Китайский автопром: время доверять пришло?

Опубликовано
Еще десять лет назад китайские автомобили никто не воспринимал всерьез. За последние годы ситуация несколько изменилась. Сейчас Китай занимает первое место в мире по автопроизводству. Тем не менее, бороться со стереотипами сложно. «Къ» решил разобраться, как в настоящий момент обстоят дела с автомобилями made in China

Еще десять лет назад китайские автомобили никто не воспринимал всерьез. За последние годы ситуация несколько изменилась. Сейчас Китай занимает первое место в мире по автопроизводству. Тем не менее, бороться со стереотипами сложно. «Къ» решил разобраться, как в настоящий момент обстоят дела с автомобилями made in China.

Тема китайских автомобилей сейчас актуальна для казахстанских потребителей, прежде всего потому, что в прошлом году китайский инвестор China National Vehicles Import & Export Corporation выразил намерение приобрести 51% акций автопроизводителя АО «ГК «Аллюр». По условиям контракта компания из Поднебесной будет осуществлять финансирование китайских проектов на костанайском заводе. Таким образом, планируется расширение линейки китайских автобрендов на казахстанском рынке.

Немного истории

Пару десятков лет назад словосочетание «сделано в Китае» или «made in China» стало стойко ассоциироваться с дешевизной, низким качеством и небольшим сроком службы. Однако потом мы начали путешествовать и выяснили, что, к примеру, одежда «made in China» может быть очень даже качественной. Хотя бы потому, что именно в Китае размещено производство огромного количества всемирно известных брендов.

Почему-то некоторые забывают о том, что четыре великих изобретения— компас, порох, бумага и книгопечатание с помощью наборного шрифта в свое время изменили историю мира, а появились они именно в Китае. Открытиями нашего времени сегодня поистине можно считать высокоскоростную железную дорогу, интернет-шоппинг, китайскую систему электронных платежей Алипэй (Alipay), велошеринг, электромобили. Пусть эти изобретения появились сначала не в Китае. Однако китайцы, благодаря своей мудрости, превратили их в яркие визитки своей страны. Высокоскоростная железная дорога начала лидировать в системе рельсового транспорта Китая во втором десятилетии 21-го века. К настоящему времени Китай уже стал крупнейшим в мире рынком розничной электронной торговли, и стоит добавить, что число интернет-пользователей в стране составляет более 700 млн. человек.

Данные показывают, что всего за первые семь минут работы торговой платформы Тяньмао при компании Алибаба— одного из дней огромных скидок в Китае, заключаются сделки на сумму свыше 100 млн. юаней (1 долл США — 6,7 юаня). А на интернет-площадке «Цзиндун» (JD) объем сделок за первые 15 часов превышают 100 млрд. юаней.

Кстати говоря, в прошлом году китайская торговая площадка Alibaba впервые обогнала своего главного конкурента американскую площадку Amazon, став самым крупным торговым ресурсом в сети.

Разработанные в Китае мобильные приложения вышли за пределы страны, и активно используются в ряде стран, расположенных вдоль «Пояса и пути». Уже есть индийская версия Алипэя, таиландская версия Алибабы, филиппинская версия Вичата (WeChat), а также индонезийская версия такси Диди.

Еще лет десять назад мобильные телефоны из Поднебесной вызывали презрительные ухмылки. В принципе, понятно почему: за внешностью популярных брендов пряталась невзрачная начинка с маловразумительными функциями. А что сегодня? Китайский Huawei успешно конкурирует на рынке с Samsung (к слову, этот бренд не так давно тоже не вызывал никакого доверия) и iPhone. Всего несколько лет назад китайская компания Lenovo впервые стала безоговорочным лидером на мировом рынке персональных компьютеров.

Аналогию можно провести и с автомобильной промышленностью. На минуточку, Китай обладает самым большим внутренним рынком в мире, на котором в прошлом году было произведено и продано порядка 30 млн автомобилей. Второе место в мире занимает США с объемом производства 11,2 млн. Здесь же, в Поднебесной, самый высокий уровень автоматизации. Только в прошлом году в Китае было продано 90 тыс. промышленных роботов. Это сравнимо с совокупным объемом, реализованным в Европе, США и Канаде. В 2019 году Китай намерен произвести и продать 160 тыс. промышленных роботов, что превысит мировой выпуск и ритейл. Это свидетельствует о том, что китайцы нацелены на качество, на автоматизацию труда, а это, соответственно, увеличение производительности, улучшение качества продукции, применение новых технологий.

С этим не поспоришь. Китай нацелен на создание высоких технологий и практичных инноваций. Сегодня он уверенно подтверждает статус лидера по созданию новых технологий. И это признают мировые автомобильные концерны, которые стремятся к кооперации и сотрудничеству с китайскими компаниями. Совсем недавно немецкий автопроизводитель Daimler вместе со своим китайским партнером BAIC инвестировал 11,9 млрд юаней ($1,9 млрд) в строительство нового завода в Китае. Завод будет производить автомобили Mercedes-Benz, в том числе электромобили. Ранее о своих инвестициях в производство электромобилей в Китае объявляли многие другие автопроизводители. В ноябре прошлого года Volkswagen объявил об инвестициях в размере $12 млрд, в начале февраля Nissan сообщил, что инвестирует в производство электромобилей в Китае $9,5 млрд. В ноябре также стало известно о намерении Daimler инвестировать в производство электромобилей в Китае $755 млн.

По сути, КНР повторяет сценарий Японии и Кореи на американском рынке 60-х годов. Причем первоначально производители авто в Китае делали ставку исключительно на недорогие машины, принося в жертву качество материалов и сборки своих машин. Если поначалу подобная стратегия приносила нужные дивиденды, то уже в девяностых годах прошлого века требования покупателей начали меняться. В результате показатели продаж стали падать и местным производителям пришлось кардинальным образом пересмотреть приоритеты.

На сегодняшний день в стране насчитывается около десятка крупных производителей автомобилей. Причем сегодня они выпускают не только копии знаменитых моделей, но и предлагают покупателям исключительно собственные разработки. Более того, китайские компании усиленно наращивают свое присутствие в мировой автомобильной промышленности, приобретая доли европейских автозаводов. Так, в 2014 году китайский Dongfeng приобрел 14% акций французского PSA Peugeot Citroen; в 2017 году китайский Geely приобрел 51% акций британского Lotus, а также китайский Dongfeng через PSA приобрел 100% акций немецкого Opel; китайский GSR Capital приобрел 100% акций производителя электрических батарей Automotive Energy Supply, входящего в концерн японского Nissan; с 2017-го по настоящее время китайский Great Wall ведет переговоры по приобретению 100% акций JEEP (входящего в состав концерна Fiat-Chrysler); в 2018 году китайский Geely приобрел 10% акций немецкого Daimler. Судя по динамике, стремительная экспансия китайских авто продолжится. Поживем – увидим.

В Казахстане первые китайские машины были зарегистрированы в 1998 году – грузовики YUEJIN и PUYUAN. Активно сегмент китайских коммерческих автомобилей стал развиваться с 2004 года, когда буквально за год количество поставленных на учет машин выросло в четыре раза (с 39 в 2004 году до 144 в 2005-м). В общей структуре рынка доля китайских авто небольшая, однако имеет тенденцию к росту.

Рост покупательского интереса связан, во-первых, с их относительной доступностью по сравнению с продукцией других зарубежных производителей, что в жестких экономических условиях является определяющим фактором. Причем, в первую очередь, речь идет о китайских авто казахстанской сборки, на которые распространяется льготное автокредитование. На сегодняшний день в Казахстане производятся несколько китайских брендов легковой и коммерческой техники: JAC, Ankai, Foton, Shacman, FAW. Jac входит в десятку самых продаваемых новых легковых автомобилей Казахстана. Во-вторых, налицо заметное улучшение технических и дизайнерских характеристик, что прежде было основным видовым дефектом китайского автопрома.

Мнение пользователей

Впрочем, это все лирика. Для рядовых автолюбителей, выбирающих автомобиль эконом-сегмента, в первую очередь важна доступная цена, надежность, недорогое обслуживание, необходимый уровень комфорта и дизайн. А у казахстанских и российских покупателей еще довольно сильно предубеждение против китайских авто. Однако с уверенностью судить о качестве продукции может в первую очередь тот, кто продукцией этой пользуется.

Итак, если проанализировать высказывания пользователей всевозможных интернет-форумов, посвященных «китайцам», то можно выделить ряд плюсов и минусов.

В числе минусов основное количество пользователей отмечает непрестижность автомобилей китайского производства, их низкую ликвидность на вторичном рынке, отсутствие опыта длительной эксплуатации и резкий запах некачественного пластика.

Что касается первых трех пунктов, то они очень тесно взаимосвязаны, и расставить точки над «i» в этом случае может только время. Лояльность к бренду нарабатывается годами. К слову, еще лет десять назад автомобили корейского производства так же не вызывали никакого доверия. Сейчас те же Kia и Hyundai пользуются неизменной популярностью в своем сегменте.

Что касается претензий к запаху пластика, то они более не актуальны. По той простой причине, что автопроизводители решили проблему. Жалобы на токсичный запах дешевого пластика в китайских автомобилях – дело прошлого и связаны в первую очередь с автомобилями выпуска до 2005 года, когда развитие автомобильной индустрии Китая носило хаотический и практически бесконтрольный характер. С 2006 года началось усиление национальной системы стандартизации, которое достигло своего расцвета к 2015 году. Вопросы ужесточения контроля над использованием токсичных компонентов при производстве пластиковых изделий (не только автомобильного, но и бытового назначения) сегодня поднимаются в Китае особенно активно, вплоть до введения жестких нормативных актов в 2016 году.

На ранних стадиях автомобильного производства повсеместно и активно применялись более дешевые АБС (акрило-нитрил-бутадиен-стирол) и полипропилен. В последнее время их доля в объеме производства пластика для автомобильной промышленности в Китае снизилась до 17% – вместо них все чаще используется полиамид (43% объема производства).

Значительную роль в создании специфичного запаха в салоне дешевых китайских автомобилей играли также применяемые до 2015 года клеи и герметики.

С ростом объемов производства и ужесточением требований к качеству и экологичности китайские компании стали покупать европейские и американские технологии и даже целые компании – в 2015 году крупнейший китайский производитель пластика для автомобильной промышленности Shanghai Pret поглотил американскую компанию Wellman Plastics. Аналогично, компания China XD – другой лидер производства пластика из Китая – открыла производство в Дубае, компания Kingfa приобрела индийского производителя пластика, а китайская Hydro S&S открыла заводы в Европе и США. Развитие экспорта китайских автомобилей диктует более жесткие, мировые требования к качеству автомобилей, в том числе к качеству пластика, что положительно сказывается на качестве автомобилей и их компонентов и на внутреннем рынке Китая.

Что касается плюсов, то в первую очередь пользователи называют, конечно же, доступную стоимость. Фраза «лучше новый «китаец», чем подержанный «немец/японец/кореец» встречается на форумах достаточно часто. При этом многие отмечают еще и более богатое техническое оснащение.

Еще одним плюсом владельцы китайских авто считают недорогое обслуживание, низкую стоимость запчастей, а также их наличие, проверенные агрегаты и узлы. Даже сегодня, когда автопроизводители из этой страны самостоятельно занимаются разработкой своих новых моделей, они все также используют по лицензии хорошо себя зарекомендовавшие за годы эксплуатации двигатели и коробки передач от ведущих мировых автопроизводителей.

Разумеется, выбор автомобиля – дело индивидуальное. Однако если отбросить стереотипы и предрассудки, то китайские автомобили уже заняли достойное место на рынке. Как написал один из пользователей, «ничего на месте не стоит, а 29 млн машин в год – это вам не шутки. Смотрите, с одеждой и обувью уже никаких проблем, с электроникой – так же. Теперь и китайские автомобили выстреливают, с их то работоспособностью». И с этим высказыванием не поспоришь. Сегодня китайская продукция соответствует высочайшим показателям качества за счет автоматизации труда, новых технологий, IT-центров и огромной государственной поддержки, чем могут похвастать не все зарубежные автоконцерны.

Читайте также