Премиум-хэнд

Опубликовано
Насыщение казахстанского рынка дешевыми иномарками изменит вторичный рынок, на котором останутся лишь авто премиум-класса.

Премиум-хэндНасыщение казахстанского рынка дешевыми иномарками изменит вторичный рынок, на котором останутся лишь авто премиум-класса.

В Казахстане до сих пор нет адекватной статистики, которая учитывала бы емкость вторичного автомобильного рынка. Разброс цифр по данному вопросу составляет от 150 до 350 тыс. машин. В текущем году из-за финансового кризиса авторынок, в том числе и вторичный, сжался примерно вполовину. Однако в Казахстане уже наличествуют, примерно 120 тыс. ввезенных ранее подержанных автомобилей, большую часть которых продать проблематично.

Любой автомобиль, покинувший автосалон, сразу попадает на вторичный рынок, падая в цене в среднем на 25%. Учитывая, что ежедневно только в Алматы прибавляется около 50 новых автомобилей, можно представить, какими темпами растет внутренний вторичный рынок.

Для тех стран, где собственный автопром уже развит или набирает мощности, защитные меры являются одним из важных условий привлечения инвестиций в автомобильное производство. В Бразилии и Китае ввоз подержанных автомобилей вообще запрещен. В Индии пошлины на подержанные иномарки в последние годы колеблются в районе 150-200%.

В Казахстане же, по известным причинам, в основном из-за слабости покупательского спроса, растут объемы «серого» импорта. Люди по-прежнему выбирают «свежепригнанные» иномарки, не имея возможности покупать дорожающую «продукцию отечественного производителя» и вовсе недосягаемые новые импортные автомобили.

С другой стороны, поставка в страну подержанных импортных авто стала чрезвычайно выгодным бизнесом, в тени которого вращается, по разным оценкам, не один миллиард долларов. Так, средняя декларируемая стоимость автомашины при ввозе не превышает $1000-1500. Эти же автомобили на внутреннем рынке продаются примерно по $5-6 тысяч. После простейшей арифметической операции получается, что по самым скромным расчетам, в теневом обороте вращается более $4 млрд, из которых $1,5 млрд государство теряет в виде налогов. Существующие схемы растаможки подержанных автомобилей только поощряют громадную волну «серого» импорта.

Тем не менее, государство полно решимости прекратить ввоз в Казахстан старых иномарок, как утверждается – по объективным причинам, среди которых и ухудшающаяся экология, и растущая аварийность на дорогах, уносящая жизни тысяч людей. Действительно, в крупных городах, таких как Алматы, доля выхлопных газов достигает 80% всех вредных выбросов в атмосферу. При этом третья часть выбросов приходится на старые автомобили, использующие низкокачественное топливо.

В число запретительных мер входят и периодическое повышение ввозных пошлин на подержанные иномарки, и запрет ввоза «праворулек», и совсем свежее новшество – введение в Казахстане экологического стандарта ЕВРО-2.

Аналитики, эксперты авторынка полагают, что эта тенденция устойчива, и, в конце концов, прерогативой вторичного рынка станет премиум-сегмент с преимущественным наполнением большой немецкой тройкой: Audi – Mercedes-Benz – BMW. Так что, уже в 2010-2011 гг. Казахстан имеет все шансы прийти к новым формам цивилизованной торговли. Новизна форм будет заключаться в том, что дешевую подержанную машину будет проще выбросить, чем продать.

Читайте также