Перейти к основному содержанию

722 просмотра

Более 32 тысяч авто, на сумму 206 млрд тенге было произведено в РК за 2018 год

Объемы выпуска в натуральном выражении превзошли прошлогодний показатель на 64,9%

Фото: shutterstock.com

Союз предприятий автомобильной отрасли Казахстана «КазАвтоПром» подвел итоги работы за 2018 год. За отчетный период на территории Казахстана было произведено 32 298 единиц автотранспортных средств (включая легковую, грузовую, автобусную технику, спецмашины и прицепы) общей стоимостью 206 млрд тенге. Объемы выпуска в натуральном выражении превзошли прошлогодний показатель на 64,9%. 

Производство легковых автомобилей выросло на 78,8%, достигнув значения 30 016 ед. Из них 18 250 ед. (60,8%) приходится на долю АО «АЗИЯ АВТО», а 11 766 ед. (39,2%) было выпущено ТОО «СарыаркаАвтоПром»

Выпуск автобусной техники (356 ед.) по итогам 2018 г. сократился в 1,8 раза. Производство грузовых автомобилей (1173 ед.) и специализированной автотехники (243 ед.) также снизилось на 28,3% и 7,3% соответственно. Выпуск прицепов вырос с 250 до 510 ед. 

По результатам декабря 2018 года с конвейеров казахстанских предприятий сошло 3 089 единиц автотранспортных средств, что на 19,5% превышает результат 2017 года (2 584 ед.). 

Сбыт отечественных автозаводов с начала года достиг 29 931 единицы, что на 57,5% выше прошлогоднего значения (19 007 ед.). 

Рыночная доля предприятий казавтопрома возросла до 49,1% против 37,4% в аналогичный период минувшего года. По итогам декабря данный показатель достиг 56,3%, что стало лучшим результатом в истории отрасли. 

Расходы жителей республики на приобретение автомобилей местного производства составили 182,5 млрд тенге – на 71% выше показателя годичной давности.  

Доминирующую позицию в сегменте автомобилей локальной сборки занимает АО «АЗИЯ АВТО» – 17 132 проданных автомобиля, или 57,2% суммарного сбыта отечественной техники. ТОО «СарыаркаАвтоПром» было реализовано 11 221 единиц (доля в сегменте – 37,5%). Далее в рейтинге сбыта продукции отечественных автопроизводителей расположились АО «КАМАЗ-Инжиниринг» (587 ед.; 2%), ТОО «СемАЗ» (584 ед.; 2%), ТОО «Hyundai Trans Auto» (252 ед.; 0,8%) и ТОО «Daewoo Bus Kazakhstan» (155 ед.; 0,5%). 

Пятёрку наиболее востребованных брендов легковых авто казахстанской сборки по итогам 2018 г. составили Lada (13 146 ед.), Hyundai (8 433 ед.), KIA (2 635 ед.), JAC (1 125 ед.) и Chevrolet (1 082 ед.). В список марок, предлагаемых отечественными предприятиями, вошли также Skoda (835 ед.), Ravon (552 ед.), Peugeot (149 ед.) и SsangYong (16 ед.). 

Рейтинг продаж легковых автомобилей локального производства возглавили Lada 4x4 (3 468 ед.), Lada Granta (3 428 ед.) и Lada Vesta (2 955 ед.). Список популярных у казахстанцев моделей также дополнили Hyundai Tucson (2 692 ед.), Lada Largus (2 020 ед.), Hyundai Elantra (1 985 ед.), Hyundai Accent (1 917 ед.), Hyundai Creta (1 581 ед.), KIA Sportage (903 ед.) и Lada XRAY (856 ед.). 

3 252 автомобиля в течение января-декабря 2018 г. были приобретены участниками госпрограммы льготных автокредитов. На их долю пришлось 10,9% продаж автомобилей локального производства. 

По итогам 2018 г. казахстанцы сдали на утилизацию 27 180 единиц техники. В рамках второго этапа программы утилизации ВЭТС было выдано 13 699 скидочных сертификатов на покупку новых транспортных средств. Всего в автосалонах страны было использовано 12 964 сертификатов, на которые казахстанцы приобрели 7 874 автомобиля отечественного производства. 

Вклад предприятий отрасли в структуру ВВП республики по итогам 2018 г. составил 206 млрд тенге (+40,4% к показателю годичной давности). Инвестиции предприятий автопрома в основной капитал в отчетный период достигли 3,2 млрд тенге. 

Казахстанские предприятия, занятые продажами и производством автомобильной техники, обеспечили налоговые поступления в бюджет республики в размере 54,9 млрд тенге, что на 23,4% выше значения 2017 года.  

«Казахстанский автопром продолжает свой планомерный рост на протяжении двухлетнего периода. В 2018 году объемы выпуска были увеличены на две трети и приблизились к докризисным цифрам 2014 года. Еще более красноречивым свидетельством отраслевой динамики стала рекордная рыночная доля отечественных автопроизводителей, в декабре превысившая отметку в 56%. Более половины покупателей новых легковых автомобилей в финале минувшего года выбрали одну из моделей казахстанских автозаводов. Вклад предприятий отрасли в ВВП страны достиг 206 млрд тенге.  

Мы рассчитываем, что в 2019 году растущий рыночный спрос и возможности программы льготных автокредитов позволят обновить исторический максимум производственных показателей и преодолеть рубеж в 40 тысяч автомобилей, сошедших с конвейеров казахстанских предприятий», прокомментировал показатели председатель совета директоров «КазАвтоПром» Олег Алфёров.

913 просмотров

В Казахстане автомобили на газе не пускают на крытые и подземные парковки

Новые правила взбудоражили рынок – интерес к газомоторным технологиям со стороны потребителей резко снизился

Фото: Олег Спивак

Транспортные компании, которые подвозят товары в торговые центры, срочно снимают со своих автомобилей газовое оборудование – выгрузка товаров почти всегда происходит в боксах, а въезд туда транспорту на газе теперь закрыт. Новая редакция Правил пожарной безопасности запрещает стоянку автомобилей с ГБО (газобаллонное оборудование) «во встроенных в зданиях иного назначения и пристроенных к ним, а также расположенных ниже уровня земли автостоянках закрытого типа».

По «многочисленным обращениям граждан»

Запрет действует в Казахстане уже месяц – постановление правительства, меняющее правила парковки для автомобилей на газе, опубликовано 30 декабря 2019 года. Комитет по ЧС МВД РК обосновывает ограничение «многочисленными обращениями граждан», болезненно реагирующих на расширение газомоторного парка страны.

Механизм запрета прост: в правила дорожного движения внесена норма, обязывающая владельцев машин с ГБО устанавливать специальный опознавательный знак. Таким машинам и запрещен въезд на паркинги.

По данным НПП «Атамекен», только в Алматы есть 120 крытых парковок, принадлежащих торгово-развлекательным и бизнес-центрам. По парковкам в жилых комплексах точной информации нет, но и их явно больше сотни.

В управлении снижения рисков бедствий и контроля в области гражданской защиты Алматы «Курсиву» озвучили статистику, обосновывающую своевременность принятых мер. По данным городского акимата, в 2019 году в Алматы было зафиксировано 118 пожаров на транспорте, 7% таких случаев произошло с автомобилями на газе. Случись такое с газомоторным автомобилем на подземной стоянке, говорит главный специалист управления по ЧС Айдар Сарымбаев, будет трудно организовать эвакуацию людей и тушение пожара.

Также специалист по ЧС перечислил причины, подстегнувшие введение ограничений. Оказывается, в стране нет органа, который контролирует эту часть автомобильного рынка, нет специальной системы технического надзора и нет контроля за компаниями, которые устанавливают газобаллонное оборудование на машины.

Статистический учет автотранспорта на ГБО ведется без разделения на виды газа – сжатый природный (метан) и сжиженный углеводородный (пропан-бутан), хотя их характеристики различны.

Тормоз для клиента

Крупные компании, занятые установкой ГБО на автомобили, фиксируют резкое падение интереса к газомоторным технологиям. По словам директора «Эко Эксперт кз» Надежды Семидиянкиной, в январе работники компании установили ГБО на семь машин, в то время как в декабре – на 22. При этом сокращение заказов происходит на фоне роста цены на бензин. Собеседница «Курсива» говорит, что обычно в такие периоды – пик спроса, когда ежедневно проводится по три-четыре инсталляции ГБО. Сейчас же типичный заказ – на снятие уже установленного оборудования, такое решение принимают компании, обслуживающие бизнес-перевозки для крупных торговых центров.

Генеральный директор компании Green Auto Service Ерлан Нурпеисов подчеркивает, что Казахстан ратифицировал европейские нормы и законы по безопасности колесных транспортных средств, а эксперты всего мира считают ГБО наиболее безопасным. Такое оборудование снабжено целым рядом степеней защиты, которые делают невозможным взрыв даже при открытом пожаре. «Одним росчерком пера рынку закрывают доступ к экологичным современным технологиям, которые удобны для бизнеса», – удивляется Нурпеисов.

Принятый запрет может повлечь даже политические последствия – такое мнение высказывает председатель правления ОЮЛ «Газомоторная ассоциация Казахстана» Ербол Тохтаров. По его словам, ограничения для автомобилей на газе вызвали недоумение, прозвучавшее в обращениях из стран Европы, а также России и Китая. Перевод транспорта на экологическое топливо – важный общемировой тренд, который диктуют не только экономические интересы, но и тревога за изменение климата и сохранение здоровья людей. Тохтаров считает, что решение, принятое без консультации с экспертным сообществом, грозит стране потерей репутации.

Рынок ГБО: без «серых» и «белых»

Крупные игроки рынка недовольны тем, что чиновники предпочли грубый запрет поиску адекватного решения. Таковым, по их мнению, стал бы запрет мелких «серых» установщиков ГБО, которые из-за низкой компетенции работают с нарушением регламента и тем самым дискредитируют технологию и подрывают доверие к ней.

Не все участники рынка поддерживают это мнение, в числе антагонистов – официальный представитель четырех европейских производителей ГБО в Алматы Василий Бочкарев. Именно через его склад все оборудование попадает в город. Система обес­печения рынка такая: производители поставляют оборудование на сертифицированный дилерский склад в Уральске, откуда оно распределяется по стране.

По оценке Бочкарева, услуги по установке ГБО на автомобили в южной столице оказывают 150 компаний. Собеседник отрицает деление рынка на «серых» и «белых» установщиков, а все разговоры об этом объясняет конкуренцией.

Также Бочкарев не согласен с тем, что рынок установки ГБО переживает кризис: продажи склада стабильны. Главной проблемой эксперт считает падающий покупательский спрос населения. Из-за этого клиенты экономят на качестве комплектующих. Следовательно, для установки ГБО выбирают компании, не скованные жестким технологическим регламентом одного производителя, с которым заключен договор.

Кто ездит на газе

По оценке экспертов, устанавливать ГБО выгодно при ежедневном пробеге автомобиля не менее 100 километров. Стоимость оборудования и его инсталляции зависит от производителя и типа двигателя автомобиля. За установку на автомобиль, оснащенный двигателем с четырьмя цилиндрами, надо заплатить 150–200 тыс. тенге, если цилиндров шесть – 200–280 тыс. тенге, если восемь – 280–320 тыс. тенге.

Самое популярное оборудование – итальянского и польского производства, оно может безотказно «пробежать» 400–500 тыс. километров. При установке ГБО вырастают затраты на техничес­кое обслуживание автомобиля – примерно на 10–15%, по оценке Ербола Тохтарова. Потребитель выигрывает на экономии топлива и удлинении срока службы мотора.

Использование газового оборудования на автомобилях в Казахстане распространено довольно широко, несмотря на отсутствие активной пропаганды и мер стимулирования, а также обывательский страх перед газовыми технологиями. По статданным, в 2019 году в стране было 325 тыс. автомобилей, переведенных на газ. Если, опираясь на данные Ассоциации казахстанского автобизнеса, принять весь парк республики как 4,5 млн автомобилей, то на газе передвигаются чуть более 7% (с учетом гибридных), в основном использующих пропан-бутан.

Больше всего таких машин в западных регионах страны – до 80% автопарка. По Алматы оценки разнятся, максимальная из прозвучавших – 20%. Стоит учесть, что система государственного учета настроена весьма приблизительно – она разрешительная. Такая система усложняется волокитой, поэтому автовладельцы избегают хлопот, оставляя регистрацию установки оборудования «на потом».

Два вида топлива, два пути развития

Ербол Тохтаров рассказывает, что еще во времена СССР было несколько масштабных попыток внедрения ГБО. Тогда это было оборудование, работающее на сжатом природном газе – метане. В основе технологии – способность метана сжиматься, например, для ГБО его сжимают в 200 раз. Оборудование, работающее на сжатом газе, громоздкое и тяжелое, больше подходит для эксплуатации на рабочей технике и общественном транспорте.

Система снабжения этим топливом была и остается частью государственной газопроводной системы страны. На ее основе в РК сейчас делаются попытки перевода на метан муниципальной техники и общественного транспорта. Процесс идет с переменным успехом: планировалось, что число автобусов и специальной коммунально-дорожной техники на газе в 2020 году составит 6100 единиц, а в 2022 году – 12 тыс., но весь совокупный газовый автопарк страны сейчас примерно 1300 автобусов.

Параллельно развивается рынок пропан-бутана – это попутный продукт добычи нефти.
В 2006 году Казахстан взял на себя обязательство утилизировать это сырье, запустил его переработку и создал открытый рынок этого топлива. Особенность пропан-бутана – в переходе в жидкую форму при средних температурах, поэтому его так и называют – сжиженный. Топливо закачивают в баки автомобилей под давлением в 16 атмосфер. Такое оборудование менее громоздкое и пользуется популярностью у владельцев индивидуальных автомобилей.

Казахстан к развитию рынка автогаза подходит выборочно. Использование метана стимулируется. Например, сейчас разрабатываются субсидии для автопарков, обслуживающих маршруты общественного транспорта автобусами на сжатом газе. О мерах по стимулированию перехода на ГБО для индивидуальных владельцев автомобилей пока только говорят.

Перевод бензиновых и дизельных автомобилей на газовое топливо – заметный глобальный тренд. И хотя на острие информационной повестки – электромобили, эксперты авторынка, по мнению Ербола Тохтарова, видят в использовании газа большие перспективы. В соседних России и Китае применение газовых топливных систем поощряется серьезными мерами господдержки. Речь идет не только об общественном, грузовом или индивидуальном транспорте – на газ переводят дизельные локомотивы, тяжелую карьерную технику, морские суда.

infogr2.png

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

drweb_ESS_kursiv.gif