Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


3252 просмотра

Спасение или дополнительные расходы? Нужна ли система ЭВАК автолюбителям

Система экстренных вызовов – вещь нужная, однако казахстанские автолюбители полагают, что это очередная возможность «потратить бюджетные деньги» и «залезть в карманы автолюбителей»

Фото: shutterstock.com

Система экстренных вызовов при авариях и катастрофах ЭВАК начнет свою работу 1 января 2019 года. «Къ» решил разобраться в вопросах законодательных норм, зачем эта система нужна и как работает, а также во сколько обойдется автолюбителям. Для этого мы обратились к заместителю директора Института космической техники и технологий Денису Еремину.

С 1 января 2017 года на территории РК действуют требования Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», в соответствии с которыми каждый автомобиль, ввозимый из-за рубежа, а также произведенный на территории республики, в обязательном порядке должен быть оснащен «тревожной кнопкой». Более того, установленная на заводе-изготовителе кнопка SOS должна работать. В противном случае это расценивается как административное нарушение, согласно ст. 590 «Кодекса РК об административных правонарушениях» (Управление ТС, не отвечающими требованиям технических регламентов) и на водителя будет наложен штраф в размере 5 МРП.

В принципе, подобные системы экстренного реагирования – вещь нужная. При любой нештатной ситуации (пожаре, внезапном приступе болезни, нападении) у водителя или пассажира есть возможность с помощью тревожной кнопки вызвать экстренную службу. Система обеспечит максимальную скорость реагирования экстренных служб.

Оператор фильтрующего контакт-центра при поступлении вызова с устройства в течение 20 секунд получает точные данные о местонахождении, марке автомобиля, типе топлива и другую информацию, необходимую для оказания помощи. Время приезда неотложной помощи на место ЧС при работе ЭВАК сокращается на 30%.

Почему это так важно? В медицине есть понятие «золотого часа»: если в течение первого часа раненому оказать полноценную медицинскую помощь, то выживает 90%. Если помощь оказывается через два часа, выживет 10%. Так что да, работающая кнопка SOS – это спасенные жизни.

Однако пока такой, казалось бы, важный и нужный проект не встретил понимания со стороны казахстанских автолюбителей. Судя по высказываниям в соцсетях, многие пользователи отнюдь не уверены, что система принесет реальную пользу. Зато многие полагают, что это очередная возможность «потратить бюджетные деньги» и «залезть в карманы автолюбителей».

Причина этого недоверия кроется отчасти в том, что казахстанцы, во-первых, не очень верят в быструю реакцию собственно спецслужб, поскольку порой дозвониться до скорой или полиции крайне сложно. И изменит ли эту ситуацию система ЭВАК – не известно. Правда, здесь вопрос не к самой системе, а к упомянутым ведомствам. А во-вторых, до сих пор «тревожные кнопки» в Казахстане были (да и остаются) не более чем бутафорией. А поскольку они не работают, согласитесь, сложно оценить их полезность.

Однако, как нам сообщили в Институте космической техники и технологий, курирующем проект, система начнет работать уже через несколько месяцев – 1 января 2019 года.

Поэтому мы решили задать ряд вопросов о том, что такое система ЭВАК, как она работает и во сколько в конечном итоге обойдется казахстанским автолюбителям, заместителю директора Института космической техники и технологий Денису Еремину.

Как это работает

ЭВАК – это казахстанская национальная система экстренных вызовов при авариях и катастрофах. Система функционирует с использованием сигналов и данных навигационных спутниковых систем GPS и ГЛОНАСС. Работает она в двух режимах: ручном и автоматическом. В автоматическом режиме система срабатывает в момент аварии, если удар был очень сильным.

В ручном режиме связь с оператором центра осуществляется при нажатии кнопки SOS, установленной в автомобиле. Сообщение о ДТП с координатами местонахождения транспортного средства и данными об автомобиле передается в фильтрующий контакт-центр ЭВАК. Оператор контакт-центра имеет возможность общаться с пострадавшими при помощи акустического блока, который установлен в автомобиле, и выяснить вопросы, которые помогут при оказании помощи.

При этом, как нам объяснил г-н Еремин, в случае, если сигнал о помощи поступил в автоматическом режиме и на вопросы оператора никто не ответил, данные о происшествии поступают в службу скорой помощи, которая моментально направляется на место происшествия.

Система ЭВАК функционирует на всей территории, покрытой сетями сотовых операторов. Разумеется, если связи с сотовыми операторами нет вообще, то сигнал не сможет попасть к оператору. Однако, по словам Дениса Еремина, зона покрытия автомобильных дорог Республики Казахстан сетями сотовых операторов составляет более 95%. А МИК РК дало им поручение расширить зону действия сотовых сетей на автомобильных дорогах.

В отличие от мобильных телефонов, ЭВАК работает со всеми сотовыми операторами. Для передачи информации о чрезвычайной ситуации устройство автоматически выбирает сеть с наиболее высоким уровнем сигнала в данной местности. Передаваемому в оперативные службы спасения трафику ЭВАК присваивается приоритетный статус, что позволяет доставить пакет данных с места ЧС даже в условиях значительной перегрузки сетей передачи данных сотового оператора. В случае, если сеть загружена большим количеством телефонных звонков, то для передачи информации телефонные звонки других абонентов могут отключаться. Такая мера позволяет гарантированно доставить сигнал бедствия до оператора системы ЭВАК.

Кроме того, благодаря системе ЭВАК проводится мониторинг дорожно-транспортных происшествий на трассах республиканского значения. Это позволяет контролировать дорожную ситуацию на автомобильных дорогах и создавать благоприятные условия для снижения смертности в результате ДТП за пределами населенных пунктов.

Репрессии для шутников

Разумеется, с момента запуска системы операторам контакт-центра не один раз придется столкнуться с «ложными вызовами» – кто-то нажмет на SOS-кнопку случайно, кто-то – чтобы проверить, а как это работает и работает ли вообще. «Мы знаем, что в первое время будет очень много любопытных. Операторы будут предупреждать таких абонентов не совершать в дальнейшем подобные звонки. В законодательстве наказание за ложную тревогу не прописано. Но все ложные звонки будут фиксироваться у оператора. В случае частых ложных звонков к такому абоненту будут относиться с недоверием», – отметил Денис Еремин.

Цена вопроса

В связи с тем, что, как уже писалось выше, неработающая кнопка SOS с начала следующего года станет поводом для штрафа, владельцам таких автомобилей следует озаботиться тем, чтобы пройти регистрацию в системе ЭВАК. Если речь идет о новых автомобилях, то ее осуществляют автопроизводители или автоимпортеры. Если устройство установлено в установочном центре, то этот центр и проводит регистрацию в системе. В случае, если устройство установлено, но не зарегистрировано, то владельцу автомобиля необходимо обратиться в аттестованный установочный центр. Специалисты центра проверят правильность установки и подключения системы. Регистрация устройств в системе ЭВАК с SIM картами ЭРА-ГЛОНАСС (Россия) до 1 января будет бесплатна, а вот после ее цена составит 25 840 тенге. Если в устройстве установлена SIM-карта ЭВАК, то регистрация бесплатна.

Но это все касается автомобилей, которые проходят первичную регистрацию в РК. В новые машины эта система устанавливается на заводе. Для автомобилей, которые уже эксплуатируются в Казахстане и не оснащены устройством вызова экстренных служб, система ЭВАК не является обязательной. Но в целях собственной безопасности и оказания помощи при любой чрезвычайной ситуации (ДТП, замерзание двигателя, снежного заноса или другой ЧС) на дорогах установить систему ЭВАК можно самостоятельно. Для этого надо обратиться в один из аттестованных установочных центров. Их списки в ближайшее время будут размещены на сайте ЭВАК. Стоить подобное удовольствие будет от $350. И здесь каждый должен для себя решить сам, насколько ему важна безопасность на дорогах.

Собственно на установке и регистрации обязательные расходы заканчиваются. Абонентской платы за пользование ЭВАКом не предусмотрено. «В настоящее время система будет работать только в стандартном режиме – передача сигнала о ДТП оператору ЭВАК. В дальнейшем будут расширяться возможности терминала. Дополнительные возможности уже будут на платной основе», – отметил Денис Еремин.


1 просмотр

Lada Xray Cross: экспансия с «автоматом» на перевес

Новый российский компактный кроссовер уже на пути в Казахстан

До конца года российский «АвтоВАЗ» представит на казахстанском рынке свой первый автомобиль с бесступенчатой автоматической коробкой передач – Lada Xray Cross АТ. Собирать новинку будут (помимо площадки в Тольятти) на усть-каменогорском предприятии «АзияАвто». Мы съездили в Калининградскую область России посмотреть, что из себя представляет автомобиль, с которым компания связывает большие надежды на рост продаж не только в республике, но и во всем Центрально-Азиатском регионе.  

По данным Ассоциации казахстанского автобизнеса, за восемь месяцев этого года в Казахстане продано 25,6 тыс. автомобилей, собранных на местных предприятиях. Почти 10 тыс. из них – линейка Lada. По сравнению с прошлым годом производители продукции под брендом Волжского автозавода нарастили объёмы продаж на 43%. Самые популярные модели –  Lada Granta и Vesta. 

В целом же на долю компании из Тольятти (вместе с локальным производством) приходится почти четверть всех продаж легковых авто в Казахстане. А в самом популярном В-сегменте россияне удерживают почти 70% рынка. 

Компактный городской кроссовер Lada Xray в этом объеме пока занимает незначительную долю в 4%. Производители возлагают большие надежды на ее «кроссовую» версию с бесступенчатым вариатором. Это первый подобный автомобиль семейства Lada. 

Два в одном – вариатор и классический автомат 

Калининградская область – самый западный регион России. Почему для тест-драйва Lada Xray Cross AT выбрали его, становится понятно на второй день, когда позади остаются несколько сотен «накрученных» на одометре километров. Здесь и узкие улицы небольших городов бывшей Восточной Пруссии, кое-где даже сохранилась немецкая брусчатка, проспекты региональной столицы, отличная сесть автобанов и песчаные дюны – хороший набора для испытания. 

IMG_7025.jpg

Приставка AT («Автомат») в названии новинки все же больше маркетинговый ход, и в компании этого не скрывают. Скорее это вариатор с гидротрансформатором и планетарным редуктором. Японская трансмиссия Jatco CVT-7 на кроссовом Xray такая же, как на Nissan Qashqai и Renault Kaptur. Благодаря бесступенчатой конфигурации переключение «передач» почти не ощущается. 

Картинки в статью_Монтажная область 1.jpg

В паре с японской коробкой «работает» французский 1.6-литровый двигатель Renault H4M мощностью 113 л.с. и 152 Нм крутящего момента (ставится на Renault Kaptur). 

Вариатор на трассе – это плавный набор скорости без характерных для классического автомата рывков и задержек. Но вот динамики немного не хватает – сказывается все же небольшая мощность двигателя. Автомобиль почти равнодушен к «кик-дауну» – на обгонах это особенно стоит учитывать. Ситуацию меняет перевод коробки в ручной режим с шестью виртуальными передачами. На пониженных чувствительность к педали газа повышается, движение становится бодрей. Автомобиль явно не для гонок (разгон до сотни за 13 секунд, максимальная скорость в 162 км/ч), но он для этого и не строился инженерами «АвтоВАЗа». Кстати, за два дня испытаний бортовой компьютер показывал средний расход в 8 литров. Неплохо. 

Что еще

Новая коробка, по сути, – ключевое отличие от вышедшего в еще прошлом на рынок кроссового Xray на ручке. Но не единственное. Дорожный просвет остался прежним – 215 мм. Для загородных не экстремальных поездок вполне подойдет. 

IMG_7744.jpgКонструкция и настройка подвески остались прежними. По сравнению с «классическим» Xray изменённая геометрия передней подвески улучшила управляемость и устойчивость кроссовой версии автомобиля на дороге. Машину не уводит в сторону даже на высоких скоростях. Новые пружины и амортизаторы хорошо проглатывают небольшие неровности – ухабы и брусчатку. Они же, благодаря измененной конструкции рулевого механизма, не ощущаются на руле. В этом смысле разницы в движении по гладкому асфальту или каменной мостовой почти нет – руки не чувствуют никакой вибрации. 

Руль очень отзывчивый, как на трассе, так и в городе.  

Внесены небольшие изменения в шумоизоляцию. Днище проклеено специальным материалом. Так что привычная барабанная дробь от мелких камней на гравийке осталась в прошлом.  

Картинки в статью_Монтажная область 1 копия 2 (1)_0.jpgВ базе Lada Xray Cross AT теперь оснащается 17-дюймовыми легкосплавными дисками. Также появились новые удобные передние сиденья. Сам салон полностью трансформируется – можно перевозить довольно габаритные грузы. 

Картинки в статью_Монтажная область 1 копия.jpgЕще одна важная «фишка» нового кросса – обновленная мультимедийная система с поддержкой Apple CarPlay и Android Auto. Голосовое управление ею, включаемое на руле, позволяет управлять навигатором, музыкой, разговаривать по телефону, читать сообщения в WhatsApp и т.д. Очень удобно, особенно в плотном городском потоке.   

Лада.jpg

В целом у «волжан» получился вполне достойный современный городской компактный кроссовер для повседневной езды. Удобный, комфортный – можно и на природу, и на дачу. 

Когда ждать  

На рынке Казахстана Lada Xray Cross AT ожидается в четвёртом квартале этого года. Собираться автомобили будут на заводе «АзияАвто» в Усть-Каменогорске. Окончательный прайс-лист пока не опубликован. В России цены за минимальную комплектацию стартуют от 744 тыс. рублей (примерно 4,5 млн тенге). 

В «базе» кросс АТ получил фронтальные подушки безопасности водителя и пассажира, сигнализацию, ABS, EBD, систему экстренного оповещения, дневные ходовые огни, компьютер (подробнее о вариантах комплектации) и т.д.  

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций