Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


2583 просмотра

Не переобуешься

В нынешнем году шинный рынок Казахстана демонстрировал уверенный рост. По оценкам участников рынка, он составил 9–20% и достиг примерно $200–300 млн – для грузового и почти столько же – для легкового сегментов. Но, несмотря на рост, нынешней зимой возник дефицит зимних шин премиум-класса: Kumho, Goodyear, Dunlop в зимнем сегменте практически не представлены.

Не переобуешься

Не переобуешься
В нынешнем году шинный рынок Казахстана демонстрировал уверенный рост. По оценкам участников рынка, он составил 9–20% и достиг примерно $200–300 млн – для грузового и почти столько же – для легкового сегментов. Но, несмотря на рост, нынешней зимой возник дефицит зимних шин премиум-класса: Kumho, Goodyear, Dunlop в зимнем сегменте практически не представлены.

Нынешний год оказался для казахстанского шинного рынка удачным. После провального 2009 года (падение продаж на 26%), в 2010 году он чуть-чуть (на 3%) подрос, и в нынешнем году поднялся, по разным данным, на 9 и даже 15–20%. По оценкам «Мишлен», рынок легковых шин в Казахстане увеличится до 2,58 млн шин. По данным группы СВС, грузовой сегмент вырос с 620 до 780 тыс., а легковой – с 2,2 до 2,7 млн штук.

По приблизительным расчетам, объем рынка увеличился до $200–300 млн – для грузового и $200–250 млн – для легкового сегментов. В итоге он достиг уровня 2007 года.

Прежде всего этому способствовал рост автопродаж: «…основной тренд 2011 года – это активное обновление автопарка: оно связано как с ростом продаж новых автомобилей, так и с большим ввозом на территорию страны бывших в употреблении зарубежных автомобилей по действовавшим до 1 июля 2011 года льготным ставкам для физлиц», – отметил гендиректор «Мишлен» в России и СНГ Тьерри Шиш.

По-прежнему львиную долю рынка занимают шины производства СНГ (большая часть – России, а также Украина и Беларусь). «Они – самые дешевые и ставятся на все – не только на российские автомобили, но и на мерседесы, ауди, BMW. Владелец 20-летней машины не будет ставить дорогие шины», – пояснил генеральный менеджер группы «СВС» Олег Туркин.

Однако, по оценкам аналитиков СВС, шины, произведенные в СНГ, постепенно теряют свои позиции (см. табл.). Перераспределяется рынок в пользу китайских производителей. «Китайская шинная индустрия набирает обороты, они улучшают качество, наращивают модельный ряд и предлагают очень привлекательные цены. Они вытесняют российских производителей, начиная с 2005 года. Судите сами: в 2005 году у России было 95% – в грузовом и 92% – в легковом сегментах. А у Китая в 2005 году был только 1%», – рассказал «Къ» Олег Туркин.

По его словам, премиум-сегмент, представленный японскими и европейскими шинами, вырос незначительно.

«Рост продаж новых автомобилей и большой ввоз б/у иномарок в первом полугодии 2011 года позитивно сказываются на продажах шин в наступившем зимнем сезоне. Рынок зимних шин Казахстана отличается большой долей шипованных шин и востребованностью шин для вседорожников», – отметил Тьерри Шиш.

Однако в нынешнем году потребители ощутили дефицит зимних шин в премиум-сегменте. «В 2011 году на казахстанском рынке шины Kumho, Goodyear, Dunlop в зимнем сегменте практически не представлены. По моему мнению, это связано с недопроизводством шин мировыми производителями, и спрос чуть превысил предложение. Поэтому конъюнктура для нас, как эксклюзивных дистрибьютеров Bridgestone, сложилась благоприятная», – порадовался Олег Туркин.

«Мишлен» тоже не остался в стороне: «Мишлен» этой зимой представляет шипованную шину MICHELINLatitudeX-IceNorth 2 для вседорожных автомобилей. Она отличается улучшенными характеристиками торможения на снегу и льду», – похвалился г-н Шиш.

Проблемы казахстанского рынка связаны с незаконным ввозом шин. По некоторым оценкам, контрабанда и контрафакт достигают 20% от объема рынка (200–500 тыс. штук). Бороться с этой проблемой начал Таможенный союз: контрабанда ныне пресекается более жестко. Работает ТС и против б/у шин: после повышения комиссией ТС пошлин с 6,9 до 20 евро за колесо привозить их стало невыгодно.

Кроме того, в Казахстане нет эффективных инструментов контроля за правами на работу с торговыми марками. «В Казахстан шины Bridgestone ввозит каждый, кто хочет. А эффективных заградительных механизмов – нет. Мы даже не можем привлечь продавцов к ответственности за незаконную продажу – для этого нет нормативной базы. Правоохранительные органы могут ответить: товар растаможен, налоги заплачены, почему же они не имеют права продавать», – посетовал Олег Туркин. По его словам, на продажах вне своего канала дистрибуции они упускают до 15–20% продаж. Впрочем, он считает, что это – немного: «Тойота теряет на этом гораздо больше».

Цены в нынешнем году поднимаются, однако рост – вдвое ниже прошлогоднего (20%) и останется на уровне 8–10%. «В 2010 году производители ощутили проблемы со сбором каучука, росли цены на энергоресурсы, нефть была в позитивном тренде, плюс необходимость компенсировать глобальную инфляцию. Все эти факторы и привели к резкому скачку цен в прошлом году», – пояснил г-н Туркин. «Пошлины высокие, говорят, что в этом году еще поднимутся», – пожаловался менеджер по продажам ТОО «Азияшинтрейд» Жандос Аскарбеков.

Впрочем, участники рынка уверены, что на объемах продаж рост цен не скажется, и настроены оптимистично: «Позитивная динамика сохранится и в последующие годы», – отметил Тьерри Шиш.

В «СВС» осторожно разработали два сценария. Если общеэкономическая ситуация не ухудшится, рынок будет расти. Если же начнется новая волна кризиса, он не упадет. «К Казахстану кризисные явления приходят откликом, и инерция спада проявится не раньше, чем через год», – пояснил Олег Туркин.

Воспользоваться ростом рынка смогут те компании, которые сумеют предложить более интересные маркетинговые, а, главное – сервисные предложения. «На Алматы надо 10 сервисных центров, устроенных по требованиям мировых производителей. Сейчас их всего 6–7, из них половина требованиям не соответствует», – поделился г-н Туркин.

Впрочем, «шинная дистрибуция Казахстана становится более диверсифицированной и квалифицированной. Увеличивается число профессиональных шинных центров, растет доля брендированных партнерств. Сегодня через эти каналы осуществляется 64% продаж. 29% по-прежнему реализуется через открытые рынки. Остальные каналы дистрибуции (автосалоны, сервисные станции, магазины автозапчастей) не столь значительны с точки зрения продаж шин», – сообщил Тьерри Шиш.

Структура импорта шин в Казахстан (По данным группы СВС)
Страна-производитель 2010 2011
Грузовые, % Легковые,% Грузовые,% Легковые,%
СНГ 80 82 75 78
Китай 15 7 20 9
Корея 5 6
Япония 3 2 3,5 3
ЕС 1-1,3 2 1,3 2
Остальные производители 0,7-1 2 0,2 2

1207 просмотров

Как иностранные игроки меняют рынок аренды автомобилей в Казахстане

И почему разоряются местные компании

Фото: shutterstock

Каршеринг Anytime со ссылкой на акимат Алматы заявил о заметном сокращении автомобилей на улицах города: если в сентябре 2018 года на улицах было 288 автомобилей на тысячу человек, то сейчас этот показатель равен 251. А к 2035 году, надеется акимат, сократится до 155 единиц транспорта на тысячу жителей. Один из инструментов снижения городского трафика – аренда автомобилей. «Курсив» узнал у ведущих игроков этого рынка, что мешает данной сфере услуг заработать в полную силу.

Тайны «взлетевшего» каршеринга

С момента начала работы в Казахстане в 2018 году сервис каршеринга Anytime стал витриной всего рынка аренды автомобилей. Его брендированные машины заметны в городском потоке, конкурентов в сегменте поминутной аренды машин у компании нет. Сейчас парк Anytime составляет 340 автомобилей, в конце сентября добавятся еще 60. За минувший год на автомобилях компании совершено полмиллиона поездок, клиентская база достигла показателя 100 тыс.

Anytime не сообщает о вандализме в отношении своих машин – такие случаи отмечались в первые дни работы сервиса, но эта волна быстро сошла на нет. У компании нет жалоб на безответственное поведение клиентов, возможные аварии и так далее. Причины, которые тормозят развитие рынка аренды в целом, для сервиса каршеринга словно не существуют. Но и о причинах лояльности рынка компания не распространяется, предпочитая держать свои бизнес-секреты в тайне.

Рынок аренды – около 100 автомобилей

Что представляет собой остальной рынок аренды автомобилей? Во-первых, он состоит из двух крупных сегментов: аренда легковой и коммерческой техники (чаще в форме лизинга, то есть долгосрочной аренды техники с правом последующего выкупа). Далее он сегментируется по срокам аренды: помимо упомянутого каршеринга есть краткосрочная аренда (1–3 дня) и долгосрочная (от 7 дней).

Крупной компанией на рынке аренды автомобилей считается та, которая имеет парк из 30 автомобилей. По разным оценкам, таких компаний на рынке Алматы от трех до пяти. В их числе и местные офисы глобальных брендов Avis и Hertz.

Офис Avis открыт в Алматы в 2014 году (основное направление компании – лизинг; лизинговый парк компании составляет около тысячи автомобилей). Hertz зашла на рынок два года спустя. Их клиенты – иностранные туристы и специалисты. Арендовать здесь машину оперативно очень сложно: как правило, очередь расписана на полгода вперед.

Обе компании подтвердили растущий спрос на их услуги и планы по расширению автопарка. При этом эксперт компании Hertz отметил, что интерес к стране у иностранцев, предпочитающих путешествия на арендованных автомобилях, сдерживается нелестными отзывами о контактах с местной дорожной полицией.

Говоря о прибыльности этого бизнеса, эксперт компании Hertz подчеркнул важность правильного управления бизнес-процессами. В этом случае прибыль находится в прямой зависимости от числа автомобилей. Отсутствие навыков менеджмента в Hertz считают главным недостатком местных компаний.

Почему разоряются местные компании

Будни казахстанских компаний, специализирующихся на аренде автомобилей, на условиях анонимности описал владелец одного из крупнейших на рынке автопарков. По его словам, в среднем этот бизнес живет около полугода. Предприниматели совершают серьезную ошибку, когда пытаются удешевить услуги, предоставляя в аренду машины среднего класса без водителей. Как правило, клиенты относятся к технике и соблюдению правил движения безответственно. В итоге постоянно растущие расходы быстро топят бизнес.

Наш собеседник предпочитает работать в сфере аренды люксовых автомобилей с водителем. Это означает завышенный ценник на услуги и ограниченный круг заказчиков. С другой стороны, машины всегда под присмотром. Среди проблем, которые назвал собеседник, трудности с квалифицированным техническим обслуживанием машин и дефицит ответственных водителей.

Сколько стоит прокат автомобиля

Минимальная цена, по которой можно арендовать автомобиль в Алматы, составляет 7–10 тыс. тенге за сутки. При аренде на более долгий срок можно получить скидку от 10 до 50%. К этому обязателен депозит или залог за автомобиль в сумме 30–50 тыс. тенге.

Модели эконом-класса: сутки аренды Daewoo Matiz Joy стоят 7 тыс. тенге. Lada Kalina или Lada Granta можно арендовать за 8 и 10 тыс. тенге соответственно. Renault Logan стоит от 9 тыс. тенге, а за 11,5 тыс. тенге можно выбрать Volkswagen Polo, Hyundai Accent или Chevrolet Aveo. Стоимость проката Kia Rio и Skoda Rapid стартует с 13 тыс. тенге, а Toyota Corolla – c 23 тыс. тенге.

Среди автомобилей класса комфорт можно выбрать одну из моделей популярной в Казахстане Toyota Camry. Модели от 30 до 55 обойдутся в среднем в 14–25 тыс. тенге в сутки. А цена на последнюю Camry 70 стартует с 32 тыс. тенге. Lexus GS 300 2002 года выпуска обойдется в 13 тыс. тенге в сутки, а Lexus GS 300 2017 года – в 23,5 тыс. тенге. Кроме того, в этом сегменте представлены Ford Mondeo (от 16 тыс. тенге), BMW 525I (от 23,5 тыс. тенге), а также Нundai Еlantra. Причем среди последних доступны модели 2018 (от 18 тыс. тенге) и 2019 (от 22 тыс. тенге) годов.

В премиум-сегменте представлены практически все ведущие мировые бренды. Стоимость за сутки проката этих автомобилей стартует с 40 тыс. тенге. За эту сумму можно арендовать Jaguar XF. Mercedes S-Class обойдется в сумму от 60 до 100 тыс. тенге. Если хочется чего-то более экзотического, то можно выбрать, например, Bentley Coupe 2010 года (100 тыс. тенге) или Chevrolet Camaro 2015 года (от 50 тыс. тенге в сутки).

Сегмент внедорожников и кроссоверов также представлен автомобилями как эконом-класса, так и премиум. Здесь цены варьируются от 17 до 100 тыс. тенге в сутки. Один из самых бюджетных «проходимцев» – Renault Duster (от 17 тыс. тенге). Корейские кроссоверы Hyundai Tucson Hyundai Creta или Kia Sportage можно арендовать за 20 тыс. тенге.

Стоимость внедорожников Toyota (Land Cruiser Prado, Fortuner, Land Cruiser 100) стартует с отметки 25 тыс., так же как и Lexus LX 470. За Range Rover придется заплатить от 25 до 60 тыс. тенге. Цена на Mercedes-Benz G-Class (иначе говоря, Gelandewagen) начинается от 40 тыс. тенге. Кроме того, в премиум-сегменте предлагаются Porsche Cayenne (от 30 тыс. тенге), Audi Q7 (от 30 тыс. тенге), Сadillac Escalade (от 40 тыс. тенге), Infinity QX56 (от 45 тыс. тенге), BMW X6 (от 50 тыс. тенге) и Lexus LX 570 (от 60 тыс. тенге).

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Как вы провели или планируете провести отпуск этим летом?

Варианты

 

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций