Перейти к основному содержанию

b1_lexus.jpg


8030 просмотров

Андрей Лаврентьев о продаже СарыаркаАвтоПром китайцам: «Влияние на казахстанский рынок будет значительное»

Председатель совета директоров Allur Group ответил на вопросы о дальнейшей работе предприятия, планах, перспективах и возможных кадровых перестановках

Недавно состоялось подписание договора, в соответствии с которым транснациональная китайская госкомпания по импорту и экспорту автомобилей СМС (China National Machinery IMP. & EXP. CORP) стала акционером крупнейшего автопроизводителя Казахстана ТОО «СарыаркаАвтоПром». В интервью «Къ» председатель совета директоров Allur Group Андрей Лаврентьев ответил на вопросы о дальнейшей работе предприятия, планах, перспективах и возможных кадровых перестановках. 

- Соглашение о вхождении китайской компании в капитал и намерении приобрести 51% простых акций AllurGroup было подписано в апреле 2017 года. В ноябре того же года вы и СМС подписали инвестиционное соглашение.  То есть подготовительный этап занял более чем полтора года.  С чем это было связано?

- Прежде всего, у нас был непростой этап разделения сельскохозяйственного и автомобильного производства. Процедура разделения активов заняла достаточно много времени. Параллельно шел аудит компании. Но и это еще не все - большая часть времени ушла на изучение казахстанского законодательства, в части защиты инвесторов. 

- Ваша пресс-служба сообщала о том, что будет расширен портфель брендов. То есть помимо JAC САП будет выпускать автомобили и других китайских брендов? Каких?

- Насчет других брендов – эта работа еще впереди. Сейчас с уверенностью можем сказать, что мы будем продолжать локализировать модельную линейку бренда JAC. Со следующего года компания в рамках совместного развития со стратегическим партнером планирует приступить к производству среднеразмерного кроссовера JAC S7, пикапа Т6, седана J4, микроавтобуса Sunray. Также мы планируем продолжать развивать производство коммерческой техники, автобусов. И, конечно же, в совместные планы входит развитие производства электрического транспорта. 

- Понятно, что сотрудничество с крупным производителем повлияет не только на СарыаркаАвтоПром. Как сделка отразится на казахстанском автопроме в целом? Что это принесет потребителю, государству?

- Влияние на рынок будет значительное. Потребителю это принесет новые бренды, которые – и это самое главное - будут достаточно доступны по цене.  

Главная задача - углубить локализацию. Наша совместная компания нацелена на  большую работу как раз по локализации. А это именно то, что в Казахстане необходимо развивать. Собственно, кроме «СарыаркаАвтоПром» пока никто не подошел к вопросу локализации легковых автомобилей настолько серьезно. Пока никто даже не перешел на мелкоузловую сборку по легковым автомобилям. Мы это сделали и теперь будем целенаправленно продолжать эту работу. 

Почему это так важно? Чем выше локализация, тем больше используется местных материалов, рабочих, создаются новые предприятия, заводы и, соответственно, это и налоги, и рост благосостояния работников, задействованных в этом процессе. Это развитие целого комплекса, компаний, поставщиков, дополнительная кооперация в ЕАЭС. 

Давайте откровенно: автомобильные компании Китая сегодня являются самыми конкурентоспособными и самыми производительными в мире. Ни в одной стране не производят такого количества автомобилей. Китай - признанный мировой лидер в производстве автомашин, в особенности доступных автомобилей, и, конечно же, бесспорный лидер в производстве электромобилей и электробусов. Если мы сравним китайский автопром  с любым другим, мы поймем, что это одна из самых развитых отраслей экономики Китая. И тот факт, что лидеры мирового автомобилестроения выбрали именно Казахстан, а не другие страны, которые, возможно, имели больше опыта в производстве автомобилей, такие как Россия или Узбекистан - это большая победа.  Возможно, некоторые из нас не до конца осознают важность этого решения и события. Но крупные транснациональные государственные компании, такие как СМС и JAC, войдя на рынок Казахстана, не просто на рынок в качестве продавца, а именно в производство, и, взяв на себя серьезные обязательства на самом высшем уровне по углублению локализации, развитию производства, обучению персонала – тем самым сделали шаг в поддержку программы развития индустриализации нашей страны. Это значит, что Казахстан является надежным стратегическим партнером для развития индустрии, для того чтобы развивать такие сложные и капиталоемкие проекты, как автомобильная промышленность.  

- Кстати, о перспективах. Увеличение объема производства до 100 тысяч единиц предполагает выход продукции на экспорт. В приоритете российский рынок или же рынок ТС в целом?

- Конечно, предполагает. Более 30% продукции  будет поставлено на экспорт. Рассматриваются все рынки ТС и стран СНГ.  

- В связи с увеличением объемов производства планируется ли запуск сопутствующего производства (производства компонентов и т.п.)? Если планируется, то в какие сроки?

- У производителей есть четкие обязательства по локализации, по условиям которых до 2020 года мы должны довести локализацию до 50%.  

Очень важно понимать, что это не частная сделка. Все переговоры шли с участием правительств двух стран. Как вы знаете, в компании есть государственная доля участия АО «Банк Развития Казахстана», и Baiterek Venture Fund и СМС, входящая в холдинг Genertek, является государственной компанией, и компания JAC является государственной компанией, поэтому в переговорах принимали участие и государственные органы Китая. Поэтому, конечно, будут появляться новые производства. Уже определены модели для локализации, это и легковые автомобили, и коммерческая техника, и автобусы.  

- Планируется ли в будущем переход с мелкого узла на полный цикл? Вообще насколько это реально?

- На заводах полного цикла все начинается с руды, вначале ее добывают, из руды получают металл, потом лист штампуют. То есть все делают на заводе, как и сказал, включая литейное производство. Такое в мире сейчас крайне редко практикуется, так как стоит вопрос рентабельности и экономики таких крупных предприятий.  Таких заводов остались единицы. Когда говорят о заводе полного цикла, надо понимать, что имеется в виду, если под полным циклом в упрощённом смысле подразумевается производство автомобильных компонентов, то  да -  мы нацелены это делать.

На первое время нам нужно достигнуть 50% локализации. Это будет предприятие, которое локализирует запасные части, желательно из наших материалов.

- Вы работали с разными иностранными брендами. Почему Ваш выбор пал на партнера из Поднебесной?

- Давайте немного истории. У нас уже есть опыт работы с другими иностранными брендами из Японии, Европы, Кореи. Мы проводили неоднократные переговоры с крупными компаниями. Я не хочу называть бренды, люди, которые знакомы с нашим предприятием, поймут, о ком мы говорим. Все эти компании нам сказали: купите оборудование, оплатите лицензию на производство (роялти), профинансируйте обучение специалистов. А сами при этом не вкладывают каких-либо существенных инвестиций. Этот же путь относительно недавно прошел и Китай. Но такое партнерство несет в себе большие скрытые риски: если твой производственный партнер не вкладывает инвестиции в развитие производства в Казахстане, то он ничем не рискует. И может бросить проект в любой момент. Тем более такой партнер совсем не заинтересован в развитии локализации и передаче технологий. У нашей компании, к сожалению, был печальный опыт работы с такими «партнерами». Да, мы у них многому научились, подняли квалификацию, но поняли, что это не наш путь. Они хотят создать предприятия на основе «ты плати, ты делай, ты  отвечай». Наши действующие партнеры – консорциум СМС и JAC - совсем другое. Они - отнюдь, вкладывают свои инвестиции в развитие производства и продвижении моделей.

Это первый фактор, почему мы выбрали партнеров из Поднебесной. Второй фактор – это один из лидеров автомобилестроения в мире,  в том числе по количеству инноваций, особенно в электротранспорте, а это будущее мирового автопрома.

Вообще, говоря о партнерстве, многие другие бренды, производимые в Казахстане, к сожалению, не готовы инвестировать в экономику нашей страны. Мы открываем наш рынок и еще и сами за это платим. Не хочу никого обидеть, но, к сожалению, это так. Если мы говорим о партнерстве – то должен быть партнер, который, как и мы вкладывает свои инвестиции в развитие рынка, производства паритетно, а не прикрывает словами «мы вас научим, мы вам покажем». По факту, это не инвестиции в страну, это подмена понятий, не настоящее партнерство, а просто фейк.

- С появлением крупного стратегического партнера, такого, как компания JAC, предприятие ждут какие-нибудь кадровые перестановки? В частности, в соцсетях появилось предположение, что работать на заводе будут китайские рабочие. Так ли это?

- Да, компанию, конечно, ждут определенные кадровые изменения, но я думаю, что это хорошо. В компанию добавятся новые профессионалы, инженеры, новые технологи, у которых есть практический опыт.

В целом кадровые изменения коснутся совета директоров, правления, дистрибуции, клиентского сервиса, и, конечно же, производства. Что касается конкретного вопроса о рабочих на конвейере, то этого не предполагается. У нас работают хорошие профессиональные люди, которые на протяжении 6 лет прошли много обучающих программ, у нас нет претензий к качеству произведенных автомобилей, поэтому рабочих перестановки не затронут.

- Как вы думаете, боятся ли другие исторические мировые бренды развития китайского автопрома?

- Конечно, боятся. Проведем аналогию на сотовых телефонах, компьютерах, другой техники. На сегодняшний день Китай является мировым лидером по производству гаджетов, компьютеров, техники народного потребления,  и она не вызывает у нас никаких нареканий по качеству. Китай – один из мировых лидеров в IT-технологиях и тд. Поэтому некоторые страны, включая наших некоторых соседей, применяют разные заградительные барьеры и ухищрения для того, чтобы не пустить китайский автопром на рынок. Потому что на сегодняшний день соотношение цена - качество явно в пользу автопрома из Поднебесной.

Но сдержать столь высокоразвитую автомобильную промышленность и запереть ее просто невозможно, поэтому в будущем нас будут ожидать интересные новости о покупках и поглощениях китайскими партнерами других возможно более известных для нас брендов, в том числе, и в Америке, и в Японии, и в Европе. Китайский автопром взял курс на экспорт, на развитие в партнерстве своих производств на территории других стран. Думаю, что это неизбежно: сильный поглощает слабого. Поэтому мы рады, что сегодня Казахстан идет в ногу именно с одним из самых сильных партнеров в мире автомобильной индустрии.  Надеемся, что мы, как и наш партнер, будем являться одними из лидеров на рынках ТС и СНГ.


1706 просмотров

Казахстанцы купили новые авто в 2018 году на 496,6 млрд тенге

Это на 35,8% превышает показатель 2017 года

Фото: Shutterstock

За 2018 год в Казахстане официальными дилерами было реализовано 57 919 автомобилей, что на 24,9% выше результата годичной давности. В 2018 году казахстанцы потратили на приобретение новых легковых автомобилей 496,6 млрд тенге ($1,4 млрд), что на 35,8% превышает показатель 2017 года, сообщает КазАвтоПром.

Сбыт по итогам декабря 2018 года (5 452 единицы) превзошел прошлогоднее значение на 16,5%. Объем рынка в стоимостном выражении по результатам месяца достиг 47,4 млрд тенге ($127,3 млн), превысив показатель годичной давности на 19,4%. 29 612 автомобилей (51,1%) из числа реализованных по итогам отчетного периода пришлось на импорт, 28 307 покупателей (48,9%) остановили выбор на продукции казахстанских автозаводов. 

Рейтинг наиболее востребованных казахстанцами брендов по результатам 2018 г. возглавляет Lada: на территории республики продано 13 413 автомобилей российской марки. Сбыт моделей Toyota составил 12 278 единиц. Третью позицию занял Hyundai с показателем 8 721 реализованных автомобилей. Пятерку лидеров замыкают KIA (2 862 ед.) и GAZ (2 650 ед.). В TOP-10 наиболее успешных марок вошли также Nissan (2 422 ед.), Renault (2 047 ед.), Ravon (1727 ед.), Volkswagen (1 539 ед.) и UAZ (1 502 ед.).

В рейтинге легковых моделей лидируют Toyota Camry (4 761 ед.), Lada 4x4 (3 468 ед.) и Lada Granta (3 428 ед.). Замыкают ТОP-5 моделей Lada Vesta (2 955 ед.) и Hyundai Tucson (2 697 ед.).

В первую двадцатку потребительских предпочтений вошли также Hyundai Accent (2083 ед.), Lada Largus (2 020 ед.), Hyundai Elantra (1 987 ед.), Toyota Land Cruiser Prado (1 905 ед.), Hyundai Creta (1 672 ед.), Toyota Rav4 (1 615 ед.), Toyota Corolla (1 379 ед.), Toyota Land Cruiser 200 (1 127 ед.), Volkswagen Polo (1 054 ед.), Ravon Nexia (1 041 ед.), Toyota Hilux (965 ед.), KIA Sportage (903 ед.), Renault Duster (899 ед.) Lada XRAY (856 ед.) и KIA Rio (752 ед.).

Статус крупнейшей дилерской группы на рынке Казахстана сохраняет за собой холдинг БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО. По итогам отчетного периода 31,5% всех покупателей новых легковых автомобилей (включая LCV) остановили выбор на предложениях этой группы. 22,8% рынка пришлось на сбыт КМК Astana Motors. В десятку наиболее заметных участников казахстанского авторетейла вошли также Вираж с долей 8%, Toyota City Алматы (5,3%), Allur Auto (2,5%), Mercur Auto (2,5%), Тойота Центр Жетысу (2,3%), Aster Auto (2%), Автомир (2%) и Тойота Центр Атырау (1,2%).

Основную активность в приобретении легковых автомобилей по результатам 2018 г. продемонстрировали жители городов Алматы (15 524 реализованных автомобиля), Астана (10 438 ед.), Атырау (4 285 ед.), Шымкент (3 775 ед.), Караганда (3 575 ед.), Костанай (3 514 ед.), Уральск (2 574 ед.), Усть-Каменогорск (2 412 ед.), Актау (2 328 ед.) и Актобе (2 144 ед.).

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Из Казахстана продолжает уезжать большое количество людей. Как Вы думаете, в чем главная причина?

Варианты

Цифра дня

Более 14 тысяч
ДТП
зарегистрировано в Казахстане за 2018 год, в них пострадало более 20,2 тысяч человек

Цитата дня

500 тысяч тенге на семью – это тот показатель, к которому должны стремиться все...

Даурен Абаев
Министр информации и коммуникаций РК

Спецпроекты

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций

Home Credit Bank

Home Credit Bank