Казахстанцы купили в январе-марте отечественных машин на 49,7 миллиардов тенге

Жители Казахстана потратили на авто местного производства на 66% больше, чем за аналогичный период прошлого года

Фото: Shutterstock.com

7 511 автомобилей, собранных на отечественных автозаводах, приобрели казахстанцы в первом квартале, сообщил председатель совета директоров Союза предприятий автомобильной отрасли Казахстана «КазАвтоПром» Олег Алферов.

«Более половины покупателей новых автомобилей сегодня выбирают модели, выпускаемые внутри страны. Сбыт отечественных автозаводов (за три первых месяца) с начала года достиг 7,5 тыс. единиц. Расходы жителей республики на приобретение автомобилей местного производства составили почти 49 миллиардов тенге – на 66% выше показателя годичной давности», – сказал он на пресс-конференции 22 апреля.

Сбыт отечественных автозаводов с начала года достиг 7 511 ед., что на 39,4% выше прошлогоднего значения (5 390 ед.). Рыночная доля предприятий казавтопрома возросла до 54,6% против 45,7% в аналогичный период минувшего года. Расходы жителей республики на приобретение автомобилей местного производства составили 48,7 млрд тенге – на 66,2% выше показателя годичной давности.

По словам Алферова, в первом квартале автопром стал наиболее быстрорастущей отраслью казахстанской экономики: вклад автопроизводства в ВВП страны вырос на 33,2%. Январь-март стали вторым лучшим кварталом по объемам выпуска с начала 2015 года. Предприятия отрасли восстановили производственные показатели на 89,5% от докризисных значений пятилетней давности.

Еще более высокими темпами растет спрос на предложение казахстанских автопроизводителей. Их продажи превысили прошлогодние цифры на 39,4%, а квартальная рыночная доля впервые в истории отрасли достигла 54,6%. Более половины покупателей новых авто сегодня выбирают модели, выпускаемые внутри страны. Две трети из них предпочитают линейку крупнейшего производителя – завода «АЗИЯ АВТО». Без малого половина клиентов отдает предпочтение модельному ряду LADA.

Однако отраслевые итоги квартала, полагает Алферов, могли оказаться значительно выше в случае более интенсивного и ритмичного финансирования госпрограммы льготных автокредитов. В отчетном квартале лишь 4% покупателей казахстанской техники смогли воспользоваться льготными займами, что является самым низким вкладом программы за четырехлетнюю историю ее реализации.

«Тем не менее уже в апреле покупатели с высокой вероятностью получат доступ к новому траншу финансирования программы. Активизация льготного автокредитования придаст отраслевому росту дополнительную устойчивость», – сказал Алферов.

По итогам первого квартала на территории Казахстана было произведено 8 822 ед. автотранспортных средств (включая легковую, грузовую, автобусную технику, спецмашины и прицепы) общей стоимостью 56,5 млрд тенге. Объемы выпуска в натуральном выражении превзошли прошлогодний показатель на 29,6%.

Производство легковых автомобилей выросло на 27,9%, достигнув значения 8 304 ед.. Из них 5 049 единиц (60,8%) приходится на долю АО «АЗИЯ АВТО», а 3 255 ед. (39,2%) было выпущено ТОО «СарыаркаАвтоПром».

Выпуск автобусной техники (149 единиц) по итогам января-марта вырос в 6,8 раз. Также увеличилось производство грузовых автомобилей (205 единиц) на 15,8%, прицепов – с 94 до 151 ед.. Выпуск специализированной автотехники сократился с 19 до 13 ед..

По результатам марта 2019 года с конвейеров казахстанских предприятий сошли 2 902 единицы автотранспортных средств, что на 13,7% превышает результат 2018 года (2 552 единицы).

Доминирующую позицию в сегменте автомобилей локальной сборки занимает АО «АЗИЯ АВТО» – 4 553 проданных автомобиля, или 60,6% суммарного сбыта отечественной техники. ТОО «СарыаркаАвтоПром» было реализовано 2 619 единиц (доля в сегменте – 34,9%). Далее в рейтинге сбыта продукции отечественных автопроизводителей расположились ТОО «СемАЗ» (166 единиц; 2,2%), АО «КАМАЗ-Инжиниринг» (95 единиц; 1,3%), ТОО «Hyundai Trans Auto» (43 единицы; 0,6%) и ТОО «Daewoo Bus Kazakhstan» (35 единиц; 0,5%).

Пятерку наиболее востребованных брендов легковых авто казахстанской сборки по итогам первого квартала составили Lada (3 354 единицы), Hyundai (2 322 единицы), KIA (845 единиц), Skoda (178 единиц) и Chevrolet (169 единиц). В список марок, предлагаемых отечественными предприятиями, вошли также JAC (96 единиц), UAZ (46 единиц), Ravon (10 единиц) и Peugeot (9 единиц).

Рейтинг продаж легковых автомобилей локального производства возглавили Lada Granta (1 327 единиц), Hyundai Tucson (934 единицы) и Lada 4x4 (717 единиц). Список популярных у казахстанцев моделей также дополнили Lada Vesta (715 единиц), Hyundai Accent (567 единиц), Hyundai Elantra (481 единица), Lada Largus (442 единицы), KIA Rio (342 единицы), KIA Sportage (242 единицы) и Hyundai Creta (1 112 единиц).

300 автомобилей в течение января-марта 2019 г. были приобретены участниками госпрограммы льготных автокредитов. На их долю пришлось 4% продаж автомобилей локального производства.

В рамках программы по выкупу старых автомобилей казахстанцы с начала 2019 года сдали на утилизацию 2 170 ед. техники. По результатам реализации второго этапа программы утилизации было выдано 1 956 скидочных сертификатов на покупку новых транспортных средств. Всего в автосалонах страны было использовано 952 сертификата, на которые казахстанцы приобрели 517 автомобилей отечественного производства.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

Дочки российских банков стали крупнейшими получателями денег по программе льготных автокредитов

В последнем транше БРК их долю приходится почти две трети выделенных средств

Фото: Depositphotos/keleny

Банк Развития Казахстана (БРК) направил 20 миллиардов тенге банкам на программу льготного автокредитования.

В свою очередь сам БРК получил эти деньги через облигационный заeм у АО «Казахстанский фонд устойчивости» (КФУ, дочерняя организация Национального банка). После этого деньги поступили в коммерческие банки, а уже сами БВУ выдают населению Казахстана автокредиты по ставке 4% до семи лет на машины не дороже 15 млн тенге.

За пять лет, с 2015 года, это шес­той транш БР; всего на эти цели со стороны государства БВУ было выделено 82 млрд тенге.  

«Два транша из Национального фонда в общей сумме 26 миллиардов тенге в 2015–2016 годах, два транша из республиканского бюджета в общей сумме 16 миллиардов тенге в 2018–2019 годах. В 2019–2020 годах БРК путем выпуска облигаций осуществил заимствование на 40 миллиардов тенге у АО «Казахстанский фонд устойчивости», – говорится в сообщении БРК.

Программа финансирования льготного кредитования рассчитана на 20 лет и основана на револьверном принципе: за счет средств, поступающих от погашения основного долга физическими лицами, получившими кредит, банки будут выдавать новые займы на приобретение автомобилей. «Благодаря такому повторному освоению средств казахстанцы приобрели на льготных условиях 20 629 автомобилей отечественной сборки на общую сумму 98 219 млн тенге», – уточняют в БРК. Средняя стоимость автомобиля по программе составляет более 4,7 млн тенге. 

Под действие программы льготного автокредитования попали два казахстанских производителя – АО «Азия Авто» и ТОО «СарыаркаАвтоПром», выпускающие машины под брендами JAC, Chevrolet, Ravon, УАЗ, Hyundai, Kia, Skoda, LADA и др. – всего 42 модели автомобилей.

В рамках шестого транша БРК направил 13 из 20 млрд тенге дочкам российских банков в Казахстане: Сбербанк России получил 8 млрд тенге, ВТБ Банк – 5 млрд тенге, ForteBank – 5 млрд тенге и Народный банк Казахстана – 2 млрд тенге.

Согласно данным с сайта БРК самые большие лимиты по программе имеет Сбербанк, который может получить более 19,1 млрд тенге, на втором месте Народный банк Казахстана – более 14,1 млрд тенге, на третьем – Евразийский банк – 11,1 млрд, далее идут Банк ЦентрКредит – 7,7 млрд тенге, ВТБ – 6,5 млрд, ForteBank – 1,64 млрд, АТФБанк – 1,6 млрд. Судя по всему, по ForteBank лимиты были увеличены.

Топ-менеджер казахстанского банка на условиях анонимности прокомментировал «Курсиву»: «Странно, что национальные программы финансируются через иностранные банки: получается, что мы субсидируем российские банки для покупки запчастей из России». 

АО «Банк Развития Казахстана» – национальный институт развития по модернизации и развитию несырьевого и инфраструктурного секторов экономики Казахстана, созданный в 2001 году. Основные направления деятельности – развитие производственной инфраструктуры и обрабатывающей промышленности, содействие и привлечение внешних и внутренних инвестиций в экономику страны. БРК выступает одним из крупнейших инвестиционных операторов Государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития (ГПФИИР). БРК входит в структуру АО «Национальный управляющий холдинг «Байтерек».

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg