nedvijimost-v-krizis.png

21816 просмотров

Как РОП повлиял на цены на авто

Введение давно обсуждаемого утилизационного сбора (его планировалось ввести еще в 2012 году) коснулось на первых этапах автомобильной отрасли. Новые правила начавшие действовать в РК распространяются на все автотранспортные средства, шины, покрышки, резиновые изделия, электрические аккумуляторы, включая сепараторы для них, моторные масла, тормозные жидкости, антифризы. Неутихающие споры и разногласия среди населения по введению РОП побудили редакцию kursiv.kz попробовать доступно объяснить кому, почему и насколько выгодно введение РОП.

Как РОП повлиял на цены на авто

Как РОП повлиял на цены на авто

Введение давно обсуждаемого утилизационного сбора (его планировалось ввести еще в 2012 году) коснулось на первых этапах автомобильной отрасли. Новые правила, начавшие действовать в РК, распространяются на все автотранспортные средства, шины, покрышки, резиновые изделия, электрические аккумуляторы, включая сепараторы для них, моторные масла, тормозные жидкости, антифризы. Неутихающие споры и разногласия среди населения по введению РОП (расширенная ответственность производителей) побудили редакцию kursiv.kz попробовать доступно объяснить кому, почему и насколько выгодно введение РОП.

В странах Западной Европы средний возраст автомобилей не превышает 8 лет, а срок их эксплуатации составляет не более 15 лет. Машины старше 10 лет – это менее 35%. В США и Японии – эти цифры еще меньше. У нас же доля машин старше 10 лет превышает 80%, а средний возраст автомобиля – без малого 20 лет. То есть, наряду с новейшими транспортными средствами, около 2 млн автомобилей на территории Казахстана старше 18 лет. И мало кто из их владельцев задумывается о том, что они являются угрозой для окружающей среды.

При этом, единственная утилизация, которая доступна казахстанским автовладельцам на сегодняшний день – это продажа устаревшего авто на запчасти, за которые они могут получить деньги. Сегодня весь автохлам и разбитые машины не исчезают бесследно – они разбираются на запчасти, которые уходят на вторичный рынок без какой-либо сертификации и проверки на изношенность. Шины, аккумуляторные батареи, стекла, металлоизделия, полимеры, отработанное масло, другие эксплуатационные жидкости – сегодня все это вывозится на свалки, и, содержащиеся в них опасные вещества, поступают в почву, воду, воздух. Использование некачественных запчастей – это прямая угроза здоровью и безопасности водителя и пассажиров.

Размер сбора, который оплачивают импортеры транспортных средств, автопроизводители, работающие внутри страны, и граждане, купившие автомобили за границей, высчитывается на основе базовой ставки (50 МРП - 106 тыс. тенге), умноженной на коэффициент, зависящий от транспортного средства. Для легковых автомобилей, микроавтобусов и автобусов коэффициент зависит от объема двигателя. К примеру, для легковушки с объемом двигателя 1-2 литра коэффициент равен 7, соответственно сумма сбора составит чуть больше 742 тыс. тенге. При объеме 2-3 литра коэффициент будет равняться 10, а сбор – около 1 млн тенге.

Опасения автовладельцев, что оплаченный продавцом сбор в конечном итоге ляжет на плечи покупателя, а автомобили, соответственно, вырастут в цене, можно понять. Кроме того, на сегодняшний день мы видим, что некоторые российские автопроизводители, в том числе «АвтоВАЗ», прекратили поставку в Казахстан готовых автомобилей как раз по причине введения РОП и регистрационного сбора. А некоторые эксперты утверждают, что РОП (так же, как и многие другие государственные сборы) – не более чем спасательный круг для отечественного автопрома.

Однако давайте не будем торопиться с выводами.

Начнем с того, что давно обсуждаемое введение утильсбора (его планировалось ввести еще в 2012 году) было отложено до момента вступления Казахстана в ВТО, которое, как и прогнозировалось, дало снижение таможенной нагрузки. То есть, если до вступления в ВТО средние ставки импортных пошлин на новые транспортные средства в республике составляли порядка 30%, то после него уровень ставок снизился до 15-20%, при этом ежегодно импортные пошлины будут снижаться на 0,5-0,6% и в итоге к 2020 году достигнут среднего уровня 10-15%.

Соответственно, введенная после снижения таможенной нагрузки норма РОП не должна увеличить стоимость автомобилей как произведенных внутри страны, так и импортированных из других стран.

Впрочем, чтобы не делать голословных утверждений, давайте сравним цены на автомобили в феврале прошлого года и феврале нынешнего года.

Как видно на представленной инфографике, цены на новые (!) автомобили не только не выросли, но и снизились, полностью подтверждая вывод о том, что после вступления в ВТО и снижение таможенных пошлин, введение РОП на цену не повлияло. Причем, если мы рассмотрим ту же таблицу в долларах по курсу прошлого и нынешнего годов (около 184 тенге за доллар в феврале 2015 года и около 359 тенге за доллар в феврале текущего года), то увидим что и в долларах цены не только не выросли, но еще более значительно снизились.

Что же касается ситуации с российскими автомобилями, то отказавшись от ввоза в РК готовой продукции, «АвтоВАЗ», к примеру, продолжает поставлять машинокомплекты, а Ford Sollers изучает возможность организации сборки своих автомобилей на территории республики.

В принципе, для многих российских автопроизводителей казахстанский рынок – единственный импортер. Поэтому эта ситуация в конечном итоге становится выгодной для обеих сторон.

Более того, если по примеру той же Российской Федерации, правительство РК пообещает автовладельцам финансовый бонус за сдачу устаревших автомобилей (а именно для этого в конечном итоге и создается утилизационный сбор), который можно будет использовать в качестве первоначального взноса за новый автомобиль отечественного производства (прибавьте сюда льготное автокредитование), то это станет выгодно не только для конечного потребителя, но и для экологической ситуации в целом. Что на данный момент особенно актуально для Алматы, где индекс загрязнения воздуха за 2014 год самый высокий в стране.

Что касается экспертов, считающих, что у отечественного автопрома слишком много преференций и ратующих против его развития, то они либо не знают о достижениях автоотрасли за последние 5 лет, либо заинтересованы в реализации автомобилей из РФ, тем самым развивая автопром РФ, и намерено вводя в заблуждения большую часть общественности.

А с вопросом о целевом назначении сбора мы обратились к первоисточнику. А именно к «Оператору РОП», где нам объяснили, что перед компанией поставлена задача содействовать в создании механизмов и инфраструктуры утилизации ТС и ТБО. Это масштабный проект, который естественно требует серьезных финансовых вложений. Согласно плану развития проекта, для реализации поставленных задач предусмотрено привлечение инвесторов.

«С февраля 2016 года нашими специалистами проводится аналитическая работа по определению объемов, нам необходимо выяснить какие необходимы мощности в перерабатывающей отрасли Казахстана. По итогам, станут известны конкретные данные по количеству предприятий по утилизации и переработке отходов и их мощностях. Ориентировочно в Казахстане необходимо построить три комплекса по утилизации транспортных средств из расчета одно предприятие на 4 млн населения. Предварительное месторасположение центров по утилизации в городах республиканского и областного значения. В 2017 году производственная мощность одного перерабатывающего комплекса составит 10 тысяч автомобилей в год, в 2018 году планируется выход на плановую мощность.

В настоящее время в целях аккумулирования транспортных средств, подлежащих утилизации, в городах республиканского и областного значения организовываются пункты сбора ВЭТС.

Реализация программы утилизации, вышедших из эксплуатации транспортных средств в РК, рассчитана на 2016-2050 годы», - объяснили нам в пресс-службе «Оператор РОП».

На самом деле на сегодняшний день РОП – это не прихоть, а жизненная необходимость, которую уже давно осознали во многих развитых странах. Образно говоря, она позволяет убить сразу несколько зайцев: активизировать процесс обновления казахстанского автопарка, а, соответственно, и повысить безопасность дорожного движения, одновременно решая вопросы оздоровления окружающей среды и экономии природных ресурсов.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

kursiv_in_telegram.JPG

banner_wsj.gif


Материалы по теме


Читайте в этой рубрике

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

kursiv_instagram.gif

Читайте свежий номер

kursiv_opros.gif

kursiv_opros.gif