Лобовое столкновение

Опубликовано
АО «Казкоммерцбанк» намерено приступить к принудительному исполнению решения суда по задолженности АО «Азия Авто». Ведущий автопроизводитель Казахстана и крупнейший банк страны обменялись «любезностями», обвиняя друг друга в рейдерстве и злостном уклонении от обязательств. На руках у «Азии Авто» – документ о возможной продаже «Казкомом» акций предприятия некой зарубежной компании.

АО «Казкоммерцбанк» намерено приступить к принудительному исполнению решения суда по задолженности АО «Азия Авто». Ведущий автопроизводитель Казахстана и крупнейший банк страны обменялись «любезностями», обвиняя друг друга в рейдерстве и злостном уклонении от обязательств. На руках у «Азии Авто» – документ о возможной продаже «Казкомом» акций предприятия некой зарубежной компании.

Согласно решению Специализированного межрайонного экономического суда Восточно-Казахстанской области, АО «Азия Авто» должно было выплатить банку долг по облигациям в размере 522,25 млн тенге, а также расход по уплате госпошлины в размере 15,667 млн тенге. Определением апелляционной судебной коллегии Восточно-Казахстанского областного суда от 20 сентября 2010 года АО «Азия Авто» была предоставлена отсрочка исполнения указанного решения суда сроком на один год. 21 сентября 2011 года наступило окончание срока отсрочки.

Напомним, что ранее, весной 2010 года, АО «Казкоммерцбанк» подало иск о взыскании просроченной задолженности в размере 522,25 млн тенге ($3,5 млн): АО «Казкоммерцполис» – на сумму 232,09 млн тенге ($1,57 млн), АО «Казкоммерц Секьюритиз» – на 135,44 млн тенге ($920 тыс.), АО «Казкоммерц-Life» – на 73,4 млн тенге (около $500 тыс.). По данным облигациям «Азией Авто» был допущен дефолт по выплате вознаграждения за шестой купонный период (с 3 июля 2009 года по 3 января 2010 года) и по выплате основного долга.

В своем официальном пресс-релизе «Азия Авто» сообщает, что не испытывает проблем с ликвидностью и выплаты по задолженности уже начаты. АО «Азия Авто» объявило, что банк является единственным кредитором компании, с которым так и не удалось достичь компромисса в переговорах о реструктуризации задолженности. Назвав действия банка «абсурдными и рейдерскими», АО «Азия Авто» заявило, что было вынуждено в свое время изыскивать финансовые ресурсы за пределами республики, поскольку банк всячески блокировал попытки компании привлечь займы для пополнения ликвидности внутри страны. Более того, компании стало известно, что официальным письмом АО «Казкоммерцбанк» уведомило правительство РК о проведении переговоров о продаже акций АО «Азия Авто» некой иностранной компании.

Как сообщили «Къ» в АО «Казкоммерцбанк», сейчас банк является держателем купонных облигаций АО «Азия Авто» номинальной стоимостью 500 млн тенге. 3 января 2010 года эмитентом был допущен дефолт. После этого банк обратился в суд с иском. Решением Специализированного межрайонного экономического суда Восточно-Казахстанской области от 18 марта 2010 года с АО «Азия Авто» в пользу банка взыскано 537 917 500 тенге. Помимо этого, согласно пункту 8.1 проспекта выпуска облигационной программы АО «Азия Авто» и норме пункта 8 Статьи 31 Закона «О рынке ценных бумаг», эмитент, допустивший просрочку, обязан выплатить держателям облигация неустойку (пени) в размере ставки рефинансирования (7,5% годовых) за каждый день просрочки. С момента завершения отсрочки для АО «Азия Авто» наступила обязанность исполнить решение суда путём совершения в пользу банка единовременного платежа в объёме взысканной суммы. «Вопреки решению суда, эмитент, допустивший дефолт по облигациям, не исполняет решение суда в установленный срок», – заявляется в официальном письме банка.

В официальном ответе банка не говорится о том, вел ли банк переговоры о реструктуризации задолженности компании, или же иск был подан сразу. Банк отказался сообщить «Къ», ведет ли он в действительности переговоры с кем-либо о продаже пакета бумаг АО «Азия Авто». Также не было получено ответа, препятствовал ли банк компании в поисках финансовых ресурсов внутри страны, о чем говорится в обвинительном пресс-релизе «Азия-Авто». При этом банк отрицает обвинение в рейдерстве, прозвучавшее от АО «Азия Авто», считая его «надуманным, лишенным каких-либо оснований и способным расцениваться исключительно как намерение должника уклониться от предусмотренной законом ответственности».

Тем временем, как комментирует «Къ» «Азия Авто», компания не прекращала выплаты по обязательствам перед держателями облигаций. С начала года завод выплатил, в том числе АО «Казкоммерцбанк» и аффилированным с ним компаниям, 818 млн тенге. Сейчас в адрес АО «Казкоммерцбанк» предприятие ежедневно выплачивает 10 млн тенге. «Выплата этих средств происходит добровольно и без каких-либо «напоминаний» со стороны банка. До конца года держатели наших облигаций дополнительно получат 1,04 млрд тенге. Таким образом, долг в пользу АО «Казкоммерцбанк», который послужил поводом для очередной информационной атаки, будет полностью выплачен. Это произойдет не под давлением банка, а в соответствии с графиком исполнения обязательств, который сформирован с учетом денежных потоков, генерируемых предприятием. Этот график неоднократно и в разных вариантах предлагался «Казкому», но банк последовательно игнорировал предпринимаемые нами шаги», – сообщает «Къ» президент АО «Азия Авто» Ержан Мандиев. «Предложений об отказе, полном или частичном списании долговых обязательств АО «Азия Авто» в адрес своих кредиторов не направляло. Это относится как к обсуждаемому сегодня, так и к прочим обязательствам завода. Следовательно, основания для обращения взыскания на какие-либо активы компании объективно отсутствуют», – уверен г-н Мандиев.

Он также рассказал «Къ», что главным инструментом банка в препятствовании компании привлечь финансирование внутри страны являлись множественные судебные иски, ответчиками по которым стал завод и компании, входящие в группу «БИПЭК АВТО». Находясь в состоянии всё новых и новых судебных тяжб с «Казкоммерцбанком», было невозможно вести переговоры о привлечении финансирования. Занимательно то, что «Къ» не удалось получить копию или фрагмент письма банка в правительство РК, в котором представители АО «Казкоммерцбанк» прямо сообщают о проведении переговоров касательно продажи пакета акций завода иностранной компании. «Мы рассматриваем возможность обнародования этого документа целиком. Поэтому не хотелось бы озвучивать отдельные детали», – парирует г-н Мандиев.

Президент компании добавил, что период оборота средств для компании составляет четыре-шесть месяцев и отвлечение даже небольшой части средств может сломать производственный график, а это меняет не только сам график, но и снижает поток выручки, создает риск неисполнения обязательств перед поставщиками комплектующих, клиентами, другими кредиторами и местным бюджетом. Поэтому в 2010 году АО «Азия Авто» обратилось ко всем партнерам с просьбой смягчить график выплат, в том числе по облигационным займам. «Из всех партнеров «неадекватную» позицию заняло только АО «Казкоммерцбанк». На начальной стадии бескомпромиссность банка вызвала у нас лишь недоумение – мы полагали, что в банке просто недопонимают текущего положения дел на автомобильном рынке. Напомню, что в период с 2007 по 2009 год объем продаж новых автомобилей в республике упал с 60 тыс. до 19 тыс. автомобилей. Нам скоро стало ясно, что представители банка не просто некомпетентны в оценках отечественного авторынка, но и решили воспользоваться ситуацией. Они понимали, что с завершением кризиса крупнейшее в республике автосборочное предприятие в условиях Таможенного союза привлечет особый интерес инвесторов», – утверждает г-н Мандиев. «Действия банка за прошедшие два года укладываются в логику «добивания» предприятия в целях перепродажи залоговых активов. Наши предложения об изменении сроков погашения он последовательно игнорировал. Взамен «диалога», принятого в таких случаях, банк вел активную атаку с использованием «судебного ресурса». Последние сомнения были отметены, когда банк сообщил в правительство РК о намерении продать активы завода иностранной компании. А вскоре после этого Генеральная прокуратура РК квалифицировала действия АО «Казкоммерцбанк», но уже в отношении группы компаний Resmi, как рейдерские», – заключил президент компании.

Об «Азия Авто»По данным Qncepto, в августе 2011 года в сегменте легковых автомобилей в Казахстане шестую и восьмую позиции заняли автомобили KIA (128 ед.) и Chevrolet (112 ед.), выпускаемые заводом АО «Азия Авто».

Показатели АО «Азия Авто» на 1 июля 2011 года:
Собственный капитал компании – 2 615 624 тыс. тенге
Размер активов -– 10 217 386 тыс. тенге
Объем продаж – 7 763 095 тыс. тенге
Валовый доход – 1 894 785 тыс. тенге
Чистая прибыль – 697 677 тыс. тенге
Балансовая стоимость простой акции – 26 153 тенге

Читайте также