Перейти к основному содержанию


1256 просмотров

Первые на рынке – первые в отрасли

Команда «БИПЭК АВТО - АЗИЯ АВТО» отмечает 27-летие

За годы работы налоговые выплаты крупнейшего в отечественной автомобильной отрасли холдинга составили $453 млн. Дилерская сеть компании представлена в 20 городах Казахстана и в 15 городах России.

Глобальная статистика гласит: в первый год жизни с рынка уходят 90% новых бизнесов, во второй – 90% от оставшихся.

Флагману новой казахстанской экономики и одной из наиболее значимых компаний Усть-Каменогорска исполнилось 27 лет. В 1992 году молодой предприниматель Анатолий Балушкин с командой единомышленников начал непростой путь, который сделал Усть-Каменогорск столицей новой отрасли. Звучит патетично, но это факт. Холдинг «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО» доказал делом, что воли и профессионализма вполне достаточно для создания новых, мощных источников роста отечественной экономики.

Сейчас это назвали бы модным словом «стартап»: 27 лет назад не обладавший предпринимательским опытом усть-каменогорец Балушкин начинает поставки в город дефицитного в те времена товара – автомобилей ВАЗ. Уже с 1996 года география сбыта расширяется до четырех точек на карте страны, а на рубеже 2000-2001 годов БИПЭК становится эксклюзивным импортером автомобилей LADA и SKODA. Компания разворачивает обширную сеть автоцентров во всех крупных городах Казахстана – так жители страны впервые получают возможность покупки и обслуживания автомобиля в цивилизованных условиях. Более половины всех покупателей новых авто становятся клиентами БИПЭКа.

1.JPG

Дилерская сеть БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО насчитывает 45 автоцентров в 35 городах Казахстана и России 

Бизнес-модель, построенная по наитию, методом проб и ошибок, с акцентом на региональную экспансию, оказалась успешной. Продукт компании востребован, потребитель лоялен, партнеры надёжны.

Казалось бы, можно ли мечтать о большем? Пришло время получать дивиденды. Так рассуждало большинство предпринимателей эпохи девяностых.

Но в начале двухтысячных стало понятно, что задача извлечения прибыли как таковая Анатолия Балушкина не вдохновляет. По крайней мере, не это служило главным мотивом создания крупнейшего в стране автомобильного холдинга.

На рубеже десятилетий основатель БИПЭКа обескураживает казахстанцев, мягко говоря, неожиданной идеей: в стране должно быть создано собственное автомобильное производство, говорит он.

Спустя годы строительство автозаводов в республике станет трендом: сегодня в Казахстане создано уже пять площадок, выпускающих автомобили. Но производственные перспективы развития отрасли сумел предугадать именно Балушкин.

Идею строительства первого в стране автозавода поддержал президент страны Нурсултан Назарбаев.

4_4.jpg

Первый Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев посетил строительную площадку завода полного цикла в 2016 году

С 2000 года БИПЭК направляет все имеющиеся финансовые ресурсы на воплощение своего производственного замысла. В то, что он будет реализоан, верили, прямо скажем, не все. Но уже в конце 2002 года конвейер завода «АЗИЯ АВТО» начал работу и вскоре предложил казахстанцам внедорожники LADA местного производства.

Так страна и город получили новый бренд и быстрорастущую отрасль, которой никогда не было в «табеле о рангах» казахстанской промышленности.

Второй «стартап» команды Балушкина – уже производственный – «выстрелил». Он прошел проверку рынком и временем. Уже в 2005 году чешский концерн SKODA доверил усть-каменогорскому предприятию выпуск своих моделей. Спустя еще два года на конвейер «АЗИЯ АВТО» встала линейка американского бренда Chevrolet, а в 2010 году четвертым партнером завода стала KIA Motors.

Неспециалисту трудно понять, чем столь серьезных игроков глобального автопрома смог привлечь новоиспеченный казахстанский партнер? В действительности ответы на этот вопрос достаточно просты.

Прежде всего, уникальные компетенции. За долгие годы работы в регионах страны команда БИПЭКа как ни один другой участник рынка изучила потребности казахстанского покупателя. БИПЭК, что называется, понимает рынок. Компания присутствует сегодня в 20 городах страны. Это самая разветвленная сеть автоцентров в республике. Они шли туда, куда другие дилеры по разным причинам идти не спешили.

Инфографика 7_0.jpg

Другое неоспоримое преимущество – сильнейшая команда производственников, которая составляет коллектив «АЗИЯ АВТО». Завод давно стал местом «паломничества» для гостей Усть-Каменогорска, в штате предприятия появился даже отдельный сотрудник, ответственный за встречи экскурсионных делегаций. Настолько велико число желающих увидеть первый казахстанский автозавод.

Безупречная организация труда на предприятии, уровень его оснащенности видны невооруженным глазом. Опытные инженеры, по долгу службы знакомые с десятками предприятий автопрома по всему миру, признают, что «АЗИЯ АВТО» сконцентрировал в своих стенах лучшие образцы индустриального менеджмента. В диапазоне от кайдзен и бережливого производства до уже внедренной технологии «подключенного автомобиля» и полной цифровизации производственных процессов.

5.JPG

Вклад предприятия в ВВП страны в 2018 году увеличен в 2,2 раза – до 92 млрд тенге

Недаром заводская производительность по добавленной стоимости только в прошлом году была увеличена практически вдвое и достигла 51 млн тенге на одного работника.

Именно синергия производственного опыта в сочетании с уникальной сбытовой инфраструктурой стала залогом многолетнего партнерства холдинга с лидирующими глобальными автоконцернами и наиболее успешными российскими предприятиями.

Так что формула успеха вполне ясна. Но значит ли это, что другие отечественные предприятия смогут её повторить? И, скажем (в порядке фантазии), переманить партнеров «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО»?

Пожалуй, лишь в теории. Поскольку для начала придется вложить сумму порядка $497 млн. Именно столько инвестировал холдинг в развитие своего производства, а также инфраструктуры продаж и сервиса.

Какова отдача на эти вложения?

В течение 27 лет в автоцентрах БИПЭКа продано ни много ни мало 560 тысяч автомобилей на сумму $7 млрд. В пиковом 2014 году, когда казахстанский рынок достиг своего исторического максимума, выручка холдинга достигла $1,3 млрд.

Инфографика 1.JPG

За время работы «АЗИЯ АВТО» с его конвейера сошли 155 тысяч автомобилей на сумму 996 млрд тенге. Четыре из пяти легковых авто, выпущенных на территории республики за всю историю отрасли, собраны работниками «АЗИЯ АВТО». Каждый сотый совершеннолетний житель Казахстана сегодня является владельцем техники усть-каменогорского производства. Вот такое сальдо.

Инфографика 2.JPG

Так что отношения компании с её зарубежными союзниками крепки и стабильны. Что, безусловно, большая редкость. Верность технологическим партнерам хранят далеко не все игроки отрасли. Для команды «АЗИЯ АВТО» это вещь принципиальная.

Сегодня на усть-каменогорском конвейере выпускают 27 моделей пяти брендов. Могли бы заводчане взять под свое крыло еще десяток-другой автомобилей? Конечно. Но прежде чем принять решение о старте производства новой модели, в холдинге проводят кропотливый анализ: будет ли автомобиль принят рынком?

Ставку делают только на те модели, которые выстрелят в «десятку». Желательно в десятку наиболее востребованных казахстанцами машин. А таковых в портфеле завода немало: 6 из 10 самых продаваемых автомобилей отечественной сборки это предложения «АЗИЯ АВТО». Сегодня это прежде всего модели LADA – седаны Granta и Vesta, внедорожник 4x4, универсал Largus, а также KIA Rio и KIA Sportage.

На фоне «вегетарианских» времен начала двухтысячных сегодняшний казахстанский рынок – поле ожесточенной борьбы: новые бренды, новые дилерские группы, новые производители. Несмотря на это, «АЗИЯ АВТО» лидерских позиций не утратил. Напротив – ощутимо их укрепил. Рыночная доля завода по итогам 2018 года достигла исторического максимума в 30%: каждый третий покупатель нового автомобиля в стране предпочел модельный ряд «АЗИЯ АВТО».

Начало нынешнего года показало, что и эта планка – далеко не предел: по итогам февраля «АЗИЯ АВТО» занял 40% казахстанского рынка в легковом сегменте. Спрос на линейку завода растет, гораздо быстрее рынка в целом. Заводчане делают всё от них зависящее, чтобы темпы производства поспевали за кривой спроса. В минувшем году «АЗИЯ АВТО» увеличил объемы производства на 60%: с 11,4 до 18,3 тыс. автомобилей. Вклад предприятия в ВВП страны в 2018 году увеличен в 2,2 раза – до 92 млрд тенге, а это 9% совокупного выпуска всех предприятий машиностроительного комплекса республики. Благодаря этой динамике казахстанский автопром вернул себе место самой быстрорастущей промышленной отрасли отечественной экономики.

В 2019 году завод планирует отгрузить 28 тысяч единиц техники – на треть больше прошлогодних объемов. И это отличная новость. Потому что уже рост 2018 года позволил расширить штат на 19% и поднять средний уровень зарплаты на 20% – до 221 тыс. тенге. Важно подчеркнуть, что эта цифра на 39% выше среднереспубликанского значения.

Инфографика 6.jpg

Но это не всё. В 2018 году налоговые платежи завода выросли на 34% и превысили 4,1 млрд тенге. «АЗИЯ АВТО» традиционно является предприятием-налогоплательщиком №1 в отрасли. Разумеется, в республиканском масштабе. Ну а холдинг в целом – в первой пятерке восточно-казахстанских компаний, «питающих» бюджет области, наряду с металлургическими гигантами. Совокупные налоговые отчисления «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО» в казну государства за весь период деятельности составили $453 млн.

Вот почему жители Усть-Каменогорска с особым вниманием вглядываются в ландшафт обширной площадки, на которой развернулось строительство нового автопромышленного кластера. Холдинг возводит его «в чистом поле» совместно с альянсом Renault-Nissan-Mitsubishi. Впрочем, территория будущего производства уже основательно застроена. Холдинг уже вложил в проект $72 млн своих денег. Еще $20 млн выделено государством на монтаж инженерных сетей и прочей инфраструктуры в рамках «Дорожной карты бизнеса». 

3.JPG

По оценке Института экономических исследований при Министерстве национальной экономики РК, новые мощности обеспечат годовой прирост ВВП РК на $1,1 млрд

3А.jpg

С начала строительства нового завода на площадке залито 18 тыс. кубометров бетона, в фундаменты цехов погрузили 16 тыс. свай.

С начала строительства бипэковцы залили 18 тыс. кубометров бетона, погрузили 16 тыс. свай в фундаменты корпусов – всё собственными силами. В ближайшее время рассчитывают завершить монтаж перекрытий цехов сварки и окраски кузова. Работы много – на высоту надо поднять 885 тонн огнестойкого металла. На следующем этапе можно будет переходить к поставке оборудования роботизированной сварки и окраски.

О ходе реализации проекта горожане неплохо осведомлены и прекрасно понимают, что новое производство может серьезно изменить жизнь города. Его запуск потребует привлечения тысяч рабочих рук. Только на этапе первой очереди строящиеся мощности будут выдавать на-гора 60 тысяч автомобилей в год. Плюс смежные производства деталей – при таких объемах в их появлении возникает смысл.

13.jpg

Монтаж первой колонны высотой 10 метров украсил памятный логотип 20-летия Астаны

Этот проект к категории «стартапов» уже не отнесешь. Но в том, что он «выстрелит» – сомнений нет. Анатолию Балушкину удалось собрать крепкую и самостоятельную команду, которая, как самоходная гаубица, способна достичь любой из поставленных целей. По крайней мере, 27-летняя история компании свидетельствует именно об этом.

12_0.jpg

В канун 20-летнего юбилея столицы Анатолий Балушкин дал старт строительству основных мощностей завода полного цикла, установив первую колонну корпуса цеха сварки

Если уже сегодняшний штат «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО» насчитывает почти 5 тысяч сотрудников, нетрудно представить, какой импульс развитию экономики региона и его социальной сферы обеспечит старт этой производственной махины. Проект, конечно, далеко не регионального масштаба – новое предприятие станет самым крупным объектом машиностроения в истории Казахстана. По оценке Института экономических исследований, при министерстве национальной экономики РК, в перспективе он обеспечит годовой прирост республиканского ВВП на $1,1 млрд.

Ставку компания делает не только на внутренний рынок: переход к полному циклу поднимет локализацию как минимум до 50%. А это означает, что усть-каменогорские автомобили смогут беспрепятственно отгружаться на рынки Евразийского союза. Прежде всего, на территорию России. Подготовка к освоению российского рынка уже идет. Причем внушительными темпами.

Компания развернула собственную сеть из 20 автоцентров в 15 городах. В минувшем году продажи «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО» в России приблизились к объёмам сбыта внутри Казахстана. Из 34,3 тыс. автомобилей, проданных холдингом, 16 тыс. пришлось на российский рынок. Так что выход отечественного автобизнеса на пространство Евразийского союза успешно состоялся. Российская сеть БИПЭКа специализируется на продаже автомобилей LADA и в минувшем году стала не только самой разветвлённой, но и лучшей по объёмам продаж марки №1 в стране.
Говоря проще, холдинг сегодня занимает первые позиции на двух рынках – в Казахстане и России. А это главный фактор загрузки мощностей, которые компания строит в Усть-Каменогорске. Будут продажи – будет и производство. «На склад», не имея гарантий сбыта, усть-каменогорцы никогда не производили.

Показательно, что свое желание влиться в команду будущего машиностроительного гиганта жители города демонстрируют уже сегодня. Рабочие и специалисты обращаются в компанию с просьбой включить их в кадровый резерв нового коллектива.

Это вполне понятно. «Сарафанное радио» не первое десятилетие довольно успешно разносит «разведданные» об условиях работы в подразделениях «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО». Отметим лишь некоторые.

Во-первых, холдинг известен своими скоростными карьерными лифтами: деятельные, ответственные сотрудники зачастую перемещаются с исполнительских на руководящие должности в головокружительно короткие сроки.

Но даже если вы задержались на средних ступенях карьерной лестницы, вам будет комфортно и там: средний размер заработной платы в холдинге равен 230 тыс. тенге. Однако соцпакет рядового сотрудника БИПЭКа содержит объемный список разнообразных льгот и субсидий, которые гарантируют ему ежедневную весомую экономию.

Лишь три примера. Питание в заводской столовой «АЗИЯ АВТО» дотируется работодателем на 80%, а стоимость услуг корпоративного детского сада равна символическим 100 тенге в месяц. На последней привилегии следует остановиться отдельно. Привилегия – здесь наиболее точный термин. Поскольку заниматься в Центре развития ребенка могут лишь 320 детей сотрудников компании. И для многих из них возможность обеспечить младшему члену семьи обучение в ЦРР стала без преувеличения главным фактором персональной лояльности компании. Парадоксально, но – вполне объяснимо.

14.jpg

Здание детсада, на базе которого был создан центр развития ребёнка, до реконструкции

15.jpg

Более 450 млн тенге инвестировал холдинг в реконструкцию и ремонт Центра развития ребенка

6.JPG

У работников холдинга есть возможность обучать своих детей в инновационном Центре развития ребенка за символические 100 тенге в месяц.

Уникальные методики обучения, внедренные профессионалами Центра развития ребенка, сделали этот уютный детский рай известным среди педагогов по всему Казахстану. А ведь сравнительно недавно даже здание детсада, на базе которого был создан ЦРР, представляло собой печальное зрелище.  

Еще один весомый бонус, доступный членам команды БИПЭКа это специальные тарифы на отдых в корпоративных туристических центрах. Вряд ли на востоке Казахстана найдется человек, который не слышал о том, сколько сделал глава компании Анатолий Балушкин для развития теперь уже легендарных туристических брендов региона. Их имена прекрасно известны: всесезонный курорт «Нуртау», санаторий «Рахмановские ключи», летняя база «Порт Фортуна».

9.jpg

Санаторий "Рахмановские ключи" расположен в самом сердце Алтайских гор на высоте 1760 м над уровнем моря

Эти природные жемчужины стали подлинными символами региона. Именно команда БИПЭКа сделала естественные ландшафты этих мест пригодными для комфортабельного, активного отдыха. Они открыты для всех казахстанцев. Там любят гостить и туристы из-за пределов республики. Но для сотрудников «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО» стоимость пребывания в этих туристических уголках – на 50-100% ниже.

10.jpg

Зимой "Нуртау" привлекает туристов горнолыжными трассами, летом — живописными пейзажами для пеших и велопрогулок

11.jpg

База отдыха "Порт Фортуна" на побережье Бухтарминского водохранилища

В объекты социальной инфраструктуры, созданные холдингом, инвестировано уже $38 млн, а их содержание ежемесячно обходится в сумму более 60 млн тенге.

Впрочем, и без знания этих цифр очевидно: созданная Балушкиным компания — это не бизнес ради бизнеса. БИПЭК занял место заметного «общественного института», объединяющего восточно-казахстанцев вокруг идеи приверженности своему краю и его истории.

Перечисление всех инициатив холдинга потребовало бы пары дней неспешного разговора, но нельзя не вспомнить два важных события, состоявшихся благодаря главе БИПЭКа около 4 лет назад. В Усть-Каменогорске был восстановлен старейший в городе Свято-Троицкий храм. В тот же период у подножья горы Белуха, в окрестностях «Рахмановских ключей» была построена мечеть «Аль-Куддус», ставшая самым высокогорным мусульманским храмом в нашей стране. 

7_0.jpg

В окрестностях санатория «Рахмановские Ключи» компанией построена самая высокогорная мечеть в Казахстане — «Аль-Куддус»

8.jpg

Усть-Каменогорский Свято-Троицкий крепостной собор, построенный в конце XVIII – начале XIX веков, является уникальным памятником архитектуры

8A.jpg

В 2019 году в Усть-Каменогорске компания в пятый раз организует уже ставшую традиционной выставку-парад военной техники. В День Победы у Мемориала Славы тысячи жителей и гостей города могут изучить экспонаты, сделать памятные фотографии и отведать настоящей солдатской каши. Сотрудники холдинга, облачившись в форму военных лет, рассказывают об истории каждого автомобиля. В этом году горожанам представят пять «новинок»: тягач Diamond, броневик БА-10, легендарный ЗИС-6 «Катюша», а также знаменитый танк Т-34.

16.jpg

Выставка-парад военной техники, ежегодно проводимый компанией в День Победы, стал для усть-каменогорцев неотъемлемой частью праздника

Сотрудники БИПЭКа в течение всего года проводят интерактивные уроки памяти для школьников. В ближайшее время компания планирует создать музейно-патриотический комплекс «Намыс» («честь»). Он будет носить имена героев Момышулы и Панфилова.

Лишь понимая и оберегая собственную историю, мы имеем право занять место в будущем, убежден Анатолий Балушкин. И спорить с ним трудно: как выстраивать отношения со временем, в особенности на длинной дистанции – он знает не понаслышке.


38410 просмотров

Как меняется автопром Узбекистана

Ташкент постепенно либерализует импорт автомобилей и убирает льготы для национальных автопроизводителей

Фото: Shutterstock

Приехавшему в Ташкент казахстанскому автолюбителю поневоле бросается в глаза обилие на дорогах одинаковых машин. Трассы и парковки запружены Chevrolet (чаще белого цвета, реже – черного, еще реже – других расцветок), между которыми периодически попадаются Daewoo. Лишь иногда проедет российский ВАЗ, прочие марки – редкость.

На момент подготовки статьи из около 13 тыс. машин, выставленных на продажу на сайте olx.uz, 7,2 тыс. приходились на Chevrolet, почти 3 тыс. – на российские «Лады», 1,5 тыс. на Daewoo и 1,5 тыс. – на три десятка других мировых марок. Доля машин локального производства на местном рынке достигает 97%.

Однако картина постепенно меняется. По данным Госкомстата РУз, за 2018 год в страну было ввезено автомобилей на $320 млн, что в два раза больше, чем в 2017 году. Постоянно открываются новые автосалоны, продающие иномарки.

Только российская «Лада» продала в прошлом году на узбекском рынке более 10 тыс. легковых автомобилей, а в этом году рассчитывает удвоить продажи. Казахстанская Astana Motors в прошлом году заявила о намерении выйти на узбекский рынок (правда, в компании не смогли прокомментировать «Курсиву», на какой стадии находится этот процесс сейчас). В настоящее время платежи за их ввоз в РУз могут достигать 30–40% от стоимости машин, но Таможенный комитет уже объявил о возможном снижении пошлин, при этом пошлина на ввоз автомобилей премиум-класса уже обнулена, а электрокары при импорте еще и не облагаются акцизом. На этом фоне сразу несколько иностранных брендов объявили об интересе к созданию сборочных производств в РУз.

Узбекский автопром тоже не планирует сдавать позиции: в начале июля Шавкат Мирзиёев поручил увеличить выпуск авто с нынешних 250 тыс. штук в год до 350 тыс. к 2023 году, одновременно повысив уровень локализации легковых авто до 55% (сейчас в среднем 42%), а коммерческих – до 30% (сейчас от 12% и выше, в среднем 24%). Экспорт должен увеличиться в 5,5 раза, до 25,7 тыс. машин в год. 

Правда, на совещании с президентом было решено отменить для автопрома льготы по НДС (20%) и остальным налогам (ряд производителей два года не платили налог на прибыль и имущество). Зато им отменят акциз (3%), автотранспортные сборы (4%), а также власти хотят снизить себестоимость за счет упомянутого выше роста локализации. Меры по развитию автопрома объединены в Концепцию развития отрасли до 2025 года, которая сейчас обсуждается в стране. 

Что происходит на узбекском авторынке и что его ждет: резкий рост конкуренции, затоваривание, или планы останутся только планами? «Курсив» разобрался, что происходит сейчас в автопроме нашего южного соседа.

Накачивая железо 

История узбекского автопрома началась в далеком 1996 году, когда с конвейера автомобильного завода в городе Асака Андижанской области, построенного с помощью Южной Кореи, вышел первый автомобиль – минивэн Damas. Машина оказалась очень живучей и до сих пор находится в производстве. Так Узбекистан стал 21-й страной в мире, создавшей свой автопром. В 2008 году пришел и спустя десять лет ушел General Motors – в конце июня 2019 года компания General Motors Uzbekistan сменила имя на UzAuto Motors. От американцев остались несколько собираемых в стране моделей и завод GM Uzbekistan в той самой Асаке. Сегодня весь автопром принадлежит госхолдингу «Узавтосаноат». В него входят несколько автосборочных предприятий, выпускающих модели Chevrolet Spark, Nexia, Cobalt и ряд других, а также линейку Ravon (бывшие Chevrolet и Daewoo). В стране собирают автобусы, спецтехнику, грузовики MAN и КамАЗ. Всего в холдинге более 85 предприятий, на которых трудится более чем 27 тыс. работников. С учетом смежников в отрасли занято до 200 тыс. человек. Все вместе они обеспечивают 6,6% ВВП РУз. За прошлый год холдинг «Узавтосаноат» заработал 130,4 трлн сум выручки ($1,2 млрд), более чем удвоив показатель прошлого года. Правда, чистая прибыль упала со 130 млрд сум до 96,6 млрд ($112,9 млн). 

За прошлый год страна выпустила более 220 тыс. легковых авто на сумму $217,2 млн. Произвести тоже можно было больше – в среднем мощности автопрома загружены на 73% (данные 2018 года). Более 4,7 тыс. машин ушло на экспорт – в основном в Россию (41%). Раньше экспортировалось больше, но в 2018 году основной производитель GM Uzbekistan остановил экспорт (СМИ объясняли это проблемами в менеджменте, само предприятие – изменениями ценовой политики). В 2019 году экспорт возобновился – компания отчиталась о начале поставок в Украину, Беларусь, Азербайджан, приграничные страны (кроме Туркмении). Более того: переименованный UzAuto Motors договорился о сборке своих моделей в Черкесске (Россия) и уже презентовал в Алматы свой Ravon, собранный на заводе в Костанае. Деваться заводу некуда, надо развиваться – в минувшем мае президент Шавкат Мирзиёев категорически потребовал увеличить локализацию и создать новые рабочие места, пригрозив в противном случае закрытием предприятия. 

Что касается других производителей, то они в 2018 году выпустили около 4,3 тыс. грузовиков и почти тысячу автобусов. Часть их тоже ушла на экспорт в соседние страны. Но основная масса машин остается в республике: рынок далеко не насыщен. Уровень автомобилизации в Узбекистане, по официальным данным, составляет 75 единиц техники на тысячу человек – для сравнения, в Казахстане этот показатель равен 240 единицам. 

Быстрее, больше, дешевле 

Структура спроса и предложения в узбекском автопроме постепенно меняется. Как рассказали «Курсиву» в АК «Узавтосаноат», на рынке коммерческой техники растут продажи машин, работающих на газе. Это топливо дешевле, чем дизель или бензин. Дешевизна играет роль и в сегменте легковых машин – входящая в холдинг UzAuto Motors планирует освоить выпуск моделей с ценой в районе $10 тыс., а также мини-кроссоверов за $15 тыс. – в компании ожидают роста спроса на них. Ориентировочный запуск моделей намечен на 2020 год. 

Узбекские производители коммерческой техники тоже расширяют модельные ряды. Самаркандский завод (ООО «СамАвто») начинал 20 лет назад с двух моделей автобусов и трех грузовиков, а сегодня продает четыре модели автобусов и грузовики на 10 моделях шасси. Модельный ряд JV MAN Auto Uzbekistan составляет более 60 позиций. При этом производители отмечают, что растет спрос на более дорогую, но и более качественную технику. В прошлом году начался выпуск тягача MAN, соответствующего стандарту «Евро-5». Годом ранее был налажен выпуск низкопольных автобусов. Это вообще тренд – такими машинами удобно пользоваться пожилым пассажирам и людям с ограниченными возможностями. 

В планах властей – расширить модельный ряд узбекской сборки за счет новых зарубежных партнеров. В упомянутой выше Концепции развития отрасли говорится о запуске в 2023 году сборки электромобилей в Ферганской области совместно с Hyundai. Стоимость проекта – $300 млн. Есть и другие планы – с китайской Sinotruck прорабатывается вопрос сборки грузовиков в Самарканде. Также в минувшем мае подписано соглашение с Volkswagen о начале производства немецких машин на мощностях «Узавтосаноат» (правда, подобное соглашение 2017 года так и не было реализовано). 

таб2_0.jpg

В долг – для своих 

Для стимулирования спроса на новые авто «Узавтосаноат» планирует внедрить продажи по методу Trade-in. Но в гораздо большей степени спрос подстегивается развитием автокредитования. Еще три года назад купить машину в долг узбекистанцам было довольно сложно. Однако начались экономические реформы – и банки стали наперебой предлагать автокредиты. Рост оказался настолько бурным, что в начале этого года Центробанк жестко потребовал от банкиров озаботиться созданием резервов на случай невозвратов. После этого несколько банков ушли из автокредитования, но сейчас 12 финансовых институтов из 30 продолжают одалживать клиентам средства на машины. По данным ЦБ РУз, на 1 января 2019 года они выдали автокредитов на сумму 3,3 млрд сум ($387,6 млн). За прошедшие полгода этот показатель вырос почти на треть. Проведенный «Курсивом» опрос показал, что средняя ставка по кредитам составляет от 25 до 30% в год. Минимальная ставка у «Даврбанка» – 18% годовых при первоначальном взносе 50% от стоимости машины. Как правило, банки кредитуют от 75 до 50% суммы на покупку машины, срок кредита – до года (лишь один банк кредитует до трех лет и еще один – до четырех). Максимальная сумма – 300 млн сум ($35 тыс.), но большинство банков выдают до 203 млн сум ($23 тыс. – это тысяча минимальных зарплат). Важно отметить, что кредиты выдаются только на машины, собранные в Узбекистане. 

таб.jpg

Свобода – дело суровое

Нетрудно заметить, что на жестко контролируемом государством рынке присутствуют две противоречивые тенденции: растет импорт и одновременно государство планирует нарастить мощности «Узавтосаноат». Опрошенные «Курсивом» независимые эксперты считают, что протекционизм долгое время сдерживал развитие рынка. По мнению директора Центра экономического и социального развития Юлии Юсуповой, покупатели переплачивали за продукцию GM-Uzbekistan, в то время как сам производитель пользовался налоговыми преференциями. «Автопром получал льготные кредиты – тоже за счет других субъектов экономики (если кто-то получает бесплатный или дешевый ресурс, следовательно, у кого-то другого этот ресурс отняли или заставили продать задешево – это элементарный закон экономики)», – резюмирует экономист. 

В то же время другие эксперты отмечают, что протекционизм не стимулировал повышение эффективного производства, но подобная политика обычна для первоначального этапа развития автопрома. Например, в Южной Корее такие условия сохранялись до начала 1990-х годов, да и сейчас импортные авто обходятся корейцам заметно дороже отечественных. 
Сейчас, в условиях постепенной либерализации импорта и развития банковского автокредита, платежеспособный спрос на узбекском авторынке будет, безусловно, расти, как и предложение. Потребитель почувствует себя в более комфортных условиях. Сложно сказать то же самое о производителе – холдинге «Узавтосаноат», учитывая отмену налоговых льгот и намерение государства не допустить роста цен на авто. Но опасаться за судьбу госхолдинга, обеспечивающего одну пятнадцатую от ВВП, тоже не приходится – хотя его менеджерам, очевидно, придется привыкать работать в более жестких рыночных условиях.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Депозиты в какой валюте вы предпочитаете?

Варианты

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций