Перейти к основному содержанию

bavaria_seasonX_1200x120.gif


1699 просмотров

Каршеринг по-нашему: инструкция по применению

Пару месяцев назад на казахстанский рынок вышел международный сервис поминутной аренды автомобилей Anytime. Многие алматинцы тогда высказали мнение, что, учитывая наш менталитет, каршеринговые автомобили долго не «проживут». Мы решили узнать, правы ли они, а заодно выяснить, какие подводные камни ждут пользователей сервиса

Фото: Олег Спивак

Пару месяцев назад на казахстанский рынок вышел международный сервис поминутной аренды автомобилей Anytime. Многие алматинцы  тогда высказали мнение, что, учитывая наш менталитет, каршеринговые автомобили долго не «проживут». Мы решили узнать, правы ли они, а заодно выяснить, какие подводные камни ждут пользователей сервиса

Итак, с момента запуска каршерингового сервиса Anytime в Казахстане прошло всего два месяца, а приключения новеньких Volkswagen Polo под брендом «Anytime»  уже не раз мелькали в громких заголовках прессы. Седаны успели побывать как в серьезных передрягах, так и столкнуться с порой комичными дорожными реалиями Казахстана. Так, один автомобиль чуть было не пошел на дно озера Сайран, на другом устроили дрифт, третий Polo стал местом ночлега для находчивого алматинца, ну и, конечно, куда же без классики жанра - эвакуации машин на штрафстоянки и мелких ДТП.

Впрочем, курьезные случаи и ДТП – это вершина айсберга. Его основу составляют мелкие, но от этого не менее неприятные «недоразумения». В частности в одном из взятых нам на прокат автомобилей, было накурено, а в салоне валялись пустые бутылки из-под лимонада.  К слову мусор в салоне – явление нередкое. Еще у одного автомобиля был поцарапан бампер, на недавно виденном в потоке Polo  Anytime отсутствовал шильдик.  А парковка? Далеко не каждый клиент озадачивается тем, чтобы аккуратно припарковать автомобиль у обочины. Порой их просто «кидают» как попало – лишь бы приткнуть… Проще говоря, беря автомобиль в аренду многие пользователи не считают нужным относится к нему бережно.  Не зря одним из первых вопросов, которые задали журналисты на презентации сервиса, был вопрос о том, как компания планирует бороться с вандализмом.

Таким образом, только зашедший на рынок Казахстана  сервис столкнулся с одним очень важным нюансом – отсутствием каршеринговой культуры, становление которой является вопросом времени и…терпения.

Как отмечают представители компании Anytime в Казахстане, их российским коллегам потребовался год, чтобы научить своих первых пользователей всем премудростям вождения арендованного автомобиля.

Но о какой бы стране не шла речь, есть одно общее сходство, объединяющее многих пользователей каршеринг сервисов по всему миру – невнимательное ознакомление с пунктами договора аренды. Как испанцу, так и россиянину, а теперь уже и казахстанцу могут «влупить» немаленький штраф за несоблюдение правил пользования каршеринг сервиса, чего можно было бы избежать, заранее ознакомившись со всеми пунктами договора.

Помните, чуть выше мы упоминали о том, что в салоне арендованного автомобиля было накурено? Так вот,  штраф за курение в авто составляет 10 тыс. тенге.  Передача руля другому пользователю обойдется в 50 тыс. тенге. За вождение в состоянии алкогольного, наркотического и токсического опьянения придется заплатить  350 тыс. тенге. Так что, в данном случае, в деталях кроется не дьявол, а вполне себе реальные деньги, которые очень легко и непринужденно могут покинуть ваш карман, даже не попрощавшись. Что делать, чтобы этого избежать? Ответ очевиден – читать договор, как говорится, «от корки до корки».

И, конечно же, прежде чем начать аренду, осмотреть автомобиль со всех сторон и в случае обнаружения каких-либо повреждений позвонить оператору. Во избежание, так сказать. Чтобы не проверить на себе «правило последней руки».

Кроме того, во избежание неприятностей не стоит забывать о том, что на данный момент поездки на авто Anytime имеют следующие ограничения: от Узынагаша до села Нурлы и от Капчагая до района Тау-Дастархана, то есть почти вся алматинская область и г.Алматы. Парковочная зона охватывает квадрат между улицами Рыскулова и Аль-Фараби, Момышулы и ВОАД.

Главным помощником «ликбеза» в этом деле является «сарафанное радио», благодаря которому сейчас диспетчерам каршерингового колл-центра можно хоть немного выдохнуть, ведь звонков с вопросами в первый месяц работы сервиса ежедневно поступало не меньше нескольких сотен, сейчас же их количество ощутимо сократилось.

Как быстро наш народ обучится правилам культурного пользования арендованных автомобилей - сказать тяжело, но одно сейчас понятно точно – сервис уже стал популярен. По статистическим данным от аналитического сервиса Anytime, каждый автомобиль в среднем арендуется порядка 4-6 раз в сутки, при этом ежедневно каршерингом пользуются более 400 уникальных арендаторов.

Подобные цифры объяснить несложно – сервис прост в использовании и выгоден, особенно когда речь идет об акционном тарифе, который вступает в силу с 12 ночи и до 7 утра и составляет 19 тенге за минуту. Во все остальное время у каршерингового оператора действует 4 тарифа: два поминутных и два посуточных, при минимальной ставке 44 тенге за минуту и 12 999 тенге за сутки. В случае ДТП по вине водителя максимальная стоимость штрафа составит 200 тыс. тенге по тарифу «Базовый» и 100 тыс. тенге по тарифу «Сказка». Все остальное покроет страховка.

В остальном, все международные каршеринговые компании работают по одним и тем же принципам: простая регистрация с минимумом документов, краткосрочная аренда и возможность оставлять авто в любом удобном месте.

То есть, если предполагаемый пользователь достиг 21-летнего возраста, имеет стаж вождения не менее 2-х лет и банковскую карту, открытую для интернет-платежей, то он смело может подавать заявку на регистрацию. Но, как и в любой другой стране, в Казахстане есть свои нюансы, которые стоит принимать в расчет. Пожалуй, самым весомым из них является процедура обновления прав. Для автомобилистов со стажем не секрет, что при обновлении казахстанских прав их стаж вождения в документе…полностью обнуляется. В таком случае, заявка пользователя на регистрацию в системе каршеринга рассматривается в индивидуальном порядке. То же самое касается и входящих заявок от пользователей, имеющих гражданство других стран – при регистрации, помимо основного пакета документов, им необходимо будет дополнительно предъявить международный паспорт, визу и регистрацию, после чего их заявка будет рассмотрена в частном порядке. Во всех остальных случаях и при условии, что все правила подачи заявки были выполнены корректно, ее одобрение занимает в среднем минут 15.

Напоминаем, на сегодняшний день на казахстанском каршеринговом рынке присутствует два игрока. Anytime занимает лидирующую позицию. Как по количеству автомобилей, так и по количеству пользователей. Зайдут ли на наш рынок другие «игроки»? Сейчас сказать сложно.

Anytime  же планирует расширение зоны присутствия за счет запуска сервиса в Астане (весна 2019) и Шымкенте  (осень 2019). Также планируется увеличение автопарка в Алматы до 1500 единиц (в настоящий момент их автопарк насчитывает 130 седанов марки Volkswagen Polo). Общее количество авто в трех городах по прогнозам компании на 2019 год должно составить 2100 единиц ТС.


9714 просмотров

Почему западные области Казахстана выбирают российский автопром?

АКАБ предоставила «Курсиву» данные по автомобильному рынку в разрезе четырех западных областей страны

Фото: Shutterstock

Как меняется ситуация на авторынке страны, сколько денег выкладывают автомобилисты четырех западных областей на покупку «железного коня», какие марки автомобилей выбирают и от каких постепенно отказываются, выяснял «Курсив».

Ассоциация казахстанского автобизнеса (АКАБ), подводя итоги 2018 года, сделала три основных вывода: за прошедший год казахстанцы поставили на учет 1,2 млн автомобилей (из них новых – 84,9 тыс. единиц), что на 14,8% больше, чем в 2017 году. У официальных автодилеров граждане приобрели 60,9 тыс. новых автомашин (и здесь рост в пределах 24%). Каждый второй проданный дилерскими центрами автомобиль сделан в Казахстане. 

За новыми машинами – в салоны

Пресс-служба АКАБ предоставила «Курсиву» данные по автомобильному рынку в разрезе четырех западных областей страны – Атырауской, Актюбинской, Мангистауской и Западно-Казахстанской.

Так, лидером по количеству зарегистрированных новых автомобилей в 2018 году стала Атырауская область. Здесь на первичную регистрацию за год было поставлено 6,1 тыс. транспортных средств (это 7% от общего числа новых авто по Казахстану). В Актюбинской, Мангистауской областях и ЗКО за прошедший год было приобретено более чем по 3,6 тыс. новых автомашин (по 4% в каждом регионе от общереспубликанского объема покупки).

Причем, как отмечают в АКАБ, население трех регионов стало больше доверять дилерским автоцентрам по продаже авто. Так, жители Актау за год через официальных дилеров купили 2,6 тыс. автомобилей (рост продаж по сравнению с 2017 годом на 50%), в Атырау – 4,6 тыс. (рост 34%), в Актобе – 2,4 тыс. (больше, чем в 2017 году, на 29%). А вот по Уральску наблюдается противоположная картина – здесь за 2018 год у автодилеров было куплено на 8% меньше машин, чем в 2017 году.

Задавшись вопросом: «Какие новые авто предпочитают жители западных регионов?», «Курсив» выяснил, что по количеству проданных автодилерами за 2018 год машин во всех четырех регионах лидирует Lada, на второй позиции разместилась Toyota, на третьей – Hyundai. 
Кстати, в АКАБ отмечают, что в ЗКО, в отличие от других западных областей, есть спрос на автомобили Renault, однако в 2018 году он резко упал – на 59% по сравнению с 2017 годом.

По данным АКАБ, самая высокая средняя цена на машину из автосалона в 2018 году была зафиксирована в Актюбинской области – 8,2 млн тенге. В остальных трех регионах стоимость аналогичных авто у дилеров в среднем составляла 7 млн тенге.

Наиболее востребованными как на западе страны, так и в целом по Казахстану среди рядовых граждан являются автомобили в ценовом диапазоне от 3 до 5 млн тенге – на их долю приходится почти 30% от общего объема продаж новых легковых автомобилей в дилерских центрах.

В ходу бюджетные Lada

Однако даже при повышении интереса населения к новым автомобилям, по данным аналитиков АКАБ, автопарк страны продолжает стареть: всего по стране на вторичную регистрацию в прошлом году были поставлены 1,2 млн единицы техники, и две трети от общего числа повторно зарегистрированных автомобилей составляют машины в возрасте старше 10 лет (790 тыс. единиц), в возрасте от 3 до 10 лет – 291 тыс. авто, до 3 лет – 112,8 тыс. автомашин.

В разрезе западных областей за год было поставлено на вторичный учет 159,5 тыс. автомашин.

Наибольшее количество подержанных авто (включая грузовые, автобусы, мототранспорт) было продано в Мангистауской области – 52 тыс. единиц (в 13 раз больше, чем новых). В Актюбинской области эта цифра составила 49,5 тыс. (в 12 раз больше, чем новых), в ЗКО – 29 тыс. (в 7,5 раза больше, чем новых). Наименьшее количество подержанных авто приобрели жители Атырауской области – 28,8 тыс. (это в 4,5 раза больше, чем новых авто).

Самыми востребованными среди населения, по мнению аналитиков АКАБ, на вторичном рынке в 2018 году были автомобили марок Lada (Vaz), Toyota, Volkswagen. Причем наибольшее количество автомобилей Lada (Vaz) было продано в Актюбинской области – 9,1 тыс. единиц. В Атырау и ЗКО аналогичных автомобилей было продано более чем по 6 тыс., в Мангистауской области – 5,8 тыс. 

Вместе с тем отмечается снижение интереса автомобилистов к модели Lada (Vaz), по сравнению с 2017 годом, в пределах 5–11% в Актюбинской, Атырауской и Западно-Казахстанской областях, тогда как в Мангистауской  автовладельцы стали на 4% чаще приобретать эту модель, чем в 2017 году. 

Автомобили марки Toyota, согласно исследованиям, больше всех любят водители Мангистауской области – за 2018 год здесь было продано 9,2 тыс. этих авто, тогда как в Актюбинской области эта цифра составила 4,9 тыс., в Атырауской области – 3,3 тыс. и в ЗКО – 2,1 тыс. авто. При этом в Актюбинской и Атырауской областях автомобилей данной марки, по сравнению с 2017 годом, стали покупать меньше на 7–8%, в ЗКО интерес автомобилистов к Toyota остался на прежнем уровне, а в Мангистауской области вырос на 3%.

Автомобили Volkswagen, как выяснилось, больше всего любят водители ЗКО и Актюбинской области. За прошедший год в этих областях было продано по 3 тыс. авто этой марки (что на 7% меньше по сравнению с 2017 годом), в Атырауской области – 1035 штук (минус 15%), в Мангистауской области – ни одного.

По возможностям и тачки

Мы проанализировали ситуацию по ценам и предложениям на местных авторынках западных областей, основываясь на частных объявлениях интернет-портала kolesa.kz.

Так, на данный момент наибольшее количество предложений по продаже легковых авто, как подержанных, так и новых, дает Актюбинская область – почти 6 тыс. На втором месте по наличию авто на продажу значится Мангистауская область – 5,3 тыс. предложений, далее идет Атырауская область – 4,8 тыс. и ЗКО – 3,8 тыс.

Львиная доля объявлений о продаже самого востребованного автомобиля – Lada (Vaz) – приходится на Актюбинскую область (1,5 тыс. предложений), в ЗКО и Атырауской области это число примерно одинаково (1150 и 1143 предложения соответственно), в Мангистауской области этих российских машин продают вдвое меньше – 646.

Отметим, что самые дешевые варианты моделей Lada (Vaz) представлены в ЗКО и Мангистауской области: здесь за 150 тыс. тенге готовы продать авто 1982 и 1996 годов выпуска – модели Lada 2107 и Lada 2109.

Самая дорогая модель Lada – Vesta Cross 2018 года выпуска – стоимостью 5,8 млн тенге выставлена актюбинскими продавцами. Аналогичная модель этого же года выпуска в Атырауской и Мангистауской областях стоит уже дешевле – 5,3 млн тенге.

Автомобилей марки Toyota, выставленных на продажу, больше всего сосредоточено в Мангистауской области – 980 предложений, по Актюбинской области их 739, в Атырауской области – 662, в ЗКО лишь 348 объявлений о продаже этих японских машин.

Самая дешевая модель Toyota – Lucida 1996 года – выпуска стоимостью 550 тыс. тенге выставлена на продажу в ЗКО. Самая дорогая модель – Toyota Land Cruiser 2018 года выпуска – дороже всего стоит в ЗКО – 33,7 млн тенге. В остальных трех западных регионах аналогичную модель этого же года выпуска автовладельцы готовы продать за 30 млн тенге.

Объявлений о продаже автомобилей Volkswagen крайне мало. Так, в Мангистауской области на продажу выставлено всего 125 автомашин этой марки, в Атырауской области – 219, в ЗКО и Актюбинской областях – 316 и 359 предложений соответственно.

Самая низкая цена продажи автомобиля Volkswagen Golf 1987 года выпуска, представлена в ЗКО – 250 тыс. тенге, здесь же продается самый дорогой автомобиль Volkswagen – Tuareg 2019 года выпуска стоимостью 27,5 млн тенге.

Отметим, самый дорогой автомобиль, который выставлен на продажу по западным регионам, находится в Уральске – это Mersedes Benz G63 AMG 2018 года выпуска стоимостью 105 млн тенге. Автомобиль с теми же техническими характеристиками в Актобе стоит уже 87,5 млн тенге. В Мангистауской области нет ни одного подобного предложения, но есть не менее красивый и дорогой Mersedes AMG GT, стоимость которого составляет 62,9 млн тенге.

bya_0.jpg

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

В Казахстане недавно обновился кабинет министров во главе с премьер-министром. Как Вы считаете, на какие проблемы нужно обратить внимание новому правительству прежде всего?

Варианты

Цифра дня

29
лет
возглавлял Казахстан Нурсултан Назарбаев

Цитата дня

Как президент Казахстана я принял решение о сложении полномочий...

нурсултан назарбаев
Президент Казахстана

Спецпроекты

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций

Home Credit Bank

Home Credit Bank