Каршеринг по-нашему: инструкция по применению

Пару месяцев назад на казахстанский рынок вышел международный сервис поминутной аренды автомобилей Anytime. Многие алматинцы тогда высказали мнение, что, учитывая наш менталитет, каршеринговые автомобили долго не «проживут». Мы решили узнать, правы ли они, а заодно выяснить, какие подводные камни ждут пользователей сервиса

Фото: Олег Спивак

Пару месяцев назад на казахстанский рынок вышел международный сервис поминутной аренды автомобилей Anytime. Многие алматинцы  тогда высказали мнение, что, учитывая наш менталитет, каршеринговые автомобили долго не «проживут». Мы решили узнать, правы ли они, а заодно выяснить, какие подводные камни ждут пользователей сервиса

Итак, с момента запуска каршерингового сервиса Anytime в Казахстане прошло всего два месяца, а приключения новеньких Volkswagen Polo под брендом «Anytime»  уже не раз мелькали в громких заголовках прессы. Седаны успели побывать как в серьезных передрягах, так и столкнуться с порой комичными дорожными реалиями Казахстана. Так, один автомобиль чуть было не пошел на дно озера Сайран, на другом устроили дрифт, третий Polo стал местом ночлега для находчивого алматинца, ну и, конечно, куда же без классики жанра - эвакуации машин на штрафстоянки и мелких ДТП.

Впрочем, курьезные случаи и ДТП – это вершина айсберга. Его основу составляют мелкие, но от этого не менее неприятные «недоразумения». В частности в одном из взятых нам на прокат автомобилей, было накурено, а в салоне валялись пустые бутылки из-под лимонада.  К слову мусор в салоне – явление нередкое. Еще у одного автомобиля был поцарапан бампер, на недавно виденном в потоке Polo  Anytime отсутствовал шильдик.  А парковка? Далеко не каждый клиент озадачивается тем, чтобы аккуратно припарковать автомобиль у обочины. Порой их просто «кидают» как попало – лишь бы приткнуть… Проще говоря, беря автомобиль в аренду многие пользователи не считают нужным относится к нему бережно.  Не зря одним из первых вопросов, которые задали журналисты на презентации сервиса, был вопрос о том, как компания планирует бороться с вандализмом.

Таким образом, только зашедший на рынок Казахстана  сервис столкнулся с одним очень важным нюансом – отсутствием каршеринговой культуры, становление которой является вопросом времени и…терпения.

Как отмечают представители компании Anytime в Казахстане, их российским коллегам потребовался год, чтобы научить своих первых пользователей всем премудростям вождения арендованного автомобиля.

Но о какой бы стране не шла речь, есть одно общее сходство, объединяющее многих пользователей каршеринг сервисов по всему миру – невнимательное ознакомление с пунктами договора аренды. Как испанцу, так и россиянину, а теперь уже и казахстанцу могут «влупить» немаленький штраф за несоблюдение правил пользования каршеринг сервиса, чего можно было бы избежать, заранее ознакомившись со всеми пунктами договора.

Помните, чуть выше мы упоминали о том, что в салоне арендованного автомобиля было накурено? Так вот,  штраф за курение в авто составляет 10 тыс. тенге.  Передача руля другому пользователю обойдется в 50 тыс. тенге. За вождение в состоянии алкогольного, наркотического и токсического опьянения придется заплатить  350 тыс. тенге. Так что, в данном случае, в деталях кроется не дьявол, а вполне себе реальные деньги, которые очень легко и непринужденно могут покинуть ваш карман, даже не попрощавшись. Что делать, чтобы этого избежать? Ответ очевиден – читать договор, как говорится, «от корки до корки».

И, конечно же, прежде чем начать аренду, осмотреть автомобиль со всех сторон и в случае обнаружения каких-либо повреждений позвонить оператору. Во избежание, так сказать. Чтобы не проверить на себе «правило последней руки».

Кроме того, во избежание неприятностей не стоит забывать о том, что на данный момент поездки на авто Anytime имеют следующие ограничения: от Узынагаша до села Нурлы и от Капчагая до района Тау-Дастархана, то есть почти вся алматинская область и г.Алматы. Парковочная зона охватывает квадрат между улицами Рыскулова и Аль-Фараби, Момышулы и ВОАД.

Главным помощником «ликбеза» в этом деле является «сарафанное радио», благодаря которому сейчас диспетчерам каршерингового колл-центра можно хоть немного выдохнуть, ведь звонков с вопросами в первый месяц работы сервиса ежедневно поступало не меньше нескольких сотен, сейчас же их количество ощутимо сократилось.

Как быстро наш народ обучится правилам культурного пользования арендованных автомобилей - сказать тяжело, но одно сейчас понятно точно – сервис уже стал популярен. По статистическим данным от аналитического сервиса Anytime, каждый автомобиль в среднем арендуется порядка 4-6 раз в сутки, при этом ежедневно каршерингом пользуются более 400 уникальных арендаторов.

Подобные цифры объяснить несложно – сервис прост в использовании и выгоден, особенно когда речь идет об акционном тарифе, который вступает в силу с 12 ночи и до 7 утра и составляет 19 тенге за минуту. Во все остальное время у каршерингового оператора действует 4 тарифа: два поминутных и два посуточных, при минимальной ставке 44 тенге за минуту и 12 999 тенге за сутки. В случае ДТП по вине водителя максимальная стоимость штрафа составит 200 тыс. тенге по тарифу «Базовый» и 100 тыс. тенге по тарифу «Сказка». Все остальное покроет страховка.

В остальном, все международные каршеринговые компании работают по одним и тем же принципам: простая регистрация с минимумом документов, краткосрочная аренда и возможность оставлять авто в любом удобном месте.

То есть, если предполагаемый пользователь достиг 21-летнего возраста, имеет стаж вождения не менее 2-х лет и банковскую карту, открытую для интернет-платежей, то он смело может подавать заявку на регистрацию. Но, как и в любой другой стране, в Казахстане есть свои нюансы, которые стоит принимать в расчет. Пожалуй, самым весомым из них является процедура обновления прав. Для автомобилистов со стажем не секрет, что при обновлении казахстанских прав их стаж вождения в документе…полностью обнуляется. В таком случае, заявка пользователя на регистрацию в системе каршеринга рассматривается в индивидуальном порядке. То же самое касается и входящих заявок от пользователей, имеющих гражданство других стран – при регистрации, помимо основного пакета документов, им необходимо будет дополнительно предъявить международный паспорт, визу и регистрацию, после чего их заявка будет рассмотрена в частном порядке. Во всех остальных случаях и при условии, что все правила подачи заявки были выполнены корректно, ее одобрение занимает в среднем минут 15.

Напоминаем, на сегодняшний день на казахстанском каршеринговом рынке присутствует два игрока. Anytime занимает лидирующую позицию. Как по количеству автомобилей, так и по количеству пользователей. Зайдут ли на наш рынок другие «игроки»? Сейчас сказать сложно.

Anytime  же планирует расширение зоны присутствия за счет запуска сервиса в Астане (весна 2019) и Шымкенте  (осень 2019). Также планируется увеличение автопарка в Алматы до 1500 единиц (в настоящий момент их автопарк насчитывает 130 седанов марки Volkswagen Polo). Общее количество авто в трех городах по прогнозам компании на 2019 год должно составить 2100 единиц ТС.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

Дочки российских банков стали крупнейшими получателями денег по программе льготных автокредитов

В последнем транше БРК их долю приходится почти две трети выделенных средств

Фото: Depositphotos/keleny

Банк Развития Казахстана (БРК) направил 20 миллиардов тенге банкам на программу льготного автокредитования.

В свою очередь сам БРК получил эти деньги через облигационный заeм у АО «Казахстанский фонд устойчивости» (КФУ, дочерняя организация Национального банка). После этого деньги поступили в коммерческие банки, а уже сами БВУ выдают населению Казахстана автокредиты по ставке 4% до семи лет на машины не дороже 15 млн тенге.

За пять лет, с 2015 года, это шес­той транш БР; всего на эти цели со стороны государства БВУ было выделено 82 млрд тенге.  

«Два транша из Национального фонда в общей сумме 26 миллиардов тенге в 2015–2016 годах, два транша из республиканского бюджета в общей сумме 16 миллиардов тенге в 2018–2019 годах. В 2019–2020 годах БРК путем выпуска облигаций осуществил заимствование на 40 миллиардов тенге у АО «Казахстанский фонд устойчивости», – говорится в сообщении БРК.

Программа финансирования льготного кредитования рассчитана на 20 лет и основана на револьверном принципе: за счет средств, поступающих от погашения основного долга физическими лицами, получившими кредит, банки будут выдавать новые займы на приобретение автомобилей. «Благодаря такому повторному освоению средств казахстанцы приобрели на льготных условиях 20 629 автомобилей отечественной сборки на общую сумму 98 219 млн тенге», – уточняют в БРК. Средняя стоимость автомобиля по программе составляет более 4,7 млн тенге. 

Под действие программы льготного автокредитования попали два казахстанских производителя – АО «Азия Авто» и ТОО «СарыаркаАвтоПром», выпускающие машины под брендами JAC, Chevrolet, Ravon, УАЗ, Hyundai, Kia, Skoda, LADA и др. – всего 42 модели автомобилей.

В рамках шестого транша БРК направил 13 из 20 млрд тенге дочкам российских банков в Казахстане: Сбербанк России получил 8 млрд тенге, ВТБ Банк – 5 млрд тенге, ForteBank – 5 млрд тенге и Народный банк Казахстана – 2 млрд тенге.

Согласно данным с сайта БРК самые большие лимиты по программе имеет Сбербанк, который может получить более 19,1 млрд тенге, на втором месте Народный банк Казахстана – более 14,1 млрд тенге, на третьем – Евразийский банк – 11,1 млрд, далее идут Банк ЦентрКредит – 7,7 млрд тенге, ВТБ – 6,5 млрд, ForteBank – 1,64 млрд, АТФБанк – 1,6 млрд. Судя по всему, по ForteBank лимиты были увеличены.

Топ-менеджер казахстанского банка на условиях анонимности прокомментировал «Курсиву»: «Странно, что национальные программы финансируются через иностранные банки: получается, что мы субсидируем российские банки для покупки запчастей из России». 

АО «Банк Развития Казахстана» – национальный институт развития по модернизации и развитию несырьевого и инфраструктурного секторов экономики Казахстана, созданный в 2001 году. Основные направления деятельности – развитие производственной инфраструктуры и обрабатывающей промышленности, содействие и привлечение внешних и внутренних инвестиций в экономику страны. БРК выступает одним из крупнейших инвестиционных операторов Государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития (ГПФИИР). БРК входит в структуру АО «Национальный управляющий холдинг «Байтерек».

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

qazexpocongresskz.jpg