Michelin начал с регионов

Опубликовано
Компания Michelin («Мишлен») объявила о наращивании своего присутствия в Казахстане. Начав развивать сеть шинных центров в регионах РК, компания присматривается к партнерам в Астане и Алматы. Об этом «Къ» рассказал глава Восточно-Европейской географической зоны Группы Michelin, генеральный директор компании в России и СНГ Эрик Фэди.

Компания Michelin («Мишлен») объявила о наращивании своего присутствия в Казахстане. Начав развивать сеть шинных центров в регионах РК, компания присматривается к партнерам в Астане и Алматы. Об этом «Къ» рассказал глава Восточно-Европейской географической зоны Группы Michelin, генеральный директор компании в России и СНГ Эрик Фэди.

– Как поделен рынок шин Казахстана между конкурентами?

– У меня нет четких данных в цифрах, мы только изучаем рынок. Но могу сказать, что авторынок Казахстана сейчас очень активно развивается и рынок шин следует за ним. Мы, конечно, хотим использовать эту трансформацию и, так сказать, стоять у ее истоков. Современный рынок автомобилей в Казахстане во многом можно назвать премиальным, особенно в части внедорожников. У вас в Алматы и в Астане больше автомобилей 4х4, чем в Париже. Наша цель – премиальный сегмент шинного рынка, на который сейчас приходится 15-20%. Конкуренты в Казахстане у нас те же, что и на мировом рынке. Кстати, мы прогнозируем и их оживление здесь, поэтому строим свою дистрибуционную сеть и делаем упор на развитие нашей партнерской розничной сети Tyreplus на рынке.

– Всем известно, что шины Michelin можно купить и на авторынке. Какая доля продаж приходится на официальных дистрибьютеров и какая – на «серых»? Есть отличия в цене и качестве?

– Мы находимся на свободном рынке, и это означает, что тот, кто хочет продавать наши шины, обязательно найдет их и сможет продавать. Трудно оценить, сколько процентов шин продается через наши официальные профессиональные шинные центры, а сколько на авторынках с учетом «серого» и «черного» импорта. Средняя цена шины Michelin для автомобиля 4х4 сейчас – 120-150 евро, и разница в цене в шинном центре и на авторынке обычно незначительная. Мы добиваемся развития национальной сети профессиональных дистрибьютеров. Шина – единственное связующее звено между автомобилем и дорогой, поэтому она является ключевым элементом для безопасности водителя. И премиальная шина должна обязательно продаваться с сопутствующим сервисом – к определенному типу авто должна быть подобрана правильная шина, должны быть правильно произведены монтаж и балансировка. Поэтому мы очень большое внимание уделяем обучению персонала в центрах Tyreplus.

– Почему центры Tyreplus есть в регионах, но их нет в Алматы и Астане?

– Мы хотим задать высокий уровень стандартов для наших шинных центров. Cейчас ищем партнеров в Алматы и в Астане, которые имеют такое же отношение к уровню качества, как и Michelin. Мы уверены, что в ближайшее время шинные центры Tyreplus откроются и в этих городах. В Астане, например, нами уже подписан контракт на сотрудничество.

– Вы заявили, что цель Michelin – довести свою долю рынка в Казахстане до уровня присутствия компании на мировом рынке. Какая это доля?

– Если быть с вами абсолютно откровенным, у нас нет на сегодняшний момент стопроцентно надежной методики для измерения нашей доли рынка в Казахстане.
Предполагаем, что в Казахстане уже находимся в районе среднемировой доли. Но на сегодняшний момент – это больше некое понимание, чем четко обозначенная цифра. На мировом рынке доля Michelin – 18%.

– Как отразились на Michelin изменения в таможенной политике Казахстана?

– Хорошо. Мы стали платить вдвое меньше. Раньше платили, когда ввозили продукцию в Россию из Европы и затем – при пересечении границы Казахстана. Теперь платим один раз, и наши шины станут доступнее по цене, хотя и не на всю сумму пошлины.

– Есть ли у Michelin планы по строительству завода в Казахстане?

– Сегодня у компании есть завод по производству легковых шин в России (Давыдово, Московская область) и еще 71 производственная площадка в мире. Пока этих производственных мощностей достаточно, чтобы эффективно развиваться в Казахстане.

– Почему ранее Michelin был неактивен в Казахстане, а сейчас начинает полномасштабную рекламную кампанию?

– В мире есть много стран с растущей экономикой, где Michelin недостаточно активен. И одной из причин создания Восточно-Европейской географической зоны в октябре 2009 года стала как раз задача развиваться более активно в двенадцати входящих в нее странах. При этом приоритет мы отдаем России, Казахстану и Украине. До этого, когда мы были частью Европейской зоны, ее дирекция смотрела на рынки от Владивостока до запада Ирландии, и для них Казахстан был одним из многих других рынков. Для меня Казахстан является ключевым рынком, мы хотим развиваться здесь и будем делать это. Я уверен, что кризис уже позади, и Казахстан ожидают долгие годы энергичного развития.

Рынок автомобильных шин Казахстана

Рынок легковых шин в РК в 2009 году составил 2,3 млн, что на 26% меньше, чем в 2008 году. В связи с постепенным оживлением на автомобильном рынке, а также увеличением импорта шин основных мировых производителей за первые 8 месяцев 2010 года на 38%, стоит ожидать стабилизации и роста шинного рынка не только в объеме, который, по прогнозам Michelin, составит 6% в 2010 году и 8% в 2011 году, но и в денежном выражении, поскольку речь идет об увеличении импорта шин средней и высокой ценовой категории.
В структуре рынка легковых шин Казахстана вследствие высокой популярности автомобилей класса SUV (внедорожники, кроссоверы) доля предназначенных для них шин составляет 18% в общем объеме рынка. При этом в сегменте премиальных шин доля для авто с колесной формулой 4х4 еще выше – около 35%.
Казахстанский шинный рынок отличается ярко выраженной сезонностью: 55% составляют летние и 45% – зимние шины. В сегменте зимних шин – 76% шипованные, 15% – нешипованные нордического типа (для суровых зим) и только 9% – нешипованные шины для мягких европейских зим.
Шинная дистрибуция на 85% представлена точками продаж без сервиса – открытыми рынками, магазинами автозапчастей, и только 15% составляют точки продаж, предоставляющие сервис – к ним относятся автосалоны, профессиональные шинные центры. По прогнозам Michelin, со временем рынок дистрибуции будет все более диверсифицироваться.

Michelin

Чистый доход в 2009 году – 14,8 млрд евро.
Обороты в Казахстане не раскрываются.
В Казахстане имеет сеть партнерских шинных центров Tyreplus в Кокшетау, Костанае, Актобе, Семее, Уральске и Караганде. До конца текущего года планируется открытие центра в Павлодаре.

Читайте также