Унылые рынки

Опубликовано
Народный Банк КНР снизил резервные требования для пяти кредитных кооперативов – и хотя влияние этих организаций невелико, всё же это символический акт, знаменующий поворот монетарной политики с ужесточения на смягчение. Протокол последнего заседания Банка Англии показал, что все голосовали за сохранение ставок и размера эмиссии на прежних уровнях – причём многие хотели увеличить покупки облигаций, но с сожалением констатировали, что для их аппетитов недостаточно ёмкости даже такого могучего рынка, как долговой.

Денежные рынки

Народный Банк КНР снизил резервные требования для пяти кредитных кооперативов – и хотя влияние этих организаций невелико, всё же это символический акт, знаменующий поворот монетарной политики с ужесточения на смягчение. Протокол последнего заседания Банка Англии показал, что все голосовали за сохранение ставок и размера эмиссии на прежних уровнях – причём многие хотели увеличить покупки облигаций, но с сожалением констатировали, что для их аппетитов недостаточно ёмкости даже такого могучего рынка, как долговой. Протокол ФРС похож – тоже есть немало охотников до дальнейшего смягчения, но пока они предпочитают выжидать. Выжидает и Конгресс – а вот ему это не пристало: специальный комитет по бюджетному секвестру вообще ни о чём не договорился – т.е. тут случился абсолютный провал. Агентства S&P и Moody’s не стали из-за этого сразу срезать рейтинг – но Fitch грозит сделать это (или ухудшить прогноз) уже в ближайшую неделю. При этом спрос на казначейские бонды США велик – куда ещё бежать-то, когда всё вокруг валится? Вот и теперь 5-летние бумаги удалось разместить под рекордно низкую доходность в 0,94% годовых. Меж тем, угроза рецессии и евро-кризис заставляют Фед затеять новый стресс-тест банков – он назначен на 9 января 2012 года, коснётся всех банков с активами больше 50 млрд. долларов (таких в Штатах 31 штука) и предполагает весьма суровые допущения (рост безработицы до 13%, падение фондовых индексов вдвое, а цен на жильё – ещё на 20% с лишним).

S&P думает снизить рейтинг Японии; Fitch срезало показатель Португалии до мусорного уровня – то же сделало Moody’s с Венгрией. Moody’s грозит Франции – если не рейтингу, то прогнозу: слишком велики ставки по бондам. Проценты растут по всей Европе: Испания смогла разместить 3- и 6-месячные векселя лишь более чем под 5% годовых; Италия продала полугодовые бумаги под 6,5% годовых, а 2-летние – под 7,8%. Германия продолжает отвергать требования большей доходности – из-за этого ей в последний раз удалось разместить облигаций лишь на 3,6 млрд евро вместо 6,0 млрд запланированных. У Бельгии нет сил предоставить требуемые гарантии для банка Dexia – она просит поделиться Францию, но у той своих забот полон рот, особенно на фоне угроз её рейтингу. Помощи просит теперь и Венгрия – причём настойчиво: когда запрос в Еврокомиссию остался без ответа (еврочиновники никогда никуда не спешат), Будапешт направил послание МВФ, о чём тот сразу сообщил миру – в итоге ЕС оказался в «интересном положении». МВФ запускает программу экстренного кредитования для стран Европы на сроки от полугода до 2 лет – причём размер займов может быть много (в 5-10 раз) выше вклада страны-реципиента в Фонд. Впрочем, оптимизм от этого объявления жил недолго – выяснилось, что помощь предназначена не для периферии, а для тех, кто «за компанию» пострадал от кредитного кризиса: например, для стран Центральной Европы. Ну да: решать все проблемы за Евросоюз никто не станет – ну а сам-то он собирается что-то делать или нет?..

Валютные рынки

Евро опять валилось – утащив за собой фунт и товарные валюты (австралийский и канадский доллары, рубль и т.д.) Евро-доллар пришёл в 1.32, фунт – в 1,54, осси – в 0,9650; рубль пал к 31,7 к доллару и 42,1 к евро – и всё же нам кажется, что в первой половине зимы возможна серьёзная коррекция, в ходе которой доллар может отчасти сдать свои позиции.

Фондовые рынки

Ведущие индексы продолжали снижаться – причём даже с некоторым ускорением; европейские индексы приблизились к сентябрьским низам, а японский даже пробил их – и прорвался ниже мартовского дна, возникшего сразу после землетрясения. И всё же «ралли Санта-Клауса» ещё возможно. Сезон отчётов завершила Hewlett-Packard – и весьма эффектно: прибыль упала в 10,5 раз, выручка – на 3,7%; прогноз на текущий квартал и год в целом резко снижены до уровней много хуже прогнозов – в общем, корпоративный сектор выглядит в последнее время весьма уныло.

Товарные рынки

Нефть держится молодцом, несмотря на общий пессимизм рынков; драгметаллы припали – а металлы промышленные продолжают активно валиться. Зерновые и зернобобовые, корма и растительное масло дешевеют, но мясо скорее дорожает; молоко дёргается вверх-вниз у самых максимумов. Хлопок, сахар и какао падают; фрукты растут; древесина дешеветь перестала.

Азия и Океания

ВВП Сингапура в июле-сентябре вырос на 0,5% за квартал – но отыграл лишь незначительную часть падения апреля-июня (когда было –1,6%). Всемирный банк снизил прогноз ВВП КНР на будущий год – и даже ждёт «жёсткой посадки», несмотря на стабилизацию последнего времени. В этом есть резон: согласно HSBC, в ноябре деловая активность в производственном секторе китайской экономики пала до 32-месячного минимума – как в целом, так и в компоненте производства; причём в обоих случаях показатель ушёл в зону спада ниже 50 пунктов (48,0 и 46,7 соответственно); аналогичный показатель от MNI для всей экономики (включая сферу услуг), остался в области роста, но просел с 58,5 до 54,4 – заказы в минусе. Всё печальнее дела у «другого Китая», т.е. Тайваня: выпуск и продажи замедляются, зато безработица растёт. Активность во всех отраслях экономики Японии в сентябре ускорила своё снижение; торговый баланс за октябрь был сведён с дефицитом; продажи в универмагах и супермаркетах продолжают валиться – хотя и не так быстро, как прежде; потребительские цены без учёта свежего продовольствия опять ушли в минус – а если убрать ещё и топливо, то будет –1,0%. В целом в регионе развитие негативных тенденций вполне очевидно.

Европа

ВВП Германии и Британии подтвердили предварительные оценки – но начинка отличается: у немцев внутренний спрос подскочил, отыгрывая спад предыдущей четверти, а у англичан основной вклад в увеличение итога внесла работа на склад – запасы активно росли; в обоих случаях негативное влияние оказал строительный сектор – это подтвердили данные сентября, показавшие резкое замедление заказов в отрасли у немцев. Промышленные заказы еврозоны в сентябре рухнули на 6,4% — отличилась вся большая четвёрка: Германия просела на 4,4%, Испания – на 5,3%, Франция – на 6,2%, а Италия – на 9,2%. В Великобритании в ноябре баланс промышленных заказов пал до минимума с октября прошлого года, в том числе экспортных – с января 2010 года. Деловые настроения ухудшались в ноябре в Бельгии и Франции; зато Германия опять была исключением – индекс бизнес-климата от института IFO вдруг подрос, пусть и на символические 0,2%. Индексы деловой активности (PMI) еврозоны вели себя по-разному: сектор производства ухудшился, сфера услуг улучшилась – но все отрасли остаются глубоко в зоне рецессии. Разрешения на ипотеку в Британии чуть повысились – как и доверие потребителей Италии: в обоих случаях отыгрывалось прежнее чрезмерное падение; настроения европейцев в целом продолжают ухудшаться – особенно скверная динамика во Франции. За пределами еврозоны тоже невесело: стала расти безработица в доселе благополучных Швеции и Норвегии – и вообще аналитики ожидают начала спада экономики континента уже в текущем квартале. И везде слаб частный спрос – характерно тут пятое подряд помесячное падение розницы в Италии.

Америка

Вторая оценка ВВП США вышла заметно хуже первой – и хотя публику успокоили, что-де это запасы просели, суля ещё больший рост в четвёртом квартале, куда важнее другое: в последние полгода активно валятся частные доходы – а расходы растут, ибо их урезать не выходит (основные прибавки приходятся на коммунальную сферу и здравоохранение, где сэкономить почти невозможно – сколько запрашивают, столько и приходится отдавать); норма сбережений пала до 4-летних низов – но так долго продолжаться не может, поэтому траты неизбежно завалятся, если не случится всплеска доходов. Для последнего нет никаких оснований: зарплаты американцев падают уже почти 12 лет, за это время утратили 25,4% исходной величины (с учётом реальной инфляции) и достигли минимума аж с осени 1955 года. Но даже при неумеренном подскоке расходов реальный ВВП всё равно в минусе, если из статистики удалить стандартные искажения: спад равен 0,2% в квартал и 1,2% в год, при этом валовой внутренний доход (ВВД) просел на 0,9% и 1,6% соответственно. В пересчёте на душу населения сокращение реального ВВП достигло 0,4% в квартал и 1,9% в год, а ВВД – 1,1% и 2,3% соответственно. Зато по-прежнему жирует финансовый сектор: его доля в общей прибыли корпораций страны составила 48,7% — а в это время совокупный спрос продолжает сжиматься.

В октябре траты американцев стали снижаться: впрочем, официоз кажет мини-рост – но инфляцию-то он явно недооценивает. Заказы на товары длительного пользования в октябре упали на 0,7% в месяц после снижения на 1,5% в сентябре; без учёта транспортного компонента отмечен рост на 0,7% после прибавки в 0,6% месяцем ранее; чистые капитальные заказы (гражданские без учёта авиационных) сократились на 1,8%. Региональные индикаторы деловой активности (от ФРБ Чикаго, Ричмонда и Канзас-Сити), грубо говоря, обнулились в ноябре – с новыми заказами и занятостью дела плохи, но производство пока живёт прежним спросом. Продажи на вторичном рынке жилья в октябре выросли благодаря вновь ускорившемуся процессу отъёма домов банками у несостоятельных ипотечных заёмщиков. Настроения потребителей по версиям Bloomberg и Мичиганского университета в конце ноября изменились слабо – и остались в целом весьма мрачными. Количество получателей пособий по безработице неделю назад выросло на 68 тыс, а с учётом пересмотра предыдущих чисел – на 83 тыс. Оптовые и розничные продажи в Канаде в сентябре выглядели красиво – в основном благодаря отыгрышу падения поставок после землетрясения в Японии. Продажи в магазинах в США в середине ноября на радовали – но праздничный сезон, возможно, всё же вдохнёт в них немного жизни.

Читайте также