюдается дисбаланс в отношении фискальной нагрузки и динамики продаж. Большая часть налоговых поступлений за 2018 год – 4,1 млрд тенге или 55% пришлось на долю завода «АЗИЯ АВТО». Общий объём налоговых поступлений всех казахстанских автопроизводителей составил 7,5 млрд тенге за 2018 год.

3_3.jpg

(по данным КГД МФ РК и отраслевого союза «КазАвтоПром»)

По данным за 2018 год на предприятии в Усть-Каменогорске было создано 100 рабочих мест, средний уровень оплаты труда был поднят на 20% – до 221 тыс. тенге, производительность по добавленной стоимости была увеличена практически вдвое и достигла 51 млн тенге на одного работника.

Кроме того, в мае текущего года АО «АЗИЯ АВТО» вошло в рейтинг 100 наиболее прозрачных компаний Казахстана, составленный республиканским деловым изданием. 

Аналогичные показатели предприятия «СарыаркаАвтоПром», второго по величине, но лидирующего по росту сбыта продукции, не доступны в открытых источниках. При этом наиболее существенный рост продаж продукции костанайского автозавода сопровождается снижением налоговых поступлений. Влияние деятельности предприятия на общие показатели программы индустриализации также вызвало обеспокоенность сенаторов: «СарыаркаАвтоПром» отнесли к числу проектов, развитие которых затруднено в связи с перепрофилированием производства, экономической нецелесообразностью или банкротством. 

Очередной транш налоговых поступлений предприятия станет объективным показателем эффективности работы «СарыаркаАвтоПром». При этом по итогам 2018 года завод стал лидером отрасли по объёму выручки, а по налоговым выплатам занимает лишь 3-ю позицию.

4_5.jpg

(по данным КГД МФ РК и отраслевого союза «КазАвтоПром»)

5_3.jpg

(по данным КГД МФ РК и отраслевого союза «КазАвтоПром»)

6_2.jpg

(по данным КГД МФ РК и отраслевого союза «КазАвтоПром»)

7_3.jpg

(по данным КГД МФ РК и отраслевого союза «КазАвтоПром»)

Как повысить эффективность программы?

Закрытая структура налоговых поступлений одного из ключевых автопроизводителей в стране не позволяет в полной мере судить о состоянии предприятия и перспективах рынка. В этой связи стоит задуматься: на сколько рационально происходит распределение фискальных льгот и инструментов государственной поддержки и что можно получить при их адресном использовании.

Кроме того, средства, направленные на поддержку отрасли, должны быть возвращены в виде растущих от объёма производства налоговых поступлений. Иначе направленные на поддержку средства становятся субсидиями. Поддержка отечественных производителей является устоявшейся мировой практикой, однако доступ к её инструментам должны иметь предприятия с эффективной, прозрачной деятельностью, имеющие чёткие перспективы развития и экспортный потенциал.

*все данные взяты из открытых источников

Читайте также