Февраль разогнал авторынок

Опубликовано
Согласно исследованию, проведенному компанией Qncepto, впервые с 2007 года на территории Казахстана в феврале 2010 года зафиксирован рост продаж автомобилей официальными дилерами. Итого, в месяце было продано 1 179 легковых автомобилей, что на 15,1% больше, чем годом ранее. Кроме того, на столько же выросли объемы продаж машин и в России.

Согласно исследованию, проведенному компанией Qncepto, впервые с 2007 года на территории Казахстана в феврале 2010 года зафиксирован рост продаж автомобилей официальными дилерами. Итого, в месяце было продано 1 179 легковых автомобилей, что на 15,1% больше, чем годом ранее. Кроме того, на столько же выросли объемы продаж машин и в России.

Структура рынка автомобилей в разрезе брендов не слишком изменилась. Наиболее востребованная десятка марок автомобилей осталась прежней, исключение – выход из тройки лидеров японской Toyota. «АвтоВАЗ» увеличил свои продажи по сравнению с январем на 10%. С небольшим отрывом идет Mitsubishi – под этим брендом было продано на 6,7% больше автомобилей, чем в январе 2010 года. При этом, как пояснили «Къ» в компании ТОО «Риком-Каз», являющейся эксклюзивным дистрибьютором Mitsubishi Motors в РК, при неизменности цен на автомобили рост продаж связан с наличием хорошего запаса доступных машин по старым ценам и отсутствием такового у основных конкурентов. Между тем продукция узбекского УЗ-Daewoo, которая не облагается импортной пошлиной в рамках соглашения по СНГ, была реализована на 14,3% больше, чем в январе.

По мнению представителей компании Qncepto, именно по причине сокращения запасов и лишь отчасти на фоне скандалов, связанных с отзывом дефектных автомобилей, продажи дилеров Toyota в феврале сократились на 18,6%. А тем временем темп роста на 39,7%, по отношению к январю 2010 года, показали продажи автомобилей марки УАЗ. В свою очередь 15%-й спад продаж, по отношению к январю, зафиксирован у автомобилей Nissan. Как подчеркнула «Къ» координатор по связям с общественностью Nissan Kaz Евгения Беспалова, помимо нескольких факторов снижения продаж, основным все же можно назвать снижение запаса машин на дилерских стоках к февралю 2010.

Однако несмотря на это, со статистическим ростом в 40% завершил месяц Hyundai. А близкую по темпам динамику, но со знаком «минус» показал дилер Volkswagen, продажи которого по отношению к январю упали на 38,5%. Свои продажи удвоил в феврале Chevrolet. Замыкает TOP-10 наиболее востребованных в феврале брендов автомобили марки Suzuki.

Если посмотреть на структуру казахстанского автомобильного рынка в разрезе моделей, то безусловным лидером продаж с начала года числится узбекская Daewoo Nexia – 140 реализованных автомашин в феврале 2010 года. Второе и третье места в списке продаж занимает продукция «АвтоВАЗа»: «семерка» и Lada 4×4 (Niva) с продажами 64 и 63 а/м, соответственно. Toyota Corolla оттеснена на 4-е место, а модель Camry, как и в январе, занимает 7-ю строчку. Замыкают десятку лидеров две модели производства СНГ – Daewoo Matiz и Lada Priora.

Что касается структуры рынка в разрезе компаний-дилеров, то лидером в феврале стала группа компаний «БИПЭК АВТО». Ее рыночная доля выросла до 27%. Но зато без малого половину своей рыночной доли за отчетный месяц утратила КМК «Астана Моторс» – ее вклад просел до 9,1%, с январских 15,5%. По заявлению Nissan Kaz, в 2009 году компания заняла 6% от рынка официально завезенных импортных машин. А в 2010 году есть планы достичь 6,5%.

Между тем большинство игроков все еще находятся в процессе выработки своей ценовой стратегии, зависимой от изменений логистики поставок в рамках Таможенного союза. Так, по мнению Евгении Беспаловой, начало 2010 года, вполне возможно, не будет отличаться хорошей покупательской активностью в связи с неопределенной ценовой ситуацией на автомобильном рынке, а также с отсутствием достаточных запасов на складах. А во второй половине года возможен рост продаж, который можно будет объяснить как сезонностью, так и стабилизацией цен. Однако в компании «Риком-Каз» считают наоборот, а именно ожидают снижения продаж в связи с сокращением товарных запасов автомашин по старым ценам. Однако есть уже и первые примеры сотрудничества российских производителей и казахстанских дилеров. Так, в отчетный период на территории Казахстана были реализованы Renault Logan, выпущенные ООО «Автофрамос» (г. Москва). В целом же, симптомы перетока потребительского спроса в сегмент новых легковых автомобилей проявились в виде активизации продаж даже низколиквидных моделей.

Читайте также