Перейти к основному содержанию
2702 просмотра

Не переобуешься

В нынешнем году шинный рынок Казахстана демонстрировал уверенный рост. По оценкам участников рынка, он составил 9–20% и достиг примерно $200–300 млн – для грузового и почти столько же – для легкового сегментов. Но, несмотря на рост, нынешней зимой возник дефицит зимних шин премиум-класса: Kumho, Goodyear, Dunlop в зимнем сегменте практически не представлены.

Не переобуешься

Не переобуешься
В нынешнем году шинный рынок Казахстана демонстрировал уверенный рост. По оценкам участников рынка, он составил 9–20% и достиг примерно $200–300 млн – для грузового и почти столько же – для легкового сегментов. Но, несмотря на рост, нынешней зимой возник дефицит зимних шин премиум-класса: Kumho, Goodyear, Dunlop в зимнем сегменте практически не представлены.

Нынешний год оказался для казахстанского шинного рынка удачным. После провального 2009 года (падение продаж на 26%), в 2010 году он чуть-чуть (на 3%) подрос, и в нынешнем году поднялся, по разным данным, на 9 и даже 15–20%. По оценкам «Мишлен», рынок легковых шин в Казахстане увеличится до 2,58 млн шин. По данным группы СВС, грузовой сегмент вырос с 620 до 780 тыс., а легковой – с 2,2 до 2,7 млн штук.

По приблизительным расчетам, объем рынка увеличился до $200–300 млн – для грузового и $200–250 млн – для легкового сегментов. В итоге он достиг уровня 2007 года.

Прежде всего этому способствовал рост автопродаж: «…основной тренд 2011 года – это активное обновление автопарка: оно связано как с ростом продаж новых автомобилей, так и с большим ввозом на территорию страны бывших в употреблении зарубежных автомобилей по действовавшим до 1 июля 2011 года льготным ставкам для физлиц», – отметил гендиректор «Мишлен» в России и СНГ Тьерри Шиш.

По-прежнему львиную долю рынка занимают шины производства СНГ (большая часть – России, а также Украина и Беларусь). «Они – самые дешевые и ставятся на все – не только на российские автомобили, но и на мерседесы, ауди, BMW. Владелец 20-летней машины не будет ставить дорогие шины», – пояснил генеральный менеджер группы «СВС» Олег Туркин.

Однако, по оценкам аналитиков СВС, шины, произведенные в СНГ, постепенно теряют свои позиции (см. табл.). Перераспределяется рынок в пользу китайских производителей. «Китайская шинная индустрия набирает обороты, они улучшают качество, наращивают модельный ряд и предлагают очень привлекательные цены. Они вытесняют российских производителей, начиная с 2005 года. Судите сами: в 2005 году у России было 95% – в грузовом и 92% – в легковом сегментах. А у Китая в 2005 году был только 1%», – рассказал «Къ» Олег Туркин.

По его словам, премиум-сегмент, представленный японскими и европейскими шинами, вырос незначительно.

«Рост продаж новых автомобилей и большой ввоз б/у иномарок в первом полугодии 2011 года позитивно сказываются на продажах шин в наступившем зимнем сезоне. Рынок зимних шин Казахстана отличается большой долей шипованных шин и востребованностью шин для вседорожников», – отметил Тьерри Шиш.

Однако в нынешнем году потребители ощутили дефицит зимних шин в премиум-сегменте. «В 2011 году на казахстанском рынке шины Kumho, Goodyear, Dunlop в зимнем сегменте практически не представлены. По моему мнению, это связано с недопроизводством шин мировыми производителями, и спрос чуть превысил предложение. Поэтому конъюнктура для нас, как эксклюзивных дистрибьютеров Bridgestone, сложилась благоприятная», – порадовался Олег Туркин.

«Мишлен» тоже не остался в стороне: «Мишлен» этой зимой представляет шипованную шину MICHELINLatitudeX-IceNorth 2 для вседорожных автомобилей. Она отличается улучшенными характеристиками торможения на снегу и льду», – похвалился г-н Шиш.

Проблемы казахстанского рынка связаны с незаконным ввозом шин. По некоторым оценкам, контрабанда и контрафакт достигают 20% от объема рынка (200–500 тыс. штук). Бороться с этой проблемой начал Таможенный союз: контрабанда ныне пресекается более жестко. Работает ТС и против б/у шин: после повышения комиссией ТС пошлин с 6,9 до 20 евро за колесо привозить их стало невыгодно.

Кроме того, в Казахстане нет эффективных инструментов контроля за правами на работу с торговыми марками. «В Казахстан шины Bridgestone ввозит каждый, кто хочет. А эффективных заградительных механизмов – нет. Мы даже не можем привлечь продавцов к ответственности за незаконную продажу – для этого нет нормативной базы. Правоохранительные органы могут ответить: товар растаможен, налоги заплачены, почему же они не имеют права продавать», – посетовал Олег Туркин. По его словам, на продажах вне своего канала дистрибуции они упускают до 15–20% продаж. Впрочем, он считает, что это – немного: «Тойота теряет на этом гораздо больше».

Цены в нынешнем году поднимаются, однако рост – вдвое ниже прошлогоднего (20%) и останется на уровне 8–10%. «В 2010 году производители ощутили проблемы со сбором каучука, росли цены на энергоресурсы, нефть была в позитивном тренде, плюс необходимость компенсировать глобальную инфляцию. Все эти факторы и привели к резкому скачку цен в прошлом году», – пояснил г-н Туркин. «Пошлины высокие, говорят, что в этом году еще поднимутся», – пожаловался менеджер по продажам ТОО «Азияшинтрейд» Жандос Аскарбеков.

Впрочем, участники рынка уверены, что на объемах продаж рост цен не скажется, и настроены оптимистично: «Позитивная динамика сохранится и в последующие годы», – отметил Тьерри Шиш.

В «СВС» осторожно разработали два сценария. Если общеэкономическая ситуация не ухудшится, рынок будет расти. Если же начнется новая волна кризиса, он не упадет. «К Казахстану кризисные явления приходят откликом, и инерция спада проявится не раньше, чем через год», – пояснил Олег Туркин.

Воспользоваться ростом рынка смогут те компании, которые сумеют предложить более интересные маркетинговые, а, главное – сервисные предложения. «На Алматы надо 10 сервисных центров, устроенных по требованиям мировых производителей. Сейчас их всего 6–7, из них половина требованиям не соответствует», – поделился г-н Туркин.

Впрочем, «шинная дистрибуция Казахстана становится более диверсифицированной и квалифицированной. Увеличивается число профессиональных шинных центров, растет доля брендированных партнерств. Сегодня через эти каналы осуществляется 64% продаж. 29% по-прежнему реализуется через открытые рынки. Остальные каналы дистрибуции (автосалоны, сервисные станции, магазины автозапчастей) не столь значительны с точки зрения продаж шин», – сообщил Тьерри Шиш.

Структура импорта шин в Казахстан (По данным группы СВС)
Страна-производитель 2010 2011
Грузовые, % Легковые,% Грузовые,% Легковые,%
СНГ 80 82 75 78
Китай 15 7 20 9
Корея 5 6
Япония 3 2 3,5 3
ЕС 1-1,3 2 1,3 2
Остальные производители 0,7-1 2 0,2 2

banner_wsj.gif

1218 просмотров

Чрезвычайное положение снизило количество ДТП в Казахстане

Также стало меньше страховых случаев с участием автовладельцев

Фото: Офелия Жакаева

В марте в Казахстане снизилось количество дорожно-транспортных происшествий, но аварийные комиссары страховых компаний продолжают работать. С введением карантина в крупных городах заторы на дорогах снизились до нуля или одного балла, но ДТП происходить не перестали.

«В Алматы с 19 по 30 марта этого года было зафиксировано всего 57 дорожно-транспортных происшествий, один человек погиб. В прошлом году за этот же период произошло 81 ДТП, четверо погибших», - сообщает официальный представитель департамента полиции Алматы Салтанат Азирбек.

По статистике страховых компаний в марте две трети дорожно-транспортных происшествий пришлись на первую половину месяца. 

«В Казахстане в марте мы наблюдаем снижение количества страховых случаев с участием автовладельцев. Например, если в январе в страховой компании Amanat было зарегистрировано 555 страховых случаев по обязательному, и по добровольным видам, а в феврале – 708, то с 1 по 28 марта мы зафиксировали всего 309 случаев», - рассказывает начальник отдела страховых выплат АО «СК «Amanat» Алексей Магдин

Начальник департамента страховых выплат АО «СК «Сентрас Иншуранс» Андрей Былин отметил, что в связи с введением карантина количество звонков по ДТП снизилось на 80-85%. «Для оформления выплат сбор документов проходит онлайн через сайт компании, е-майл или WhatsApp, работа по урегулированию не останавливаем», - говорит он.

Страховые компании разделились на два лагеря. Первые минимизируют выезды на место происшествий аварийных комиссаров. «Все сотрудники работают в масках и предупреждены о минимальном контакте с участниками ДТП на расстоянии не менее 1-2 метров», - объясняет представитель СК «Сентрас Иншуранс».

В других страховых компаниях аварийные комиссары помогают клиентам только дистанционно по телефону и мессенджерам. Такие страховщики разрешили клиентам самостоятельно проводить осмотр поврежденного авто с фото- и видеофиксацией. 

«При ДТП мы рекомендуем для его фиксации вызывать на место сотрудников дорожной полиции. По страховым случаям, произошедшим по добровольным видам, клиенты могут самостоятельно фотографировать обстоятельства наступления страхового случая, повреждения имущества и транспортных средств и пересылать далее в компанию», - объясняет управляющий директор СК «Коммеск-Өмір» Ержан Рамазанов.

Центры выплат всех страховых компаний перешли на дистанционный режим работы. Прием документов по всем городам осуществляется через сайты компании, мессенджеры, электронные почты и другие электронные каналы коммуникации.

Режим чрезвычайного положения введен в Казахстане с 8:00 16 марта по указу президента Казахстана Касым-ЖомартаТокаева и будет действовать до 15 апреля. С 19 марта в Нур-Султане и Алматы введен карантин.

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_kaz.png