Перейти к основному содержанию

bavaria_x6_1200x120.gif


2215 просмотров

Льготы и прозрачность: как развивается отечественный автопром

Насколько эффективно работают средства, направленные на поддержку казахстанских автопроизводителей

Программа льготного кредитования действует в Казахстане с апреля 2015 года. Главные цели программы: предоставить комфортные условия покупки новых автомобилей жителям страны и стимулировать рост отечественного производства. Как результат – создание новых рабочих мест и рост государственных доходов за счёт налоговых поступлений производителей, улучшение качества жизни граждан. 

В мировой практике сама по себе выдача льготных кредитов на покупку автомобилей как инструмент поддержки отечественного производителя не является уникальной. Этот механизм испытан в Южной Корее, некоторых странах Европы и в Российской Федерации.

Достоинство казахстанской модели в том, что финансирование программы осуществляется на возвратной основе из средств Нацфонда, в то время как зарубежный опыт предусматривает простое субсидирование процентной ставки за счёт бюджета. С 2015 года объём финансирования программы составил 42 млрд тенге. В соответствии с лимитами, каждый транш распределяется между автопроизводителями.

Как работает программа и кого можно отнести к её интересантам? 

Оператор программы – Банк Развития Казахстана, распределяет каждый новый транш между банками второго уровня, контролирует процентные ставки, а также распределение и освоение средств между производителями. 

Эффективная ставка кредита не превышает 7,5% годовых с учётом затрат на страхование и оформление, первоначальный взнос определяется каждым банком самостоятельно. Стоимость автомобиля, приобретаемого в кредит, не должна превышать 15 млн тенге, в этот лимит укладывается абсолютное большинство автомобилей, производимых в нашей стране. 

Каков спрос на льготные кредиты?

В прошлом году каждый 20-й автомобиль отечественного производства был реализован при поддержке программы льготного кредитования, за год её участниками стали 3,3 тыс. жителей страны. В общей сложности, с 2015 года в рамках программы было реализовано более 13,5 тыс. автомобилей – это, безусловно, существенная доля сбыта отечественных автозаводов. 

Однако спрос со стороны покупателей кратно превышает возможности программы. Свидетельство тому – скорость освоения каждого транша, который «расходится» в течение двух месяцев. В 2019 году только за первый месяц после получения нового транша реализация составила около 50%.

1_5.jpg

(данные АО «Банк Развития Казахстана» по состоянию на май 2019 года)

Насколько доступна программа?

Технически на одобрение каждого кредита требуется менее одной недели, однако сразу после освоения транша в банках образуются очереди на револьверное финансирование в рамках погашения ранее выданных кредитов – клиенты вынуждены ждать одобрения по несколько месяцев. В определённой степени это также обусловлено распределением лимитов финансирования между двумя автопроизводителями: в рамках 4 транша по 4 млрд тенге ТОО «СарыаркаАвтоПром» и АО «АЗИЯ АВТО».

Каков результат: для государства и производителей в частности?

В купе с расширением модельного ряда отечественных производителей и стабильным макроэкономическим фоном, программа льготного кредитования обеспечила рост производственных объёмов и показателей продаж. Положительная динамика продолжается на протяжении уже 28 месяцев. В первом квартале текущего года вклад отрасли в ВВП страны вырос на 33,2% - автопром стал наиболее быстрорастущей отраслью казахстанской экономики. То есть главные задачи выполняются, и программа работает. Но за счет чего происходит рост государственных доходов? В чем интерес государства?

С 2015 года общий объём налоговых поступлений только двух производителей составил более 12 млрд тенге.

2_6.jpg

(по данным КГД МФ РК и отраслевого союза «КазАвтоПром»)
 
В то же время среди игроков отрасли наблюдается дисбаланс в отношении фискальной нагрузки и динамики продаж. Большая часть налоговых поступлений за 2018 год – 4,1 млрд тенге или 55% пришлось на долю завода «АЗИЯ АВТО». Общий объём налоговых поступлений всех казахстанских автопроизводителей составил 7,5 млрд тенге за 2018 год.

3_3.jpg

(по данным КГД МФ РК и отраслевого союза «КазАвтоПром»)

По данным за 2018 год на предприятии в Усть-Каменогорске было создано 100 рабочих мест, средний уровень оплаты труда был поднят на 20% – до 221 тыс. тенге, производительность по добавленной стоимости была увеличена практически вдвое и достигла 51 млн тенге на одного работника.

Кроме того, в мае текущего года АО «АЗИЯ АВТО» вошло в рейтинг 100 наиболее прозрачных компаний Казахстана, составленный республиканским деловым изданием. 

Аналогичные показатели предприятия «СарыаркаАвтоПром», второго по величине, но лидирующего по росту сбыта продукции, не доступны в открытых источниках. При этом наиболее существенный рост продаж продукции костанайского автозавода сопровождается снижением налоговых поступлений. Влияние деятельности предприятия на общие показатели программы индустриализации также вызвало обеспокоенность сенаторов: «СарыаркаАвтоПром» отнесли к числу проектов, развитие которых затруднено в связи с перепрофилированием производства, экономической нецелесообразностью или банкротством. 

Очередной транш налоговых поступлений предприятия станет объективным показателем эффективности работы «СарыаркаАвтоПром». При этом по итогам 2018 года завод стал лидером отрасли по объёму выручки, а по налоговым выплатам занимает лишь 3-ю позицию.

4_5.jpg

(по данным КГД МФ РК и отраслевого союза «КазАвтоПром»)

5_3.jpg

(по данным КГД МФ РК и отраслевого союза «КазАвтоПром»)

6_2.jpg

(по данным КГД МФ РК и отраслевого союза «КазАвтоПром»)

7_3.jpg

(по данным КГД МФ РК и отраслевого союза «КазАвтоПром»)

Как повысить эффективность программы?

Закрытая структура налоговых поступлений одного из ключевых автопроизводителей в стране не позволяет в полной мере судить о состоянии предприятия и перспективах рынка. В этой связи стоит задуматься: на сколько рационально происходит распределение фискальных льгот и инструментов государственной поддержки и что можно получить при их адресном использовании.

Кроме того, средства, направленные на поддержку отрасли, должны быть возвращены в виде растущих от объёма производства налоговых поступлений. Иначе направленные на поддержку средства становятся субсидиями. Поддержка отечественных производителей является устоявшейся мировой практикой, однако доступ к её инструментам должны иметь предприятия с эффективной, прозрачной деятельностью, имеющие чёткие перспективы развития и экспортный потенциал.

*все данные взяты из открытых источников


1683 просмотра

В Казахстане появился дилерский центр Cadillac и Chevrolet

Казахстанский рынок заинтересовал General Motors в рамках выхода компании на рынок СНГ

Фото: PIXABAY

Официальный дилерский центр был открыт спустя два года после фактического выхода американского концерна General Motors на казахстанский рынок с брендами Chevrolet и Cadillac – дилерское соглашение было подписано в 2017 году. Два года ушло на постройку шоурума и подготовку персонала, инвестиции в проект составили более $4 млн.

Статус требует

Продажи Cadillac и Chevrolet через официального дилера начались тогда же, в 2017 году, поэтому у представителей американского производителя есть данные для сравнения, и они демонстрируют оптимистичную картину. По словам генерального директора General Motors Россия Эктора Вилларреала, «если сравнить первые четыре месяца этого года с аналогичным периодом прошлого года, то в целом продажи GM увеличились в несколько раз. Доля Escalade выросла более чем в 3 раза. Это очень показательно».

Цифры первых пяти месяцев 2019 года: Cadillac Almaty реализовал свыше 60 автомобилей.

«У нас очень агрессивный и амбициозный план по росту. Мы планируем расширение модельной линейки. Причем не только уже имеющейся – мы планируем зайти и в другие сегменты», – прокомментировал Вилларреал.

В планах компании до конца года довести продажи премиальных автомобилей до 200 единиц. Сейчас львиная доля продаж приходится на внедорожники Cadillac Escalade и Chevrolet Tahoe, растет спрос на кроссоверы Cadillac XT5 и Chevrolet Traverse. В 2019 году модельный ряд, официально представленный в Казахстане, пополнит спортивный автомобиль Chevrolet Camaro, на 2020/21 год намечено пополнение модельного ряда семейства премиальных кроссоверов Cadillac.

Кроме того, в планах официального дилера расширение присутствия брендов на казахстанском рынке. В настоящее время компания работает над увеличением модельного ряда автомобилей, поставляемых в Казахстан, а также над дальнейшим развитием сервисного направления в девяти крупных городах страны, где уже представлены уполномоченные сервисные центры.

Рост на Содружестве

Казахстанский рынок заинтересовал General Motors в рамках выхода компании на рынок СНГ.

«Наша основная задача – расти, расширяться. Страны СНГ – это одна из возможностей этого роста. Казахстан нам особенно интересен, потому что мы видим динамичный, активно развивающийся рынок. Население Алматы – почти 2 млн человек, Нур-Султана – почти миллион человек. Оба этих города очень активно реагируют на наш продукт», – поделился генеральный директор General Motors Россия Эктор Вилларреал.

Компании не пришлось специально адаптировать автомобили под казахстанский рынок – специ­фикация и общие требования для России и Казахстана практически идентичны. Они касаются качества топлива, климатических условий (автомобили для других рынков не адаптированы к холодам), установки системы экстренного реагирования при авариях. Но есть и отличия: если модели авто, которые завозятся в Россию, актуальны практически на всех рынках СНГ, то казахстанские покупатели, по словам Эктора Вилларреала, отличаются изысканностью вкуса.

«За два года присутствия на казахстанском рынке можно сказать, что у казахстанских клиентов очень изысканные потребности. Для них важно высокое качество, современные технологии, премиальность бренда и индивидуальный подход», – отметил он.

Все седаны, кроссоверы и внедорожники, представленные в Казахстане, производятся на заводах компании General Motors в Техасе (Арлингтон) и Теннесси. По этой причине клиенты бренда высказывали опасения о перспективах Cadillac и Chevrolet на рынках СНГ, если американской компании придется покинуть российский рынок по политическим или экономическим мотивам. Однако Эктор Вилларреал заверил, что компания на рынке СНГ всерьез и надолго:

«Мы расширяемся. Мы открываем новые дилерские центры в России и теперь в Казахстане. Мы расширяем свою продуктовую линейку. Мы не уходим с рынка, где мы успешны».

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Депозиты в какой валюте вы предпочитаете?

Варианты

d1fHAmG5BPI.jpg

almaty2019_kursiv_240×400.jpg

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций