409 просмотров

Что посмотреть в новогоднем казахстанском кинопрокате

Финальная часть «Звездных войн», отечественные комедии и голливудские мюзиклы

Фото: MeskPhotography/Shutterstock

Во всем мире рождественские и новогодние праздники – самые доходные две-три недели за весь год, поэтому прокатчики припасают на эти дни самое вкусное. Иногда прокат в конце года и начале следующего – это сплошная феерия, ведь какой фильм ни возьми – все прекрасны. Иногда хоть и разнообразие самое что ни на есть богатое – от эпохальных картин, которых ждут миллионы, до комедий из новинок местного проката, а горячо рекомендовать нечего. Похоже, конец 2019 года именно такой. Самый главный фильм, на который ставят все кинотеатры – новые «Звездные войны», получился уж очень неоднозначным, что, впрочем, не освобождает вас от его просмотра. Но обо всем по порядку.  

«Звездные войны: Скайуокер. Восход» 

Для всех кинофанатов и им сочувствующих обязателен просмотр девятой части «Звездных войн» (она же финальный эпизод последней трилогии), которая сейчас идет во всех кинотеатрах. Как бы вы ни отнеслись к новому творению Абрамса, но последняя битва далекой-далекой галактики, которая за 42 года существования стала очень близкой и родной, должна быть отсмотрена несмотря ни на чьи отзывы. Ведь только посмотрев завершающую часть, вы сможете определить: из наших вы или из других, будете ли вы гневно ругаться и говорить, что Disney только и делает, что выкачивает деньги из тех, кто ностальгирует по старым фильмам, и хватит уже цинично зарабатывать на мерчах, или же, наоборот, восхититесь тем, что сделал Джей Джей Абрамс и заключите: лучше закончить эту великую историю было невозможно. 

Краткий синопсис. Казалось бы давно сгинувший император Палпатин (Иэн Макдермид), не умер, а где-то на краю Вселенной готовит реванш. Он предлагает возглавить противоборствующую сторону Кайло Рену (Адам Драйвер), который захватил всю власть в Первом ордене. Теперь Рену нужно достать Рей (Дейзи Ридли), которая проходит джедайскую подготовку под менторством принцессы Леи (Кэрри Фишер), но в Первом ордене завелся шпион. Узнав от него о восставшем Палпатине, повстанцы решают отыскать императора первыми: на «Тысячелетнем соколе» Рей вместе с соратниками Финном (Джон Бойега), По (Оскар Айзек), C-3PO (Энтони Дэниелс) и Чубаккой (Йоонас Суотамо) отправляются в путь навстречу битвам. 

Кто вы: строгий фанат или любитель экшена космических масштабов?  

Как уже было отмечено, новый фильм знаменитой франшизы – не что иное, как тест. После просмотра вы точно поймете: кто вы есть и какая в вас течет Сила. Сентиментальны ли вы или взывание к эмоциям вас раздражает; любите ли вы сериалы типа «Санта-Барбары» и выяснять, кто чей родственник, или вы считаете это излишним копошением в семейных тайнах и уходом в «мыло»; как вы относитесь к безудержному экшену, феерическим боям, которые случаются в новых «Звездных войнах» чуть ли не каждую свободную минуту – наслаждаетесь ими или скучаете в это время и пытаетесь заглянуть в телефон, чтобы проверить мессенджеры.  

Наконец, важно ли вам анализировать увиденное и следовать железной логике или же вы готовы к тому, что события на экране будут сменять друг друга с какой-то сверхъ­естественной скоростью, и ваш аналитический аппарат не будет даже успевать среагировать на весь этот карнавал из многочисленных героев из настоящего и прошлого (в том числе, массы второстепенных, у которых, кажется, даже нет задачи хоть как-то раскрыться), разных сюжетных линий и сумбурных поворотов, а также желания угодить всем и вся (даже нетрадиционным меньшинствам – интересно, что сцена поцелуев героинь Сопротивления проходит на всем этом великолепном фоне незаметно даже для уятменов).  

Чем не угодил Абрамс?  

Большая часть фанатов франшизы привычно ругается – фильм совсем не попал в ожидания. «Новая троица главных героев – штурмовик Финн, бывший контрабандист По Дамерон и джедайка Рей – невыразительная и будто бы косплеит легендарное трио: Лею, Люка Скайуокера и Хана Соло». «И почему лидером теперь выглядит Рей? Ох уж эти феминистские высказывания!». «Да как так можно было поступить с принцессой Леей? Ее использовали, просто чтобы использовать, а в середине сюжета и вовсе выкинули». В общем, то не это и это не то, что и видно по агрегатору рецензий Rotten Tomatoes – там творение Джей Джей Абрамса оценили в низкие 58%.  

Чтобы получить удовольствие от картины, советуем воспринимать последние «Звездные войны» как наивный, трогательный (от некоторых драматических моментов подступают слезы), почти детский (идеален для семилеток и выше), оттого и подкупающий фильм, мегааттракцион, в котором каждую минуту схватка, силы добра эффектно спасают Вселенную, но у злодеев всегда есть чем ответить. Как космооперу высшей пробы с опереточными злодеями и прекрасными положительными героями. «Трудно сказать, это плохой фильм или хороший, но он определенно грандиозен», – пишет российский кинокритик Антон Долин. А уж грандиозная ли это чушь или все же грандиозное завершение великой истории, определите сами.  

Казахстанские фильмы в новогодней сетке кинотеатров 

Традиционно в декабрьском и январском прокате главные – отечественные картины. Бывает, они бьют по сборам даже иностранных соперников или как минимум составляют им достойную конкуренцию.  

В этом году в новогоднем прокате сразу шесть казахстанских картин. Какую из них выбрать – дело вкуса. Решайте сами – нравится ли вам стиль шуток Нурлана Коянбаева («Бизнес по-казахски в Корее»), Нуртаса Адамбая («Аким»), других экс-кавээнщиков Даута Шайхисламова и Сабита Рахимбаева («Аташка на хайпе») или же вам по душе совсем специфический юмор Алишера Утева, который, кажется, захватил юмористическую киносцену («Ва-банк»).  

Не уверены в предпочтениях – идите на любую и почти не ошибетесь. Практически все отечественные картины скроены по одному и тому же лекалу: зачастую это набор гэгов с добрым месседжем и без претензий на высокую драматургию, шутки про казахов и наши ментальные особенности, полюбившиеся герои и часто одни и те же актеры, которые кочуют из фильма в фильм, а потом все встречаются в прокате в одно время, из-за чего возникает эффект дежавю. Плюс, если когда-то нашему зрителю что-то очень понравилось – например, «Бизнес по-казахски», то создатели первого фильма обязательно выпустят вторую и последующую части. Как правило, они оказываются не лучше первой картины, но за счет новой освоенной территории (Африка, Южная Корея) будут вновь нравиться зрителям. Приглашение вайнеров и медийных лиц, похоже, тоже стало общей обязанностью казахстанских кинематографистов – у кого-то это Дильназ Ахмадиева («Бизнес по-казахски в Корее»), у кого-то Артур из Yuframe («Каникулы офлайн»), у кого-то – прелестная скандалистка Ширин Нарчаева («Аташка на хайпе»). 

На все возрасты и целевые аудитории  

Хочется, чтобы весело и аккуратно шутили про наши проблемы и при этом фильм нес социальный месседж – отправляйтесь на фильм Адамбая «Аким». Хотите развлечь детей и сходить на подростковое кино, шутки в котором строятся вокруг детских анекдотов, соревновательного духа и школьного булинга (под прицелом – дети других рас и весовых категорий), а еще есть романтика первой и самой нежной любви, то вам на «Каникулы off-line-2».  

Пока слишком насыщенные событиями и героями «Каникулы off-line» раздирают на части два горе-воспитателя – Дастан и Болат и их отряды, в комедии «Ва-банк» Алишера Утева команда неудачников из числа должников банка придумывает жесткий план мести своему кредитору. Оценить казахский «отряд самоубийц» – там есть даже своя «Харли Квинн» (продюсер и актриса Куралай Ануарбекова) – можно пока только по трейлеру, и он вполне себе неплох. Но будет ли таким же фильм – вопрос. Впрочем, в нем есть все составляющие хита: простенький (даже порой чересчур) юмор, ненависть простых людей к банкам и кредитам, веселая команда и волшебная надпись: «От создателей «Брат или брак». Этот фильм, к удивлению многих, был одной из самых кассовых казахстанских комедий в истории.  

Комедия «Аташка на хайпе» – про дружбу людей разных поколений (пожилого преподавателя с молодыми людьми, увлеченными виртуальной жизнью) должна особенно понравиться молодежи, ведь там как раз имеется все, что их волнует: пранки (в которых снялись реальные люди, алматинцы), хайпы, опинион-лидеры, сетевая популярность, легкие деньги. Главное, что в ленте есть не только шутки, но и мораль – во имя чего все это затеяно.  

Но, наверное, самый востребованный фильм в прокате этого года и, кажется, вечная франшиза – это «Бизнес по-казахски в Корее» Нурлана Коянбаева. Это уже четвертая (и что удивительно, по-прежнему достаточно смешная) часть приключений родственников, пытающихся вести семейный бизнес в одном из местных отелей. 

По сюжету в новой казахстанской гостинице устанавливают дорогого робота, но швейцар Бакдаулет случайно ломает его. А отремонтировать робота можно только в Южной Корее. Герои Нурлана Коянбаева и Жана Байжанбаева немедленно вылетают в Сеул со своими женами, а главный недотепа и их трабл-мэйкер Еркоша остается в Казахстане. Но когда мужчины чересчур увлекаются местными яствами, а их жены – своими губами (ведь Южная Корея – это рай для бьютиголиков и приверженцев пластической хирургии), Еркоше придется прийти им на помощь. И он оказывается в Корее, да не в той. Закончится все, естественно, хеппи-эндом, свое найдут не только любители шуток, но и ценители романтики и семейных ценностей.  

Что осталось за кадром  

Новогодний прокат разнообразен и далеко не обо всех фильмах удалось рассказать – это и отличный сиквел «Холодного сердца», который до сих пор в прокате, и незатейливый новый «Джуманджи», прекрасно работающий в своей нише, и новый, уморительно выглядящий мюзикл «Кошки» Тома Хупера. Как Хупер умудрился снять картину, которую на IMDb оценили всего на жалкие 2,6 – непонятно. Это с великими и давно обкатанными хитами и отличными предыдущими лентами («Король говорит!») – загадка.  

Единственный фильм, который отличается от всего, что есть в прокате – это триллер Ли Джон-Хо «Зверь». Как и большинство южнокорейских фильмов, очень жестокий, кровавый, изобретательный и совсем не праздничный, но очень добротный. Если захочется анти-новогоднего, то вам на него, в сеть Chaplin.  

banner_wsj.gif

1345 просмотров

Снегурочка – не сказка

Рецензия, пожалуй, на самый необычный алматинский спектакль этого года

Фото: Марина Константинова

«Снегурочка» Лермонтовки – действительно не сказка. Например, вы здесь не встретите традиционных для этой пьесы хороводов. Каждый кружит в своем собственном танце, а это ли не отсылка к современной действительности, когда личное «я» впереди всего остального? Тем более что хороводы в «Снегурочке» появились в угоду обстоятельствам – Островский писал пьесу на заказ в тот момент, когда драматическая труппа Малого театра из-за ремонта играла на сцене Большого. Поэтому одним из требований к автору была необходимость найти место в спектакле для оперных и балетных артистов – просто чтобы сцена не была пустой.

Новая «Снегурочка» – это драма, фольклор, трагедия и комедия одновременно. Подобная многослойность заставила питерского режиссера Полину Неведомскую искать новые формы и пути передачи творческой мысли.

В спектакле много музыки – это авторский саундтрек, созданный из музыкальных тем Стравинского. Он с самого начала задает определенную тональность происходящему, ведь Стравинского нельзя назвать простым композитором с понятными мелодиями.

Поражают как работа художников по свету, так и множество идейных способов использования современных технологий, трехмерного пространства, детализаций. Особенно впечатляет рассвет в исполнении прожекторов верхнего освещения над сценой.

Спектакль уже назвали пластическим – и это абсолютная правда. Движения актеров на сцене, их взаимодействие с музыкальными темами и репликами передают настроение и моментами заставляют содрогнуться от впечатлений.

Костюмы из элемента оформления спектакля и вовсе превратились в еще одно действующее лицо – каждый образ вызывает море ассоциаций и задевает именно те струны, которые помогают актерам сыграть на оголенных нервах и передать нужные эмоции зрителю. Согласитесь, даже один человек в красном костюме на сцене привлекает внимание. А в случае со спектаклем «Снегурочка» он появляется на сцене еще до звонка. Большое количество красного создает нужный настрой и добавляет фольклорную составляющую. Весна красна. Мороз – красный нос. Красны девицы. А в случае «Снегурочки» на сцене Лермонтовки – и парни тоже.

Фантастические слои из музыки, света, пластики и визуальных образов, накладываясь на невероятную игру актеров, создают настоящее волшебство. Но это чуть позже. А поначалу все сметает на своем пути многоликая сила настоящего Мужчины-Мороза, который яростно пытается сокрушить нежную и отстраненную от всего мирского созерцанием бабочек Женщину-Весну. Любовь спорная, как и ее прекрасный плод. В «Снегурочке. Не сказке» все будет не так, как вы ожидали. Даже смотреть придется не только на сцену, но и на монитор, где появляется название каждой мизансцены, написанное шрифтом в стиле ар деко.

Появление Снегурочки заслуживает отдельного упоминания – рождение ледяного чуда невиданной красоты вызывает жалость. Это, как сейчас принято говорить, человек с особенностями развития. Ведь неспособность любить – тяжелая болезнь.

«Снегурочка. Не сказка» заслуживает внимания как абсолютно нетривиальное прочтение довольно заезженного и потому опасного произведения. Здесь невероятное количество параллелей с современностью, вплоть до политических игрищ. Жизнь людей как на витрине в карусели дней. Фонари-смартфоны в руках – все напоказ в каждую минуту своего существования. Ненужные вещи, цена которым сомнительна. Мир, страдающий без истинной любви. На фоне всего этого всегда можно выбрать Бога. Вот только не каждый сможет помолиться.

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg