Перейти к основному содержанию

613 просмотров

Почему в Казахстане с трудом приживаются новогодние фильмы

Знает наш постоянный колумнист

Фото: Shutterstock

Предновогодняя лихорадка в самом разгаре. Не обошла она стороной и кино. В прокате, к примеру, идет фильм «Рождество на двоих». А что же предлагает отечественный кинематограф? Прямо скажем, здесь казахстанские режиссеры своего зрителя не балуют. 

Если окинуть взглядом историю отечественного кинематографа, то можно увидеть, что наши режиссеры явно обделили Новый год своим вниманием, хотя он по-прежнему остается одним из самых любимых народом праздников.  

Три попытки – фиаско 

В 2012 году режиссер Фархат Шарипов, известный на тот момент своим фильмом «Сказ о розовом зайце», пообещал исправить это недоразумение и снять новогоднюю комедию. Причем, в главной роли должны были сняться актеры из реалити-шоу «Главная роль». Суть реалити-шоу заключалась в том, что набранных с улицы артистичных самородков превращали в профессиональных актеров и готовили к съемкам обещанного фильма. Правда, сроки выхода реалити-шоу на экраны постоянно срывались, да и сам проект проходил не без шероховатостей. Тем не менее в конце 2013 года свет увидела первая казахстанская новогодняя кинокомедия «Инопланетяне ни при чем». 

Впрочем, несмотря на то, что рекламная пиар-компания фильма велась довольно агрессивно, премьера картины все же не вызвала ажиотажа. Спрессованный в один фильм набор историй (здесь была взята идея российских «Ёлок») о попавших в забавные и не очень обстоятельства людях разного достатка и социального происхождения не показался зрителю убедительным. Итак, лента о том, как из сложных ситуаций в канун Нового года выпутываются будущий молодожен; «агашка», застрявший на таможне из-за долгов; бедный парень, мечтающий произвести впечатление; старичок-таксист и еще несколько персонажей – кассы не сорвала.  

Вторая попытка снять казахстанский фильм про новогодние истории была предпринята в 2016 году. В картине «Алдар Косе в XXI веке» рассказывается о бизнесмене по имени Медет и его семье. По сюжету у бизнесмена хаос в жизни и на работе. Но ему на помощь приходит легендарный Алдар Косе, который спасает и семью, и праздник. Параллельной сюжетной линией развивается посиделка Деда Мороза, Санта-Клауса и Аяз­-Ата – они поспорили, сможет ли Алдар Косе совершить подвиг. В общем, по замыслу должна была получиться добротная зимняя новогодняя сказка. Но не получилась. У фильма практически не было пиар-компании, и в прокате он прошел почти незамеченным.  

Наконец, третьей попыткой сделать новогоднюю историю в казахстанском кино был фильм «Келинка тоже человек-2» Аскара Узабаева и Асель Садвакасовой. К слову сказать, вышла вполне интересная новогодняя лента – здесь была и активная реклама, и известные актеры в главных ролях, и даже суперзвезда – Роза Рымбаева в роли самой себя. Но – и тут не без ложки дегтя – успеха первой части «Келинки» этой картине повторить не удалось – прокатные сборы оказались куда скромнее. 

Ход конем 

Несколько лет назад многим режиссерам и продюсерам пришла идея зайти с другой стороны и снять фильмы о Наурызе. Для первого такого опыта вновь обратились к «Ёлкам» как к сюжетной модели – лирические и комедийные новеллы, к концу соединяющиеся в чем-то глобальном. Это был фильм «Наурыз КZ» Аскара Бисембина. Продюсеры настолько верили в успех, что почти сразу задумали снять и вторую часть, а затем превратить «Наурыз KZ» в полноценную кинофраншизу. Но зрительский суд затраченных усилий не оценил. Успех картины оказался куда скромнее, чем ожидалось. Фильм снимался в разгар жаркого лета, и передать весеннюю атмосферу Наурыза было действительно сложно.  

Второй фильм – «Той любой ценой» Канагата Мустафина и Айдына Сахамана. История о том, как молодой сотрудник телевидения решил разыграть узату своей сестры в прямом эфире, получилась вполне забавной. Но здесь немного испортил расклад неверный маркетинговый расчет. Дело в том, что в длинные выходные Наурыза 2018 года в прокат вышло сразу несколько отечественных кинопремьер, и в результате интерес зрителя к ним, по сути, распылился.  

Особым пунктом стоит указать кинофраншизу «Бизнес по-казахски», по сюжету никак не связанную ни с новогодними праздниками, ни с Наурызом. Она так полюбилась зрителям, что в этом году на киноэкраны выходит уже четвертая часть истории о незадачливом бизнесмене Жомарте и его непутевых родственниках, с которыми ему выпала судьба строить семейный бизнес. Так вышло, что премьера этой картины все четыре раза проходила исключительно в канун Нового года. Получается, что «Бизнес по-казахски» стал нашей новогодней кинофраншизой. Пусть и без снега, елок, оленей, Дедов Морозов, Аяз-Ата и Снегурочек. Так что есть у нас свои фильмы, которые создают настроение. 

banner_wsj.gif

1253 просмотра

Снегурочка – не сказка

Рецензия, пожалуй, на самый необычный алматинский спектакль этого года

Фото: Марина Константинова

«Снегурочка» Лермонтовки – действительно не сказка. Например, вы здесь не встретите традиционных для этой пьесы хороводов. Каждый кружит в своем собственном танце, а это ли не отсылка к современной действительности, когда личное «я» впереди всего остального? Тем более что хороводы в «Снегурочке» появились в угоду обстоятельствам – Островский писал пьесу на заказ в тот момент, когда драматическая труппа Малого театра из-за ремонта играла на сцене Большого. Поэтому одним из требований к автору была необходимость найти место в спектакле для оперных и балетных артистов – просто чтобы сцена не была пустой.

Новая «Снегурочка» – это драма, фольклор, трагедия и комедия одновременно. Подобная многослойность заставила питерского режиссера Полину Неведомскую искать новые формы и пути передачи творческой мысли.

В спектакле много музыки – это авторский саундтрек, созданный из музыкальных тем Стравинского. Он с самого начала задает определенную тональность происходящему, ведь Стравинского нельзя назвать простым композитором с понятными мелодиями.

Поражают как работа художников по свету, так и множество идейных способов использования современных технологий, трехмерного пространства, детализаций. Особенно впечатляет рассвет в исполнении прожекторов верхнего освещения над сценой.

Спектакль уже назвали пластическим – и это абсолютная правда. Движения актеров на сцене, их взаимодействие с музыкальными темами и репликами передают настроение и моментами заставляют содрогнуться от впечатлений.

Костюмы из элемента оформления спектакля и вовсе превратились в еще одно действующее лицо – каждый образ вызывает море ассоциаций и задевает именно те струны, которые помогают актерам сыграть на оголенных нервах и передать нужные эмоции зрителю. Согласитесь, даже один человек в красном костюме на сцене привлекает внимание. А в случае со спектаклем «Снегурочка» он появляется на сцене еще до звонка. Большое количество красного создает нужный настрой и добавляет фольклорную составляющую. Весна красна. Мороз – красный нос. Красны девицы. А в случае «Снегурочки» на сцене Лермонтовки – и парни тоже.

Фантастические слои из музыки, света, пластики и визуальных образов, накладываясь на невероятную игру актеров, создают настоящее волшебство. Но это чуть позже. А поначалу все сметает на своем пути многоликая сила настоящего Мужчины-Мороза, который яростно пытается сокрушить нежную и отстраненную от всего мирского созерцанием бабочек Женщину-Весну. Любовь спорная, как и ее прекрасный плод. В «Снегурочке. Не сказке» все будет не так, как вы ожидали. Даже смотреть придется не только на сцену, но и на монитор, где появляется название каждой мизансцены, написанное шрифтом в стиле ар деко.

Появление Снегурочки заслуживает отдельного упоминания – рождение ледяного чуда невиданной красоты вызывает жалость. Это, как сейчас принято говорить, человек с особенностями развития. Ведь неспособность любить – тяжелая болезнь.

«Снегурочка. Не сказка» заслуживает внимания как абсолютно нетривиальное прочтение довольно заезженного и потому опасного произведения. Здесь невероятное количество параллелей с современностью, вплоть до политических игрищ. Жизнь людей как на витрине в карусели дней. Фонари-смартфоны в руках – все напоказ в каждую минуту своего существования. Ненужные вещи, цена которым сомнительна. Мир, страдающий без истинной любви. На фоне всего этого всегда можно выбрать Бога. Вот только не каждый сможет помолиться.

banner_wsj.gif

drweb_ESS_kursiv.gif