Перейти к основному содержанию

bavaria_x6_1200x120.gif


3630 просмотров

Казахстанский авторынок в 2018 году: «Хороший год, но не без проблем»

«Къ» узнал, каким был уходящий год для представителей казахстанского автопрома и чего ждать в 2019 году

Фото: shutterstock.com

По мнению представителей отечественного автопрома 2018 год стал достаточно удачным, растут продажи, производство авто и модельный ряд. К тому же ожидается рост доли казахстанских автомобилей в продажах. Основными трендами уходящего года стали - каршеринг, льготное автокредитование, цифровизация. Самым значимым событием, без преувеличения можно назвать вхождение в капитал (51% акций) крупнейшего казахстанского автопроизводителя ТОО «СарыаркаАвтоПром» транснациональной китайской государственной компании.

Анар Макашева, вице-президент АКАБ

Анар Макашева.jpg

– При сохранении текущих экономических показателей в 2019 году общий рынок достигнет 73–78 тыс. единиц автомобилей (с учетом коммерческой техники и автобусов). Прогноз АКАБ на 2018 год остается актуальным, то есть 60 тыс. продаж.

К концу 2018 года мы ожидаем производство 30 тыс. единиц транспортных средств (включая легковые и грузовые автомобили, также автобусы).

При сохранении текущих экономических показателей в 2019 году АКАБ ожидает рост производства на уровне 35–40 тыс. единиц.

Можно отметить, что на развитие автопрома в 2018 году повлияло много факторов. Один из них – программа льготного кредитования. Еще в начале года АО «Банк развития Казахстана» за счет бюджетных средств выделило третий транш в размере 8 млрд тенге на реализацию программы льготного автокредитования. Результат не заставил себя долго ждать и в течение всего 2018 года доля казахстанских автомобилей в продажах доросла 48% от рынка. Это значит, что почти каждый второй проданный автомобиль в автосалоне – казахстанского производства. В следующем году мы ожидаем увеличения доли до 50%.

Значительное влияние на авторитейл и производство оказало приостановление поставок новых автомобилей Ravon в Казахстан. Ведь в прошлом году бренд входил в топ-3 самых продаваемых автомобилей в РК. До августа дилеры реализовывали складские запасы, однако последние три месяца они показывают нулевые продажи. Представительство Ravon объяснило проблему «пересмотром цен и существенным изменением бизнес-модели компании».  

Еще одним значимым событием текущего года было вхождение в капитал (51% акций) крупнейшего казахстанского автопроизводителя ТОО «СарыаркаАвтоПром» транснациональной китайской государственной компании. Этот проект даст возможность увеличить темпы развития отрасли и экспортный потенциал для выхода на внешние рынки.

В 2018 году тенденция восстановления рынка, начавшаяся в 2017 году, продолжилась. При сохранении текущих экономических показателей в 2019 году АКАБ ожидает продолжения роста, как в продажах, так и в производстве. Рост доли казахстанских автомобилей в продажах также будет продолжаться, либо будет удерживаться на текущем уровне.

В 2019 году продолжит развитие тенденция по переходу на альтернативные виды топлива: перевод пассажирских автобусов страны на газомоторное топливо, а также активная эксплуатация электромобилей и гибридов. На данный момент в Казахстане делают первые шаги в этом направлении, но уже заметна работа. Так, в унисон комплексной программе по обновлению пассажирского транспорта многие города уже начали обновлять критически изношенный автобусный парк на новые автобусы, причем работающие на газе и электричестве.

Еще один тренд, набирающий повсеместную популярность, – каршеринг.

Каршеринг – один из глобальных трендов развития экономики совместного пользования: когда население отказывается от приобретения благ в собственность, дабы не нести ответственность и затраты, но продолжает иметь доступ ко всем достижениям научного прогресса, используя их совместное потребление. Услуги каршеринга доступны в более чем 1 тыс. городов в нескольких странах мира. Говорить о широком внедрении каршеринга в Казахстане пока не приходится, однако мы наблюдаем, что появляются каршеринговые компании в Астане и Алматы, которые проявляют интерес к безвредным для экологии автомобилям, и это вселяет надежду на перспективное развитие этого направления.

Безусловным трендсеттером на казахстанском рынке и, можно даже сказать, драйвером продаж останется льготное автокредитование, специальные финансовые программы от дилеров и утилизация в обмен на скидочные сертификаты. Потребителей в первую очередь интересует не просто автомобиль, но и способы его приобретения, поэтому привлекательные условия покупки казахстанцы оценили и пользуются возможностью купить авто отечественного производства на выгодных условиях, без переплат и еще получить скидку при утилизации старой машины.

Ерик Сагымбаев, президент АО «АЗИЯ АВТО»

Ерик Сагымбетов.JPG

– Уходящий год был плодотворным для «АЗИЯ АВТО» и отрасли в целом. На наш конвейер встали 14 новых и обновленных моделей. Рыночная доля завода и казавтопрома в целом достигла рекордной отметки: сегодня каждый третий казахстанец, покупающий новый легковой автомобиль, выбирает одну из моделей «АЗИЯ АВТО». В 2019 году линейку пополнят не менее шести моделей четырех брендов.

По итогам текущего года производительность и вклад предприятия в ВВП удвоены. Выпуск увеличен на 60%. Завод завершит год на отметке 18 тыс. автомобилей. К концу 2019 года мы планируем отгрузить уже 30 тыс. единиц.

Активная работа позволяет нам повышать и социальные обязательства. В течение года мы расширили штат предприятия на 19% и подняли средний уровень оплаты труда на 20% – до 221 тыс. тенге.

Как и 16 лет назад, «АЗИЯ АВТО» остается предприятием №1 в отрасли: конвейер завода генерирует три пятых выпуска отечественного автопрома. Модернизация действующих и строительство новых мощностей, цифровизация производственного процесса, расширение линейки «подключенных автомобилей» – эти усилия позволят нам упрочить рыночное и технологическое лидерство предприятия в 2019 году.

Динара Искакова, вице-президент по автомобильной промышленности Orbis Auto

Искакова Динара.jpg

– Мы довольны результатами 2018 года. В нашем понимании успех определяется совокупностью таких показателей, как продажи, загрузка сервиса, финансовые услуги, удовлетворенность наших клиентов, оптимизация товарных запасов – вес каждого из которых разный и по результатам всех этих показателей 11 месяцев текущего года для нашей компании оказались достаточно успешными. По итогам января-ноября 2018 года дилерская группа Orbis Auto реализовала более 6500 автомобилей, при этом доля компании на общем рынке автомобилей составила 12% и показала рост на 3% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, а продажи компании в текущем году увеличились на 62%. Наиболее весомый вклад в рост продаж нашей компании внесли бренды Toyota, Hyundai и Nissan. За 2018 год мы открыли два 3S дилерских центра – автоцентр Nissan в Атырау и первый в Центральной Азии «3S Hino-центр» в Алматы. На сегодня портфель брендов компании включает девять автомобильных марок, один бренд специальной и один бренд грузовой техники: Toyota, Nissan, Mitsubishi, Hyundai, Cadillac, Peugeot, Volkswagen, JAC, Ravon, JCB, Hino, а дилерская сеть компании насчитывает 16 официальных 3S-центров в девяти городах республики: Алматы, Астана, Костанай, Актау, Караганда, Атырау, Уральск, Павлодар и Шымкент.

Что касается видения на 2019 год, то мы ожидаем стабильного и планомерного роста авторынка. По нашим прогнозам, рост общего рынка автомобилей составит 15–20%, а количество реализованных автомобилей в будущем году будет на уровне 70–72 тыс. единиц. Для нашей компании мы заложили рост объемов продаж на уровне 15%, это порядка 8500 реализованных автомобилей. В 2019 году мы собираемся расти и расширяться, увеличивать свои показатели за счет улучшения бизнес-процессов по работе с клиентами, усиления конкурентной позиции, межбрендовой и внутрибрендовой. Так, в следующем году мы откроем очередной дилерский центр Cadillac Almaty, кроме того, мы запланировали вывод новых брендов на рынок в линейке грузовых автомобилей, а с января 2019 года наша компания расширяет территорию присутствия бренда JCB и будет официально представлять специальную технику на территории соседнего государства. Особенно хочется отметить, что с начала следующего года Orbis Auto приступит к реализации масштабного проекта по строительству автодеревни в Астане – это уникальный проект не только для Казахстана, но и для всего региона Центральной Азии.

Диаз Абылкасов, автоблогер

Диаз Абылкасов.jpg

– 2018-й стал хорошим годом для казахстанского авторынка. Положительная динамика продаж официальных дилеров по сравнению с прошлым годом налицо. Это касается как импортных автомобилей, так и собранных в Казахстане. В какой-то степени это связано с ослаблением национальной валюты. Да, казахстанцы относятся к автомобилям в том числе и как к объекту для инвестиций – для сохранения и приумножения сбережений.

Яркий тому пример – всенародная любимица, пресловутая Toyota Camry, очередное поколение которой вышло на рынок как раз в этом году. Схема простая: казахстанец покупает новую или подержанную Camry, ездит на ней несколько лет и продает как минимум за те же деньги, за которые приобрел, но зачастую даже дороже. Вот такая особенность рынка, обусловленная национальным менталитетом, отношением к автомобилю, как к некоему фетишу.

Правда, не все так гладко. Слегка омрачают радужные перспективы официальных импортеров, которые относятся к крупному бизнесу, представители МСБ. Они ратуют за отмену запрета на параллельный импорт. Их аргументы: цены снизятся, если не идти на поводу у представителей правообладателей мировых брендов, а разрешить малому и среднему бизнесу наравне с официальными дилерами импортировать в страну, например, запчасти на те же тойоты. Аргументы официалов против звучат так: нет возврату к дикому рынку 90-х, бесконтрольному ввозу сомнительных товаров непонятно откуда, способному отразиться на безопасности конечных потребителей, которые клюнут на удочку в погоне за теми самыми низкими ценами, затем сломаются, а потом им не с кого будет спросить.

Как бы там ни было, решение по вопросу отмены ограничения на параллельный импорт государством пока не принято. Еще один знаковый вопрос странового масштаба для Казахстана, поднятый в свое время президентом, это электрификация автопарка республики. Здесь все сводится к пресловутой фразе: а воз и ныне там. Широкой инфраструктуры для электромобилей по-прежнему нет, как нет и самих электрокаров. Ведь нет и льгот/субсидий, которые могли бы способствовать их появлению. Проект по сборке в Казахстане китайского электромобиля Jac? Серийная сборка до сих пор не началась, несмотря на многочисленные обещания и «крайние сроки», которые давно прошли. Зато наконец-то объявлена цена. За компактный хэтчбек В-сегмента (меньше, чем всем известный VW Golf) на электротяге просят 11 400 000 тенге. Даже не будучи Нострадамусом, я прогнозирую низкий спрос на электро-Jac в Казахстане. Впрочем, поживем – увидим.


1937 просмотров

В Казахстане появился дилерский центр Cadillac и Chevrolet

Казахстанский рынок заинтересовал General Motors в рамках выхода компании на рынок СНГ

Фото: PIXABAY

Официальный дилерский центр был открыт спустя два года после фактического выхода американского концерна General Motors на казахстанский рынок с брендами Chevrolet и Cadillac – дилерское соглашение было подписано в 2017 году. Два года ушло на постройку шоурума и подготовку персонала, инвестиции в проект составили более $4 млн.

Статус требует

Продажи Cadillac и Chevrolet через официального дилера начались тогда же, в 2017 году, поэтому у представителей американского производителя есть данные для сравнения, и они демонстрируют оптимистичную картину. По словам генерального директора General Motors Россия Эктора Вилларреала, «если сравнить первые четыре месяца этого года с аналогичным периодом прошлого года, то в целом продажи GM увеличились в несколько раз. Доля Escalade выросла более чем в 3 раза. Это очень показательно».

Цифры первых пяти месяцев 2019 года: Cadillac Almaty реализовал свыше 60 автомобилей.

«У нас очень агрессивный и амбициозный план по росту. Мы планируем расширение модельной линейки. Причем не только уже имеющейся – мы планируем зайти и в другие сегменты», – прокомментировал Вилларреал.

В планах компании до конца года довести продажи премиальных автомобилей до 200 единиц. Сейчас львиная доля продаж приходится на внедорожники Cadillac Escalade и Chevrolet Tahoe, растет спрос на кроссоверы Cadillac XT5 и Chevrolet Traverse. В 2019 году модельный ряд, официально представленный в Казахстане, пополнит спортивный автомобиль Chevrolet Camaro, на 2020/21 год намечено пополнение модельного ряда семейства премиальных кроссоверов Cadillac.

Кроме того, в планах официального дилера расширение присутствия брендов на казахстанском рынке. В настоящее время компания работает над увеличением модельного ряда автомобилей, поставляемых в Казахстан, а также над дальнейшим развитием сервисного направления в девяти крупных городах страны, где уже представлены уполномоченные сервисные центры.

Рост на Содружестве

Казахстанский рынок заинтересовал General Motors в рамках выхода компании на рынок СНГ.

«Наша основная задача – расти, расширяться. Страны СНГ – это одна из возможностей этого роста. Казахстан нам особенно интересен, потому что мы видим динамичный, активно развивающийся рынок. Население Алматы – почти 2 млн человек, Нур-Султана – почти миллион человек. Оба этих города очень активно реагируют на наш продукт», – поделился генеральный директор General Motors Россия Эктор Вилларреал.

Компании не пришлось специально адаптировать автомобили под казахстанский рынок – специ­фикация и общие требования для России и Казахстана практически идентичны. Они касаются качества топлива, климатических условий (автомобили для других рынков не адаптированы к холодам), установки системы экстренного реагирования при авариях. Но есть и отличия: если модели авто, которые завозятся в Россию, актуальны практически на всех рынках СНГ, то казахстанские покупатели, по словам Эктора Вилларреала, отличаются изысканностью вкуса.

«За два года присутствия на казахстанском рынке можно сказать, что у казахстанских клиентов очень изысканные потребности. Для них важно высокое качество, современные технологии, премиальность бренда и индивидуальный подход», – отметил он.

Все седаны, кроссоверы и внедорожники, представленные в Казахстане, производятся на заводах компании General Motors в Техасе (Арлингтон) и Теннесси. По этой причине клиенты бренда высказывали опасения о перспективах Cadillac и Chevrolet на рынках СНГ, если американской компании придется покинуть российский рынок по политическим или экономическим мотивам. Однако Эктор Вилларреал заверил, что компания на рынке СНГ всерьез и надолго:

«Мы расширяемся. Мы открываем новые дилерские центры в России и теперь в Казахстане. Мы расширяем свою продуктовую линейку. Мы не уходим с рынка, где мы успешны».

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Депозиты в какой валюте вы предпочитаете?

Варианты

d1fHAmG5BPI.jpg

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций