Итоги казахстанского авторынка за январь-сентябрь 2016 года

Опубликовано
По данным СПАОК «КазАвтоПром» за 9 месяцев нынешнего года официальными дилерами было реализовано 30 759 легковых и легких коммерческих автомобилей, продажи в стоимостном выражении в отчетный период составили $569 млн, уступив 58,7% значению соответствующего периода 2015 года

По данным СПАОК «КазАвтоПром» за 9 месяцев нынешнего года официальными дилерами было реализовано 30 759 легковых и легких коммерческих автомобилей, что на 59% ниже аналогичного показателя минувшего года (74 911 ед.). Продажи в стоимостном выражении в отчетный период составили $569 млн, уступив 58,7% значению соответствующего периода 2015 года.

В сентябре объем продаж сократился до отметки 3 207 автомобилей против 8 129 ед. в том же месяце 2015 г. (-60%).

«Казахстанский автомобильный рынок пребывает в состоянии спада со второй половины 2014 года. Он тяжелее других секторов потребительского рынка пережил девальвацию и другие макроэкономические потрясения. Но в текущем году продажи вышли на рыночное «плато», от которого авторетейл может оттолкнутся и начать движение вверх. Ежеквартально казахстанцы приобретают порядка 10 тыс. новых легковых автомобилей. Это стабильная цифра, которую мы наблюдаем с начала года. При этом все большее число покупателей предпочитает автомобили локальной сборки.

Если в первом квартале их доля не достигала 20%, то к июлю-августу 30-32% авторынка пришлись на модели, выпускаемые внутри страны. Производство автомобилей также демонстрирует непрерывный рост начиная с июня. Рост объемов в сентябре достиг 46%. За 9 месяцев с начала года выпущено 8,3 тысячи единиц автотранспортных средств», — комментирует ситуацию Олег Алферов, председатель правления «КазАвтоПром».

23 568 автомобилей (76%), реализованных по итогам 9 месяцев, пришлось на импорт, 7 154 покупателя (24%) остановили выбор на продукции казахстанских автозаводов.

Рейтинг наиболее востребованных казахстанцами брендов по итогам отчетного периода возглавляет Lada: за 9 месяцев 2016 г. на территории республики продано 6 086 автомобилей российской марки. Сбыт дилеров Toyota составил 5 728 единиц. Тройку лидеров замыкает Renault с показателем 2 925 реализованных автомобилей. В десятку наиболее успешных брендов вошли также Hyundai (2 659 ед.), KIA (2 325 ед.), Volkswagen (1 583 ед.), GAZ (1 467 ед.), UAZ (1 196 ед.), Nissan (1 103 ед.) и Chevrolet (644 ед,).

Лидерство в рейтинге моделей сохраняет Lada Priora. Российский седан предпочли 2 237 покупателей. Пятерку бестселлеров составили также Toyota Camry (2 232 ед.), Lada 4×4 (1 534 ед.), Renault Duster (1394 ед.) и Hyundai Accent (1261 ед.). Среди моделей, вошедших в TOP-10 потребительских предпочтений, также Volkswagen Polo (1 236 ед.), Lada Granta (1 164 ед.), KIA Rio (1 015 ед.), Renault Sandero (1 012 ед.) и Toyota Land Cruiser Prado (916 ед.).

Статус крупнейшей дилерской группы на рынке Казахстана удерживает холдинг «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО». По итогам отчетного периода 33,3% всех покупателей новых легковых автомобилей (включая LCV) остановили выбор на предложениях этой компании. 20,6% рынка пришлось на сбыт «Toyota Motor Kazakhstan». Доля КМК «Astana Motors» составила 9,7%. В десятку наиболее заметных участников казахстанского авторетейла вошли также компании «Вираж» (доля – 7,4%), «Mercur Auto» (5,3%), «Aster Auto» (3,8%), «Урал-Кров Авто» (2,7%), «Allur Auto» (2,6%), «Автомир» (2%), «Astek-Auto» (1,5%).

Наибольшую активность в приобретении легковых автомобилей в январе-сентябре т.г. проявили жители г. Алматы (9 281 реализованных авто), Астана (5 333 ед.), Атырау (2 234 ед.), Усть-Каменогорск (1 656 ед.), Караганда (1 623 ед.), Шымкент (1 573 ед.), Актау (1370 ед.), Костанай (1 368 ед.), Уральск (1 320 ед.) и Актобе (1 196 ед.).

Что касается автопроизводства, то по итогам 9 месяцев 2016 года на территории республики было произведено 8 332 единицы автотранспортных средств на сумму 51,6 млрд тенге. В сентябре 2016 г. отечественные автозаводы выпустили 1 019 автомобилей общей стоимостью 9,6 млрд тенге (включая грузовой транспорт и автобусную технику), что на 46% выше прошлогоднего показателя. Производство легковой техники в республике демонстрирует непрерывный рост начиная с июня и по итогам сентября (853 ед.) превзошло аналогичный показатель 2015 года на 68,2%.

Выпуск грузовых автомобилей на казахстанских предприятиях по результатам трех кварталов 2016 года вырос на 14,1% к аналогичному показателю годичной давности и составил 1201 ед. Выпуск автобусной техники в отчетный период сократился на 30,4%, до отметки 103 ед.

Сбыт отечественных автозаводов в январе-сентябре 2016 года составил 7 859 единицы. Рыночная доля предприятий казавтопрома по итогам отчетного периода составила 24,1%. При этом в июле-августе этот показатель впервые в истории отрасли перешагнул 30%-ную отметку.

Лидирующую позицию в сегменте автомобилей локальной сборки занимает Усть-Каменогорский завод АО «АЗИЯ АВТО» — 4 173 проданных автомобиля, или 53,1% суммарного сбыта отечественной легковой техники. С площадки ТОО «СарыаркаАвтоПром» было отгружено 2 551 единиц техники. Доля предприятия составила 32,5%. Далее в рейтинге сбыта продукции отечественных автопроизводителей расположились АО «АгромашХолдинг» (401 ед.; 5,1%), ТОО «Hyundai Auto Truck & Bus» (382 единицы; 4,9%), АО «КАМАЗ-Инжиниринг» (249 ед.; 3,2%), а также ТОО «СемАЗ» (103 ед.; 1,3%).

Пятерку наиболее востребованных брендов легковых авто казахстанской сборки по итогам девяти месяцев 2016 г. составили Lada (1 706 ед.), Kia (1 464 ед.), Hyundai (1 379 ед.), Skoda (614 ед.) и JAC (428 ед.). В список марок, предлагаемых отечественными предприятиями, вошли также Chevrolet (389 ед.), Geely (365 ед.), Peugeot (353 ед.), Toyota (216 ед.) и SsangYong (98 ед.).

Рейтинг продаж легковых моделей локального производства возглавили Lada 4×4 (1 398 ед.), Hyundai Elantra (730 ед.), Kia Sportage (552 ед.), Skoda Rapid (436 ед.), Peugeot 301 (281 ед.), Hyundai Santa Fe (272 ед.), JAC S3 (270 ед.), Lada Granta (258 ед.), Toyota Fortuner(216 ед.) и Chevrolet Aveo (231 ед.).

Несмотря на продолжительный отраслевой спад, обусловленный нестабильностью макроэкономического фона, потрясениями на валютном рынке и снижением доступности кредитных ресурсов, вклад предприятий автопрома в структуру ВВП республики по итогам января-сентября 2016 г. (51,6 млрд. тенге) значительно превысил аналогичные показатели таких отраслей, как бумажная (32,3 млрд тг), фармацевтическая (28,1 млрд тг) и текстильная промышленность (27,1 млрд тг).

В сентябре 2016 года средства второго транша государственной программы льготных автокредитов были полностью освоены. Напомним, в рамках программы, стартовавшей в мае 2015 года, из Нацфонда выделено 26 млрд тенге для кредитования физических лиц на приобретение автомобилей казахстанской сборки по номинальной льготной ставке 4%. Финансовые ресурсы программы сегодня освоены на 113%.

Реализация программы продемонстрировала, насколько острой проблемой для казахстанского потребителя остается нехватка доступных займов в национальной валюте. Кредитный «голод» затрудняет не позволяет обеспечить спрос на товары отечественного производства.

Первый опыт государственного фондирования автокредитов стал удачным примером синергии усилий государства, банковского сектора и предприятий автопрома. Программа оказала поддержку рядовым покупателям бюджетных автомобилей. Вместе с тем она снабдила банки необходимой ликвидностью в условиях нехватки тенгового финансирования. Не менее важный аспект – программа обеспечила поступление гарантированного дохода в Нацфонд, государство получило источник процентного дохода в размере более 1 млрд тенге в год за счет размещения 26 млрд тенге на условиях фиксированной ставки вознаграждения 4%.

Расширение ресурсов программы и ее дополнительная капитализация позволили бы удовлетворить потребности тысяч жителей республики в доступном транспорте через дальнейшее развитие успешного сотрудничества государства, банковского сектора и автопроизводителей.

За истекшие 17 месяцев работы программы ее участники приобрели 7 732 автомобиля (по состоянию на 29 сентября т.г.). 51% продаж или 3 999 реализованных автомобилей пришлось на модельный ряд завода АО «АЗИЯ АВТО». Заемщикам программы был продан 2 701 автомобиль, собранный на ТОО «СарыаркаАвтоПром» (34,9% общего объема) и 1 032 единицы техники, выпущенных АО «Агромашхолдинг» (13,3 % суммарных продаж в рамках программы).

В разрезе брендов участники программы отдали предпочтение Hyundai – 2 229 ед. (28,8 %), KIA – 1890 ед. (24,6 %) и Skoda – 1 084 ед. (14 %). На эти марки пришлось две трети продаж. TOP-5 наиболее востребованных заемщиками моделей составили Hyundai Elantra (1 326 ед.), Skoda Rapid (834 ед.), KIA Sportage (656 ед.), Lada 4×4 (451 ед.) и Hyundai Tuscon ix35 (378 ед.).

Читайте также