Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


8996 просмотров

Андрей Лаврентьев о продаже СарыаркаАвтоПром китайцам: «Влияние на казахстанский рынок будет значительное»

Председатель совета директоров Allur Group ответил на вопросы о дальнейшей работе предприятия, планах, перспективах и возможных кадровых перестановках

Недавно состоялось подписание договора, в соответствии с которым транснациональная китайская госкомпания по импорту и экспорту автомобилей СМС (China National Machinery IMP. & EXP. CORP) стала акционером крупнейшего автопроизводителя Казахстана ТОО «СарыаркаАвтоПром». В интервью «Къ» председатель совета директоров Allur Group Андрей Лаврентьев ответил на вопросы о дальнейшей работе предприятия, планах, перспективах и возможных кадровых перестановках. 

- Соглашение о вхождении китайской компании в капитал и намерении приобрести 51% простых акций AllurGroup было подписано в апреле 2017 года. В ноябре того же года вы и СМС подписали инвестиционное соглашение.  То есть подготовительный этап занял более чем полтора года.  С чем это было связано?

- Прежде всего, у нас был непростой этап разделения сельскохозяйственного и автомобильного производства. Процедура разделения активов заняла достаточно много времени. Параллельно шел аудит компании. Но и это еще не все - большая часть времени ушла на изучение казахстанского законодательства, в части защиты инвесторов. 

- Ваша пресс-служба сообщала о том, что будет расширен портфель брендов. То есть помимо JAC САП будет выпускать автомобили и других китайских брендов? Каких?

- Насчет других брендов – эта работа еще впереди. Сейчас с уверенностью можем сказать, что мы будем продолжать локализировать модельную линейку бренда JAC. Со следующего года компания в рамках совместного развития со стратегическим партнером планирует приступить к производству среднеразмерного кроссовера JAC S7, пикапа Т6, седана J4, микроавтобуса Sunray. Также мы планируем продолжать развивать производство коммерческой техники, автобусов. И, конечно же, в совместные планы входит развитие производства электрического транспорта. 

- Понятно, что сотрудничество с крупным производителем повлияет не только на СарыаркаАвтоПром. Как сделка отразится на казахстанском автопроме в целом? Что это принесет потребителю, государству?

- Влияние на рынок будет значительное. Потребителю это принесет новые бренды, которые – и это самое главное - будут достаточно доступны по цене.  

Главная задача - углубить локализацию. Наша совместная компания нацелена на  большую работу как раз по локализации. А это именно то, что в Казахстане необходимо развивать. Собственно, кроме «СарыаркаАвтоПром» пока никто не подошел к вопросу локализации легковых автомобилей настолько серьезно. Пока никто даже не перешел на мелкоузловую сборку по легковым автомобилям. Мы это сделали и теперь будем целенаправленно продолжать эту работу. 

Почему это так важно? Чем выше локализация, тем больше используется местных материалов, рабочих, создаются новые предприятия, заводы и, соответственно, это и налоги, и рост благосостояния работников, задействованных в этом процессе. Это развитие целого комплекса, компаний, поставщиков, дополнительная кооперация в ЕАЭС. 

Давайте откровенно: автомобильные компании Китая сегодня являются самыми конкурентоспособными и самыми производительными в мире. Ни в одной стране не производят такого количества автомобилей. Китай - признанный мировой лидер в производстве автомашин, в особенности доступных автомобилей, и, конечно же, бесспорный лидер в производстве электромобилей и электробусов. Если мы сравним китайский автопром  с любым другим, мы поймем, что это одна из самых развитых отраслей экономики Китая. И тот факт, что лидеры мирового автомобилестроения выбрали именно Казахстан, а не другие страны, которые, возможно, имели больше опыта в производстве автомобилей, такие как Россия или Узбекистан - это большая победа.  Возможно, некоторые из нас не до конца осознают важность этого решения и события. Но крупные транснациональные государственные компании, такие как СМС и JAC, войдя на рынок Казахстана, не просто на рынок в качестве продавца, а именно в производство, и, взяв на себя серьезные обязательства на самом высшем уровне по углублению локализации, развитию производства, обучению персонала – тем самым сделали шаг в поддержку программы развития индустриализации нашей страны. Это значит, что Казахстан является надежным стратегическим партнером для развития индустрии, для того чтобы развивать такие сложные и капиталоемкие проекты, как автомобильная промышленность.  

- Кстати, о перспективах. Увеличение объема производства до 100 тысяч единиц предполагает выход продукции на экспорт. В приоритете российский рынок или же рынок ТС в целом?

- Конечно, предполагает. Более 30% продукции  будет поставлено на экспорт. Рассматриваются все рынки ТС и стран СНГ.  

- В связи с увеличением объемов производства планируется ли запуск сопутствующего производства (производства компонентов и т.п.)? Если планируется, то в какие сроки?

- У производителей есть четкие обязательства по локализации, по условиям которых до 2020 года мы должны довести локализацию до 50%.  

Очень важно понимать, что это не частная сделка. Все переговоры шли с участием правительств двух стран. Как вы знаете, в компании есть государственная доля участия АО «Банк Развития Казахстана», и Baiterek Venture Fund и СМС, входящая в холдинг Genertek, является государственной компанией, и компания JAC является государственной компанией, поэтому в переговорах принимали участие и государственные органы Китая. Поэтому, конечно, будут появляться новые производства. Уже определены модели для локализации, это и легковые автомобили, и коммерческая техника, и автобусы.  

- Планируется ли в будущем переход с мелкого узла на полный цикл? Вообще насколько это реально?

- На заводах полного цикла все начинается с руды, вначале ее добывают, из руды получают металл, потом лист штампуют. То есть все делают на заводе, как и сказал, включая литейное производство. Такое в мире сейчас крайне редко практикуется, так как стоит вопрос рентабельности и экономики таких крупных предприятий.  Таких заводов остались единицы. Когда говорят о заводе полного цикла, надо понимать, что имеется в виду, если под полным циклом в упрощённом смысле подразумевается производство автомобильных компонентов, то  да -  мы нацелены это делать.

На первое время нам нужно достигнуть 50% локализации. Это будет предприятие, которое локализирует запасные части, желательно из наших материалов.

- Вы работали с разными иностранными брендами. Почему Ваш выбор пал на партнера из Поднебесной?

- Давайте немного истории. У нас уже есть опыт работы с другими иностранными брендами из Японии, Европы, Кореи. Мы проводили неоднократные переговоры с крупными компаниями. Я не хочу называть бренды, люди, которые знакомы с нашим предприятием, поймут, о ком мы говорим. Все эти компании нам сказали: купите оборудование, оплатите лицензию на производство (роялти), профинансируйте обучение специалистов. А сами при этом не вкладывают каких-либо существенных инвестиций. Этот же путь относительно недавно прошел и Китай. Но такое партнерство несет в себе большие скрытые риски: если твой производственный партнер не вкладывает инвестиции в развитие производства в Казахстане, то он ничем не рискует. И может бросить проект в любой момент. Тем более такой партнер совсем не заинтересован в развитии локализации и передаче технологий. У нашей компании, к сожалению, был печальный опыт работы с такими «партнерами». Да, мы у них многому научились, подняли квалификацию, но поняли, что это не наш путь. Они хотят создать предприятия на основе «ты плати, ты делай, ты  отвечай». Наши действующие партнеры – консорциум СМС и JAC - совсем другое. Они - отнюдь, вкладывают свои инвестиции в развитие производства и продвижении моделей.

Это первый фактор, почему мы выбрали партнеров из Поднебесной. Второй фактор – это один из лидеров автомобилестроения в мире,  в том числе по количеству инноваций, особенно в электротранспорте, а это будущее мирового автопрома.

Вообще, говоря о партнерстве, многие другие бренды, производимые в Казахстане, к сожалению, не готовы инвестировать в экономику нашей страны. Мы открываем наш рынок и еще и сами за это платим. Не хочу никого обидеть, но, к сожалению, это так. Если мы говорим о партнерстве – то должен быть партнер, который, как и мы вкладывает свои инвестиции в развитие рынка, производства паритетно, а не прикрывает словами «мы вас научим, мы вам покажем». По факту, это не инвестиции в страну, это подмена понятий, не настоящее партнерство, а просто фейк.

- С появлением крупного стратегического партнера, такого, как компания JAC, предприятие ждут какие-нибудь кадровые перестановки? В частности, в соцсетях появилось предположение, что работать на заводе будут китайские рабочие. Так ли это?

- Да, компанию, конечно, ждут определенные кадровые изменения, но я думаю, что это хорошо. В компанию добавятся новые профессионалы, инженеры, новые технологи, у которых есть практический опыт.

В целом кадровые изменения коснутся совета директоров, правления, дистрибуции, клиентского сервиса, и, конечно же, производства. Что касается конкретного вопроса о рабочих на конвейере, то этого не предполагается. У нас работают хорошие профессиональные люди, которые на протяжении 6 лет прошли много обучающих программ, у нас нет претензий к качеству произведенных автомобилей, поэтому рабочих перестановки не затронут.

- Как вы думаете, боятся ли другие исторические мировые бренды развития китайского автопрома?

- Конечно, боятся. Проведем аналогию на сотовых телефонах, компьютерах, другой техники. На сегодняшний день Китай является мировым лидером по производству гаджетов, компьютеров, техники народного потребления,  и она не вызывает у нас никаких нареканий по качеству. Китай – один из мировых лидеров в IT-технологиях и тд. Поэтому некоторые страны, включая наших некоторых соседей, применяют разные заградительные барьеры и ухищрения для того, чтобы не пустить китайский автопром на рынок. Потому что на сегодняшний день соотношение цена - качество явно в пользу автопрома из Поднебесной.

Но сдержать столь высокоразвитую автомобильную промышленность и запереть ее просто невозможно, поэтому в будущем нас будут ожидать интересные новости о покупках и поглощениях китайскими партнерами других возможно более известных для нас брендов, в том числе, и в Америке, и в Японии, и в Европе. Китайский автопром взял курс на экспорт, на развитие в партнерстве своих производств на территории других стран. Думаю, что это неизбежно: сильный поглощает слабого. Поэтому мы рады, что сегодня Казахстан идет в ногу именно с одним из самых сильных партнеров в мире автомобильной индустрии.  Надеемся, что мы, как и наш партнер, будем являться одними из лидеров на рынках ТС и СНГ.


14829 просмотров

Почему водители не хотят ставить на учет авто с иностранными номерами

Зачастую неподходящие по стандарту авто не регистрируются намеренно

Фото: Caddy Man

В нашей стране планируется ввести регистрацию машин из стран ЕАЭС. В МВД реформу объясняют тем, что иностранных номеров нет в отечественных базах данных, что позволяет нарушителям правил дорожного движения избегать ответственности. Североказахстанские водители таких авто рассказали «Курсиву», по какой причине на самом деле они до сих пор не зарегистрировали транспорт.

Впереди неизвестность

У жителя Петропавловска Анд­рея есть «тойота» 1998 года выпуска. Машину он два года назад пригнал из Челябинска. Хотел сразу поставить автомобиль на учет, но передумал. Говорит, этот процесс обходится дорого.

«Узнал предварительно весь процесс и решил, что мне проще ездить периодически в Россию и продлевать страховку. Тем более что я не один такой», – отметил в беседе с корреспондентом «Курсива» автовладелец.

Машин с иностранными номерами на дорогах административного центра СКО действительно много. Ввиду расположения региона чаще всего встречаются с российскими номерами. Новость о возможной регистрации таких авто Андрей воспринял с тревогой, поскольку пока механизм оформления неизвестен и непонятно чего ждать от законодателей в реальности.

«Я стараюсь ездить аккуратно, за себя могу поручиться, что нарушений правил дорожного движения у меня нет. Но нас всех теперь выставляют как злостных нарушителей. Если система оформления будет лояльной и не обернется бешеными затратами, то я, конечно, не против. Но если процедура обойдется мне дороже, чем машина, то мне проще будет избавиться от автомобиля», – резюмировал горожанин.

Еще один водитель авто с номерами Армении заявил, что на регистрацию машины он не идет намеренно. Говорит, что часто ездит из одной страны в другую и больше времени проводит все же на родине. «Невидимость» транспорта для казахстанских баз данных проблемой не считает, отмечая, что ПДД не нарушает. Если все же такое случится, то готов отвечать на общих основаниях, как это и подразумевает сегодня закон.

На вопрос, почему казахстанские дороги заполонили машины с иностранными номерами, автолюбители отвечают сразу и прямо: за рубежом покупка транспорта обходится куда дешевле, чем в Казахстане. К примеру, в Армении европейское авто в хорошем состоянии можно купить почти вдвое дешевле, нежели в нашей стране. Машины в России зачастую также стоят меньше, чем в РК.

Уравнять необходимо

В рамках действующего законодательства для ввозимых в РК из-за рубежа машин главными требованиями являются соответствие стандарту Евро-4 и расположение руля слева. Для постановки машин на учет необходимо уплатить утилизационный сбор, а также сбор за первичную регистрацию. Это делает ввоз авто в Казахстан достаточно затратным.

В разговоре с корреспондентом «Курсива» автовладельцы предположили, что за заявлением министра внутренних дел Ерлана Тургумбаева о необходимости упорядочить процесс скрывается намерение пополнить бюджет. Утверждение о невозможности привлекать владельцев машин с иностранными номерами к ответственности за нарушение правил дорожного движения они считают неубедительным.

«Для того чтобы уравнять владельцев авто, нужно зарегистрировать машины с иностранными номерами. Чтобы они хотя бы были включены в базу и при ПДД несли ответственность. Даже если не регистрировать, то важно саму систему довести до ума», – выразил свою точку зрения петропавловский юрист Алексей Тетерин, специализирующийся на помощи автолюбителям.

Эксперт отмечает, что часто автовладельцы пригоняют старые машины, которые не соответствуют принятым в нашей стране стандартам, а это значит, что на отказ от постановки транспортного средства на казахстанский учет они идут сознательно.

«Держат машину на учете другой страны и просто в определенные периоды ездят туда, чтобы продлить страховку. Раз в три месяца, раз в полгода, год. По сути, это единственное неудобство такой системы», – рассказал Алексей Тетерин.

Между тем в департаменте полиции ответить на вопрос, сколько машин с иностранными номерами сегодня находится в регионе, не могут. Учет никем не производился.

Напомним, о необходимости включения таких авто в казахстанские базы данных в Министерстве внутренних дел заговорили минувшим летом. Глава МВД неоднократно пояснял, какие причины толкают на такую реформу.

«Дело в том, что в рамках ЕАЭС у нас нет границ, и транспортные средства свободно передвигаются. Есть другая проблема, что нами еще не интегрирована система с министерствами стран СНГ, и практически тех водителей, которые нарушают правила на иностранных машинах, мы фиксируем, но в то же время у нас нет их данных», – больше недели назад заявил в кулуарах правительства Ерлан Тургумбаев.

Ранее «Курсив» уже рассказывал со ссылкой на управление государственной автомобильной инспекции, что в 2018 году в Казахстане на машины с иностранными номерами пришлось больше 1 тыс. ДТП, было допущено свыше 120 тыс. нарушений правил дорожного движения. Основным стало превышение скоростного режима.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

b2-uchet_kursiv.png

Цифра дня

1,6 млрд
тенге
задолжали казахстанские работодатели своим работникам

Цитата дня

Порой некоторые лозунги и призывы выглядят крайне привлекательными, но их авторы не несут ответственности перед страной. Реформы ради реформ - это верный путь к кризису и потери управляемости государством. Уверен, никто из нас этого не желает. Развитие должно быть последовательным, поступательным, без забегания вперед, но и без отставания.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций