За 2017 год казахстанцы купили лишь 36 электромобилей

В 2016 году в Казахстане было зарегистрировано всего 35 электромобилей

За 2017 год казахстанцы купили лишь 36 электромобилей

За 2017 год казахстанцы купили лишь 36 электромобилей

По результатам 2017 года на территории Казахстана было зарегистрировано лишь 36 новых легковых автомобилей на электрической тяге, против 35 проданных в 2016 году, сообщает КазАвтоПром.

Из 39 электрокаров 20 единиц пришлось на предложения Tesla Motors (модели X и S).

Tesla S

За пределами премиального сегмента наибольшую популярность приобрели более доступные в цене электрические модели альянса Renault-Nissan: Nissan Leaf (5 ед.).

Nissan Leaf

LADA Vesta EV (2 ед.)

LADA Vesta EV

Renault Twizy (1 ед.)

Также гаражи казахстанцев пополнили электрокроссоверы JAC iEV (2 ед.) и KIA Soul EV (1 ед.).

Сегмент электромобилей на рынке Казахстана представлен прежде всего премиальными моделями. Так, стоимость кроссовера Tesla Model X равна $85,5-115,5 тыс. Цена седана Tesla Model S колеблется в диапазоне от $66 до 109,5 тыс.

Кроссовер JAC iEV6S предлагается на рынке КНР по цене от $32 тыс. Начальная стоимость Nissan Leaf – $30,7 тыс. Наиболее доступной из приобретаемых казахстанцами электромобилей стала модель RenaultTwizy, предлагаемая на российском рынке по цене от $14,2 тыс.

Из 36 реализованных автомобилей 16 были зарегистрированы в Алматы, 15 – в Астане, 2 – в Восточно-Казахстанской области. По одному экземпляру было приобретено в Южно-Казахстанской, Костанайской и Северо-Казахстанской областях. Абсолютное большинство автомобилей было приобретено физическими лицами.

КазАвтоПром отмечает, что предприятия казахстанского автопрома уже приобрели первый опыт выпуска автомобилей на электрической тяге. Первым электромобилем казахстанской сборки стал кроссовер KIA Soul EV, выпущенный на мощностях усть-каменогорского завода «АЗИЯ АВТО» в конце 2014 года. В июле 2016 года пилотная партия электромобилей китайской марки JAC сошла с конвейера «СарыаркаАвтопром» в г.Костанае. 19 июня 2017 года усть-каменогорский завод «АЗИЯ АВТО» в рамках выставки EXPO-2017 в г Астане презентовал электрический седан LADA Vesta EV, выпущенный на мощностях предприятия.

«Несмотря на популярность темы «зеленого» транспорта, спрос на электромобили в Казахстане остается на прежнем уровне и исчисляется символическими цифрами. На долю EV по итогам года пришлось лишь 0,05% (пять сотых процента) продаж новых автомобилей.

Но Казахстан вовсе не исключение из глобальной картины этого сегмента. На абсолютном большинстве мировых рынков спрос на электромобили пока незначителен. Новости об успехах электромобильности доносятся лишь из полутора десятков государств, где правительства компенсируют до половины конечной цены машины. Такого рода программы по карману лишь наиболее крупным экономикам – они действуют в США, Китае, Японии и наиболее обеспеченных странах Европы.

Именно государственные субсидии и внушительные налоговые льготы являются сегодня основным фактором развития этого сегмента. Их отмена или снижение мгновенно сводят спрос на электромобили к нулевой отметке – мы видим это на недавних примерах Дании и Гонконга.

На открывшемся Детройтском автошоу главы Fiat Chrysler и Daimler также сетуют на недостаток спроса на электромобили. Ожидания в отношении этого сегмента автоиндустрии они называют нереалистичными: емкость батарей и запас хода не растут прогнозируемыми темпами, а стоимость электрических версий по-прежнему ощутимо превосходит бензиновые.

Те же причины сдерживают рост интереса к электромобилям и в Казахстане. Но на них накладываются такие естественные барьеры, как средний уровень доходов, суровый климат, низкая плотность населения и протяженность расстояний. И лишь следующим по важности пунктом можно назвать нехватку зарядной инфраструктуры.

В то же время преодоление перечисленных барьеров при гипотетическом развитии электромобильности вовсе не гарантирует улучшения экологической ситуации в условиях Казахстана. Напомню – две трети энергобаланса республики обеспечивает уголь, наиболее грязный вид топлива. По доле угля в выработке электроэнергии Казахстан вдвое превосходит среднемировые цифры. Как показывают расчеты, переход с бензина в качестве автомобильного топлива на угольное сырье ТЭС ощутимо усугубляет загрязнение атмосферы. Не менее серьезна проблема утилизации литиевых батарей – рецепт её решения в мире пока не найден.

Иными словами, тема развития электромобильности в Казахстане требует взвешенного и ответственного подхода. В то же время уже сегодня доступны более однозначные и предсказуемые пути экологизации автомобильного парка. Прежде всего, расширение использования газового топлива. Для страны, входящей в TOP-20 по запасам природного газа, это естественный путь развития транспортной системы.

Другая, компромиссная альтернатива полностью электрическим авто это подключаемые гибриды – модели, использующие и ДВС, и электромотор в паре с компактным аккумулятором. Подключаемый гибрид позволяет проехать до 60 км в черте города с нулевыми выбросами. Его цена не намного превышает бензиновую версию, и вопрос зарядки решается проще. Поэтому в Великобритании, Канаде, Швеции, Германии, Голландии подключаемые гибриды значительно популярнее полностью электрических моделей. В казахстанских условиях эта категория транспорта также представляется более конкурентоспособной в ближайшие годы», комментирует ситуацию председатель правления Союза предприятий автомобильной отрасли Казахстана «КазАвтоПром» Олег Алфёров.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

Дочки российских банков стали крупнейшими получателями денег по программе льготных автокредитов

В последнем транше БРК их долю приходится почти две трети выделенных средств

Фото: Depositphotos/keleny

Банк Развития Казахстана (БРК) направил 20 миллиардов тенге банкам на программу льготного автокредитования.

В свою очередь сам БРК получил эти деньги через облигационный заeм у АО «Казахстанский фонд устойчивости» (КФУ, дочерняя организация Национального банка). После этого деньги поступили в коммерческие банки, а уже сами БВУ выдают населению Казахстана автокредиты по ставке 4% до семи лет на машины не дороже 15 млн тенге.

За пять лет, с 2015 года, это шес­той транш БР; всего на эти цели со стороны государства БВУ было выделено 82 млрд тенге.  

«Два транша из Национального фонда в общей сумме 26 миллиардов тенге в 2015–2016 годах, два транша из республиканского бюджета в общей сумме 16 миллиардов тенге в 2018–2019 годах. В 2019–2020 годах БРК путем выпуска облигаций осуществил заимствование на 40 миллиардов тенге у АО «Казахстанский фонд устойчивости», – говорится в сообщении БРК.

Программа финансирования льготного кредитования рассчитана на 20 лет и основана на револьверном принципе: за счет средств, поступающих от погашения основного долга физическими лицами, получившими кредит, банки будут выдавать новые займы на приобретение автомобилей. «Благодаря такому повторному освоению средств казахстанцы приобрели на льготных условиях 20 629 автомобилей отечественной сборки на общую сумму 98 219 млн тенге», – уточняют в БРК. Средняя стоимость автомобиля по программе составляет более 4,7 млн тенге. 

Под действие программы льготного автокредитования попали два казахстанских производителя – АО «Азия Авто» и ТОО «СарыаркаАвтоПром», выпускающие машины под брендами JAC, Chevrolet, Ravon, УАЗ, Hyundai, Kia, Skoda, LADA и др. – всего 42 модели автомобилей.

В рамках шестого транша БРК направил 13 из 20 млрд тенге дочкам российских банков в Казахстане: Сбербанк России получил 8 млрд тенге, ВТБ Банк – 5 млрд тенге, ForteBank – 5 млрд тенге и Народный банк Казахстана – 2 млрд тенге.

Согласно данным с сайта БРК самые большие лимиты по программе имеет Сбербанк, который может получить более 19,1 млрд тенге, на втором месте Народный банк Казахстана – более 14,1 млрд тенге, на третьем – Евразийский банк – 11,1 млрд, далее идут Банк ЦентрКредит – 7,7 млрд тенге, ВТБ – 6,5 млрд, ForteBank – 1,64 млрд, АТФБанк – 1,6 млрд. Судя по всему, по ForteBank лимиты были увеличены.

Топ-менеджер казахстанского банка на условиях анонимности прокомментировал «Курсиву»: «Странно, что национальные программы финансируются через иностранные банки: получается, что мы субсидируем российские банки для покупки запчастей из России». 

АО «Банк Развития Казахстана» – национальный институт развития по модернизации и развитию несырьевого и инфраструктурного секторов экономики Казахстана, созданный в 2001 году. Основные направления деятельности – развитие производственной инфраструктуры и обрабатывающей промышленности, содействие и привлечение внешних и внутренних инвестиций в экономику страны. БРК выступает одним из крупнейших инвестиционных операторов Государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития (ГПФИИР). БРК входит в структуру АО «Национальный управляющий холдинг «Байтерек».

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg