Перейти к основному содержанию

7850 просмотров

За 2017 год казахстанцы купили лишь 36 электромобилей

В 2016 году в Казахстане было зарегистрировано всего 35 электромобилей

За 2017 год казахстанцы купили лишь 36 электромобилей

За 2017 год казахстанцы купили лишь 36 электромобилей

По результатам 2017 года на территории Казахстана было зарегистрировано лишь 36 новых легковых автомобилей на электрической тяге, против 35 проданных в 2016 году, сообщает КазАвтоПром.

Из 39 электрокаров 20 единиц пришлось на предложения Tesla Motors (модели X и S).

Tesla S

За пределами премиального сегмента наибольшую популярность приобрели более доступные в цене электрические модели альянса Renault-Nissan: Nissan Leaf (5 ед.).

Nissan Leaf

LADA Vesta EV (2 ед.)

LADA Vesta EV

Renault Twizy (1 ед.)

Также гаражи казахстанцев пополнили электрокроссоверы JAC iEV (2 ед.) и KIA Soul EV (1 ед.).

Сегмент электромобилей на рынке Казахстана представлен прежде всего премиальными моделями. Так, стоимость кроссовера Tesla Model X равна $85,5-115,5 тыс. Цена седана Tesla Model S колеблется в диапазоне от $66 до 109,5 тыс.

Кроссовер JAC iEV6S предлагается на рынке КНР по цене от $32 тыс. Начальная стоимость Nissan Leaf – $30,7 тыс. Наиболее доступной из приобретаемых казахстанцами электромобилей стала модель RenaultTwizy, предлагаемая на российском рынке по цене от $14,2 тыс.

Из 36 реализованных автомобилей 16 были зарегистрированы в Алматы, 15 – в Астане, 2 – в Восточно-Казахстанской области. По одному экземпляру было приобретено в Южно-Казахстанской, Костанайской и Северо-Казахстанской областях. Абсолютное большинство автомобилей было приобретено физическими лицами.

КазАвтоПром отмечает, что предприятия казахстанского автопрома уже приобрели первый опыт выпуска автомобилей на электрической тяге. Первым электромобилем казахстанской сборки стал кроссовер KIA Soul EV, выпущенный на мощностях усть-каменогорского завода «АЗИЯ АВТО» в конце 2014 года. В июле 2016 года пилотная партия электромобилей китайской марки JAC сошла с конвейера «СарыаркаАвтопром» в г.Костанае. 19 июня 2017 года усть-каменогорский завод «АЗИЯ АВТО» в рамках выставки EXPO-2017 в г Астане презентовал электрический седан LADA Vesta EV, выпущенный на мощностях предприятия.

«Несмотря на популярность темы «зеленого» транспорта, спрос на электромобили в Казахстане остается на прежнем уровне и исчисляется символическими цифрами. На долю EV по итогам года пришлось лишь 0,05% (пять сотых процента) продаж новых автомобилей.

Но Казахстан вовсе не исключение из глобальной картины этого сегмента. На абсолютном большинстве мировых рынков спрос на электромобили пока незначителен. Новости об успехах электромобильности доносятся лишь из полутора десятков государств, где правительства компенсируют до половины конечной цены машины. Такого рода программы по карману лишь наиболее крупным экономикам – они действуют в США, Китае, Японии и наиболее обеспеченных странах Европы.

Именно государственные субсидии и внушительные налоговые льготы являются сегодня основным фактором развития этого сегмента. Их отмена или снижение мгновенно сводят спрос на электромобили к нулевой отметке – мы видим это на недавних примерах Дании и Гонконга.

На открывшемся Детройтском автошоу главы Fiat Chrysler и Daimler также сетуют на недостаток спроса на электромобили. Ожидания в отношении этого сегмента автоиндустрии они называют нереалистичными: емкость батарей и запас хода не растут прогнозируемыми темпами, а стоимость электрических версий по-прежнему ощутимо превосходит бензиновые.

Те же причины сдерживают рост интереса к электромобилям и в Казахстане. Но на них накладываются такие естественные барьеры, как средний уровень доходов, суровый климат, низкая плотность населения и протяженность расстояний. И лишь следующим по важности пунктом можно назвать нехватку зарядной инфраструктуры.

В то же время преодоление перечисленных барьеров при гипотетическом развитии электромобильности вовсе не гарантирует улучшения экологической ситуации в условиях Казахстана. Напомню – две трети энергобаланса республики обеспечивает уголь, наиболее грязный вид топлива. По доле угля в выработке электроэнергии Казахстан вдвое превосходит среднемировые цифры. Как показывают расчеты, переход с бензина в качестве автомобильного топлива на угольное сырье ТЭС ощутимо усугубляет загрязнение атмосферы. Не менее серьезна проблема утилизации литиевых батарей – рецепт её решения в мире пока не найден.

Иными словами, тема развития электромобильности в Казахстане требует взвешенного и ответственного подхода. В то же время уже сегодня доступны более однозначные и предсказуемые пути экологизации автомобильного парка. Прежде всего, расширение использования газового топлива. Для страны, входящей в TOP-20 по запасам природного газа, это естественный путь развития транспортной системы.

Другая, компромиссная альтернатива полностью электрическим авто это подключаемые гибриды – модели, использующие и ДВС, и электромотор в паре с компактным аккумулятором. Подключаемый гибрид позволяет проехать до 60 км в черте города с нулевыми выбросами. Его цена не намного превышает бензиновую версию, и вопрос зарядки решается проще. Поэтому в Великобритании, Канаде, Швеции, Германии, Голландии подключаемые гибриды значительно популярнее полностью электрических моделей. В казахстанских условиях эта категория транспорта также представляется более конкурентоспособной в ближайшие годы», комментирует ситуацию председатель правления Союза предприятий автомобильной отрасли Казахстана «КазАвтоПром» Олег Алфёров.

banner_wsj.gif

Искусственный интеллект изучил рынок подержанных авто в Казахстане

Lada и Toyota оказались лидерами

Фото: Олег Спивак

Центр исследований прикладной экономики (AERC) проанализировал рынок подержанных автомобилей в Казахстане. Используя искусственный интеллект, эксперты изучили 128 574 объявления, опубликованных на профильных интернет-ресурсах в январе текущего года.

За что готовы платить казахстанские водители

Всего в Казахстане предлагается к продаже 92 марки автомобилей. Самые большие группы – Lada (17,6% всего предложения) и Toyota (16,8%). На третьей позиции Merсedes-Benz с долей 8%.

Базовой моделью исследования стал растаможенный бензиновый автомобиль с механической коробкой передач, имеющий задний привод и руль слева. Машины с перечисленными качествами формируют среднюю цену на рынке. 

Исследование выделило закономерности, согласно которым каждое качественное улучшение увеличивает стоимость. Например, увеличение объема двигателя на каждые 0,1 литра повышает цену авто на 21%. Автоматическая коробка передач обеспечивает цену на 28% выше механической, а передний привод на 14% дороже заднего. Черный цвет кузова повышает цену на 2,8%, белый – на 0,9%.
Есть и факторы понижения цены. Каждый год эксплуатации понижает цену на 7%, а каждые дополнительные 100 тыс. километров пробега – на 2%. Руль, расположенный справа, сокращает цену на 10%. Наконец, нерастаможенные автомобили на 33% дешевле, чем аналогичные растаможенные.

Нерастаможен, недорог, не нужен

Исследование AERC показало размах эксплуатации нерастаможенных автомобилей. Больше всего таких машин предлагают в Атырауской области – 45% в доле самых популярных марок. На втором месте – Западно-Казахстанская область – 44%. На третьей позиции – Актюбинская область, 42%. 

Значительна доля нерастаможенных машин на рынках Костанайской (37%), Северо-Казахстанской (36%), Кызылординской (30%), Павлодарской областей (24%). Меньше всего таких машин предлагается в Алматы и Алматинской области (5%) и Жамбылской области (12%).

Белый седан рулит

Самый большой (и при этом самый дорогой) рынок подержанных автомобилей – в Алматы и Алматинской области, 23% объявлений о продажах.

На втором месте Нур-Султан и Акмолинская область (15%) и Шымкент и Туркестанская область (11%). Самые низкие цены за одинаковые автомобили просят на юге Казахстана.

Как форма кузова влияет на цену предложения – еще одна тема исследования. Самый дорогой тип кузова – внедорожник (11% предложения) со средней ценой 8,1 млн тенге. Самый распространенный кузов – седан, 47% предложения, средняя цена – 2,9 млн тенге. Хэтчбеки составляют 12% рынка, кроссоверы – 11%. Больше всего к продаже в стране предлагается седанов белого цвета с объемом двигателя 1,6 марки Lada или Toyota 2005-го года выпуска со средней стоимостью 3,7 млн тенге. 

Бренд производителя также имеет прямое влияние на цену. Например, при равных технических характеристиках машина с маркой Lexus будет дороже на 52%. А если в сравнении участвует Lada, то она будет вполовину дешевле машины-оппонента. Вообще любой седан с АКПП, с рулем слева и задним приводом марок Lexus, BMW, Mercedes-Benz или Toyota в разы дороже аналогично укомплектованных машин марок Hyundai, Kia, Mitsubishi или Lada. 

Каждая четвертая продаваемая машина имеет белый цвет кузова. Средняя цена белых машин составляет 4,8 млн тенге. Черные автомобили занимают 18% от общего числа объявлений и имеют самую высокую среднюю цену в разрезе цветовой дифференциации – примерно 5,21 млн тенге.

 

авто табл копия исправленная3-1.jpg

Как проводилось исследование

Для автоматизации сбора данных использовалась технология webscraping. Это своего рода копипаст, исполняемый искусственным интеллектом. Специальная программа, действуя согласно заданному алгоритму, погружается по внутренним ссылкам в содержание сайтов, извлекает данные и составляет из них статистические таблицы. Как итог – вся информация размещается в удобном для изучения порядке.

 

авто большая инф копия исправленная-1.jpg

banner_wsj.gif

drweb_ESS_kursiv.gif