Локализация пробует спасти казахстанский автопром

Опубликовано
На сегодняшний день локализация – одна из доминирующих тем для казахстанских (и не только) компаний-автопроизводителей. Ведь только повышение уровня местных компонентов сможет сделать стоимость автомобилей отечественного производства невосприимчивой к валютным колебаниям, а, соответственно, позволит предложить потребителю наиболее конкурентоспособные цены. На сегодняшний день отечественный уровень локализации производства иномарок в Казахстане составляет от 30 до 50%.

На сегодняшний день локализация – одна из доминирующих тем для казахстанских (и не только) компаний-автопроизводителей. Ведь только повышение уровня местных компонентов сможет сделать стоимость автомобилей отечественного производства невосприимчивой к валютным колебаниям, а, соответственно, позволит предложить потребителю наиболее конкурентоспособные цены. Сегодня отечественный уровень локализации производства иномарок в Казахстане составляет от 30 до 50%.

В узком смысле под уровнем локализации понимается доля в автомобилях комплектующих местного производства. В широком смысле при подсчете локализации учитываются не только компоненты и запчасти, произведенные внутри страны, но и все затраты, связанные с обеспечением производства автомобилей — вода, электричество, заработная плата рабочим, логистика и многое другое.

И по большому счету локализация — это не только благо для автопроизводителей (дешевле покупать комплектующие в соседнем городе, чем везти за тысячи километров), но и их обязанность по договору с государством. Ведь, к примеру, помимо снижения цен на отечественные автомобили, повышение уровня локализации означает еще и создание новых рабочих мест.

К слову, одно рабочее место на заводе, дает до 15 рабочих мест в смежных отраслях (сервис, продажи, логистика, страхование, банковский сектор, реклама, производство автокомпонентов). К 2020 году автопроизводители планируют увеличить количество рабочих мест в автомобильной отрасли с текущих 25 тыс. до 50 тыс., что в свою очередь, обеспечит еще до полумиллиона рабочих мест в сопряженных отраслях.

Все автомобилестроительные предприятия РК к 1 июля 2018 года должны будут достигнуть 50% уровня локализации. В противном случае доступ на рынок ЕАЭС автомобилям казахстанского производства будет закрыт.

Впрочем, говоря о 50% локализации подразумевается, что это будет доля комплектующих не только отечественного производства, но и производства стран ТС. На сегодняшний день отечественный автопром производит около 22% от продаваемых автомашин в стране, а уровень локализации производства иномарок в Казахстане составляет от 30 до 50%.

В частности, на мощностях усть-каменогорского автосборочного завода «АЗИЯ АВТО» на данный момент выпускается 26 моделей четырех марок. По ключевым из них уровень локализации достигает 30%. Уровень локализации легковых автомобилей, произведенных на заводах Allur Group достигает 40%.

Своеобразным лидером по локализации – до 50% — стал коммерческий транспорт, выпускаемый на заводах Allur Group . К примеру, на сегодня для модели IVECO Daily (каркасный автобус средней вместительности) локализовано 50% доли местного содержания за счет сварки, окраски и сборки каркаса автобуса, изготовления элементов кузова, установки стеклопакетов, установки сидений, монтажа наружных панелей кузова, монтажа электрооборудования, монтажа пластиковых элементов интерьера, произведенных в ТС. А для автомобиля SsangYong Actyon Sports (комплектация для МВД РК — Автозак) локализовано 45% доли местного содержания за счет изготовления металлических и пластиковых элементов задней части кузова (отсек для задержанных), сборки автомобиля, монтажа задних панелей кузова, произведенных в ТС, монтажа электрооборудования, произведенного в ТС.

Основным путем повышения локализации в автопроме может быть только запуск производства по выпуску автокомпонентов.

В планах Allur Group освоение таких комплектующих, как аккумулятор, шины, диски колес, жгуты проводов, элементы шумо- виброизоляции, детали интерьера, система вывода отработанных газов, стекла. А заодно и активный поиск потенциальных международных производителей автокомпонентов готовых к созданию мощностей на территории РК.

«С некоторыми из них уже подписаны меморандумы о сотрудничестве. В частности, компания на данном этапе налаживает связь и партнерские взаимоотношения с производителями тормозных механизмов, защиты картера, деталей трансмиссии, элементов тормозной системы, элементов подвески автомобиля» — прокомментировали представители Allur Group.

Правда, применительно к казахстанскому рынку, здесь есть некоторые сложности. Прежде всего это небольшой внутренний спрос, обусловленный относительно небольшой – 17 млн. –численностью населения, а соответственно и недостаточно большие объемы производства. На мощностях, к примеру, Allur Group в минувшем году было выпущено всего 5 757 автомобилей.

«Важно понимать, что создание производства автокомпонентов это производная от крупносерийного выпуска автомобилей – 60 тысяч автомобилей в год и выше. Ни один инвестор не станет вкладываться даже в цех по пошиву чехлов для сидений, не имея в радиусе 200 км автомобильного конвейера, который обеспечит его гарантированную загрузку, – комментируют ситуацию в компании «БИПЭК АВТО-АЗИЯ АВТО». — Производители комплектующих приходят на новый рынок только в расчете на конкретные модели, занимающие верхние строчки в рейтингах продаж. Только сотрудничество с крупнейшими автосборочными предприятиями способно обеспечить им необходимые объемы».

Для повышения объемов производства у отечественного автопрома есть только один выход. Это выход на соседние рынки.

На сегодня уже есть реальные прецеденты (договора и действующие проекты) выхода на российский рынок автотранспортных средств отечественных производителей таких, как «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО», DaewooBusKazakhstan, HyundaiTransAuto, AllurGroup с коммерческой техникой Iveco. Кроме того, недавно начались поставки автомобилей LADA «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО» на рынки стран Центрально-Азиатского региона.

Кстати, именно ставка на объемы производства и сбыта позволила группе «БИПЭК АВТО-АЗИЯ АВТО» приступить к созданию крупнейшего в Казахстане автопромышленного кластера. Технологическим партнером проекта выступил Renault-Nissan-AVTOVAZ. Причем альянс обеспечит сбыт казахстанских автомобилей не только на «домашнем поле»: более половины продукции строящегося производства «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО» планируется поставлять на рынки Сибирского и Уральского федеральных округов России, а также в страны Центральной Азии. Из 120 тыс. автомобилей усть-каменогорского производства 70 тысяч единиц будут отгружаться на экспорт, а казахстанским потребителям будет адресовано всего около 50 тыс. единиц.

И на данный момент на площадке строящегося предприятия уже планируются площади для технопарка по выпуску автокомпонентов. По предварительным оценкам, ежегодный объем продукции, выпускаемой на строящихся мощностях, составит $1,1 млрд. На основном конвейере будет создано 4000 рабочих мест. Дополнительно 8000 рабочих и специалистов будет привлечено на смежные предприятия по выпуску комплектующих.

Наряду с мощностями сварки и окраски кузова, ключевым объектом усть-каменогорского кластера станет технопарк по выпуску автокомпонентов. По предварительным оценкам, ежегодный объем продукции, выпускаемой на строящихся мощностях, составит $1,1 млрд. На основном конвейере будет создано 4000 рабочих мест. Дополнительно 8000 рабочих и специалистов будет привлечено на смежные предприятия по выпуску комплектующих.

На этапе первой очереди в Усть-Каменогорске будет налажено рентабельное производство панелей приборов, бамперов, облицовки. С запуском второй очереди начнут работу отечественные производства по выпуску бензобаков, систем выхлопа, сидений. Уже годовые объемы в 60-90 тысяч единиц создают базу для локализации этих комплектующих: «Таким образом, мы сможем повысить уровень локализации выпускаемых автомобилей до 50%. Еще 40% стоимости автомобилей придется на российских поставщиков. Продукция строящегося предприятия будет наименее зависима от колебаний на валютном рынке – 90% себестоимости автомобиля обеспечат производители стран-участниц ЕАЭС. Это означает, что мы сможем предложить потребителю лучшие цены», — сообщили в компании.

На сегодняшний день локализация – это не только банальное импортозамещение, но и насущная необходимость для развития отечественных высокотехнологичных и конкурентоспособных предприятий. И не смотря на то, что ситуация на казахстанском авторынке все еще остается сложной, максимальное увеличение казахстанского содержания — наиболее логичный путь для развития отечественного автопрома.

Читайте также