Перейти к основному содержанию


697 просмотров

Казахстанцы купили в январе-марте отечественных машин на 49,7 миллиардов тенге

Жители Казахстана потратили на авто местного производства на 66% больше, чем за аналогичный период прошлого года

Фото: Shutterstock.com

7 511 автомобилей, собранных на отечественных автозаводах, приобрели казахстанцы в первом квартале, сообщил председатель совета директоров Союза предприятий автомобильной отрасли Казахстана «КазАвтоПром» Олег Алферов.

«Более половины покупателей новых автомобилей сегодня выбирают модели, выпускаемые внутри страны. Сбыт отечественных автозаводов (за три первых месяца) с начала года достиг 7,5 тыс. единиц. Расходы жителей республики на приобретение автомобилей местного производства составили почти 49 миллиардов тенге – на 66% выше показателя годичной давности», – сказал он на пресс-конференции 22 апреля.

Сбыт отечественных автозаводов с начала года достиг 7 511 ед., что на 39,4% выше прошлогоднего значения (5 390 ед.). Рыночная доля предприятий казавтопрома возросла до 54,6% против 45,7% в аналогичный период минувшего года. Расходы жителей республики на приобретение автомобилей местного производства составили 48,7 млрд тенге – на 66,2% выше показателя годичной давности.

По словам Алферова, в первом квартале автопром стал наиболее быстрорастущей отраслью казахстанской экономики: вклад автопроизводства в ВВП страны вырос на 33,2%. Январь-март стали вторым лучшим кварталом по объемам выпуска с начала 2015 года. Предприятия отрасли восстановили производственные показатели на 89,5% от докризисных значений пятилетней давности.

Еще более высокими темпами растет спрос на предложение казахстанских автопроизводителей. Их продажи превысили прошлогодние цифры на 39,4%, а квартальная рыночная доля впервые в истории отрасли достигла 54,6%. Более половины покупателей новых авто сегодня выбирают модели, выпускаемые внутри страны. Две трети из них предпочитают линейку крупнейшего производителя – завода «АЗИЯ АВТО». Без малого половина клиентов отдает предпочтение модельному ряду LADA.

Однако отраслевые итоги квартала, полагает Алферов, могли оказаться значительно выше в случае более интенсивного и ритмичного финансирования госпрограммы льготных автокредитов. В отчетном квартале лишь 4% покупателей казахстанской техники смогли воспользоваться льготными займами, что является самым низким вкладом программы за четырехлетнюю историю ее реализации.

«Тем не менее уже в апреле покупатели с высокой вероятностью получат доступ к новому траншу финансирования программы. Активизация льготного автокредитования придаст отраслевому росту дополнительную устойчивость», – сказал Алферов.

По итогам первого квартала на территории Казахстана было произведено 8 822 ед. автотранспортных средств (включая легковую, грузовую, автобусную технику, спецмашины и прицепы) общей стоимостью 56,5 млрд тенге. Объемы выпуска в натуральном выражении превзошли прошлогодний показатель на 29,6%.

Производство легковых автомобилей выросло на 27,9%, достигнув значения 8 304 ед.. Из них 5 049 единиц (60,8%) приходится на долю АО «АЗИЯ АВТО», а 3 255 ед. (39,2%) было выпущено ТОО «СарыаркаАвтоПром».

Выпуск автобусной техники (149 единиц) по итогам января-марта вырос в 6,8 раз. Также увеличилось производство грузовых автомобилей (205 единиц) на 15,8%, прицепов – с 94 до 151 ед.. Выпуск специализированной автотехники сократился с 19 до 13 ед..

По результатам марта 2019 года с конвейеров казахстанских предприятий сошли 2 902 единицы автотранспортных средств, что на 13,7% превышает результат 2018 года (2 552 единицы).

Доминирующую позицию в сегменте автомобилей локальной сборки занимает АО «АЗИЯ АВТО» – 4 553 проданных автомобиля, или 60,6% суммарного сбыта отечественной техники. ТОО «СарыаркаАвтоПром» было реализовано 2 619 единиц (доля в сегменте – 34,9%). Далее в рейтинге сбыта продукции отечественных автопроизводителей расположились ТОО «СемАЗ» (166 единиц; 2,2%), АО «КАМАЗ-Инжиниринг» (95 единиц; 1,3%), ТОО «Hyundai Trans Auto» (43 единицы; 0,6%) и ТОО «Daewoo Bus Kazakhstan» (35 единиц; 0,5%).

Пятерку наиболее востребованных брендов легковых авто казахстанской сборки по итогам первого квартала составили Lada (3 354 единицы), Hyundai (2 322 единицы), KIA (845 единиц), Skoda (178 единиц) и Chevrolet (169 единиц). В список марок, предлагаемых отечественными предприятиями, вошли также JAC (96 единиц), UAZ (46 единиц), Ravon (10 единиц) и Peugeot (9 единиц).

Рейтинг продаж легковых автомобилей локального производства возглавили Lada Granta (1 327 единиц), Hyundai Tucson (934 единицы) и Lada 4x4 (717 единиц). Список популярных у казахстанцев моделей также дополнили Lada Vesta (715 единиц), Hyundai Accent (567 единиц), Hyundai Elantra (481 единица), Lada Largus (442 единицы), KIA Rio (342 единицы), KIA Sportage (242 единицы) и Hyundai Creta (1 112 единиц).

300 автомобилей в течение января-марта 2019 г. были приобретены участниками госпрограммы льготных автокредитов. На их долю пришлось 4% продаж автомобилей локального производства.

В рамках программы по выкупу старых автомобилей казахстанцы с начала 2019 года сдали на утилизацию 2 170 ед. техники. По результатам реализации второго этапа программы утилизации было выдано 1 956 скидочных сертификатов на покупку новых транспортных средств. Всего в автосалонах страны было использовано 952 сертификата, на которые казахстанцы приобрели 517 автомобилей отечественного производства.


38349 просмотров

Как меняется автопром Узбекистана

Ташкент постепенно либерализует импорт автомобилей и убирает льготы для национальных автопроизводителей

Фото: Shutterstock

Приехавшему в Ташкент казахстанскому автолюбителю поневоле бросается в глаза обилие на дорогах одинаковых машин. Трассы и парковки запружены Chevrolet (чаще белого цвета, реже – черного, еще реже – других расцветок), между которыми периодически попадаются Daewoo. Лишь иногда проедет российский ВАЗ, прочие марки – редкость.

На момент подготовки статьи из около 13 тыс. машин, выставленных на продажу на сайте olx.uz, 7,2 тыс. приходились на Chevrolet, почти 3 тыс. – на российские «Лады», 1,5 тыс. на Daewoo и 1,5 тыс. – на три десятка других мировых марок. Доля машин локального производства на местном рынке достигает 97%.

Однако картина постепенно меняется. По данным Госкомстата РУз, за 2018 год в страну было ввезено автомобилей на $320 млн, что в два раза больше, чем в 2017 году. Постоянно открываются новые автосалоны, продающие иномарки.

Только российская «Лада» продала в прошлом году на узбекском рынке более 10 тыс. легковых автомобилей, а в этом году рассчитывает удвоить продажи. Казахстанская Astana Motors в прошлом году заявила о намерении выйти на узбекский рынок (правда, в компании не смогли прокомментировать «Курсиву», на какой стадии находится этот процесс сейчас). В настоящее время платежи за их ввоз в РУз могут достигать 30–40% от стоимости машин, но Таможенный комитет уже объявил о возможном снижении пошлин, при этом пошлина на ввоз автомобилей премиум-класса уже обнулена, а электрокары при импорте еще и не облагаются акцизом. На этом фоне сразу несколько иностранных брендов объявили об интересе к созданию сборочных производств в РУз.

Узбекский автопром тоже не планирует сдавать позиции: в начале июля Шавкат Мирзиёев поручил увеличить выпуск авто с нынешних 250 тыс. штук в год до 350 тыс. к 2023 году, одновременно повысив уровень локализации легковых авто до 55% (сейчас в среднем 42%), а коммерческих – до 30% (сейчас от 12% и выше, в среднем 24%). Экспорт должен увеличиться в 5,5 раза, до 25,7 тыс. машин в год. 

Правда, на совещании с президентом было решено отменить для автопрома льготы по НДС (20%) и остальным налогам (ряд производителей два года не платили налог на прибыль и имущество). Зато им отменят акциз (3%), автотранспортные сборы (4%), а также власти хотят снизить себестоимость за счет упомянутого выше роста локализации. Меры по развитию автопрома объединены в Концепцию развития отрасли до 2025 года, которая сейчас обсуждается в стране. 

Что происходит на узбекском авторынке и что его ждет: резкий рост конкуренции, затоваривание, или планы останутся только планами? «Курсив» разобрался, что происходит сейчас в автопроме нашего южного соседа.

Накачивая железо 

История узбекского автопрома началась в далеком 1996 году, когда с конвейера автомобильного завода в городе Асака Андижанской области, построенного с помощью Южной Кореи, вышел первый автомобиль – минивэн Damas. Машина оказалась очень живучей и до сих пор находится в производстве. Так Узбекистан стал 21-й страной в мире, создавшей свой автопром. В 2008 году пришел и спустя десять лет ушел General Motors – в конце июня 2019 года компания General Motors Uzbekistan сменила имя на UzAuto Motors. От американцев остались несколько собираемых в стране моделей и завод GM Uzbekistan в той самой Асаке. Сегодня весь автопром принадлежит госхолдингу «Узавтосаноат». В него входят несколько автосборочных предприятий, выпускающих модели Chevrolet Spark, Nexia, Cobalt и ряд других, а также линейку Ravon (бывшие Chevrolet и Daewoo). В стране собирают автобусы, спецтехнику, грузовики MAN и КамАЗ. Всего в холдинге более 85 предприятий, на которых трудится более чем 27 тыс. работников. С учетом смежников в отрасли занято до 200 тыс. человек. Все вместе они обеспечивают 6,6% ВВП РУз. За прошлый год холдинг «Узавтосаноат» заработал 130,4 трлн сум выручки ($1,2 млрд), более чем удвоив показатель прошлого года. Правда, чистая прибыль упала со 130 млрд сум до 96,6 млрд ($112,9 млн). 

За прошлый год страна выпустила более 220 тыс. легковых авто на сумму $217,2 млн. Произвести тоже можно было больше – в среднем мощности автопрома загружены на 73% (данные 2018 года). Более 4,7 тыс. машин ушло на экспорт – в основном в Россию (41%). Раньше экспортировалось больше, но в 2018 году основной производитель GM Uzbekistan остановил экспорт (СМИ объясняли это проблемами в менеджменте, само предприятие – изменениями ценовой политики). В 2019 году экспорт возобновился – компания отчиталась о начале поставок в Украину, Беларусь, Азербайджан, приграничные страны (кроме Туркмении). Более того: переименованный UzAuto Motors договорился о сборке своих моделей в Черкесске (Россия) и уже презентовал в Алматы свой Ravon, собранный на заводе в Костанае. Деваться заводу некуда, надо развиваться – в минувшем мае президент Шавкат Мирзиёев категорически потребовал увеличить локализацию и создать новые рабочие места, пригрозив в противном случае закрытием предприятия. 

Что касается других производителей, то они в 2018 году выпустили около 4,3 тыс. грузовиков и почти тысячу автобусов. Часть их тоже ушла на экспорт в соседние страны. Но основная масса машин остается в республике: рынок далеко не насыщен. Уровень автомобилизации в Узбекистане, по официальным данным, составляет 75 единиц техники на тысячу человек – для сравнения, в Казахстане этот показатель равен 240 единицам. 

Быстрее, больше, дешевле 

Структура спроса и предложения в узбекском автопроме постепенно меняется. Как рассказали «Курсиву» в АК «Узавтосаноат», на рынке коммерческой техники растут продажи машин, работающих на газе. Это топливо дешевле, чем дизель или бензин. Дешевизна играет роль и в сегменте легковых машин – входящая в холдинг UzAuto Motors планирует освоить выпуск моделей с ценой в районе $10 тыс., а также мини-кроссоверов за $15 тыс. – в компании ожидают роста спроса на них. Ориентировочный запуск моделей намечен на 2020 год. 

Узбекские производители коммерческой техники тоже расширяют модельные ряды. Самаркандский завод (ООО «СамАвто») начинал 20 лет назад с двух моделей автобусов и трех грузовиков, а сегодня продает четыре модели автобусов и грузовики на 10 моделях шасси. Модельный ряд JV MAN Auto Uzbekistan составляет более 60 позиций. При этом производители отмечают, что растет спрос на более дорогую, но и более качественную технику. В прошлом году начался выпуск тягача MAN, соответствующего стандарту «Евро-5». Годом ранее был налажен выпуск низкопольных автобусов. Это вообще тренд – такими машинами удобно пользоваться пожилым пассажирам и людям с ограниченными возможностями. 

В планах властей – расширить модельный ряд узбекской сборки за счет новых зарубежных партнеров. В упомянутой выше Концепции развития отрасли говорится о запуске в 2023 году сборки электромобилей в Ферганской области совместно с Hyundai. Стоимость проекта – $300 млн. Есть и другие планы – с китайской Sinotruck прорабатывается вопрос сборки грузовиков в Самарканде. Также в минувшем мае подписано соглашение с Volkswagen о начале производства немецких машин на мощностях «Узавтосаноат» (правда, подобное соглашение 2017 года так и не было реализовано). 

таб2_0.jpg

В долг – для своих 

Для стимулирования спроса на новые авто «Узавтосаноат» планирует внедрить продажи по методу Trade-in. Но в гораздо большей степени спрос подстегивается развитием автокредитования. Еще три года назад купить машину в долг узбекистанцам было довольно сложно. Однако начались экономические реформы – и банки стали наперебой предлагать автокредиты. Рост оказался настолько бурным, что в начале этого года Центробанк жестко потребовал от банкиров озаботиться созданием резервов на случай невозвратов. После этого несколько банков ушли из автокредитования, но сейчас 12 финансовых институтов из 30 продолжают одалживать клиентам средства на машины. По данным ЦБ РУз, на 1 января 2019 года они выдали автокредитов на сумму 3,3 млрд сум ($387,6 млн). За прошедшие полгода этот показатель вырос почти на треть. Проведенный «Курсивом» опрос показал, что средняя ставка по кредитам составляет от 25 до 30% в год. Минимальная ставка у «Даврбанка» – 18% годовых при первоначальном взносе 50% от стоимости машины. Как правило, банки кредитуют от 75 до 50% суммы на покупку машины, срок кредита – до года (лишь один банк кредитует до трех лет и еще один – до четырех). Максимальная сумма – 300 млн сум ($35 тыс.), но большинство банков выдают до 203 млн сум ($23 тыс. – это тысяча минимальных зарплат). Важно отметить, что кредиты выдаются только на машины, собранные в Узбекистане. 

таб.jpg

Свобода – дело суровое

Нетрудно заметить, что на жестко контролируемом государством рынке присутствуют две противоречивые тенденции: растет импорт и одновременно государство планирует нарастить мощности «Узавтосаноат». Опрошенные «Курсивом» независимые эксперты считают, что протекционизм долгое время сдерживал развитие рынка. По мнению директора Центра экономического и социального развития Юлии Юсуповой, покупатели переплачивали за продукцию GM-Uzbekistan, в то время как сам производитель пользовался налоговыми преференциями. «Автопром получал льготные кредиты – тоже за счет других субъектов экономики (если кто-то получает бесплатный или дешевый ресурс, следовательно, у кого-то другого этот ресурс отняли или заставили продать задешево – это элементарный закон экономики)», – резюмирует экономист. 

В то же время другие эксперты отмечают, что протекционизм не стимулировал повышение эффективного производства, но подобная политика обычна для первоначального этапа развития автопрома. Например, в Южной Корее такие условия сохранялись до начала 1990-х годов, да и сейчас импортные авто обходятся корейцам заметно дороже отечественных. 
Сейчас, в условиях постепенной либерализации импорта и развития банковского автокредита, платежеспособный спрос на узбекском авторынке будет, безусловно, расти, как и предложение. Потребитель почувствует себя в более комфортных условиях. Сложно сказать то же самое о производителе – холдинге «Узавтосаноат», учитывая отмену налоговых льгот и намерение государства не допустить роста цен на авто. Но опасаться за судьбу госхолдинга, обеспечивающего одну пятнадцатую от ВВП, тоже не приходится – хотя его менеджерам, очевидно, придется привыкать работать в более жестких рыночных условиях.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Депозиты в какой валюте вы предпочитаете?

Варианты

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций