Меньше покупать, но дороже платить

Опубликовано (обновлено )
В январе и феврале 2009 года объем продаж новых автомобилей упал на 53,36% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Февральские продажи текущего года также упали на 36,2% по отношению к январским. Автодилеры называют спад сезонным, поскольку к весне покупатели ожидают автомобили нового года выпуска.

В январе и феврале 2009 года объем продаж новых автомобилей упал на 53,36% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Февральские продажи текущего года также упали на 36,2% по отношению к январским. Автодилеры называют спад сезонным, поскольку к весне покупатели ожидают автомобили нового года выпуска.

Всего за два месяца было продано 2594 автомобиля. Рост продаж либо удержание на прежних позициях некоторых марок обусловлено специальными предложениями дилеров и акциями по продаже автомобилей 2008 года. Так, максимальный рост наблюдался, как ни странно, в дорогом секторе — продажи автомашин BMW в январе 2009 года по сравнению с январем 2008 года выросли на 30%, а в феврале — на целых 1200. Между тем средняя и низкая ценовые категории пострадали наиболее сильно.

Самое большое падение продаж — от 100% до 90% в отношении к февралю прошлого года — коснулось, прежде всего, автомобилей марки KIA, Renault, VW и Fiat. Продажи автомобилей Nissan за январь и февраль 2009 года снизились на 65% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года. Данное падение закономерно равно общему падению рынка новых автомобилей среднего ценового сектора.

В марте эта тенденция продолжится, но в апреле-мае этот ресурс будет исчерпан. Ожидается, что автомобильные дилеры выработают другие, интересные для покупателя стратегии, направленные на поддержание спроса.

Так, стартовая цена Nissan Almera Classic — $12440. Для выбравших Nissan Teana компания делает подарок в виде цены от $29600. То же касается и Nissan Pathfinder с ценой от $35650 как в бензиновой, так и в дизельной версии.

Все представители «десятки» самых продаваемых марок показали падение на двузначные величины по отношению к февралю 2008 года. При этом по некоторым моделям наблюдается рост: Lada Kalina — на 73%, Chevrolet Aveo — на 150%, Skoda Octavia A5 — на 180%. Кроме того, по-прежнему на лидирующих позициях остается российский брэнд Lada.

Снижение рынка в целом начинается с августа 2007 года, когда банки приостановили выдачу потребительских кредитов, в том числе на приобретение автомобилей. Весной 2008 года аналитики отметили первую волну «небывалых» ценовых предложений, фактически первую волну демпинговых цен, что временно повлияло на увеличение спроса. Далее в силу стабилизации экономики и законов сезонного спроса к лету 2008 года ситуация в какой-то степени нормализовалась.

Однако в октябре того же года под влиянием сырьевого кризиса наметилась очередная тенденция к снижению рынка. В результате показатели 2008 года снизились на 32% по сравнению с 2007 годом. Причиной дальнейшего снижения покупательской способности казахстанцев послужила девальвация тенге, что можно рассматривать как дополнительный к сезонному фактор уменьшения объемов продаж в январе-феврале 2009 года. По прогнозам автодилеров, и в текущем году ожидается дальнейшее снижение продаж новых автомобилей на 25-30%.

В целом снижение продаж наблюдалось в сегменте, где основные покупатели — средний класс. Продажи автомобилей стоимостью $15-35 тыс. упали незначительно, а продажи тех, что от $90 тыс. и выше, фактически даже выросли. Так, например, у BMW основные продажи пришлись на BMW X6 и 750 Li, Mercedes на фоне общих продаж успешно реализовал S500 4M L, а Toyota — Land Cruiser 200.

Лидерами потребительских предпочтений, по информации компании «Азия Авто», являются классические модели, типа Lada 4×4 (Нива), а также Chevrolet Lacetti и Skoda Octavia. Эти модели относятся к гольф-классу, наиболее продаваемому во всем мире, особенно в последнее время, когда стоимость автомобиля, а также затраты на топливо и обслуживание стали важнейшими аргументами при его выборе. Ожидается, что в этом году доля Chevrolet Lacetti на казахстанском рынке будет продолжать увеличиваться. Для этого есть все основания, поскольку цена автомобиля является наиболее выгодной в своем сегменте.

Читайте также