Перейти к основному содержанию

b1_lexus.jpg


1583 просмотра

Казахстанский авторынок в 2018 году: «Хороший год, но не без проблем»

«Къ» узнал, каким был уходящий год для представителей казахстанского автопрома и чего ждать в 2019 году

Фото: shutterstock.com

По мнению представителей отечественного автопрома 2018 год стал достаточно удачным, растут продажи, производство авто и модельный ряд. К тому же ожидается рост доли казахстанских автомобилей в продажах. Основными трендами уходящего года стали - каршеринг, льготное автокредитование, цифровизация. Самым значимым событием, без преувеличения можно назвать вхождение в капитал (51% акций) крупнейшего казахстанского автопроизводителя ТОО «СарыаркаАвтоПром» транснациональной китайской государственной компании.

Анар Макашева, вице-президент АКАБ

Анар Макашева.jpg

– При сохранении текущих экономических показателей в 2019 году общий рынок достигнет 73–78 тыс. единиц автомобилей (с учетом коммерческой техники и автобусов). Прогноз АКАБ на 2018 год остается актуальным, то есть 60 тыс. продаж.

К концу 2018 года мы ожидаем производство 30 тыс. единиц транспортных средств (включая легковые и грузовые автомобили, также автобусы).

При сохранении текущих экономических показателей в 2019 году АКАБ ожидает рост производства на уровне 35–40 тыс. единиц.

Можно отметить, что на развитие автопрома в 2018 году повлияло много факторов. Один из них – программа льготного кредитования. Еще в начале года АО «Банк развития Казахстана» за счет бюджетных средств выделило третий транш в размере 8 млрд тенге на реализацию программы льготного автокредитования. Результат не заставил себя долго ждать и в течение всего 2018 года доля казахстанских автомобилей в продажах доросла 48% от рынка. Это значит, что почти каждый второй проданный автомобиль в автосалоне – казахстанского производства. В следующем году мы ожидаем увеличения доли до 50%.

Значительное влияние на авторитейл и производство оказало приостановление поставок новых автомобилей Ravon в Казахстан. Ведь в прошлом году бренд входил в топ-3 самых продаваемых автомобилей в РК. До августа дилеры реализовывали складские запасы, однако последние три месяца они показывают нулевые продажи. Представительство Ravon объяснило проблему «пересмотром цен и существенным изменением бизнес-модели компании».  

Еще одним значимым событием текущего года было вхождение в капитал (51% акций) крупнейшего казахстанского автопроизводителя ТОО «СарыаркаАвтоПром» транснациональной китайской государственной компании. Этот проект даст возможность увеличить темпы развития отрасли и экспортный потенциал для выхода на внешние рынки.

В 2018 году тенденция восстановления рынка, начавшаяся в 2017 году, продолжилась. При сохранении текущих экономических показателей в 2019 году АКАБ ожидает продолжения роста, как в продажах, так и в производстве. Рост доли казахстанских автомобилей в продажах также будет продолжаться, либо будет удерживаться на текущем уровне.

В 2019 году продолжит развитие тенденция по переходу на альтернативные виды топлива: перевод пассажирских автобусов страны на газомоторное топливо, а также активная эксплуатация электромобилей и гибридов. На данный момент в Казахстане делают первые шаги в этом направлении, но уже заметна работа. Так, в унисон комплексной программе по обновлению пассажирского транспорта многие города уже начали обновлять критически изношенный автобусный парк на новые автобусы, причем работающие на газе и электричестве.

Еще один тренд, набирающий повсеместную популярность, – каршеринг.

Каршеринг – один из глобальных трендов развития экономики совместного пользования: когда население отказывается от приобретения благ в собственность, дабы не нести ответственность и затраты, но продолжает иметь доступ ко всем достижениям научного прогресса, используя их совместное потребление. Услуги каршеринга доступны в более чем 1 тыс. городов в нескольких странах мира. Говорить о широком внедрении каршеринга в Казахстане пока не приходится, однако мы наблюдаем, что появляются каршеринговые компании в Астане и Алматы, которые проявляют интерес к безвредным для экологии автомобилям, и это вселяет надежду на перспективное развитие этого направления.

Безусловным трендсеттером на казахстанском рынке и, можно даже сказать, драйвером продаж останется льготное автокредитование, специальные финансовые программы от дилеров и утилизация в обмен на скидочные сертификаты. Потребителей в первую очередь интересует не просто автомобиль, но и способы его приобретения, поэтому привлекательные условия покупки казахстанцы оценили и пользуются возможностью купить авто отечественного производства на выгодных условиях, без переплат и еще получить скидку при утилизации старой машины.

Ерик Сагымбаев, президент АО «АЗИЯ АВТО»

Ерик Сагымбетов.JPG

– Уходящий год был плодотворным для «АЗИЯ АВТО» и отрасли в целом. На наш конвейер встали 14 новых и обновленных моделей. Рыночная доля завода и казавтопрома в целом достигла рекордной отметки: сегодня каждый третий казахстанец, покупающий новый легковой автомобиль, выбирает одну из моделей «АЗИЯ АВТО». В 2019 году линейку пополнят не менее шести моделей четырех брендов.

По итогам текущего года производительность и вклад предприятия в ВВП удвоены. Выпуск увеличен на 60%. Завод завершит год на отметке 18 тыс. автомобилей. К концу 2019 года мы планируем отгрузить уже 30 тыс. единиц.

Активная работа позволяет нам повышать и социальные обязательства. В течение года мы расширили штат предприятия на 19% и подняли средний уровень оплаты труда на 20% – до 221 тыс. тенге.

Как и 16 лет назад, «АЗИЯ АВТО» остается предприятием №1 в отрасли: конвейер завода генерирует три пятых выпуска отечественного автопрома. Модернизация действующих и строительство новых мощностей, цифровизация производственного процесса, расширение линейки «подключенных автомобилей» – эти усилия позволят нам упрочить рыночное и технологическое лидерство предприятия в 2019 году.

Динара Искакова, вице-президент по автомобильной промышленности Orbis Auto

Искакова Динара.jpg

– Мы довольны результатами 2018 года. В нашем понимании успех определяется совокупностью таких показателей, как продажи, загрузка сервиса, финансовые услуги, удовлетворенность наших клиентов, оптимизация товарных запасов – вес каждого из которых разный и по результатам всех этих показателей 11 месяцев текущего года для нашей компании оказались достаточно успешными. По итогам января-ноября 2018 года дилерская группа Orbis Auto реализовала более 6500 автомобилей, при этом доля компании на общем рынке автомобилей составила 12% и показала рост на 3% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, а продажи компании в текущем году увеличились на 62%. Наиболее весомый вклад в рост продаж нашей компании внесли бренды Toyota, Hyundai и Nissan. За 2018 год мы открыли два 3S дилерских центра – автоцентр Nissan в Атырау и первый в Центральной Азии «3S Hino-центр» в Алматы. На сегодня портфель брендов компании включает девять автомобильных марок, один бренд специальной и один бренд грузовой техники: Toyota, Nissan, Mitsubishi, Hyundai, Cadillac, Peugeot, Volkswagen, JAC, Ravon, JCB, Hino, а дилерская сеть компании насчитывает 16 официальных 3S-центров в девяти городах республики: Алматы, Астана, Костанай, Актау, Караганда, Атырау, Уральск, Павлодар и Шымкент.

Что касается видения на 2019 год, то мы ожидаем стабильного и планомерного роста авторынка. По нашим прогнозам, рост общего рынка автомобилей составит 15–20%, а количество реализованных автомобилей в будущем году будет на уровне 70–72 тыс. единиц. Для нашей компании мы заложили рост объемов продаж на уровне 15%, это порядка 8500 реализованных автомобилей. В 2019 году мы собираемся расти и расширяться, увеличивать свои показатели за счет улучшения бизнес-процессов по работе с клиентами, усиления конкурентной позиции, межбрендовой и внутрибрендовой. Так, в следующем году мы откроем очередной дилерский центр Cadillac Almaty, кроме того, мы запланировали вывод новых брендов на рынок в линейке грузовых автомобилей, а с января 2019 года наша компания расширяет территорию присутствия бренда JCB и будет официально представлять специальную технику на территории соседнего государства. Особенно хочется отметить, что с начала следующего года Orbis Auto приступит к реализации масштабного проекта по строительству автодеревни в Астане – это уникальный проект не только для Казахстана, но и для всего региона Центральной Азии.

Диаз Абылкасов, автоблогер

Диаз Абылкасов.jpg

– 2018-й стал хорошим годом для казахстанского авторынка. Положительная динамика продаж официальных дилеров по сравнению с прошлым годом налицо. Это касается как импортных автомобилей, так и собранных в Казахстане. В какой-то степени это связано с ослаблением национальной валюты. Да, казахстанцы относятся к автомобилям в том числе и как к объекту для инвестиций – для сохранения и приумножения сбережений.

Яркий тому пример – всенародная любимица, пресловутая Toyota Camry, очередное поколение которой вышло на рынок как раз в этом году. Схема простая: казахстанец покупает новую или подержанную Camry, ездит на ней несколько лет и продает как минимум за те же деньги, за которые приобрел, но зачастую даже дороже. Вот такая особенность рынка, обусловленная национальным менталитетом, отношением к автомобилю, как к некоему фетишу.

Правда, не все так гладко. Слегка омрачают радужные перспективы официальных импортеров, которые относятся к крупному бизнесу, представители МСБ. Они ратуют за отмену запрета на параллельный импорт. Их аргументы: цены снизятся, если не идти на поводу у представителей правообладателей мировых брендов, а разрешить малому и среднему бизнесу наравне с официальными дилерами импортировать в страну, например, запчасти на те же тойоты. Аргументы официалов против звучат так: нет возврату к дикому рынку 90-х, бесконтрольному ввозу сомнительных товаров непонятно откуда, способному отразиться на безопасности конечных потребителей, которые клюнут на удочку в погоне за теми самыми низкими ценами, затем сломаются, а потом им не с кого будет спросить.

Как бы там ни было, решение по вопросу отмены ограничения на параллельный импорт государством пока не принято. Еще один знаковый вопрос странового масштаба для Казахстана, поднятый в свое время президентом, это электрификация автопарка республики. Здесь все сводится к пресловутой фразе: а воз и ныне там. Широкой инфраструктуры для электромобилей по-прежнему нет, как нет и самих электрокаров. Ведь нет и льгот/субсидий, которые могли бы способствовать их появлению. Проект по сборке в Казахстане китайского электромобиля Jac? Серийная сборка до сих пор не началась, несмотря на многочисленные обещания и «крайние сроки», которые давно прошли. Зато наконец-то объявлена цена. За компактный хэтчбек В-сегмента (меньше, чем всем известный VW Golf) на электротяге просят 11 400 000 тенге. Даже не будучи Нострадамусом, я прогнозирую низкий спрос на электро-Jac в Казахстане. Впрочем, поживем – увидим.


1813 просмотров

Казахстанцы купили новые авто в 2018 году на 496,6 млрд тенге

Это на 35,8% превышает показатель 2017 года

Фото: Shutterstock

За 2018 год в Казахстане официальными дилерами было реализовано 57 919 автомобилей, что на 24,9% выше результата годичной давности. В 2018 году казахстанцы потратили на приобретение новых легковых автомобилей 496,6 млрд тенге ($1,4 млрд), что на 35,8% превышает показатель 2017 года, сообщает КазАвтоПром.

Сбыт по итогам декабря 2018 года (5 452 единицы) превзошел прошлогоднее значение на 16,5%. Объем рынка в стоимостном выражении по результатам месяца достиг 47,4 млрд тенге ($127,3 млн), превысив показатель годичной давности на 19,4%. 29 612 автомобилей (51,1%) из числа реализованных по итогам отчетного периода пришлось на импорт, 28 307 покупателей (48,9%) остановили выбор на продукции казахстанских автозаводов. 

Рейтинг наиболее востребованных казахстанцами брендов по результатам 2018 г. возглавляет Lada: на территории республики продано 13 413 автомобилей российской марки. Сбыт моделей Toyota составил 12 278 единиц. Третью позицию занял Hyundai с показателем 8 721 реализованных автомобилей. Пятерку лидеров замыкают KIA (2 862 ед.) и GAZ (2 650 ед.). В TOP-10 наиболее успешных марок вошли также Nissan (2 422 ед.), Renault (2 047 ед.), Ravon (1727 ед.), Volkswagen (1 539 ед.) и UAZ (1 502 ед.).

В рейтинге легковых моделей лидируют Toyota Camry (4 761 ед.), Lada 4x4 (3 468 ед.) и Lada Granta (3 428 ед.). Замыкают ТОP-5 моделей Lada Vesta (2 955 ед.) и Hyundai Tucson (2 697 ед.).

В первую двадцатку потребительских предпочтений вошли также Hyundai Accent (2083 ед.), Lada Largus (2 020 ед.), Hyundai Elantra (1 987 ед.), Toyota Land Cruiser Prado (1 905 ед.), Hyundai Creta (1 672 ед.), Toyota Rav4 (1 615 ед.), Toyota Corolla (1 379 ед.), Toyota Land Cruiser 200 (1 127 ед.), Volkswagen Polo (1 054 ед.), Ravon Nexia (1 041 ед.), Toyota Hilux (965 ед.), KIA Sportage (903 ед.), Renault Duster (899 ед.) Lada XRAY (856 ед.) и KIA Rio (752 ед.).

Статус крупнейшей дилерской группы на рынке Казахстана сохраняет за собой холдинг БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО. По итогам отчетного периода 31,5% всех покупателей новых легковых автомобилей (включая LCV) остановили выбор на предложениях этой группы. 22,8% рынка пришлось на сбыт КМК Astana Motors. В десятку наиболее заметных участников казахстанского авторетейла вошли также Вираж с долей 8%, Toyota City Алматы (5,3%), Allur Auto (2,5%), Mercur Auto (2,5%), Тойота Центр Жетысу (2,3%), Aster Auto (2%), Автомир (2%) и Тойота Центр Атырау (1,2%).

Основную активность в приобретении легковых автомобилей по результатам 2018 г. продемонстрировали жители городов Алматы (15 524 реализованных автомобиля), Астана (10 438 ед.), Атырау (4 285 ед.), Шымкент (3 775 ед.), Караганда (3 575 ед.), Костанай (3 514 ед.), Уральск (2 574 ед.), Усть-Каменогорск (2 412 ед.), Актау (2 328 ед.) и Актобе (2 144 ед.).

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Из Казахстана продолжает уезжать большое количество людей. Как Вы думаете, в чем главная причина?

Варианты

Цифра дня

Более 14 тысяч
ДТП
зарегистрировано в Казахстане за 2018 год, в них пострадало более 20,2 тысяч человек

Цитата дня

Судьями хотят многие (стать - ред.), кто в правоохранительных органах не нашел себе достойного места. Вот какая плохая тенденция. Поэтому я уверен, что придут достойные. Пусть меньше – зато качество будет гораздо выше и будут люди, которые будут в состоянии нести это высокое звание судьи...

Жакип Асанов
председатель Верховного суда РК

Спецпроекты

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций

Home Credit Bank

Home Credit Bank