Перейти к основному содержанию

3205 просмотров

Гонка за трендом

Пока в стране зарегистрировано менее 700 подобных автомобилей

Фото: Аскар Ахметуллин

Первый казахстанский автопробег электромобилей по маршруту Нур-Султан – Бурабай – Нур-Султан возглавляли JAC отечественной сборки. Ивент должен был продемонстрировать, что 300 км без подзарядки для электрокаров уже не проблема. 

Рынок электромобилей находится в стадии становления: на конец 2018 года в мире было зарегистрировано 5,6 млн электрокаров (в это число входят и гибриды). Доля электрокаров в общем объеме транспортных средств пока достаточно мала, но постоянно растет, говорит глава отдела сотрудничества представительства ЕС в РК Йоханнес Стенбек Мадсен.

«В 2017 году из 262 млн транспортных средств, зарегистрированных в Евросоюзе,около 2 млн классифицировались либо как электромобили, либо как гибридные электромобили, – сообщил Мадсен на круглом столе по продвижению альтернативных видов транспорта. – Но в последние годы мы наблюдаем постоянный рост числа электро- и гибридных автомобилей, зарегистрированных в ЕС. Так, гибридных электромобилей в 2017 году было уже в 7 раз больше, чем в 2013 году».

В Норвегии сейчас 4 из 10 автомобилей оснащены электродвигателями, в Исландии – 12 из 100. На ведущие позиции претендуют и два лидера по продажам электрокаров в последние несколько лет – Китай и США. В США на конец 2018 года было зарегистрировано 1,1 млн электромобилей, а в Поднебесной – 2,6 млн электрокаров, то есть почти половина от общемирового количества электромобилей ездит как раз по Китаю.

В Казахстане зарегистрировано 696 транспортных средств на электротяге (для сравнения: в уже упомянутой Норвегии – 298 тыс.). По данным Союза предприятий автомобильной отрасли Казахстана «КазАвтоПром», непосредственно легковых электрокаров в республике всего около 200. По мнению экспертов, автолюбители РК не спешат менять авто с двигателем внутреннего сгорания на авто с электродвигателем по двум причинам. Это стоимость электрокаров, которая делает их пока неконкурентоспособными на казахстанском рынке, и отсутствие развитой инфраструктуры для их эксплуатации. Прежде всего – зарядных станций.

Электрокары требуют субсидий

Председатель «КазАвтоПром» Олег Алферов, выступая пару месяцев назад на пресс-конференции, был категоричен: «Спрос на эту категорию транспорта по той цене, по которой она предлагается на рынке, не только на рынке Казахстана, но и на глобальном, отсутствует. При отсутствии спроса нет экономического смысла в производстве. И на данном этапе мы уже не можем пенять на отсутствие инфраструктуры».

Цена, о которой говорил Алферов, – свыше $100 тыс. за электромобили марки Tesla. 

Вице-президент Ассоциации казахстанского автобизнеса Анар Макашева предлагает альтернативу – китайский электромобиль JAC S3 примерно за $20 тыс. Более того, у казахстанских производителей, занимающихся сборкой JAC (их собирает в Костанае «СарыаркаАвтоПром»), есть предложение по снижению и этой цены при помощи государства. «Мы сейчас стараемся добиться того, чтобы цена на JAC S3 начиналась от $15 тыс. Мы хотим, чтобы субсидировалось до $5 тыс.», – говорит Макашева. 

Эта мера – вместе с разрешением электрокарам ездить по выделенным автобусным линиям – заложена в дорожную карту по развитию производства электромобилей. Документ обсуждается с правительством, и в АКАБ рассчитывают на принятие решения по нему уже к концу года. 

bya_1.jpg

Батарея «садится» в цене

Электрокары могут подешеветь и без субсидий. Примерно 40% цены электромобиля – это стоимость его батареи. Жомарт Шаймерденов, генеральный директор компании – производителя электробусов и спецтехники на электротяге HigerQuazar, сам эксплуатирует электрическую Tesla. Шаймерденов отмечает, что американский производитель достаточно дорогой техники значительно продвинулся в вопросе удешевления батареи в последние два года. «Я думаю, что ценовая политика скоро изменится. Цена батареи – это была основная проблема, средний киловатт-час на Tesla еще года два назад стоил около $500, то есть батарея в 100 киловатт стоила около $50 тыс. Вот буквально в апреле этого года цена киловатта упала до $170, а у китайских производителей – до $120, и есть прогнозы, что к концу года она упадет ниже $100. В этом случае электромобиль будет если не дешевле обычного, то, по крайней мере, сопоставим с ним по цене», – прогнозирует Шаймерденов. 

«Ценовую войну» с двигателями внутреннего сгорания электрокары могли бы выиграть и при уже случившемся снижении стоимости батарей. В эксплуатации, по оценке экспертов ТОО «Оператор ЭЗС», они обходятся в 6–7 раз дешевле бензиновых аналогов – хотя бы за счет того, что не надо менять масло, свечи, фильтры и т. д. Помимо этого электричество в стране изначально дешевле бензина, а обладателям электрокаров в Нур-Султане и Алматы оно при зарядке электромобиля вообще ничего не стоит – бесплатная зарядка на ЭЗС входит в пакет льгот наравне с нулевой ставкой растаможки при ввозе импортного электрокара в Казахстан, освобождением от уплаты транспортного налога, вдвое меньшим (по сравнению с ДВС) регистрационным сбором, уплачиваемым при первичной постановке на учет, и минимальным размером утилизационного сбора.

Однако все эти стимулы и эксплуатационные преимущества не увеличивают число приобретаемых казахстанцами электрокаров. По данным «КазАвтоПрома», в Казахстане в 2016 году на учет было поставлено 35 новых легковых автотранспортных средств на электрической тяге, в 2017-м – 36, в 2018-м – вновь 35. За пять месяцев 2019 года на учет поставлено всего семь новых электрокаров. 

Илон Макс и ПРООН в помощь

Преимущество электромобиля в том, что его можно заряжать и от обычной розетки. Недостаток – время такой зарядки: оно составляет от 10 до 12 часов. Зарядка электрокаров на паркингах и заправочных станциях позволяет сократить время полной зарядки до 0,5–4 часов. Даже получасовое ожидание «полного бака» на специализированной станции – это огромный потребительский минус в сравнении с бензиновым аналогом, бак которого заполняется до отказа за считаные минуты. А если количество мест, где электрокар можно зарядить хотя бы за полчаса, ограниченно, то это не менее серьезный сдерживающий фактор, чем заоблачная для массового потребителя цена машины.

Без подзарядки электрокары сейчас в среднем покрывают расстояние от 300 до 400 км. И без уверенности в том, что подзарядиться можно на каждом углу, массово пересаживаться на электрокары потребитель не станет. В Казахстане специализированные заправки пока централизованно устанавливаются далеко не во всех регионах. «На сегодня в Нур-Султане установлено 47 зарядных станций, в Алматы – 30, в Боровом одну скоростную зарядную станцию установили», – говорит гендиректор ТОО «Оператор ЭЗС» Руслан Дюсенов

Стоимость строительства ЭЗС зависит от имеющейся инфраструктуры – например, от расстояния до имеющихся энергосетей. Скоростная станция обойдется примерно в $25 тыс., станция с трехфазной сетью в паркинге – около $4,5 тыс. «Мы планируем довести количество станций в итоге до сотни, но без поддержки государства, в частности административной, такие вещи не продвигаются. Одновременно мы пытаемся развивать и некоторые другие инфраструктурные вещи – сейчас мы тестируем софт, который позволит дистанционно выбирать себе подходящую ЭЗС, резервировать себе место для зарядки там, видеть статистику расхода и управлять, таким образом, всем процессом зарядки», – продолжает Дюсенов.

Представитель «Оператора ЭЗС» обращает внимание на то, что Казахстану рано или поздно придется разворачивать зарядную сеть не только для легкового автотранспорта казахстанцев, но и для грузовых электрокаров из Европы и Китая. «Инфраструктура грузовых электромобилей также развивается, в Европе уже тестируются целые участки дорог, где грузовые автомобили ездят по аналогии с троллейбусами – подпитываясь от сетей на ходу, – отмечает Дюсенов. – Соответственно, если Европа и Китай перейдут на электротранспорт, чтобы быть транзитной связкой между этими двумя регионами, нужно будет предоставлять им инфраструктуру. И это возможности привлекать инвестиции и зарабатывать на продажах электроэнергии, поэтому вопрос программы по разворачиванию зарядной инфраструктуры надо поднимать на уровне государственной программы».

Помощь «Оператору ЭЗС» в этом может прийти откуда не ждали: на прошлой неделе глава компании Tesla Илон Маск в Twitter пообещал уже в этом году построить скоростные зарядные станции для автомобилей Tesla в Казахстане. А координатор проектов ПРООН/ГЭФ и правительства РК по энергоэффективности Александр Белый не исключает, что одним из совместных проектов будет внесение в строительные нормы требования об обязательном строительстве зарядных станций для электрокаров в подземных паркингах.

743 просмотра

Porsche Taycan: самый зеленый и дорогой

Первый полностью электрический серийный автомобиль бренда

Фото:пресс-служба Porsche

Спустя 120 лет с того момента, как Фердинанд Порше представил миру свой первый электрический автомобиль, компания вернулась к этой концепции, переживающей сегодня второе рождение. В середине ноября в Праге люксовый бренд презентовал свою новинку, самый дорогой в линейке существующих моделей и полностью лишенный двигателя внутреннего сгорания Porsche – Taycan. 

Для производства новой модели компании пришлось построить новую фабрику в Штутгарте – с практически полностью автономным циклом производства. Через четыре года после старта строительства, в начале 2019 года, с конвейера сошли первые Porsche Taycan. До 2022 года компания намерена инвестировать в развитие зеленых авто более 6 млрд евро. 

Модификации 

Первый полностью электрический автомобиль компании выпускается в трех версиях – Taycan 4S, Taycan Turbo и Taycan Turbo S. Стоимость самого бюджетного 4S на европейских рынках начинается от 104 тыс. евро, флагманского Turbo S – от 185 тыс. евро.

high_taycan_turbo_6.jpg

Ключевые отличительные характеристики в «базе» у различных комплектаций – это суммарная отдача электромоторов и запас хода. Силовая установка модели Turbo S способна выдать 560 кВт (761 л.с.) и обеспечивает разгон до сотни за феноменальные 2,8 секунды. При этом совокупное электропотребление составляет 26,9 кВт*ч / 100 км, а запас хода ограничивается 412 км. Менее мощный (680 л.с.) Taycan Turbo разменивает 100 км/ч через 3,2 секунды. Энергопотребление по сравнению с топовой моделью меньше примерно на четыре киловатта, но зато запас хода увеличен до 450 км. Обе модели оснащаются батареями Performance Plus емкостью 93,4 кВт*ч. 

high_taycan_turbo_5.jpg

У базовой версии 4S аккумуляторы чуть-чуть послабее – 79,2 кВт*ч. При этом пиковая мощность моторов составляет 530 л.с.

У более продвинутой 4S батарея такая же, как и на турбированных «Тайканах» и мощность 571 л.с. Разгон от ноля до ста километров занимает четыре секунды. Запас хода базовой модификации – 407 км, продвинутой – 463 км. Максимальная скорость 4S ограничена электроникой в 250 км/ч, на десять километров меньше, чем у Turbo и Turbo S.

Технологии

Taycan построен на платформе J1. Вес кузова, который почти на 40% состоит из алюминиевых сплавов, составляет 170 кг. Аккумуляторные батареи интегрированы в силовую структуру стального каркаса таким образом, чтобы принять на себя основную энергию удара в случае аварии. 

low_taycan_lightweight_body_with_a_composite_construction_2019_porsche_ag.jpg

Это первый серийный автомобиль с системным напряжением 800 Вольт (обычно у подобных авто этот показатель в два раза ниже). Преимущество такого решения, с одной стороны, очевидно – для зарядки, которая позволит проехать еще 100 км, потребуется всего пять минут. «Заправка» батареи с 5 до 80% займет примерно 23 минуты.

high_taycan_turbo_4.jpg

Правда, в компании оговариваются, что этот показатель справедлив для специализированных зарядных станций. Сейчас сеть электрозаправок Ionity, совместного предприятия Hyundai Motor, BMW Group, Daimler, Ford Motor и Volkswagen Group, насчитывает примерно 125 локаций. К концу 2020 года число таких станций вырастет до 400 по всей Европе.

Минус – высокое энергопотреб­ление при зарядке в домашних условиях. В Porsche придумали, как частично решить эту проблему. Специальное устройство Home Energy Manager интегрируется в домашнюю энергосистему, управляет и оптимизирует энергопотребление всех домашних устройств, подключенных к сети. В компании утверждают, что при щадящем режиме автомобиль может полностью зарядиться за одну ночь. Гарантийный срок службы аккумулятора – восемь лет или 160 тыс. км пробега, расчетный – 15 лет. 

Силовая установка Porsche Taycan представлена двумя синхронными электрометрами, расположенными в передней и задней частях кузова.

high_taycan_turbo_2.jpg

Двигатели идут в паре с двухступенчатой планетарной коробкой передач. Нижняя передача отрабатывает примерно до 90 км/ч, что обеспечивает автомобилю резкий старт с места. 

high_taycan_turbo_1.jpg

Разработчики не забыли и про аэродинамику. У Porsche Taycan самый низкий в истории компании коэффициент лобового сопротивления, что в свою очередь влияет на расход энергии и запас хода. На трассе автомобиль, в зависимости от выбранного режима, может менять клиренс, приседая на 22 мм и увеличивая тем самым устойчивость на дороге.

Что еще

Приборная панель Taycan полностью цифровая. Управлять ею можно как при помощи сенсорного дисплея (диагональ основного 10,9 дюйма), так и голосом. На главный экран выводится вся основная информация – скорость, запас хода, оставшийся заряд батареи и т. д.

high_taycan_turbo_7.jpg

При желании на него можно вывести навигацию. Также опционально (за отдельную плату) к базовой версии можно добавить дополнительный экран перед передним пассажирским сиденьем. Управление многими функциями авто также доступно со смартфона его владельца. Для этого нужно будет всего лишь скачать приложение. 

high_taycan_turbo_8.jpg

Помимо традиционных материалов, таких как натуральная кожа, алькантара, карбон и дерево, по желанию заказчика могут применяться специальные экоматериалы. Ради удобства задних пассажиров, учитывая, что профиль автомобиля довольно низкий, в раскладке аккумуляторов сделаны специальные ниши для ног. 

high_taycan_turbo_9.jpg

Официальный старт продаж в Северной Америке намечен на декабрь этого года, в Европе – на начало следующего. Ежегодно компания планирует продавать примерно 50 тыс. Porsche Taycan всех модификаций. В Казахстане немецкие электрокары поступят в продажу в сентябре следующего года. Оформить заказ на Taycan можно будет в июне 2020 года у официального импортера марки в РК – Porsche Centre Almaty.

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

kursiv_akulyata.gif

 

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций