Перейти к основному содержанию

bavaria_x6_1200x120.gif


585 просмотров

Казахстанцы потратили 75,6 миллиардов тенге на покупку новых авто в феврале

Официальными дилерами было реализовано 8 143 автомобиля, что на 22,1% выше результата годичной давности

Фото: Shutterstock

Казахстанцы потратили на приобретение новых легковых автомобилей 75,6 миллиардов тенге ($200 миллионов), что на 44,6% превышает аналогичный показатель 2018 года. В течение отчетного периода официальными дилерами было реализовано 8 143 автомобиля, что на 22,1% выше результата годичной давности. Об этом сообщает «КазАвтоПром».

Сбыт по итогам февраля текущего года (4 041 ед.) превзошел прошлогоднее значение на 7,5%. Объем рынка в стоимостном выражении по результатам месяца достиг 37,1 млрд тенге ($98,3 млн), превысив показатель годичной давности на 27,1%. 4 639 покупателей (57%) остановили выбор на продукции казахстанских автозаводов, 3 504 автомобиля (43%) из числа реализованных по итогам 2 месяцев т.г. пришлось на импорт.

«Несмотря на нехватку ряда популярных моделей на складах дилеров, в феврале продажи новых автомобилей сохранились на высоком уровне. Наибольшую активность продемонстрировали покупатели автомобилей LADA: растущий спрос на линейку российского бренда обеспечил рост его рыночной доли до 30,9%. По результатам двух месяцев казахстанцы приобрели 8,1 тыс. новых легковых авто на сумму 75,6 млрд тенге. Расходы жителей республики на покупку легковой техники выросли год к году на 45%. Дополнительный импульс потребительской активности в ближайшее время обеспечит новый транш госпрограммы льготных автокредитов, выделенный правительством», - рассказал председатель совета директоров Союза предприятий автомобильной отрасли Казахстана «КазАвтоПром» Олег Алфёров.

Рейтинг наиболее востребованных казахстанцами брендов по результатам февраля возглавляет Lada: на территории республики продано 1 247 автомобилей российской марки. Сбыт моделей Toyota составил 817 единиц. Третью позицию занял Hyundai с показателем 694 реализованных автомобиля. Пятерку лидеров замыкают KIA (284 ед.) и Renault (175 ед.). В TOP-10 наиболее успешных марок вошли также Nissan (143 ед.),Volkswagen (133 ед.), Lexus (123 ед.), Chevrolet (58 ед.) и Skoda (55 ед.).

В рейтинге легковых моделей по итогам февраля лидируют Lada Granta (488 ед.), Lada 4x4 (347 ед.) и Toyota Camry (339 ед.). Замыкают ТОP-5 моделей Hyundai Tucson (335 ед.) и Lada Vesta (234 ед.). В первую двадцатку потребительских предпочтений вошли также Toyota Land Cruiser Prado (208 ед.), Hyundai Accent (199 ед.), Lada Largus (140 ед.), Hyundai Elantra (105 ед.), Toyota Hilux (105 ед.), Volkswagen Polo (102 ед.), Toyota Land Cruiser 200 (100 ед.), KIA Rio (98 ед.), KIA Sportage (95 ед.), KIA Cerato (60 ед.), Nissan Terrano (58 ед.), Renault Sandero (54 ед.), Renault Duster (53 ед.), Lexus RX (50 ед.), Renault Logan (50 ед.), Chevrolet Niva (45 ед.) и Nissan Qashqai (42 ед.).

Свой статус крупнейшей дилерской группы на рынке Казахстана существенно усилил холдинг БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО. По итогам февраля 40,5% всех покупателей новых легковых автомобилей остановили выбор на предложениях этой группы. 22,7% рынка пришлось на сбыт КМК Astana Motors. В десятку наиболее заметных участников казахстанского авторетейла вошли также Toyota City Алматы с долей 6,4%, Автомир (2,7%), Тойота Центр Жетысу (2,4%), Aster Auto (2,3%), Mercur Auto (2,2%), Allur Auto (1,7%), Тойота Центр Костанай (1,6%) и Лексус Алматы (1,4%).

Основную активность в приобретении легковых автомобилей по результатам февраля 2019 г. продемонстрировали жители городов Алматы (1 183 реализованных автомобиля), Астана (677 ед.), Атырау (294 ед.), Костанай (268 ед.), Караганда (254 ед.), Шымкент (240 ед.), Актау (168 ед.), Уральск (166 ед.), Актобе (144 ед.) и Усть-Каменогорск (134 ед.).


1569 просмотров

Производство коммерческой грузовой техники в Казахстане будет прирастать скромными темпами

Продажи новых грузовиков в республике упали более чем на 20%

Фото: Аскар Ахметуллин

Производство коммерческой грузовой техники в РК будет прирастать скромными темпами, если не уйдет в минус – таковы прогнозы экспертов рынка.

По итогам 2018 года в РК было произведено 1 173 грузовых автомобиля и 243 единицы специализированной автотехники, что ниже результатов предыдущего года на 28,3% и 7,3% соответственно. Продажи новых грузовиков в республике также упали более чем на 20%: по информации от вице-президента Ассоциации казахстанского автобизнеса (АКАБ) Анар Макашевой, в 2017 году в стране было продано 6 874 новых грузовика, а в прошлом году – 5 824.

«В этом году мы ожидаем небольшого восстановления рынка и увеличения продаж до 6 232 грузовиков», – спрогнозировала г-жа Макашева в ходе IV Казахстанского международного автомобильного форума, прошедшего в столице. В то же время директор маркетингового агентства Russian Automotive Market Research Татьяна Арабаджи предполагает, что этот рост придется, скорее всего, на сектор легкого грузового автотранспорта грузоподъемностью до 5 тонн – подобный транспорт обслуживает небольшие городские грузоперевозки, например, розничные торговые точки.

Производством легкого грузового автотранспорта в Казахстане занимается Hyundai Trans Auto. Компания и ранее развивалась неплохими темпами – в 2017 году, в частности, она начала осваивать рынки Беларуси, России и Кыргызстана, экспортировав туда около 200 своих грузовиков. А вот казахстанские производители более серьезной грузовой техники грузоподъемностью от 6 тонн и выше испытывают огромные сложности с увеличением сбыта своей продукции.

Лидеры продаж – самосвалы

Рынок коммерческой техники всегда и везде значительно уступал и уступает по объемам продаж сегменту легковых автомобилей, но в 2018 году разница между динамикой развития производства легкового и грузового автотранспорта в Казахстане стала вызывающей. Если производители легковых автомобилей более чем вдвое нарастили свои объемы, доведя их до 30 тыс. единиц, то грузовая автосборка упала, как уже упоминалось выше, почти на четверть.

По мнению российского эксперта, такую ситуацию стоит расценивать как тревожный звонок для всей экономики страны: состояние любого сегмента рынка зависит, в первую очередь, от спроса на его продукцию. Более того, анализируя продажи грузовых автомобилей по видам, Татьяна Арабаджи приходит к выводу: в экономике Казахстана превалируют инфраструктурные и добывающие проекты, а сфера международных автогрузоперевозок, на развитие которой еще несколько лет назад делали ставку казахстанские власти, топчется на месте.
 
«Что мы видим в результате сравнения рынков России и Казахстана. Это устойчивый рост спроса на самосвалы: доля самосвалов на рынке в последние два года – порядка 37%, она прибавилась с 34%. Мы не видим аналогичного роста спроса, к примеру, на тягачи, на фургоны, и это несколько настораживает. Получается, что значительная часть продукции востребована в сегментах, связанных с крупными строительными объектами, как правило – с участием госфинансирования. Это обслуживание добывающих отраслей и немного – сельского хозяйства, – говорит г-жа Арабаджи. – В итоге сегмент клиентов, которые используют грузовики для перевозок, покупают тягачи, фургоны, рефрижераторы – не растет. Сегмент, связанный с грузоперевозками, с собственными и локальными перевозчиками, которые, как правило, закупают такую технику на территории своей страны, сегмент, связанный с розничной и оптовой торговлей, большого роста не показывает, поэтому и не увеличивается спрос на эту грузовую технику», – добавляет она.

12354.jpg

Тропы в Китай уводят

С последним утверждением российского эксперта можно поспорить: в 2018 году в Казахстане в сфере торговли, по данным Министерства национальной экономики, наблюдался пусть небольшой, но рост – плюс 7,6%. Не двукратный рост, конечно, как в легковом сегменте, но достаточно ощутимый для того, чтобы потянуть за собой и грузоперевозки, и закуп отечественных грузовиков. Однако последнего не происходит, поскольку на международных перевозках казахстанские перевозчики не столь активны – и, соответственно, сферу торговли импортными товарами обслуживают иностранные игроки. А они предпочитают оказывать услуги на колесах производителей-земляков.

«У вас идет вытеснение локальных перевозчиков китайскими компаниями, которые, как правило, покупают технику у себя, – называет Татьяна Арабаджи одну из причин отсутствия заметного интереса к отечественным грузовикам со стороны потребителей их услуг. – Или же, если грузовик идет в Европу, где другие требования, необходима европейская техника. Если же грузовик будет местной сборки, на границе с Европой придется делать перевалку товара, а это логистика, время. Совокупность таких факторов тоже сказывается», – считает она.

По мнению главы Russian Automotive Market Research, казахстанский рынок грузовых автомобилей подпал под то же «скромное обаяние» китайского автопрома, что и соседние страны: в последние несколько лет доля китайских брендов растет не только в Казахстане, но и в России. Стратегия производителей из Поднебесной в обеих странах одинакова: если в отрасли наступают кризисные времена, китайские компании замирают, не проявляя особой маркетинговой активности на рынках. Но как только они чувствуют хотя бы легкое оживление того или иного рынка, то мгновенно на него возвращаются. И используют свои многочисленные преимущества, главное из которых – соотношение «цена-качество».

«Рост спроса на китайские машины обусловлен тем, что это вообще ближайший партнер Казахстана, главное же – они делают неплохие грузовики с точки зрения соотношения «цена-качество». Они хорошо идут в сегменте специальной строительной техники, потому что европейская техника стоит дороже, а в Китае с использованием комплектующих от ведущих поставщиков делается свой бренд, который получается дешевле. Плюс они своей вариативностью берут, гибко подстраиваясь под нужды клиентов, – отмечает преимущества китайских производителей эксперт. – Российские производители отвечают сотрудничеством КамАЗа с «Мерседесом» по использованию компонентной базы, ими создан неплохой тягач, но он все равно будет дороже, чем классический КамАЗ и китайский аналог, и здесь пока мы проигрываем. Плюс в Китае большие дотации идут в производство со стороны государства, но, в принципе, конкурентная борьба пока не проигрывается, просто Китай – это фактор, с которым надо считаться», – замечает г-жа Арабаджи.

Новый вызов придет из Узбекистана

Говорить о том, что российская марка уступила казахстанский рынок китайцам, рано – 30% продаж в РК приходится на КамАЗы как российской, так и казахстанской сборки. Однако второе и третье места уже прочно застолбили за собой китайские Shacman и Foton, на что откликнулся и казахстанский автопром: оба эти бреда теперь наличествуют и в продуктовой линейке СемАЗа – семипалатинского завода. И уже в недалеком будущем казахстанским производителям придется опасаться нового конкурента – на постсоветском пространстве к пулу производителей грузовиков добавился Узбекистан.

«Если Россия и Беларусь – традиционные производители грузовиков, то Узбекистан присоединился к этому пулу не так давно, но весьма успешно: они диверсифицировали свою отрасль, производят там и грузовики, и автобусы, и легкий коммерческий транспорт, там есть сборка КамАЗов, МАНа, в сентябре этого года там стартует сборка «Хендай», китайский «Фотон» там собирается, – говорит г-жа Арабаджи. – И нужно понимать, что все эти соседи рассматривают друг друга в качестве рынков сбыта. Пока положительное сальдо у Беларуси, они больше поставляют в Россию грузовой техники, чем завозят оттуда, а в случае с Казахстаном и с Узбекистаном ситуация обратная. Так что если развивать производство с прицелом не только на насыщение внутреннего рынка, но и на экспорт, нужно обязательно учитывать создание новых производственных мощностей в Узбекистане, а также тот факт, что в России – большая недозагрузка мощностей, и тоже стоит задача развития экспорта», – добавляет эксперт.

Российское маркетинговое агентство согласно с оценкой АКАБ относительно роста продаж грузовиков в Казахстане. Но предпосылки для этого видит не в резком повышении спроса в будущем, а в сильном падении в предыдущие годы – рынку будет просто необходимо восполнять выбывшую грузовую технику. По оценке экспертов Казахстанской ассоциации автобизнеса, в настоящее время 44% грузового автопарка – старше 20 лет, и в обозримом будущем выбытие грузовиков будет весьма ощутимым. Соответственно, повысится и объем покупок новых грузовых машин. Но далеко не факт, что введенная правительством утилизационная программа, благодаря которой в Казахстане можно сдачей старого грузовика покрыть часть стоимости нового, станет эффективным стимулом для покупок именно казахстанских грузовых авто.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Депозиты в какой валюте вы предпочитаете?

Варианты

d1fHAmG5BPI.jpg

Цифра дня

Более 7 млн
тенге
получит из бюджета каждый кандидат в президенты РК на агитацию

Цитата дня

Сегодня я выступаю перед вами не в качестве президента страны: ради интересов страны и народа я принял непростое, но продуманное решение о прекращении своих президентских полномочий… Вся моя работа будет заключена в том, чтобы поддержать деятельность нового президента и обеспечить транзит в спокойной обстановке и продолжать ту работу, которую мы начали

Нурсултан Назарбаев
экс-президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций

Home Credit Bank

Home Credit Bank