Иносказательная живопись

Опубликовано
В галерее «ARK» открылась выставка «Иные города» одного из самых символичных и философичных художников Казахстана – Вячеслава Люй-Ко. В его работах много мистики, фантазий, аллегорий, подтекстов. Одним словом, творчество Вячеслава Люй-Ко – это царство полутеней и полунамеков, где безраздельно властвует его величество Символ.

В галерее «ARK» открылась выставка «Иные города» одного из самых символичных и философичных художников Казахстана – Вячеслава Люй-Ко. В его работах много мистики, фантазий, аллегорий, подтекстов. Одним словом, творчество Вячеслава Люй-Ко – это царство полутеней и полунамеков, где безраздельно властвует его величество Символ.

Внутренний мир художника – тайна творчества, разгадать которую непросто, особенно в случае с выдающимся казахстанским графиком и живописцем c интересной фамилией Люй-Ко. Подобно произведениям итальянских мастеров эпохи Возрождения, работы Вячеслава многоступенчаты и непросты для понимания. Неудивительно поэтому, что его картины востребованы и разобраны по коллекциям, как в Казахстане, так и за рубежом. Многие коллекционеры составляют свои собрания только из полотен Люй-Ко: купив одну его картину, захочется приобрести и другие – так как разгадывание шарад чрезвычайно увлекательное занятие. А Люй-Ко очень любит задавать загадки – тонкое вплетение в сюжет восточной и западной философии, истории, религии может зачаровать зрителя и не оставит равнодушным человека думающего, размышляющего. Причем, вовсе не потому, что «философствования» нынче в моде, а потому – что любое полотно оказывается не просто изображением бытия, а напротив – отстранением от повседневности. И погружаться в этот мир – истории, легенд, общечеловеческих верований – не просто эстетическое, но и интеллектуальное удовольствие. Изображенные им запутанные лабиринты бытия, этажи мироздания, вселенский потоп поведают о чем-то сокровенном и вместе с тем понятном каждому.

Был в творчестве Люй-Ко цикл работ, ассоциативно связанных с тюркскими мифами и преданиями. Затем появилась серия новых образов, чуть грустных ностальгических воспоминаний о теплых отпускных днях со средиземноморскими запутанными улочками, весельем венецианских каналов, ослепительно красивыми восточными женщинами-кошками.

В следующей выставке Люй-Ко с названием как строчка из стихотворения Иосифа Бродского «В Рождество все немного волхвы» оживало рождественское волшебство. На вернисаже красовался и давший название выставке рисунок, на котором елка вместо шаров украшена человеческими лицами; и сами «Волхвы», шествующие за Вифлеемской звездой; новые Адам и Ева в шахматной «Игре», где на доске стоят лишь мистические фигуры; и главная новогодняя картина «Монплезир» со снежными сугробами и сказочно-прекрасной царской резиденцией, в витражах которой отражается летний зной.

Сейчас мастер обращается к знакомым героям и образам. Их соединяют безбрежные пространства континентов, морей, островов, куда причаливают корабли-рыбы, корабли-города, корабли-дома. Доминанта этой выставки – архитектура во всех ее ипостасях: от домашнего уюта повседневности – до масштабных панорам и лабиринтов старых и новых городов с тенистыми аллеями.

Одни работы выполнены в классической технике масла, другие – в традиционной для Люй-Ко пастели с мельчайшими штрихами туши. Эту серию работ, также как и предыдущие, нужно рассматривать вблизи, чтобы оценить тонкость работы и увидеть многочисленные детали, знаки. Именно насыщение рисунка более мелкими деталями и придает картинам тот ажурный вид, которым славится Люй-Ко. Его картины можно сравнить с паутиной, где каждая клеточка, являясь звеном общей цепочки, имеет свое значение. Сходство это не только визуальное, но и сюжетное. У художника единой нитью сплетены люди, животные, техника, городская инфраструктура.

С каждым разом, поднимая пласт за пластом в «глубоких» картинах Вячеслава Люй-Ко, соприкасаешься не просто с интересными работами нашего современника, но и с переосмысленной мудростью древних, расшифровать которую под силу только опытному и искушенному зрителю.

Выставка продлится до 31 декабря.

Читайте также