Мистика цвета

Опубликовано
В свежеотремонтированном Государственном музее искусств им. Кастеева открылась величественная выставка картин Николая и Святослава Рерихов из собрания московского Международного центра, названного в их честь. Среди творчества прочих русских художников-символистов трудно назвать более синтетическое, чем у отца и сына Рерихов. В нем поразительно смешались Христос и Кришна, готика и монастыри Ладока, образцы каменного века и буддийские знамена.

В свежеотремонтированном Государственном музее искусств им. Кастеева открылась величественная выставка картин Николая и Святослава Рерихов из собрания московского Международного центра, названного в их честь. Среди творчества прочих русских художников-символистов трудно назвать более синтетическое, чем у отца и сына Рерихов. В нем поразительно смешались Христос и Кришна, готика и монастыри Ладока, образцы каменного века и буддийские знамена.

Есть такие личности в истории, только читать биографию которых доставляет истинное удовольствие. К таким относятся и Николай Рерих вместе с сыном Святославом. При произношении их имен сразу невольно возникают ассоциации с Индией, Гималаями, буддистской философией, мистическими учениями и еще магией необъятного. Огромнейшее наследие Рерихов (только пять тысяч картин оставил Рерих-отец) рассеяно по фондам и музеям мира. Так что можно сказать, в Алматы привезли лишь сотую часть их полотен, которые, тем не менее, отражают все периоды творчества.

Странно, что о такой разносторонней личности, как Николай Константинович Рерих, до сих пор еще не сняли киноленты. Его биография прекрасно легла бы в основу сценария. В жизни русского символиста со скандинавским происхождением вообще удивительно сочетались наука и искусство. Занявшись изучением славянских и угро-финских древностей, после раскопок он написал цикл архитектурно-исторических пейзажей старинных русских городов. Проявил себя и как талантливый архитектор, получив первый приз на конкурсе храмовой архитектуры. Был в жизни Рериха и театральный период, когда для антрепризы Дягилева он оформлял «Весну священную» Стравинского и «Князя Игоря» Бородина в модном тогда стиле модерн. После расписывал Святодуховскую церковь под Смоленском, издал сборник стихов «Цветы Мории», символическую драму «Милосердие», писал притчи и философские эссе, ища в архаических мифах тайные ключи к загадкам современности. Именно Николай Константинович впервые для европейского мира опубликовал материалы о Шамбале, которые собрал в своей трансгималайской экспедиции.

В США вместе с женой он открыл «Общество Агни-йоги», призванное морально усовершенствовать человечество на базе древних религий. А переехав в Северную Индию, организовал Институт гималайских исследований «Урусвати», где вместе со своим сыном, востоковедом, Юрием анализировал и обрабатывал этнографические и археологические материалы, собранные в уникальной экспедиции.

В ходе этого же трудного горного путешествия Николай Рерих, считавший, что в вершинах познается Всевышний, сделал более пятисот набросков видов Гималаев, ставших потом картинами. Некоторая часть из этой серии и представлена сейчас в Алматы. Интересен и другой, мистический цикл картин Рериха – «Майтрейя», где изображения гор сочетаются с символами древних вер.

Но это лишь малая часть того, что попадало в поле зрения и изучалось Николаем Рерихом – одной из самых ярких фигур русского символизма и модерна. Сияющие яркими красками, его полотна вобрали в себя как многовековые традиции древнерусской и тибетской иконописи, так и современные художнику веяния в искусстве.

Николай Константинович, далекий в своей живописи от абстрактного символизма и веривший, что красоту можно увидеть лишь в реальной жизни, что невозможно сказать больше, чем говорит сама жизнь, все же разделял тот идеал символистов Серебряного века, который связан с их верой в пересоздание мира красотой. Биограф Рериха Клод Брэгдон даже говорил о его творчестве как о «насаждении семян красоты», а жизнь художника называл «путем Посвященного».

Роль Рериха-младшего изучалась в искусствознании значительно меньше, и долгое время не могло сложиться определенной точки зрения на его творчество. У Святослава Рериха не было ни парадных вернисажей в модных галереях Старого и Нового Света, ни броских статей о его искусстве в популярных журналах, ни шумных аукционных продаж, но интерес к его творчеству был велик, особенно в СССР. Советские люди, давно не видевшие ничего, кроме картин, идеологически выдержанных в духе соцреализма, жаждали соприкоснуться с живым, не партийным искусством. К тому же необычайно привлекала фамилия Рерих, овеянная ореолом легенд. Успех выставок Святослава Рериха был в какой-то мере предрешен и тем, что Индия на его полотнах, созданных с чувством глубокой любви и восхищения ее красотой и ставшая самым мощным источником его вдохновения, совпадала с тем ее прекрасным образом, который был взлелеян в сознании русского человека, изначально тяготеющего к Востоку.

Но сын известного художника, хоть и продолжал в живописи путь отца, бесспорно, стал совершенно самобытным художником с легко узнаваемым стилем.
Первые самостоятельные работы Святослава в изобразительном искусстве так же, как и у Рериха-старшего, были связаны с театром: в 1922 году в Бостоне он создал балет «Свет и тьма», работал над сценическим воплощением «Кораллового балета», «Шахматного балета» и балета «Властитель ночи».

Впоследствии именно театральность станет отличительной чертой его художественного почерка. Если попытаться определить мастеров прошлых веков, к которым был наиболее близок Святослав Рерих, то по яркой цветовой гамме и поэтичному женскому образу, это, несомненно, будет Тициан. Действительно, Святослав Рерих многое воспринял от короля ренессансной живописи: и мерцающий колорит живописи, и мажорное восприятие действительности. Все это вкупе с постижением восточной мудрости и «философией жизни» вылилось в особое направление, которое может быть названо «цветовым символизмом».

Синтез западного и восточного искусства более известен благодаря таитянским полотнам Гогена, творчеству Ван Гога, Пикассо, Матисса, а в России – Павла Кузнецова, Сарьяна, мастеров «Нового Востока». Художественная династия Рерихов тоже сказала свое слово в искусстве, находя созвучные для себя истоки в богатом наследии неевропейских цивилизаций и претворяя их в собственном творческом поиске. Недаром Леонид Андреев в своей предсмертной статье «Держава Рериха» восклицал, что «увидеть картину Рериха, значит увидеть новый мир».

Теперь и у алматинцев есть возможность распознать новый мир, открытый сыном и отцом художниками, попасть в их мультикультурное мироощущение или просто рассмотреть достойную внимания пейзажно-портретную живопись.

Выставка продлится до 8 января 2012 года.

Читайте также