Перейти к основному содержанию


3573 просмотра

Льготы и прозрачность: как развивается отечественный автопром

Насколько эффективно работают средства, направленные на поддержку казахстанских автопроизводителей

Программа льготного кредитования действует в Казахстане с апреля 2015 года. Главные цели программы: предоставить комфортные условия покупки новых автомобилей жителям страны и стимулировать рост отечественного производства. Как результат – создание новых рабочих мест и рост государственных доходов за счёт налоговых поступлений производителей, улучшение качества жизни граждан. 

В мировой практике сама по себе выдача льготных кредитов на покупку автомобилей как инструмент поддержки отечественного производителя не является уникальной. Этот механизм испытан в Южной Корее, некоторых странах Европы и в Российской Федерации.

Достоинство казахстанской модели в том, что финансирование программы осуществляется на возвратной основе из средств Нацфонда, в то время как зарубежный опыт предусматривает простое субсидирование процентной ставки за счёт бюджета. С 2015 года объём финансирования программы составил 42 млрд тенге. В соответствии с лимитами, каждый транш распределяется между автопроизводителями.

Как работает программа и кого можно отнести к её интересантам? 

Оператор программы – Банк Развития Казахстана, распределяет каждый новый транш между банками второго уровня, контролирует процентные ставки, а также распределение и освоение средств между производителями. 

Эффективная ставка кредита не превышает 7,5% годовых с учётом затрат на страхование и оформление, первоначальный взнос определяется каждым банком самостоятельно. Стоимость автомобиля, приобретаемого в кредит, не должна превышать 15 млн тенге, в этот лимит укладывается абсолютное большинство автомобилей, производимых в нашей стране. 

Каков спрос на льготные кредиты?

В прошлом году каждый 20-й автомобиль отечественного производства был реализован при поддержке программы льготного кредитования, за год её участниками стали 3,3 тыс. жителей страны. В общей сложности, с 2015 года в рамках программы было реализовано более 13,5 тыс. автомобилей – это, безусловно, существенная доля сбыта отечественных автозаводов. 

Однако спрос со стороны покупателей кратно превышает возможности программы. Свидетельство тому – скорость освоения каждого транша, который «расходится» в течение двух месяцев. В 2019 году только за первый месяц после получения нового транша реализация составила около 50%.

1_5.jpg

(данные АО «Банк Развития Казахстана» по состоянию на май 2019 года)

Насколько доступна программа?

Технически на одобрение каждого кредита требуется менее одной недели, однако сразу после освоения транша в банках образуются очереди на револьверное финансирование в рамках погашения ранее выданных кредитов – клиенты вынуждены ждать одобрения по несколько месяцев. В определённой степени это также обусловлено распределением лимитов финансирования между двумя автопроизводителями: в рамках 4 транша по 4 млрд тенге ТОО «СарыаркаАвтоПром» и АО «АЗИЯ АВТО».

Каков результат: для государства и производителей в частности?

В купе с расширением модельного ряда отечественных производителей и стабильным макроэкономическим фоном, программа льготного кредитования обеспечила рост производственных объёмов и показателей продаж. Положительная динамика продолжается на протяжении уже 28 месяцев. В первом квартале текущего года вклад отрасли в ВВП страны вырос на 33,2% - автопром стал наиболее быстрорастущей отраслью казахстанской экономики. То есть главные задачи выполняются, и программа работает. Но за счет чего происходит рост государственных доходов? В чем интерес государства?

С 2015 года общий объём налоговых поступлений только двух производителей составил более 12 млрд тенге.

2_6.jpg

(по данным КГД МФ РК и отраслевого союза «КазАвтоПром»)
 
В то же время среди игроков отрасли наблюдается дисбаланс в отношении фискальной нагрузки и динамики продаж. Большая часть налоговых поступлений за 2018 год – 4,1 млрд тенге или 55% пришлось на долю завода «АЗИЯ АВТО». Общий объём налоговых поступлений всех казахстанских автопроизводителей составил 7,5 млрд тенге за 2018 год.

3_3.jpg

(по данным КГД МФ РК и отраслевого союза «КазАвтоПром»)

По данным за 2018 год на предприятии в Усть-Каменогорске было создано 100 рабочих мест, средний уровень оплаты труда был поднят на 20% – до 221 тыс. тенге, производительность по добавленной стоимости была увеличена практически вдвое и достигла 51 млн тенге на одного работника.

Кроме того, в мае текущего года АО «АЗИЯ АВТО» вошло в рейтинг 100 наиболее прозрачных компаний Казахстана, составленный республиканским деловым изданием. 

Аналогичные показатели предприятия «СарыаркаАвтоПром», второго по величине, но лидирующего по росту сбыта продукции, не доступны в открытых источниках. При этом наиболее существенный рост продаж продукции костанайского автозавода сопровождается снижением налоговых поступлений. Влияние деятельности предприятия на общие показатели программы индустриализации также вызвало обеспокоенность сенаторов: «СарыаркаАвтоПром» отнесли к числу проектов, развитие которых затруднено в связи с перепрофилированием производства, экономической нецелесообразностью или банкротством. 

Очередной транш налоговых поступлений предприятия станет объективным показателем эффективности работы «СарыаркаАвтоПром». При этом по итогам 2018 года завод стал лидером отрасли по объёму выручки, а по налоговым выплатам занимает лишь 3-ю позицию.

4_5.jpg

(по данным КГД МФ РК и отраслевого союза «КазАвтоПром»)

5_3.jpg

(по данным КГД МФ РК и отраслевого союза «КазАвтоПром»)

6_2.jpg

(по данным КГД МФ РК и отраслевого союза «КазАвтоПром»)

7_3.jpg

(по данным КГД МФ РК и отраслевого союза «КазАвтоПром»)

Как повысить эффективность программы?

Закрытая структура налоговых поступлений одного из ключевых автопроизводителей в стране не позволяет в полной мере судить о состоянии предприятия и перспективах рынка. В этой связи стоит задуматься: на сколько рационально происходит распределение фискальных льгот и инструментов государственной поддержки и что можно получить при их адресном использовании.

Кроме того, средства, направленные на поддержку отрасли, должны быть возвращены в виде растущих от объёма производства налоговых поступлений. Иначе направленные на поддержку средства становятся субсидиями. Поддержка отечественных производителей является устоявшейся мировой практикой, однако доступ к её инструментам должны иметь предприятия с эффективной, прозрачной деятельностью, имеющие чёткие перспективы развития и экспортный потенциал.

*все данные взяты из открытых источников


819 просмотров

Как иностранные игроки меняют рынок аренды автомобилей в Казахстане

И почему разоряются местные компании

Фото: shutterstock

Каршеринг Anytime со ссылкой на акимат Алматы заявил о заметном сокращении автомобилей на улицах города: если в сентябре 2018 года на улицах было 288 автомобилей на тысячу человек, то сейчас этот показатель равен 251. А к 2035 году, надеется акимат, сократится до 155 единиц транспорта на тысячу жителей. Один из инструментов снижения городского трафика – аренда автомобилей. «Курсив» узнал у ведущих игроков этого рынка, что мешает данной сфере услуг заработать в полную силу.

Тайны «взлетевшего» каршеринга

С момента начала работы в Казахстане в 2018 году сервис каршеринга Anytime стал витриной всего рынка аренды автомобилей. Его брендированные машины заметны в городском потоке, конкурентов в сегменте поминутной аренды машин у компании нет. Сейчас парк Anytime составляет 340 автомобилей, в конце сентября добавятся еще 60. За минувший год на автомобилях компании совершено полмиллиона поездок, клиентская база достигла показателя 100 тыс.

Anytime не сообщает о вандализме в отношении своих машин – такие случаи отмечались в первые дни работы сервиса, но эта волна быстро сошла на нет. У компании нет жалоб на безответственное поведение клиентов, возможные аварии и так далее. Причины, которые тормозят развитие рынка аренды в целом, для сервиса каршеринга словно не существуют. Но и о причинах лояльности рынка компания не распространяется, предпочитая держать свои бизнес-секреты в тайне.

Рынок аренды – около 100 автомобилей

Что представляет собой остальной рынок аренды автомобилей? Во-первых, он состоит из двух крупных сегментов: аренда легковой и коммерческой техники (чаще в форме лизинга, то есть долгосрочной аренды техники с правом последующего выкупа). Далее он сегментируется по срокам аренды: помимо упомянутого каршеринга есть краткосрочная аренда (1–3 дня) и долгосрочная (от 7 дней).

Крупной компанией на рынке аренды автомобилей считается та, которая имеет парк из 30 автомобилей. По разным оценкам, таких компаний на рынке Алматы от трех до пяти. В их числе и местные офисы глобальных брендов Avis и Hertz.

Офис Avis открыт в Алматы в 2014 году (основное направление компании – лизинг; лизинговый парк компании составляет около тысячи автомобилей). Hertz зашла на рынок два года спустя. Их клиенты – иностранные туристы и специалисты. Арендовать здесь машину оперативно очень сложно: как правило, очередь расписана на полгода вперед.

Обе компании подтвердили растущий спрос на их услуги и планы по расширению автопарка. При этом эксперт компании Hertz отметил, что интерес к стране у иностранцев, предпочитающих путешествия на арендованных автомобилях, сдерживается нелестными отзывами о контактах с местной дорожной полицией.

Говоря о прибыльности этого бизнеса, эксперт компании Hertz подчеркнул важность правильного управления бизнес-процессами. В этом случае прибыль находится в прямой зависимости от числа автомобилей. Отсутствие навыков менеджмента в Hertz считают главным недостатком местных компаний.

Почему разоряются местные компании

Будни казахстанских компаний, специализирующихся на аренде автомобилей, на условиях анонимности описал владелец одного из крупнейших на рынке автопарков. По его словам, в среднем этот бизнес живет около полугода. Предприниматели совершают серьезную ошибку, когда пытаются удешевить услуги, предоставляя в аренду машины среднего класса без водителей. Как правило, клиенты относятся к технике и соблюдению правил движения безответственно. В итоге постоянно растущие расходы быстро топят бизнес.

Наш собеседник предпочитает работать в сфере аренды люксовых автомобилей с водителем. Это означает завышенный ценник на услуги и ограниченный круг заказчиков. С другой стороны, машины всегда под присмотром. Среди проблем, которые назвал собеседник, трудности с квалифицированным техническим обслуживанием машин и дефицит ответственных водителей.

Сколько стоит прокат автомобиля

Минимальная цена, по которой можно арендовать автомобиль в Алматы, составляет 7–10 тыс. тенге за сутки. При аренде на более долгий срок можно получить скидку от 10 до 50%. К этому обязателен депозит или залог за автомобиль в сумме 30–50 тыс. тенге.

Модели эконом-класса: сутки аренды Daewoo Matiz Joy стоят 7 тыс. тенге. Lada Kalina или Lada Granta можно арендовать за 8 и 10 тыс. тенге соответственно. Renault Logan стоит от 9 тыс. тенге, а за 11,5 тыс. тенге можно выбрать Volkswagen Polo, Hyundai Accent или Chevrolet Aveo. Стоимость проката Kia Rio и Skoda Rapid стартует с 13 тыс. тенге, а Toyota Corolla – c 23 тыс. тенге.

Среди автомобилей класса комфорт можно выбрать одну из моделей популярной в Казахстане Toyota Camry. Модели от 30 до 55 обойдутся в среднем в 14–25 тыс. тенге в сутки. А цена на последнюю Camry 70 стартует с 32 тыс. тенге. Lexus GS 300 2002 года выпуска обойдется в 13 тыс. тенге в сутки, а Lexus GS 300 2017 года – в 23,5 тыс. тенге. Кроме того, в этом сегменте представлены Ford Mondeo (от 16 тыс. тенге), BMW 525I (от 23,5 тыс. тенге), а также Нundai Еlantra. Причем среди последних доступны модели 2018 (от 18 тыс. тенге) и 2019 (от 22 тыс. тенге) годов.

В премиум-сегменте представлены практически все ведущие мировые бренды. Стоимость за сутки проката этих автомобилей стартует с 40 тыс. тенге. За эту сумму можно арендовать Jaguar XF. Mercedes S-Class обойдется в сумму от 60 до 100 тыс. тенге. Если хочется чего-то более экзотического, то можно выбрать, например, Bentley Coupe 2010 года (100 тыс. тенге) или Chevrolet Camaro 2015 года (от 50 тыс. тенге в сутки).

Сегмент внедорожников и кроссоверов также представлен автомобилями как эконом-класса, так и премиум. Здесь цены варьируются от 17 до 100 тыс. тенге в сутки. Один из самых бюджетных «проходимцев» – Renault Duster (от 17 тыс. тенге). Корейские кроссоверы Hyundai Tucson Hyundai Creta или Kia Sportage можно арендовать за 20 тыс. тенге.

Стоимость внедорожников Toyota (Land Cruiser Prado, Fortuner, Land Cruiser 100) стартует с отметки 25 тыс., так же как и Lexus LX 470. За Range Rover придется заплатить от 25 до 60 тыс. тенге. Цена на Mercedes-Benz G-Class (иначе говоря, Gelandewagen) начинается от 40 тыс. тенге. Кроме того, в премиум-сегменте предлагаются Porsche Cayenne (от 30 тыс. тенге), Audi Q7 (от 30 тыс. тенге), Сadillac Escalade (от 40 тыс. тенге), Infinity QX56 (от 45 тыс. тенге), BMW X6 (от 50 тыс. тенге) и Lexus LX 570 (от 60 тыс. тенге).

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Как вы провели или планируете провести отпуск этим летом?

Варианты

svadba.jpg

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций