Автодилеры продали меньше

За период с января по октябрь 2008 года, по сравнению с аналогичным периодом 2007 года, продажи новых автомобилей импортного производства, поставленных на территорию РК через официальных дилеров, снизились почти на 60%. Бессменным лидером по количеству покупаемых автомобилей является бренд Toyota - 29,4% общего рынка новых автомобилей. На втором месте марка Daewoo - 10,3% рынка. На третьем месте - бренд VW - 9,3% рынка.

Автодилеры продали меньше

Автодилеры продали меньше
За период с января по октябрь 2008 года, по сравнению с аналогичным периодом 2007 года, продажи новых автомобилей импортного производства, поставленных на территорию РК через официальных дилеров, снизились почти на 60%. Бессменным лидером по количеству покупаемых автомобилей является бренд Toyota - 29,4% общего рынка новых автомобилей. На втором месте марка Daewoo - 10,3% рынка. На третьем месте - бренд VW - 9,3% рынка.

По состоянию на 31 октября 2008 года на территории Казахстана официально представлены 22 марки автомобилей импортного производства.

Продажи новых автомобилей импортного производства через официальных дилеров на территории РК в октябре 2008 года составили 1909 автомобилей, что на 7% меньше продаж сентября 2008 года и на 35% меньше количества автомобилей, проданных в октябре 2007 года.

Продажи всех официальных представителей автомобильных брендов на территории РК за период январь-октябрь 2008 года составили 20163 автомобилей, что на 7687 штук, и, соответственно, на 27,6% меньше, чем за аналогичный период 2007 года.

Несмотря на снижение покупательской активности вследствие ухудшения экономической ситуации в республике, два бренда показывают положительную динамику - увеличение количества продаваемых автомобилей по сравнению с аналогичным периодом прошлого года: Ssang Young - увеличение на 87,9% и Mitsubishi - на 7,5%.

Наихудшую динамику продаж автомобилей за период январь-октябрь 2008 г. по сравнению с 2007 годом показывают следующие бренды: Audi - снижение показателей на 67,8%, Fiat - на 59,6%, Mercedes - на 56,4 % (см. таблицу 2).

В связи с тяжелым положением мировой экономики, которое в числе первых почувствовала на себе автомобильная промышленность, в 2008 году произошло резкое сокращение объемов продаж автомобилей на всех ключевых рынках мира. Казахстан мировой финансовый кризис затронул одним из первых - раньше, чем, например, Россию и Украину.

Соответственно, большие потери понес и казахстанский рынок автомобилей. Снижение объемов продаж автомобилей в РК напрямую связано с сокращением доступных программ автокредитования банками и ростом кредитных ставок. Так, доля продаж в кредит, например, у КМК «Астана Моторс» в 2008 году составила 19% или 1604 автомобиля. Тем не менее, у этой компании количество сделок в кредит в сравнении с 2007 годом снизилось на 38%. На долю корпоративных продаж «Астана Моторс» в 2008 году пришлось 2352 автомобиля или 28% всего рынка.

В сложившейся ситуации между автодилерами до предела обострилась конкуренция: на рынке идет непрерывная борьба за каждого покупателя. Для большинства казахстанских потребителей на первый план вышла проблема более доступной цены автомобиля. Дилеры ответили на это различными скидками и маркетинговыми акциями. Так, скидки на автомобили у основных акторов казахстанского авторынка достигали 20% , в то время как в соответствующем периоде 2007 года уровень скидок не превышал 7%.

Помимо того, в минувшем году усилилась тенденция роста продаж автомобилей в регионах республики и одновременного снижения спроса в Алматы. Так, если в 2007 году доля региональных продаж у ведущих автодилеров составляла около 45%, то в 2008 году - уже 51%.

В то же время, существенно уменьшилось (15 компаний в 2008 году против более 40 в 2007) количество крупных серых импортеров, поставляющих на рынок Казахстана новые автомобили различных производителей.

В неблагоприятной экономической обстановке изменения произошли и в предпочтениях казахстанских автомобилистов. Повысился спрос на более доступные, компактные и экономичные модели сегментов В и С. В классе внедорожников, которые пока сохраняют лидерство в популярности, напротив, наметился спад продаж. Большинство бюджетных организаций в 2008 году предпочли купить автомобили местного производства: Skoda и Chevrolet, в то время как в 2007 году выбирали автомобили Toyota, VW и Nissan.

В то же время только 3,4% (в 2007 году - 5%) казахстанских семей могли позволить себе приобрести новый автомобиль. Несомненно, это связано с тем, что ставка автокредитования выросла до 19% годовых, по сравнению с 16% 2007 года.

По прогнозам специалистов департамента маркетинга КМК «Астана Моторс», уровень продаж официальных дилеров Казахстана в 2009 году будет порядка 16000 единиц, что по сравнению с 34000 единиц, реализованных официальными дилерами в 2008 году, означает падение уровня продаж более чем на 100%. В то время как в 2008 году объем продаж сократился только на 29%.

Таким образом, кризис набирает обороты. Пока он коснулся автомобилей - предметов отнюдь не первой необходимости - что бы ни говорил по этому поводу Остап Бендер. Остается только надеяться, чтобы подобная тенденция не распространилась на более актуальные для населения секторы рынка.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

Дочки российских банков стали крупнейшими получателями денег по программе льготных автокредитов

В последнем транше БРК их долю приходится почти две трети выделенных средств

Фото: Depositphotos/keleny

Банк Развития Казахстана (БРК) направил 20 миллиардов тенге банкам на программу льготного автокредитования.

В свою очередь сам БРК получил эти деньги через облигационный заeм у АО «Казахстанский фонд устойчивости» (КФУ, дочерняя организация Национального банка). После этого деньги поступили в коммерческие банки, а уже сами БВУ выдают населению Казахстана автокредиты по ставке 4% до семи лет на машины не дороже 15 млн тенге.

За пять лет, с 2015 года, это шес­той транш БР; всего на эти цели со стороны государства БВУ было выделено 82 млрд тенге.  

«Два транша из Национального фонда в общей сумме 26 миллиардов тенге в 2015–2016 годах, два транша из республиканского бюджета в общей сумме 16 миллиардов тенге в 2018–2019 годах. В 2019–2020 годах БРК путем выпуска облигаций осуществил заимствование на 40 миллиардов тенге у АО «Казахстанский фонд устойчивости», – говорится в сообщении БРК.

Программа финансирования льготного кредитования рассчитана на 20 лет и основана на револьверном принципе: за счет средств, поступающих от погашения основного долга физическими лицами, получившими кредит, банки будут выдавать новые займы на приобретение автомобилей. «Благодаря такому повторному освоению средств казахстанцы приобрели на льготных условиях 20 629 автомобилей отечественной сборки на общую сумму 98 219 млн тенге», – уточняют в БРК. Средняя стоимость автомобиля по программе составляет более 4,7 млн тенге. 

Под действие программы льготного автокредитования попали два казахстанских производителя – АО «Азия Авто» и ТОО «СарыаркаАвтоПром», выпускающие машины под брендами JAC, Chevrolet, Ravon, УАЗ, Hyundai, Kia, Skoda, LADA и др. – всего 42 модели автомобилей.

В рамках шестого транша БРК направил 13 из 20 млрд тенге дочкам российских банков в Казахстане: Сбербанк России получил 8 млрд тенге, ВТБ Банк – 5 млрд тенге, ForteBank – 5 млрд тенге и Народный банк Казахстана – 2 млрд тенге.

Согласно данным с сайта БРК самые большие лимиты по программе имеет Сбербанк, который может получить более 19,1 млрд тенге, на втором месте Народный банк Казахстана – более 14,1 млрд тенге, на третьем – Евразийский банк – 11,1 млрд, далее идут Банк ЦентрКредит – 7,7 млрд тенге, ВТБ – 6,5 млрд, ForteBank – 1,64 млрд, АТФБанк – 1,6 млрд. Судя по всему, по ForteBank лимиты были увеличены.

Топ-менеджер казахстанского банка на условиях анонимности прокомментировал «Курсиву»: «Странно, что национальные программы финансируются через иностранные банки: получается, что мы субсидируем российские банки для покупки запчастей из России». 

АО «Банк Развития Казахстана» – национальный институт развития по модернизации и развитию несырьевого и инфраструктурного секторов экономики Казахстана, созданный в 2001 году. Основные направления деятельности – развитие производственной инфраструктуры и обрабатывающей промышленности, содействие и привлечение внешних и внутренних инвестиций в экономику страны. БРК выступает одним из крупнейших инвестиционных операторов Государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития (ГПФИИР). БРК входит в структуру АО «Национальный управляющий холдинг «Байтерек».

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg