Проблемы налогового администрирования мешают инвестициям

Опубликовано (обновлено )
Соответствие механизмов международного налогообложения изменяющейся рыночной конъюнктуре, оптимизация корпоративного налогообложения и предоставление льгот по освобождению от налогов, - ряд фундаментальных задач, которые были выявлены в очередном исследовании Ernst & Young. В этой связи, Казахстану необходимо еще решить массу проблем в области налоговых администрирования и законодательства для улучшения своей инвестиционной привлекательности.

Соответствие механизмов международного налогообложения изменяющейся рыночной конъюнктуре, оптимизация корпоративного налогообложения и предоставление льгот по освобождению от налогов, — ряд фундаментальных задач, которые были выявлены в очередном исследовании Ernst & Young. В этой связи, Казахстану необходимо еще решить массу проблем в области налоговых администрирования и законодательства для улучшения своей инвестиционной привлекательности.

В рамках шестой налоговой конференции: Международное налогообложение как фактор повышения инвестиционной привлекательности Казахстана, руководитель налоговой и юридической практики «Ernst & Young» в странах СНГ Питер Рейнхард обозначил основные тенденции в области международного фискального развития, согласно исследованию, проведенному экспертами Ernst & Young «Тенденции развития международного налогообложения». Данный анализ раскрывает ключевые факторы развития международной налоговой системы, как соответствие национальных фискальных принципов новым вызовам, сокращение налоговых «пробелов», приверженность конвенции об обмене информацией, а также ужесточение контроля над имеющейся налоговой базой.
В исследовании также указывается тенденция о переходе многих экономик от общемирового налогового режима к территориальным фискальным принципам. К странам, которые сохранили общемировой принцип можно отнести США, где ставка корпоративного налога составляет 39,1%, Китай (25%) и Юную Корею (24,2%). Во многих крупнейших экономиках мира сохраняется принцип территориального режима, включая режим освобождения от налогов дохода, полученного из иностранных источников (сюда также включены страны, имеющие оффшорные зоны). В Казахстане размер корпоративного подоходного налога составляет 20% (планировалось снижение налога до 17,5% с 1 января 2013 года, однако данное законодательное решение было отменено правительством РК). За вычетом этого налога, размер чистой прибыли коррелируется 15% налогом на чистый доход для компаний-инвесторов, однако его ставки могут быть значительно снижены в соответствии с международными соглашения об избежании двойного налогообложения.

По мнению партнера и руководителя налогового и юридического департамента «Ernst & Young» в Казахстане Жанны Таменовой, инвестиционная привлекательность Казахстана в части налогообложения иностранных компаний является высокой, однако ситуацию усугубляют проблемы налогового администрирования, которые существенно снижают позитивный эффект, создаваемый низкими налоговыми ставками работой, которую ведет руководство страны по созданию оптимальных и упрощенных налоговых преференций для привлечения инвестиционного капитала в Казахстан. «Наше правительство внедрило благоприятную для бизнеса налоговую систему. Однако результативность этих мер снижается из-за высоких затрат, связанных с обеспечением соблюдения требований налогового законодательства. Особое беспокойство вызывают налоговые проверки, в которых зачастую преобладает стремление изыскать возможные средства для пополнения бюджета, а не выявление фактических нарушений. Необходима защита прав инвесторов для обеспечения справедливости в отношении их экономических интересов и условий ведения бизнеса. Этому в первую очередь способствует наличие независимой судебной системы. Независимость судебной системы гарантирует отделение бизнеса от политики и существенно снижает степень вероятной коррупции», — сказала «Къ» г-жа Таменова.

В анализе подчеркивается важность снижения корпоративных налогов как фактора повышения конкурентоспособности компаний. Так, начиная с середины 2000 года, многие страны Организации экономического сотрудничества и развития снизили ставку корпоративного налога, минимальное снижение составило менее 1%, максимальное – порядка 43%. Крупнейшие экономики мира, за исключением США и Бразилии сократили налоговое бремя по корпоративным доходам, в среднем, на 19,8%.

Всемирное внедрение XBRL
В целом, страны, в которых внедряются механизмы XBRL, можно разделить на 5 категорий. Страны где происходит развитие технологии и стандарта (Мексика, Колумбия, Бразилия, Чили, Аргентина, Испания, ЮАР, ОАЭ, Израиль, Индия, Россия, Австралия, Новая Зеландия). Государства с добровольной подачей внешней отчетности в формате XBRL (Канада, Норвегия, Швеция, Бельгия, Германия, Италия, Нидерланды, Великобритания, Ирландия, Люксембург и Таиланд). Страны, где требуется обязательная подача отчетности в формате XBRL банковским уполномоченным органам (Франция и Испания), страны, в которых предполагается обязательная подача отчетности в формате XBRL уполномоченным органам рынка ценных бумаг и фондового рынка (Китай и Корея). И страны, в которых требуется Обязательная подача отчетности в формате XBRL в целях внешней отчетности и банковским уполномоченным органам (США, Сингапур и Япония)

Читайте также