Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


11643 просмотра

Почему западные области Казахстана выбирают российский автопром?

АКАБ предоставила «Курсиву» данные по автомобильному рынку в разрезе четырех западных областей страны

Фото: Shutterstock

Как меняется ситуация на авторынке страны, сколько денег выкладывают автомобилисты четырех западных областей на покупку «железного коня», какие марки автомобилей выбирают и от каких постепенно отказываются, выяснял «Курсив».

Ассоциация казахстанского автобизнеса (АКАБ), подводя итоги 2018 года, сделала три основных вывода: за прошедший год казахстанцы поставили на учет 1,2 млн автомобилей (из них новых – 84,9 тыс. единиц), что на 14,8% больше, чем в 2017 году. У официальных автодилеров граждане приобрели 60,9 тыс. новых автомашин (и здесь рост в пределах 24%). Каждый второй проданный дилерскими центрами автомобиль сделан в Казахстане. 

За новыми машинами – в салоны

Пресс-служба АКАБ предоставила «Курсиву» данные по автомобильному рынку в разрезе четырех западных областей страны – Атырауской, Актюбинской, Мангистауской и Западно-Казахстанской.

Так, лидером по количеству зарегистрированных новых автомобилей в 2018 году стала Атырауская область. Здесь на первичную регистрацию за год было поставлено 6,1 тыс. транспортных средств (это 7% от общего числа новых авто по Казахстану). В Актюбинской, Мангистауской областях и ЗКО за прошедший год было приобретено более чем по 3,6 тыс. новых автомашин (по 4% в каждом регионе от общереспубликанского объема покупки).

Причем, как отмечают в АКАБ, население трех регионов стало больше доверять дилерским автоцентрам по продаже авто. Так, жители Актау за год через официальных дилеров купили 2,6 тыс. автомобилей (рост продаж по сравнению с 2017 годом на 50%), в Атырау – 4,6 тыс. (рост 34%), в Актобе – 2,4 тыс. (больше, чем в 2017 году, на 29%). А вот по Уральску наблюдается противоположная картина – здесь за 2018 год у автодилеров было куплено на 8% меньше машин, чем в 2017 году.

Задавшись вопросом: «Какие новые авто предпочитают жители западных регионов?», «Курсив» выяснил, что по количеству проданных автодилерами за 2018 год машин во всех четырех регионах лидирует Lada, на второй позиции разместилась Toyota, на третьей – Hyundai. 
Кстати, в АКАБ отмечают, что в ЗКО, в отличие от других западных областей, есть спрос на автомобили Renault, однако в 2018 году он резко упал – на 59% по сравнению с 2017 годом.

По данным АКАБ, самая высокая средняя цена на машину из автосалона в 2018 году была зафиксирована в Актюбинской области – 8,2 млн тенге. В остальных трех регионах стоимость аналогичных авто у дилеров в среднем составляла 7 млн тенге.

Наиболее востребованными как на западе страны, так и в целом по Казахстану среди рядовых граждан являются автомобили в ценовом диапазоне от 3 до 5 млн тенге – на их долю приходится почти 30% от общего объема продаж новых легковых автомобилей в дилерских центрах.

В ходу бюджетные Lada

Однако даже при повышении интереса населения к новым автомобилям, по данным аналитиков АКАБ, автопарк страны продолжает стареть: всего по стране на вторичную регистрацию в прошлом году были поставлены 1,2 млн единицы техники, и две трети от общего числа повторно зарегистрированных автомобилей составляют машины в возрасте старше 10 лет (790 тыс. единиц), в возрасте от 3 до 10 лет – 291 тыс. авто, до 3 лет – 112,8 тыс. автомашин.

В разрезе западных областей за год было поставлено на вторичный учет 159,5 тыс. автомашин.

Наибольшее количество подержанных авто (включая грузовые, автобусы, мототранспорт) было продано в Мангистауской области – 52 тыс. единиц (в 13 раз больше, чем новых). В Актюбинской области эта цифра составила 49,5 тыс. (в 12 раз больше, чем новых), в ЗКО – 29 тыс. (в 7,5 раза больше, чем новых). Наименьшее количество подержанных авто приобрели жители Атырауской области – 28,8 тыс. (это в 4,5 раза больше, чем новых авто).

Самыми востребованными среди населения, по мнению аналитиков АКАБ, на вторичном рынке в 2018 году были автомобили марок Lada (Vaz), Toyota, Volkswagen. Причем наибольшее количество автомобилей Lada (Vaz) было продано в Актюбинской области – 9,1 тыс. единиц. В Атырау и ЗКО аналогичных автомобилей было продано более чем по 6 тыс., в Мангистауской области – 5,8 тыс. 

Вместе с тем отмечается снижение интереса автомобилистов к модели Lada (Vaz), по сравнению с 2017 годом, в пределах 5–11% в Актюбинской, Атырауской и Западно-Казахстанской областях, тогда как в Мангистауской  автовладельцы стали на 4% чаще приобретать эту модель, чем в 2017 году. 

Автомобили марки Toyota, согласно исследованиям, больше всех любят водители Мангистауской области – за 2018 год здесь было продано 9,2 тыс. этих авто, тогда как в Актюбинской области эта цифра составила 4,9 тыс., в Атырауской области – 3,3 тыс. и в ЗКО – 2,1 тыс. авто. При этом в Актюбинской и Атырауской областях автомобилей данной марки, по сравнению с 2017 годом, стали покупать меньше на 7–8%, в ЗКО интерес автомобилистов к Toyota остался на прежнем уровне, а в Мангистауской области вырос на 3%.

Автомобили Volkswagen, как выяснилось, больше всего любят водители ЗКО и Актюбинской области. За прошедший год в этих областях было продано по 3 тыс. авто этой марки (что на 7% меньше по сравнению с 2017 годом), в Атырауской области – 1035 штук (минус 15%), в Мангистауской области – ни одного.

По возможностям и тачки

Мы проанализировали ситуацию по ценам и предложениям на местных авторынках западных областей, основываясь на частных объявлениях интернет-портала kolesa.kz.

Так, на данный момент наибольшее количество предложений по продаже легковых авто, как подержанных, так и новых, дает Актюбинская область – почти 6 тыс. На втором месте по наличию авто на продажу значится Мангистауская область – 5,3 тыс. предложений, далее идет Атырауская область – 4,8 тыс. и ЗКО – 3,8 тыс.

Львиная доля объявлений о продаже самого востребованного автомобиля – Lada (Vaz) – приходится на Актюбинскую область (1,5 тыс. предложений), в ЗКО и Атырауской области это число примерно одинаково (1150 и 1143 предложения соответственно), в Мангистауской области этих российских машин продают вдвое меньше – 646.

Отметим, что самые дешевые варианты моделей Lada (Vaz) представлены в ЗКО и Мангистауской области: здесь за 150 тыс. тенге готовы продать авто 1982 и 1996 годов выпуска – модели Lada 2107 и Lada 2109.

Самая дорогая модель Lada – Vesta Cross 2018 года выпуска – стоимостью 5,8 млн тенге выставлена актюбинскими продавцами. Аналогичная модель этого же года выпуска в Атырауской и Мангистауской областях стоит уже дешевле – 5,3 млн тенге.

Автомобилей марки Toyota, выставленных на продажу, больше всего сосредоточено в Мангистауской области – 980 предложений, по Актюбинской области их 739, в Атырауской области – 662, в ЗКО лишь 348 объявлений о продаже этих японских машин.

Самая дешевая модель Toyota – Lucida 1996 года – выпуска стоимостью 550 тыс. тенге выставлена на продажу в ЗКО. Самая дорогая модель – Toyota Land Cruiser 2018 года выпуска – дороже всего стоит в ЗКО – 33,7 млн тенге. В остальных трех западных регионах аналогичную модель этого же года выпуска автовладельцы готовы продать за 30 млн тенге.

Объявлений о продаже автомобилей Volkswagen крайне мало. Так, в Мангистауской области на продажу выставлено всего 125 автомашин этой марки, в Атырауской области – 219, в ЗКО и Актюбинской областях – 316 и 359 предложений соответственно.

Самая низкая цена продажи автомобиля Volkswagen Golf 1987 года выпуска, представлена в ЗКО – 250 тыс. тенге, здесь же продается самый дорогой автомобиль Volkswagen – Tuareg 2019 года выпуска стоимостью 27,5 млн тенге.

Отметим, самый дорогой автомобиль, который выставлен на продажу по западным регионам, находится в Уральске – это Mersedes Benz G63 AMG 2018 года выпуска стоимостью 105 млн тенге. Автомобиль с теми же техническими характеристиками в Актобе стоит уже 87,5 млн тенге. В Мангистауской области нет ни одного подобного предложения, но есть не менее красивый и дорогой Mersedes AMG GT, стоимость которого составляет 62,9 млн тенге.

bya_0.jpg


2104 просмотра

«Гибридные» тенденции обходят Казахстан

Почему это происходит

Фото: Shutterstock

В небе над одним из центральных районов Тбилиси – Авлабари – уже второй год наблюдаются ласточки. Местные жители не сомневаются: пернатые вернулись спустя почти 20 лет из-за заметного улучшения качества воздуха, которое произошло после кардинального изменения структуры столичного парка личных автомобилей. На улицах и проспектах не только Тбилиси, но и других городов Грузии ныне доминируют автомобили с гибридными двигателями. 

Помимо относительно знакомых моделей вроде Toyota Prius или Honda Insight можно встретить и совершенно неизвестные казахстанцам легковушки, такие как Chevrolet Volt или Kia Niro. Этот факт не совсем вяжется со сложившейся на постсоветском пространстве точкой зрения, что население Грузии особый пиетет испытывает лишь к автомобилям марки Mercedes. 

Prius вместо Mercedes

По словам владеющего пятой версией автомобиля Toyota Prius Левана Давиташвили, до 2017 года он, как и его друзья из Тбилиси, Кутаиси и Самтредиа, действительно отдавали предпочтение автомобилям Mercedes. «У меня много лет был 230-й на 124-м кузове. Хорошая машина, надежная. Бензина только много ест, да и запчасти дорого стоят. В начале 2018-го поменял ее на Prius и совсем не жалею. Бензина теперь надо 5–6 литров на 100 км, по городу в основном на электричестве езжу», – рассказал Леван. Он добавил, что растаможенный гибрид 2016–2018 годов выпуска в Тбилиси можно купить за $17–20 тыс., что эквивалентно 6,58–7,75 млн тенге. Для сравнения: в Казахстане цены на аналогичные авто начинаются от 10,5 млн тенге. 

Бум на гибриды в Грузии во многом определен комплексной программой правительства, которая начала действовать с 2016 года и имеет цель значительно улучшить экологическую обстановку в стране. Последние 15 лет тема загрязненности воздуха в Тбилиси и других городах страны была одной из самых обсуждаемых в грузинском обществе. Столичные жители жаловались на постоянный смог над окруженным горами городом и на ощущаемую нехватку свежего воздуха. 

Было и стало

Власти Грузии взяли за основу опыт большинства стран Европы и изменили налоги на импорт автомобилей. С января 2017 года акциз на ввоз автомобилей с двигателями внутреннего сгорания (ДВС) был существенно увеличен, одновременно на 60% снижены пошлины на импорт гибридов. Электромобили и вовсе освободили от таможенных пошлин. Результата долго ждать не пришлось. По информации Национальной службы статистики Грузии, если в 2016 году гибридов вместе с электромобилями было импортировано на общую сумму $233 тыс., то по итогам 2017 года речь уже шла о сумме $57,9 млн. И поскольку жители Грузии стали массового пересаживаться на гибриды (с электромобилями пока сложнее из-за недостаточно развитой инфраструктуры), значительное увеличение их ввоза наблюдается до сих пор. 

Аналогичные процессы в настоящий момент идут и в других странах мира. В Германии, которая еще в 2009 году приняла программу по постепенному отказу от использования автомобилей с традиционными ДВС, только в первом полугодии текущего года на учет поставлено более 31 тыс. электромобилей и 103 тыс. гибридов. Чуть ли не в геометрической прогрессии растет число автомобилей с гибридными двигателями во Франции, Дании, Италии, Израиле, США и даже в нефтедобывающих странах Персидского залива. Популярность таких авто объясняется не только их экономичностью и экологичностью, но и тем, что производители нередко предлагают для гибридов более богатую комплектацию в сравнении с их полными аналогами, работающими на бензине или дизеле. 

Четыре причины непопулярности 

Казахстан общемировой тренд пока обходит стороной. Гибриды и электромобили в нашей стране практически не пользуются спросом. Чтобы понять, с чем это связано, «Курсив» обратился за комментариями к ведущим автомобильным экспертам. 

Александр Кислюк – украинский специалист в области продвижения новых автомобильных брендов, сотрудничающий с рядом известных казахстанских автодилеров. По его наблюдениям, отсутствие интереса к гибридам со стороны казахстанцев определяется сразу несколькими факторами. 

«Безусловно, с точки зрения экологии гибриды являются более предпочтительными. Но на самом деле про экологию ни в Казахстане, ни у нас в Украине никто не думает. Посмотрите, часто ли люди сортируют мусор? В отличие, например, от стран Европы этим занимаются лишь единицы. Также и с продажами автомобилей. Для европейских стран характерны экологические сборы на эксплуатацию машин. Они очень большие. Если, например, повсеместно вводится экологический стандарт Euro 5, а у вас автомобиль до сих пор стандарта Euro 4, да еще и с большим объемом двигателя, который работает на дизеле, налоги будут такими, что от него проще избавиться, а на сэкономленные деньги купить новую машину. Второй момент – доступность автокредитования. Для Европы, как и для США, характерны дешевые кредиты при достаточно высоком уровне доходов населения. Поэтому чаще всего там эксплуатируют автомобили в течение 3–5 лет, после чего сдают их дилерам для перепродажи. Третий момент – в Казахстане достаточно дешевое автомобильное топливо, что не способствует продвижению более экономичных гибридов. Наконец, в отличие от той же Грузии или Украины, в Казахстане пока не видно программы, которая поощряла бы население приобретать как электромобили, так и машины с гибридными двигателями», – поделился мнением Александр Кислюк. 

Государство не заинтересовано?

Несколько иной взгляд на фактическую непопулярность гибридов в Казахстане у Диаза Абылкасова, который в прошлом занимал руководящие должности в крупнейших автомобильных компаниях Казахстана, а сейчас ведет автомобильные блоги в социальных сетях. По его словам, главной причиной низкого спроса на гибридные модели в Казахстане является неразвитость этого сегмента рынка. «В случае с гибридами не спрос рождает предложение, а, скорее, наоборот. Если производители предложат такие модели казахстанцам по адекватной цене и покажут их преимущества, спрос будет. Но предложений нет. Есть лишь нишевые премиальные модели, такие как гибридные «лексусы», – заметил в беседе с «Курсивом» Диаз Абылкасов. 

При этом он обратил внимание, что наблюдаемая в Казахстане более высокая стоимость гибридных версий обычных моделей не окупается повышенной экономичностью даже за внушительный срок эксплуатации. Не видит казахстанский эксперт и каких-либо поощряющих мер со стороны правительства для приобретения населением гибридов и электромобилей. 

И за всю жизнь окупить невозможно 

Мнение Диаза Абылкасова во многом пересекается с точкой зрения главного редактора казахстанской версии российского журнала «За рулем» Алексея Алексеева. В своем комментарии «Курсиву» он отметил, что массовые продажи гибридов, например, наиболее популярных в мире моделей Toyota Prius, в Казахстане были свернуты еще 5 лет назад из-за очень низкого спроса. 

«Низкий спрос определялся тем, что было явно недостаточно рекламы о преимуществах гибридов. Во-вторых, они были дороговаты: эти легковушки стоили как кроссоверы. В сравнении с кроссоверами выгодность такого приобретения была достаточно сомнительна. Была попытка со стороны теперь уже ушедшей из Казахстана корпорации Mitsubishi организовать продажи плагин-гибридов (гибриды, в которых основным является электродвигатель. – «Курсив»). Но она столкнулась с теми же проблемами – низкий уровень продаж из-за высоких цен и непонимание населением выгодности приобретения гибридных автомобилей. Мы как-то подсчитывали: выходило, что водитель не окупит гибрид за всю свою жизнь», – подчеркнул Алексей Алексеев. 

По мнению эксперта, без принятия специальных правительственных программ, которые предусматривают снижение таможенных сборов и серьезные налоговые послабления, о популярности автомобилей с гибридными двигателями в Казахстане говорить бессмысленно. 

«Во многих странах государство субсидирует приобретение и электромобилей, и гибридов. Например, в Германии за это даже предусмотрена доплата их владельцам: 4 тыс. евро в год за электромобиль и 3 тыс. евро – за гибрид. Есть и опыт частичного возвращения средств за приобретение экологически чистых машин. У нас никакой заботы об этих видах транспорта нет. Разве что электромобилям разрешили подниматься на горнолыжный курорт «Шымбулак», – не без доли иронии заметил Алексей Алексеев.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Как вы провели или планируете провести отпуск этим летом?

Варианты

b2-uchet_kursiv.png

 

Цифра дня

1,6 млрд
тенге
задолжали казахстанские работодатели своим работникам

Цитата дня

Порой некоторые лозунги и призывы выглядят крайне привлекательными, но их авторы не несут ответственности перед страной. Реформы ради реформ - это верный путь к кризису и потери управляемости государством. Уверен, никто из нас этого не желает. Развитие должно быть последовательным, поступательным, без забегания вперед, но и без отставания.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций