Перейти к основному содержанию

«Неделя акул» на Discovery Channel

Голливуд изрядно насолил акулам, превратив их в эталон угрозы человечеству, но экранный образ разительно отличается от реального

«Неделя акул» на Discovery Channel

«Неделя акул» на Discovery Channel

Голливуд изрядно насолил акулам, превратив их в эталон угрозы человечеству, но экранный образ разительно отличается от реального. Ежегодно люди уничтожают сто миллионов акул ради китайского супа, тогда как сами океанские хищники – не более двух десятков человек, и то по ошибке. Люди, как это зачастую бывает, жестоки к тем, кого боятся, но есть и те, кто осознаёт, что бездумное истребление акул приведет к их вымиранию. Есть как минимум 7 способов спасти акул, и для этого нужно изучить их. Лично убедиться в том, насколько удивительны океанские хищники, поможет традиционный цикл программ Discovery Channel «Неделя акул».

Лаборатория на Багамах

Биологическая полевая станция Бимини, более известная как Акулья лаборатория, занимается изучением акул на побережье Багамских островов: лимонной и большого молота, находящемуся под угрозой исчезновения. В Акулью лабораторию могут приехать люди со всего света, чтобы принять участие в ежедневной работе и убедиться – хищники совсем не такие, как о них принято думать. Учёные под руководством доктора Сэмюэла Грубера исследуют, как влияет на акул освоение прибрежных районов, и создают все условия для того, чтобы хищники чувствовали себя комфортно. Работа лаборатории имеет все шансы на успех: воды у берегов Бимини всегда были благоприятным местом для обитания рыб, именно там поймали голубого марлина весом почти четверть тонны, которого увековечил Хемингуэй в повести «Старик и море».

Твиттер для Катарины и Мэри Ли

«Нахальная девчонка просто пытается найти немного рыбы», написано в профиле Катарины в Твиттере. Катарина – большая белая акула, а её страницу в социальной сети @Shark_Katharine ведёт некоммерческая исследовательская организация OCEARCH – как и страницы @LouiseShark, @MaryLeeShark и @RockStarLydia. Четыре большие белые акулы снабжены датчиками, они «публикуют» новые записи, когда меняется их местоположение или учёные хотят рассказать какой-то факт об акулах. У каждой из них есть свой характер, и это не выдумка. Доказано, что эти хищники действительно отличаются друг от друга, они способны налаживать социальные связи, учиться, запоминать и обходить стороной места, где им грозит опасность. Главная задача команды OCEARCH – доказать, что акула не кровожадный беспринципный хищник, а один из интереснейших жителей подводного мира.

Детки в клетке

Спуститься под воду в железной клетке и посмотреть на огромных океанских хищников вблизи – не просто зрелище для не слабонервных, а бизнес-идея, приносящая миллионы долларов в год. Как ожидается, к 2033 году доход от экотуризма с участием акул достигнет 780 миллионов долларов в год. 21 страна создала заповедники в своих прибрежных водах и запретила на их территории промысел акул, чтобы туристы могли наблюдать за удивительными хищниками в их естественной среде обитания. Одни из самых популярных мест, где можно это сделать: Тигровый остров на Багамах, где в изобилии водятся тигровые акулы, и японский рыбацкий городок Татеяма в префектуре Чиба – там дайверы наблюдают за тем, как акулы охотятся, и даже могут собственноручно покормить их.

Освободите Вилли

Акулы убивают лишь тогда, когда они голодны – в отличие от людей, ежегодно уничтожающих миллионы океанских хищников. Сохранением океана занимается международная информационная организация Oceana, основанная в 2001 году. В список ее главных задач Oceana внесено освобождение акул, случайно попавших сети, и предотвращение подобных происшествий. Для этого организация проводит кампании по запрету различных способов ловли рыбы. Один из самых опасных - «стена смерти», дрифтерная сеть высотой до 30 метров и длиной до 50 километров, которая за один проход может уничтожить сотни тысяч морских обитателей. При этом почти 80% улова выбрасывают обратно в море, и представители Oceana добились запрета «стены смерти» - в странах Евросоюза с 2008 года запрещена дрифтерная ловля для всех видов рыб, живущих у побережья, в том числе акул, а в России дрифтеры отменены с 2016 года.

Движение - жизнь

Плавник акулы – это один из самых распространённых товаров на чёрном рынке, входящий в состав китайского деликатесного супа, который можно даже заказать в Интернете, хотя это абсолютно противозаконно. Зачастую кулинары заказывают у поставщиков не всю рыбу, а лишь спинные, грудные или хвостовые плавники –искалеченная акула или остаётся гнить заживо на берегу, или выбрасывается назад в океан, не имея возможности нормально плавать. Для многих видов акул жизнь без плавников равносильна смерти - хищники, не имеющие плавательного пузыря и жабр, вынуждены всё время двигаться, чтобы не утонуть и не задохнуться. В ряде стран, например, в США, добыча плавника акулы и хранение запрещены. Более десятка штатов включили этот товар в список нелегальных с 2015 года, чтобы снизить спрос и тем самым спасти акул.

Оставьте в покое наших друзей

С призывом оставить акул в покое активисты обратились к правительству Австралии после того, как в стране в 2014 году был принят закон, разрешающий убивать любую акулу длиной больше 9 футов, обнаруженную рядом с пляжем: большую белую, бычью или тигровую. Легализация массового убийства вызвана незнанием природы поведения акул: они не нападают на любого человека, которого увидят, а лишь изучают новый для себя объект. Дело в том, что укус для акулы – один из способов познания окружающего мира, поэтому рассказы серфингистов об ужасных кровожадных хищниках, всегда подстерегающих их в глубине, порождены в основном страхом, как и убийственный закон. Событие вызвало такую волну протеста, что австралийское Агентство по охране окружающей среды в конце концов отменило разрешение на истребление акул.

Коллективное сознательное

Важную роль в изменении отношения к акулам играют крупные мировые корпорации: постепенно меняя общественное мнение конкретными действиями внутри своих организаций, они помогают делу сохранения акул. Например, суп из плавника исключили из своих меню курорты и отели, принадлежащие Disney, Marriott и Starwood Hotels, а авиакомпании Virgin Atlantic, American и Asiana запретили перевозить части тел акул на своих самолётах, прививая бережное отношение к океанским хищникам и сотрудникам, и пассажирам. Твёрдая гражданская позиция и регулярное информирование рано или поздно сыграют роль – в этом уверены и представители экологических организаций, и учёные, занимающиеся исследованием акул. О том, почему важно узнавать о них больше, рассказывает цикл программ Discovery Channel «Неделя акул»: каждая серия докажет, что эти хищники совсем не такие, какими кажутся, и очень нуждаются в помощи.

Цикл программ «Неделя акул» выходит ежедневно по 30 июля на Discovery Channel.

banner_wsj.gif

668 просмотров

Почему в Казахстане с трудом приживаются новогодние фильмы

Знает наш постоянный колумнист

Фото: Shutterstock

Предновогодняя лихорадка в самом разгаре. Не обошла она стороной и кино. В прокате, к примеру, идет фильм «Рождество на двоих». А что же предлагает отечественный кинематограф? Прямо скажем, здесь казахстанские режиссеры своего зрителя не балуют. 

Если окинуть взглядом историю отечественного кинематографа, то можно увидеть, что наши режиссеры явно обделили Новый год своим вниманием, хотя он по-прежнему остается одним из самых любимых народом праздников.  

Три попытки – фиаско 

В 2012 году режиссер Фархат Шарипов, известный на тот момент своим фильмом «Сказ о розовом зайце», пообещал исправить это недоразумение и снять новогоднюю комедию. Причем, в главной роли должны были сняться актеры из реалити-шоу «Главная роль». Суть реалити-шоу заключалась в том, что набранных с улицы артистичных самородков превращали в профессиональных актеров и готовили к съемкам обещанного фильма. Правда, сроки выхода реалити-шоу на экраны постоянно срывались, да и сам проект проходил не без шероховатостей. Тем не менее в конце 2013 года свет увидела первая казахстанская новогодняя кинокомедия «Инопланетяне ни при чем». 

Впрочем, несмотря на то, что рекламная пиар-компания фильма велась довольно агрессивно, премьера картины все же не вызвала ажиотажа. Спрессованный в один фильм набор историй (здесь была взята идея российских «Ёлок») о попавших в забавные и не очень обстоятельства людях разного достатка и социального происхождения не показался зрителю убедительным. Итак, лента о том, как из сложных ситуаций в канун Нового года выпутываются будущий молодожен; «агашка», застрявший на таможне из-за долгов; бедный парень, мечтающий произвести впечатление; старичок-таксист и еще несколько персонажей – кассы не сорвала.  

Вторая попытка снять казахстанский фильм про новогодние истории была предпринята в 2016 году. В картине «Алдар Косе в XXI веке» рассказывается о бизнесмене по имени Медет и его семье. По сюжету у бизнесмена хаос в жизни и на работе. Но ему на помощь приходит легендарный Алдар Косе, который спасает и семью, и праздник. Параллельной сюжетной линией развивается посиделка Деда Мороза, Санта-Клауса и Аяз­-Ата – они поспорили, сможет ли Алдар Косе совершить подвиг. В общем, по замыслу должна была получиться добротная зимняя новогодняя сказка. Но не получилась. У фильма практически не было пиар-компании, и в прокате он прошел почти незамеченным.  

Наконец, третьей попыткой сделать новогоднюю историю в казахстанском кино был фильм «Келинка тоже человек-2» Аскара Узабаева и Асель Садвакасовой. К слову сказать, вышла вполне интересная новогодняя лента – здесь была и активная реклама, и известные актеры в главных ролях, и даже суперзвезда – Роза Рымбаева в роли самой себя. Но – и тут не без ложки дегтя – успеха первой части «Келинки» этой картине повторить не удалось – прокатные сборы оказались куда скромнее. 

Ход конем 

Несколько лет назад многим режиссерам и продюсерам пришла идея зайти с другой стороны и снять фильмы о Наурызе. Для первого такого опыта вновь обратились к «Ёлкам» как к сюжетной модели – лирические и комедийные новеллы, к концу соединяющиеся в чем-то глобальном. Это был фильм «Наурыз КZ» Аскара Бисембина. Продюсеры настолько верили в успех, что почти сразу задумали снять и вторую часть, а затем превратить «Наурыз KZ» в полноценную кинофраншизу. Но зрительский суд затраченных усилий не оценил. Успех картины оказался куда скромнее, чем ожидалось. Фильм снимался в разгар жаркого лета, и передать весеннюю атмосферу Наурыза было действительно сложно.  

Второй фильм – «Той любой ценой» Канагата Мустафина и Айдына Сахамана. История о том, как молодой сотрудник телевидения решил разыграть узату своей сестры в прямом эфире, получилась вполне забавной. Но здесь немного испортил расклад неверный маркетинговый расчет. Дело в том, что в длинные выходные Наурыза 2018 года в прокат вышло сразу несколько отечественных кинопремьер, и в результате интерес зрителя к ним, по сути, распылился.  

Особым пунктом стоит указать кинофраншизу «Бизнес по-казахски», по сюжету никак не связанную ни с новогодними праздниками, ни с Наурызом. Она так полюбилась зрителям, что в этом году на киноэкраны выходит уже четвертая часть истории о незадачливом бизнесмене Жомарте и его непутевых родственниках, с которыми ему выпала судьба строить семейный бизнес. Так вышло, что премьера этой картины все четыре раза проходила исключительно в канун Нового года. Получается, что «Бизнес по-казахски» стал нашей новогодней кинофраншизой. Пусть и без снега, елок, оленей, Дедов Морозов, Аяз-Ата и Снегурочек. Так что есть у нас свои фильмы, которые создают настроение. 

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_kaz.png