Перейти к основному содержанию

bavaria_seasonX_1200x120.gif


1175 просмотров

Карагандинский завод в этом году утилизировал почти 50 тысяч машин

По статистике в Казахстане из пяти миллионов различных автомобилей больше половины имеют возраст старше 50 лет

Фото: Виктор Осипов

Около двух лет в Карагандинской области работает ТОО «RecyclingCompany», где утилизируют старые авто. Изначально работа предприятия вызывала много споров как со стороны автомобилистов, так и специалистов Союза предприятий автомобильной отрасли. Одни считали, что условия программы невыгодные, другие были уверены, что новая система значительно облегчит в Казахстане вопрос избавления от автохлама. 

Житель Темиртау Артем Самойлов давно мечтал выгодно избавиться от своей старой «мазды», пять лет назад машина вышла из строя и стоит мертвым грузом в гараже. Вначале автовладелец думал продать своего железного коня по запчастям, но, изучив программу получения денежной компенсации, решил ею воспользоваться и сдать старое авто на утилизацию. 

«Я почитал эту программу, узнал правила и думаю, что возможность выручить за старую машину 150 тысяч тенге – это все-таки выгодно. Мне за мою старушку никто и 100 тысяч не давал. Реализовать ее по запчастям – хлопотно и требует много времени. А так я, по сути, сдаю машину полной комплектации, так что выданный сертификат можно будет выгодно использовать», – считает г-н Самойлов. 

Сейчас на территории завода находится 14 тыс. автомобилей. Когда предприятие заработало, многие сомневались в том, что казахстанцы будут активно сдавать старые машины, но на 1 ноября 2018 года предприятие уже переработало 44 тыс. 409 автомобилей. Алгоритм сдачи машины на утилизацию несложный. 

«Я уже снял свой автомобиль с учета. Теперь нужно собрать необходимый пакет документов. – говорит Артем Самойлов. – Нужно предоставить удостоверение личности и справку из банка о наличии расчетного счета. Затем я смогу получить сертификат на покупку нового авто, правда, казахстанской сборки. Но думаю новую машину подарить сыну, пусть водит».
 
Завод «RecyclingCompany» находится на территории СЭЗ «Сарыарка», площадка расположена недалеко от Караганды. Это первый завод по утилизации старых авто в Казахстане. Проект стартовал в 2017 году. Сейчас это предприятие люди называют «кладбищем машин», которые свозят сюда со всех регионов страны.

Цеха по переработке автомобилей вводили в работу постепенно, на заводе успешно переплавляют ветхие машины, получая из них вторичное сырье. Сначала машины разбирают, вынимая из них все ценное, затем прессуют и отправляют в плавку, получая из них черные и цветные металлы. Кроме того, часть машин идет на выработку топлива – синтезгаза, его используют как в домашних условиях, так и в промышленных. 

За сдачу легковой машины на утилизацию можно получить и скидочный сертификат на сумму в 315 тысяч тенге, за микроавтобус – 450 тысяч тенге, грузовик с прицепом или пассажирский автобус обойдутся в 650 тысяч тенге.

«Механизм скидки предлагается гибкий: сумму сертификатов можно складывать и есть возможность дважды переписывать имя их владельца. В итоге максимально возможная скидка при покупке новой машины может составить до 1 млн 300 тысяч тенге. Это если владелец, к примеру, сдал на утилизацию два грузовика», – сообщают работники оператора РОП. 

Генеральный директор завода Александр Рябинин знает все проблемные моменты и говорит, не всегда удается реализовать полученную на заводе продукцию, но абсолютно уверен, что казахстанцы активно интересуются программами по утилизации машин. 

«Что касается выдачи сертификатов автовладельцам, здесь существует несколько программ, по ним работает оператор РОП. Но хочу сказать, что ко всем программам, которые существуют, сейчас добавилась у нас еще и переработка сельскохозяйственной техники, и в будущем мы планируем перерабатывать военную технику», – говорит Александр Рябинин.

По его словам, на завод старый автомобиль попадает только после завершения всех юридических процедур. 

«Процесс утилизации автомобиля у нас отработан до мелочей. Машину разбирают, сливают масло, машину делят на фракции – пластик, резина и металлы. Затем измельчают с помощью шрейдерной установки, металлические части идут на переплавку в плавильный цех. Уже освоены такие технологии, как производство чугуна, стали, алюминия, сплавов цветных металлов, синтез газа, кроме того, здесь получают печное топливо. Перерабатываем и пластик», – рассказывает о технологии переработки авто руководитель предприятия. 

Вторичная продукция переработанных автомобилей востребована на АО «АрселорМиттал Темиртау», а также на Павлодарском плавильном заводе, которые закупают черный лом. 

«Мы перерабатываем и алюминий, но этих сплавов у нас немного, пока наши печи не приспособлены для большого количества, но этот продукт тоже востребован. Раньше были проблемы с продажей шин, сейчас их сбыт налажен. Печное топливо покупают частные лица. На реализацию нашей продукции уже заключено порядка 20 контрактов», – говорит гендиректор ТОО «RecyclingCompany» Александр Рябинин.

Несмотря на то, что завод по утилизации автохлама ориентирован исключительно на внутренний рынок, руководителям предприятия поступают предложения о сотрудничестве со стороны российских и китайских компаний. 

«Пока на зарубежный рынок не работаем. Но мы имеем сейчас семь контрактов именно по поставке вторичного черного лома, один контракт по поставке вторичного алюминия, по печному топливу подписано семь контрактов, по реализации шин – два контракта. Возникают проблемы с реализацией АБС пластика, его у нас не берут, но наши менеджеры работают над этим вопросом», – говорит Александр Рябинин.

За работой относительно молодого предприятия пристально следят и автомобилисты, многие надеются, что появление этого завода поспособствует обновлению автопарка страны. По статистике в Казахстане из пяти миллионов различных автомобилей больше половины имеют возраст старше 50 лет, и их исчезновение с улиц городов и поселков позволит значительно улучшить экологию в регионах.

Несмотря на то, что далеко не все владельцы авто считают условия утилизации старых машин привлекательными, программа, предусматривающая получение денежной компенсации за сдачу ветхого автомобиля в размере 150 тыс. тенге (за машину в базовой комплектации) или 48 тысяч тенге (только за наличие кузова и двигателя), позволила оператору РОП почти за два года принять более 54 тысяч транспортных средств. Общий размер выплат населению составил 8,139 млрд тенге. По данным Оператора РОП, всего за 12 месяцев действия программы  утилизации ВЭТС по скидочным сертификатам было принято 14 632 транспортных средств. Из них 13 455 сертификатов были использованы владельцами на покупку 7 359 автомобилей отечественного производства. 

Кстати, средний возраст принятых автомобилей от 25 до 30 лет, есть и раритетные машины. Представители «RecyclingCompany» говорят, что очень древние машины пускать под пресс жалко, поэтому в планах компании создать на территории завода музей ретро-автомобилей, таких пока в наличие десять. Сейчас эти машины приводят в порядок и через год установят на площади для всеобщего обозрения. У каждого авто будет табличка с историей пробега, рассказ о том, кому авто принадлежало и как попало под утилизацию.


9695 просмотров

Почему западные области Казахстана выбирают российский автопром?

АКАБ предоставила «Курсиву» данные по автомобильному рынку в разрезе четырех западных областей страны

Фото: Shutterstock

Как меняется ситуация на авторынке страны, сколько денег выкладывают автомобилисты четырех западных областей на покупку «железного коня», какие марки автомобилей выбирают и от каких постепенно отказываются, выяснял «Курсив».

Ассоциация казахстанского автобизнеса (АКАБ), подводя итоги 2018 года, сделала три основных вывода: за прошедший год казахстанцы поставили на учет 1,2 млн автомобилей (из них новых – 84,9 тыс. единиц), что на 14,8% больше, чем в 2017 году. У официальных автодилеров граждане приобрели 60,9 тыс. новых автомашин (и здесь рост в пределах 24%). Каждый второй проданный дилерскими центрами автомобиль сделан в Казахстане. 

За новыми машинами – в салоны

Пресс-служба АКАБ предоставила «Курсиву» данные по автомобильному рынку в разрезе четырех западных областей страны – Атырауской, Актюбинской, Мангистауской и Западно-Казахстанской.

Так, лидером по количеству зарегистрированных новых автомобилей в 2018 году стала Атырауская область. Здесь на первичную регистрацию за год было поставлено 6,1 тыс. транспортных средств (это 7% от общего числа новых авто по Казахстану). В Актюбинской, Мангистауской областях и ЗКО за прошедший год было приобретено более чем по 3,6 тыс. новых автомашин (по 4% в каждом регионе от общереспубликанского объема покупки).

Причем, как отмечают в АКАБ, население трех регионов стало больше доверять дилерским автоцентрам по продаже авто. Так, жители Актау за год через официальных дилеров купили 2,6 тыс. автомобилей (рост продаж по сравнению с 2017 годом на 50%), в Атырау – 4,6 тыс. (рост 34%), в Актобе – 2,4 тыс. (больше, чем в 2017 году, на 29%). А вот по Уральску наблюдается противоположная картина – здесь за 2018 год у автодилеров было куплено на 8% меньше машин, чем в 2017 году.

Задавшись вопросом: «Какие новые авто предпочитают жители западных регионов?», «Курсив» выяснил, что по количеству проданных автодилерами за 2018 год машин во всех четырех регионах лидирует Lada, на второй позиции разместилась Toyota, на третьей – Hyundai. 
Кстати, в АКАБ отмечают, что в ЗКО, в отличие от других западных областей, есть спрос на автомобили Renault, однако в 2018 году он резко упал – на 59% по сравнению с 2017 годом.

По данным АКАБ, самая высокая средняя цена на машину из автосалона в 2018 году была зафиксирована в Актюбинской области – 8,2 млн тенге. В остальных трех регионах стоимость аналогичных авто у дилеров в среднем составляла 7 млн тенге.

Наиболее востребованными как на западе страны, так и в целом по Казахстану среди рядовых граждан являются автомобили в ценовом диапазоне от 3 до 5 млн тенге – на их долю приходится почти 30% от общего объема продаж новых легковых автомобилей в дилерских центрах.

В ходу бюджетные Lada

Однако даже при повышении интереса населения к новым автомобилям, по данным аналитиков АКАБ, автопарк страны продолжает стареть: всего по стране на вторичную регистрацию в прошлом году были поставлены 1,2 млн единицы техники, и две трети от общего числа повторно зарегистрированных автомобилей составляют машины в возрасте старше 10 лет (790 тыс. единиц), в возрасте от 3 до 10 лет – 291 тыс. авто, до 3 лет – 112,8 тыс. автомашин.

В разрезе западных областей за год было поставлено на вторичный учет 159,5 тыс. автомашин.

Наибольшее количество подержанных авто (включая грузовые, автобусы, мототранспорт) было продано в Мангистауской области – 52 тыс. единиц (в 13 раз больше, чем новых). В Актюбинской области эта цифра составила 49,5 тыс. (в 12 раз больше, чем новых), в ЗКО – 29 тыс. (в 7,5 раза больше, чем новых). Наименьшее количество подержанных авто приобрели жители Атырауской области – 28,8 тыс. (это в 4,5 раза больше, чем новых авто).

Самыми востребованными среди населения, по мнению аналитиков АКАБ, на вторичном рынке в 2018 году были автомобили марок Lada (Vaz), Toyota, Volkswagen. Причем наибольшее количество автомобилей Lada (Vaz) было продано в Актюбинской области – 9,1 тыс. единиц. В Атырау и ЗКО аналогичных автомобилей было продано более чем по 6 тыс., в Мангистауской области – 5,8 тыс. 

Вместе с тем отмечается снижение интереса автомобилистов к модели Lada (Vaz), по сравнению с 2017 годом, в пределах 5–11% в Актюбинской, Атырауской и Западно-Казахстанской областях, тогда как в Мангистауской  автовладельцы стали на 4% чаще приобретать эту модель, чем в 2017 году. 

Автомобили марки Toyota, согласно исследованиям, больше всех любят водители Мангистауской области – за 2018 год здесь было продано 9,2 тыс. этих авто, тогда как в Актюбинской области эта цифра составила 4,9 тыс., в Атырауской области – 3,3 тыс. и в ЗКО – 2,1 тыс. авто. При этом в Актюбинской и Атырауской областях автомобилей данной марки, по сравнению с 2017 годом, стали покупать меньше на 7–8%, в ЗКО интерес автомобилистов к Toyota остался на прежнем уровне, а в Мангистауской области вырос на 3%.

Автомобили Volkswagen, как выяснилось, больше всего любят водители ЗКО и Актюбинской области. За прошедший год в этих областях было продано по 3 тыс. авто этой марки (что на 7% меньше по сравнению с 2017 годом), в Атырауской области – 1035 штук (минус 15%), в Мангистауской области – ни одного.

По возможностям и тачки

Мы проанализировали ситуацию по ценам и предложениям на местных авторынках западных областей, основываясь на частных объявлениях интернет-портала kolesa.kz.

Так, на данный момент наибольшее количество предложений по продаже легковых авто, как подержанных, так и новых, дает Актюбинская область – почти 6 тыс. На втором месте по наличию авто на продажу значится Мангистауская область – 5,3 тыс. предложений, далее идет Атырауская область – 4,8 тыс. и ЗКО – 3,8 тыс.

Львиная доля объявлений о продаже самого востребованного автомобиля – Lada (Vaz) – приходится на Актюбинскую область (1,5 тыс. предложений), в ЗКО и Атырауской области это число примерно одинаково (1150 и 1143 предложения соответственно), в Мангистауской области этих российских машин продают вдвое меньше – 646.

Отметим, что самые дешевые варианты моделей Lada (Vaz) представлены в ЗКО и Мангистауской области: здесь за 150 тыс. тенге готовы продать авто 1982 и 1996 годов выпуска – модели Lada 2107 и Lada 2109.

Самая дорогая модель Lada – Vesta Cross 2018 года выпуска – стоимостью 5,8 млн тенге выставлена актюбинскими продавцами. Аналогичная модель этого же года выпуска в Атырауской и Мангистауской областях стоит уже дешевле – 5,3 млн тенге.

Автомобилей марки Toyota, выставленных на продажу, больше всего сосредоточено в Мангистауской области – 980 предложений, по Актюбинской области их 739, в Атырауской области – 662, в ЗКО лишь 348 объявлений о продаже этих японских машин.

Самая дешевая модель Toyota – Lucida 1996 года – выпуска стоимостью 550 тыс. тенге выставлена на продажу в ЗКО. Самая дорогая модель – Toyota Land Cruiser 2018 года выпуска – дороже всего стоит в ЗКО – 33,7 млн тенге. В остальных трех западных регионах аналогичную модель этого же года выпуска автовладельцы готовы продать за 30 млн тенге.

Объявлений о продаже автомобилей Volkswagen крайне мало. Так, в Мангистауской области на продажу выставлено всего 125 автомашин этой марки, в Атырауской области – 219, в ЗКО и Актюбинской областях – 316 и 359 предложений соответственно.

Самая низкая цена продажи автомобиля Volkswagen Golf 1987 года выпуска, представлена в ЗКО – 250 тыс. тенге, здесь же продается самый дорогой автомобиль Volkswagen – Tuareg 2019 года выпуска стоимостью 27,5 млн тенге.

Отметим, самый дорогой автомобиль, который выставлен на продажу по западным регионам, находится в Уральске – это Mersedes Benz G63 AMG 2018 года выпуска стоимостью 105 млн тенге. Автомобиль с теми же техническими характеристиками в Актобе стоит уже 87,5 млн тенге. В Мангистауской области нет ни одного подобного предложения, но есть не менее красивый и дорогой Mersedes AMG GT, стоимость которого составляет 62,9 млн тенге.

bya_0.jpg

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

В Казахстане недавно обновился кабинет министров во главе с премьер-министром. Как Вы считаете, на какие проблемы нужно обратить внимание новому правительству прежде всего?

Варианты

Цифра дня

29
лет
возглавлял Казахстан Нурсултан Назарбаев

Цитата дня

Как президент Казахстана я принял решение о сложении полномочий...

нурсултан назарбаев
Президент Казахстана

Спецпроекты

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций

Home Credit Bank

Home Credit Bank