Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


3916 просмотров

Казахстанский авторынок в 2018 году: «Хороший год, но не без проблем»

«Къ» узнал, каким был уходящий год для представителей казахстанского автопрома и чего ждать в 2019 году

Фото: shutterstock.com

По мнению представителей отечественного автопрома 2018 год стал достаточно удачным, растут продажи, производство авто и модельный ряд. К тому же ожидается рост доли казахстанских автомобилей в продажах. Основными трендами уходящего года стали - каршеринг, льготное автокредитование, цифровизация. Самым значимым событием, без преувеличения можно назвать вхождение в капитал (51% акций) крупнейшего казахстанского автопроизводителя ТОО «СарыаркаАвтоПром» транснациональной китайской государственной компании.

Анар Макашева, вице-президент АКАБ

Анар Макашева.jpg

– При сохранении текущих экономических показателей в 2019 году общий рынок достигнет 73–78 тыс. единиц автомобилей (с учетом коммерческой техники и автобусов). Прогноз АКАБ на 2018 год остается актуальным, то есть 60 тыс. продаж.

К концу 2018 года мы ожидаем производство 30 тыс. единиц транспортных средств (включая легковые и грузовые автомобили, также автобусы).

При сохранении текущих экономических показателей в 2019 году АКАБ ожидает рост производства на уровне 35–40 тыс. единиц.

Можно отметить, что на развитие автопрома в 2018 году повлияло много факторов. Один из них – программа льготного кредитования. Еще в начале года АО «Банк развития Казахстана» за счет бюджетных средств выделило третий транш в размере 8 млрд тенге на реализацию программы льготного автокредитования. Результат не заставил себя долго ждать и в течение всего 2018 года доля казахстанских автомобилей в продажах доросла 48% от рынка. Это значит, что почти каждый второй проданный автомобиль в автосалоне – казахстанского производства. В следующем году мы ожидаем увеличения доли до 50%.

Значительное влияние на авторитейл и производство оказало приостановление поставок новых автомобилей Ravon в Казахстан. Ведь в прошлом году бренд входил в топ-3 самых продаваемых автомобилей в РК. До августа дилеры реализовывали складские запасы, однако последние три месяца они показывают нулевые продажи. Представительство Ravon объяснило проблему «пересмотром цен и существенным изменением бизнес-модели компании».  

Еще одним значимым событием текущего года было вхождение в капитал (51% акций) крупнейшего казахстанского автопроизводителя ТОО «СарыаркаАвтоПром» транснациональной китайской государственной компании. Этот проект даст возможность увеличить темпы развития отрасли и экспортный потенциал для выхода на внешние рынки.

В 2018 году тенденция восстановления рынка, начавшаяся в 2017 году, продолжилась. При сохранении текущих экономических показателей в 2019 году АКАБ ожидает продолжения роста, как в продажах, так и в производстве. Рост доли казахстанских автомобилей в продажах также будет продолжаться, либо будет удерживаться на текущем уровне.

В 2019 году продолжит развитие тенденция по переходу на альтернативные виды топлива: перевод пассажирских автобусов страны на газомоторное топливо, а также активная эксплуатация электромобилей и гибридов. На данный момент в Казахстане делают первые шаги в этом направлении, но уже заметна работа. Так, в унисон комплексной программе по обновлению пассажирского транспорта многие города уже начали обновлять критически изношенный автобусный парк на новые автобусы, причем работающие на газе и электричестве.

Еще один тренд, набирающий повсеместную популярность, – каршеринг.

Каршеринг – один из глобальных трендов развития экономики совместного пользования: когда население отказывается от приобретения благ в собственность, дабы не нести ответственность и затраты, но продолжает иметь доступ ко всем достижениям научного прогресса, используя их совместное потребление. Услуги каршеринга доступны в более чем 1 тыс. городов в нескольких странах мира. Говорить о широком внедрении каршеринга в Казахстане пока не приходится, однако мы наблюдаем, что появляются каршеринговые компании в Астане и Алматы, которые проявляют интерес к безвредным для экологии автомобилям, и это вселяет надежду на перспективное развитие этого направления.

Безусловным трендсеттером на казахстанском рынке и, можно даже сказать, драйвером продаж останется льготное автокредитование, специальные финансовые программы от дилеров и утилизация в обмен на скидочные сертификаты. Потребителей в первую очередь интересует не просто автомобиль, но и способы его приобретения, поэтому привлекательные условия покупки казахстанцы оценили и пользуются возможностью купить авто отечественного производства на выгодных условиях, без переплат и еще получить скидку при утилизации старой машины.

Ерик Сагымбаев, президент АО «АЗИЯ АВТО»

Ерик Сагымбетов.JPG

– Уходящий год был плодотворным для «АЗИЯ АВТО» и отрасли в целом. На наш конвейер встали 14 новых и обновленных моделей. Рыночная доля завода и казавтопрома в целом достигла рекордной отметки: сегодня каждый третий казахстанец, покупающий новый легковой автомобиль, выбирает одну из моделей «АЗИЯ АВТО». В 2019 году линейку пополнят не менее шести моделей четырех брендов.

По итогам текущего года производительность и вклад предприятия в ВВП удвоены. Выпуск увеличен на 60%. Завод завершит год на отметке 18 тыс. автомобилей. К концу 2019 года мы планируем отгрузить уже 30 тыс. единиц.

Активная работа позволяет нам повышать и социальные обязательства. В течение года мы расширили штат предприятия на 19% и подняли средний уровень оплаты труда на 20% – до 221 тыс. тенге.

Как и 16 лет назад, «АЗИЯ АВТО» остается предприятием №1 в отрасли: конвейер завода генерирует три пятых выпуска отечественного автопрома. Модернизация действующих и строительство новых мощностей, цифровизация производственного процесса, расширение линейки «подключенных автомобилей» – эти усилия позволят нам упрочить рыночное и технологическое лидерство предприятия в 2019 году.

Динара Искакова, вице-президент по автомобильной промышленности Orbis Auto

Искакова Динара.jpg

– Мы довольны результатами 2018 года. В нашем понимании успех определяется совокупностью таких показателей, как продажи, загрузка сервиса, финансовые услуги, удовлетворенность наших клиентов, оптимизация товарных запасов – вес каждого из которых разный и по результатам всех этих показателей 11 месяцев текущего года для нашей компании оказались достаточно успешными. По итогам января-ноября 2018 года дилерская группа Orbis Auto реализовала более 6500 автомобилей, при этом доля компании на общем рынке автомобилей составила 12% и показала рост на 3% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, а продажи компании в текущем году увеличились на 62%. Наиболее весомый вклад в рост продаж нашей компании внесли бренды Toyota, Hyundai и Nissan. За 2018 год мы открыли два 3S дилерских центра – автоцентр Nissan в Атырау и первый в Центральной Азии «3S Hino-центр» в Алматы. На сегодня портфель брендов компании включает девять автомобильных марок, один бренд специальной и один бренд грузовой техники: Toyota, Nissan, Mitsubishi, Hyundai, Cadillac, Peugeot, Volkswagen, JAC, Ravon, JCB, Hino, а дилерская сеть компании насчитывает 16 официальных 3S-центров в девяти городах республики: Алматы, Астана, Костанай, Актау, Караганда, Атырау, Уральск, Павлодар и Шымкент.

Что касается видения на 2019 год, то мы ожидаем стабильного и планомерного роста авторынка. По нашим прогнозам, рост общего рынка автомобилей составит 15–20%, а количество реализованных автомобилей в будущем году будет на уровне 70–72 тыс. единиц. Для нашей компании мы заложили рост объемов продаж на уровне 15%, это порядка 8500 реализованных автомобилей. В 2019 году мы собираемся расти и расширяться, увеличивать свои показатели за счет улучшения бизнес-процессов по работе с клиентами, усиления конкурентной позиции, межбрендовой и внутрибрендовой. Так, в следующем году мы откроем очередной дилерский центр Cadillac Almaty, кроме того, мы запланировали вывод новых брендов на рынок в линейке грузовых автомобилей, а с января 2019 года наша компания расширяет территорию присутствия бренда JCB и будет официально представлять специальную технику на территории соседнего государства. Особенно хочется отметить, что с начала следующего года Orbis Auto приступит к реализации масштабного проекта по строительству автодеревни в Астане – это уникальный проект не только для Казахстана, но и для всего региона Центральной Азии.

Диаз Абылкасов, автоблогер

Диаз Абылкасов.jpg

– 2018-й стал хорошим годом для казахстанского авторынка. Положительная динамика продаж официальных дилеров по сравнению с прошлым годом налицо. Это касается как импортных автомобилей, так и собранных в Казахстане. В какой-то степени это связано с ослаблением национальной валюты. Да, казахстанцы относятся к автомобилям в том числе и как к объекту для инвестиций – для сохранения и приумножения сбережений.

Яркий тому пример – всенародная любимица, пресловутая Toyota Camry, очередное поколение которой вышло на рынок как раз в этом году. Схема простая: казахстанец покупает новую или подержанную Camry, ездит на ней несколько лет и продает как минимум за те же деньги, за которые приобрел, но зачастую даже дороже. Вот такая особенность рынка, обусловленная национальным менталитетом, отношением к автомобилю, как к некоему фетишу.

Правда, не все так гладко. Слегка омрачают радужные перспективы официальных импортеров, которые относятся к крупному бизнесу, представители МСБ. Они ратуют за отмену запрета на параллельный импорт. Их аргументы: цены снизятся, если не идти на поводу у представителей правообладателей мировых брендов, а разрешить малому и среднему бизнесу наравне с официальными дилерами импортировать в страну, например, запчасти на те же тойоты. Аргументы официалов против звучат так: нет возврату к дикому рынку 90-х, бесконтрольному ввозу сомнительных товаров непонятно откуда, способному отразиться на безопасности конечных потребителей, которые клюнут на удочку в погоне за теми самыми низкими ценами, затем сломаются, а потом им не с кого будет спросить.

Как бы там ни было, решение по вопросу отмены ограничения на параллельный импорт государством пока не принято. Еще один знаковый вопрос странового масштаба для Казахстана, поднятый в свое время президентом, это электрификация автопарка республики. Здесь все сводится к пресловутой фразе: а воз и ныне там. Широкой инфраструктуры для электромобилей по-прежнему нет, как нет и самих электрокаров. Ведь нет и льгот/субсидий, которые могли бы способствовать их появлению. Проект по сборке в Казахстане китайского электромобиля Jac? Серийная сборка до сих пор не началась, несмотря на многочисленные обещания и «крайние сроки», которые давно прошли. Зато наконец-то объявлена цена. За компактный хэтчбек В-сегмента (меньше, чем всем известный VW Golf) на электротяге просят 11 400 000 тенге. Даже не будучи Нострадамусом, я прогнозирую низкий спрос на электро-Jac в Казахстане. Впрочем, поживем – увидим.


14829 просмотров

Почему водители не хотят ставить на учет авто с иностранными номерами

Зачастую неподходящие по стандарту авто не регистрируются намеренно

Фото: Caddy Man

В нашей стране планируется ввести регистрацию машин из стран ЕАЭС. В МВД реформу объясняют тем, что иностранных номеров нет в отечественных базах данных, что позволяет нарушителям правил дорожного движения избегать ответственности. Североказахстанские водители таких авто рассказали «Курсиву», по какой причине на самом деле они до сих пор не зарегистрировали транспорт.

Впереди неизвестность

У жителя Петропавловска Анд­рея есть «тойота» 1998 года выпуска. Машину он два года назад пригнал из Челябинска. Хотел сразу поставить автомобиль на учет, но передумал. Говорит, этот процесс обходится дорого.

«Узнал предварительно весь процесс и решил, что мне проще ездить периодически в Россию и продлевать страховку. Тем более что я не один такой», – отметил в беседе с корреспондентом «Курсива» автовладелец.

Машин с иностранными номерами на дорогах административного центра СКО действительно много. Ввиду расположения региона чаще всего встречаются с российскими номерами. Новость о возможной регистрации таких авто Андрей воспринял с тревогой, поскольку пока механизм оформления неизвестен и непонятно чего ждать от законодателей в реальности.

«Я стараюсь ездить аккуратно, за себя могу поручиться, что нарушений правил дорожного движения у меня нет. Но нас всех теперь выставляют как злостных нарушителей. Если система оформления будет лояльной и не обернется бешеными затратами, то я, конечно, не против. Но если процедура обойдется мне дороже, чем машина, то мне проще будет избавиться от автомобиля», – резюмировал горожанин.

Еще один водитель авто с номерами Армении заявил, что на регистрацию машины он не идет намеренно. Говорит, что часто ездит из одной страны в другую и больше времени проводит все же на родине. «Невидимость» транспорта для казахстанских баз данных проблемой не считает, отмечая, что ПДД не нарушает. Если все же такое случится, то готов отвечать на общих основаниях, как это и подразумевает сегодня закон.

На вопрос, почему казахстанские дороги заполонили машины с иностранными номерами, автолюбители отвечают сразу и прямо: за рубежом покупка транспорта обходится куда дешевле, чем в Казахстане. К примеру, в Армении европейское авто в хорошем состоянии можно купить почти вдвое дешевле, нежели в нашей стране. Машины в России зачастую также стоят меньше, чем в РК.

Уравнять необходимо

В рамках действующего законодательства для ввозимых в РК из-за рубежа машин главными требованиями являются соответствие стандарту Евро-4 и расположение руля слева. Для постановки машин на учет необходимо уплатить утилизационный сбор, а также сбор за первичную регистрацию. Это делает ввоз авто в Казахстан достаточно затратным.

В разговоре с корреспондентом «Курсива» автовладельцы предположили, что за заявлением министра внутренних дел Ерлана Тургумбаева о необходимости упорядочить процесс скрывается намерение пополнить бюджет. Утверждение о невозможности привлекать владельцев машин с иностранными номерами к ответственности за нарушение правил дорожного движения они считают неубедительным.

«Для того чтобы уравнять владельцев авто, нужно зарегистрировать машины с иностранными номерами. Чтобы они хотя бы были включены в базу и при ПДД несли ответственность. Даже если не регистрировать, то важно саму систему довести до ума», – выразил свою точку зрения петропавловский юрист Алексей Тетерин, специализирующийся на помощи автолюбителям.

Эксперт отмечает, что часто автовладельцы пригоняют старые машины, которые не соответствуют принятым в нашей стране стандартам, а это значит, что на отказ от постановки транспортного средства на казахстанский учет они идут сознательно.

«Держат машину на учете другой страны и просто в определенные периоды ездят туда, чтобы продлить страховку. Раз в три месяца, раз в полгода, год. По сути, это единственное неудобство такой системы», – рассказал Алексей Тетерин.

Между тем в департаменте полиции ответить на вопрос, сколько машин с иностранными номерами сегодня находится в регионе, не могут. Учет никем не производился.

Напомним, о необходимости включения таких авто в казахстанские базы данных в Министерстве внутренних дел заговорили минувшим летом. Глава МВД неоднократно пояснял, какие причины толкают на такую реформу.

«Дело в том, что в рамках ЕАЭС у нас нет границ, и транспортные средства свободно передвигаются. Есть другая проблема, что нами еще не интегрирована система с министерствами стран СНГ, и практически тех водителей, которые нарушают правила на иностранных машинах, мы фиксируем, но в то же время у нас нет их данных», – больше недели назад заявил в кулуарах правительства Ерлан Тургумбаев.

Ранее «Курсив» уже рассказывал со ссылкой на управление государственной автомобильной инспекции, что в 2018 году в Казахстане на машины с иностранными номерами пришлось больше 1 тыс. ДТП, было допущено свыше 120 тыс. нарушений правил дорожного движения. Основным стало превышение скоростного режима.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

b2-uchet_kursiv.png

Цифра дня

1,6 млрд
тенге
задолжали казахстанские работодатели своим работникам

Цитата дня

Порой некоторые лозунги и призывы выглядят крайне привлекательными, но их авторы не несут ответственности перед страной. Реформы ради реформ - это верный путь к кризису и потери управляемости государством. Уверен, никто из нас этого не желает. Развитие должно быть последовательным, поступательным, без забегания вперед, но и без отставания.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций