1876 просмотров
1876 просмотров

«Сбербанк» подождет со start-up

В России «Сбербанк» начал кредитовать start-up проекты совместно с франчайзи. Как выяснил «Къ», в Казахстане банк пока не планирует кредитовать «новичков». Начинающий бизнес кредитуется в основном через МКО, а наибольшим спросом пользуются франшизы по торговле одеждой и фаст-фудом.

«Сбербанк» подождет со start-up

«Сбербанк» подождет со start-up
В России «Сбербанк» начал кредитовать start-up проекты совместно с франчайзи. Как выяснил «Къ», в Казахстане банк пока не планирует кредитовать «новичков». Начинающий бизнес кредитуется в основном через МКО, а наибольшим спросом пользуются франшизы по торговле одеждой и фаст-фудом.

По словам руководителя управления малого бизнеса «Сбербанка России» Андрея Петрова, пилотный проект будет запущен в 20 городах РФ. «По заемщикам есть возрастные ограничения – не моложе 25 лет и не старше 60, а также наличие суммы для первоначального взноса – не менее 30%, максимальная сумма кредита – $115 тыс. со сроком займа на 3–4 года», – сказал он. В рамках нового проекта для малого бизнеса, который продлится до конца апреля 2012 года, «Сбербанк» намерен выдать 2–2,5 тыс. кредитов, до конца 2013 года – 25 тыс. На финансирование пилота банк планирует выделить около $5,6 млн. Сейчас готовится к предложению 12 бизнес-моделей, к окончанию проекта их число возрастет до 30.

Как заявил председатель правления ДБ АО «Сбербанк» в Казахстане Олег Смирнов, «для малого бизнеса важна, прежде всего, скорость. В этом отношении банкам следует оперативно реагировать на привлекательные проекты. Разумеется, если мы будем оценивать риски на $100 млн также, как и на 1 млн тенге, то клиент возьмет заем в том же ломбарде, под залог имущества. Сегодня наши российские коллеги разработали идею, которая будет развиваться в течение ближайших трех лет. «Сбербанк» создаст отдельный веб-ресурс для малого бизнеса, на котором будут размещаться типовые модели формирования собственного бизнеса, вплоть до типовых готовых бизнес-планов, алгоритмов получения лицензий и тому подобного. К сожалению, пока этот продукт предложен только на российском рынке», – подчеркнул г-н Смирнов.

К кредитованию будут допускаться стартапы, выбранные из имеющихся бизнес-моделей с участием российских франчайзинговых компаний в сфере услуг для населения из системы общепита, туризма.

Эксперты фонда развития предпринимательства «Даму» согласны, что финансирование стартап-проектов является высокорискованным видом деятельности для банков, из-за множества рисков реализации проекта: у предпринимателя отсутствует опыт и навыки ведения бизнеса, налаженные связи с поставщиками и потребителями, соответственно, возникает риск сбыта продукции. «Финансирование данной категории проектов, ввиду высоких рисков, несомненно, является менее привлекательным для банков второго уровня. Вместе с тем, в случае, если стартап-проект является хорошо продуманным бизнес-проектом, в котором учтены все факторы и тонкости его реализации, то такой проект имеет хороший шанс получить финансирование от банка», – прокомментировали в фонде «Къ».

На вопрос «Къ», какие франшизы наиболее популярны в Казахстане, аналитики «Даму» отметили, что, исходя из количества осуществленных сделок за предшествующие три года, наиболее популярными в Казахстане являются франшизы в сфере торговли одеждой и аксессуарами. На втором месте по количеству сделок – франшизы в сфере услуг для населения и для бизнеса. «Если принять во внимание наиболее активный спрос на данный момент, то казахстанских предпринимателей интересуют франшизы в сфере общественного питания (фаст-фуд, стрит-фуд) и товаров народного потребления. Большой спрос на франшизы в любой сфере предпринимательства при объеме общих инвестиций до $10 тыс. Однако имеется спрос и на франшизы под всемирно известными брендами – ZARA, KFC, McDonald`s».

Хочется отметить, что фонд в своих финансовых программах не ограничивает банки по финансированию проектов в зависимости от стадии (действующий либо стартовый). Например, по результатам реализации первого транша Стабилизационной программы, доля финансирования стартовых проектов составила порядка 1,0%, а программы «Даму-Регионы» – порядка 2,0% от общего объема финансирования.

Руководитель программ и проектов ОЮЛ «АМФОК» Айгуль Абишева считает, что в вопросах кредитования начинающего бизнеса в Казахстане микрофинансирование является самым популярным инструментом создания собственного бизнеса, особенно в сельской местности. «Многие начинающие бизнесмены не могут получить банковский заем из-за высоких требований и критериев оценки рисков. Почти всегда банки требуют твердое залоговое обеспечение, что не всегда в наличии у заемщика. В то же время микрокредитные организации (МКО) могут взять под залог ликвидное имущество, независимо от степени его привлекательности, чего не сделает банк», – комментирует «Къ» эксперт. Г-жа Абишева сообщает, что сегодня около 50% МКО, а их в стране 1780, работают с начинающим бизнесом, и зачастую представлены в сельской местности. Более того, в отличие от банков, требования МКО к финансовой грамотности заемщика не столь строги, так как для привлечения средств из банка заемщику придется предоставить весь перечень документов, входящих в тщательно разработанный бизнес-план. Эксперт уверена, что пока МКО являются прямыми конкурентами банков в этом направлении. «Это мировая тенденция. Все идет к тому, что банки начинают уделять больше внимания малому бизнесу», – подытожила она.

Модели реализации start-upВ мировой практике используется также идея продвижения проектов через бизнес-акселераторы. Программы акселерации предусматривают выдачу небольших сумм, до $100 тыс., после чего при участии финансовых консультантов в течение трех-шести месяцев (в зависимости от программы) предприниматель работает над проектом, периодически отчитываясь об успехах перед инвестором. В конце программы акселерации он представляет свой проект инвесторам. Сами акселераторы взимают небольшую (3–5%) долю в проекте. Помимо акселераторов, возможность уйти на несколько месяцев в свой проект с головой дают программы Spanish Village (spanish-village.com), «Интенсивные каникулы» (glavstart.ru), Startup Sauna Intensive (startupsauna.com) и подобные им. От обычных акселераторов они отличаются тем, что вывозят бизнесменов за город («Интенсивные каникулы»), или вообще в другую страну (Spanish Village, Startup Sauna). Значимость такого опыта трудно переоценить, особенно если предприниматель намерен выходить на международный рынок.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

kursiv_in_telegram.JPG


Материалы по теме


Читайте в этой рубрике

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

kursiv_instagram.gif

Читайте свежий номер

kursiv_opros.gif