Пресловутая QE

Опубликовано (обновлено )
ФРС США может пойти на третий раунд количественного смягчения и предоставить экономике дополнительную ликвидность. Однако «излишние» инвестиции не всегда приводят к желаемому результату – борьба с безработицей может спровоцировать рост инфляции и подтолкнуть цены вверх, а потребительские расходы увеличатся.

ФРС США может пойти на третий раунд количественного смягчения и предоставить экономике дополнительную ликвидность. Однако «излишние» инвестиции не всегда приводят к желаемому результату – борьба с безработицей может спровоцировать рост инфляции и подтолкнуть цены вверх, а потребительские расходы увеличатся.

В рамках заседания 3 ноября Федеральная Резервная система США планирует возобновить программу количественного смягчения – третий раунд QE. Согласно опросам Bloomberg, 53 из 56 опрошенных экономистов говорят об этом. 29 опрошенных респондентов считают верным для ФРС расширить проект выкупа активов на более $500 млрд, а семь экспертов говорят о том, что национальному регулятору США придется тратить в среднем от $50 до $100 млрд для выкупа гособлигаций с рынка. Тем не менее, точных цифр о том, сколько именно денег будет потрачено на выкуп бумаг в рамках второго раунда QE нет. Прочие экономисты сошлись во мнении, что очередное смягчение монетарного курса США не будет превышать ранее обозначенной суммы – $500 млрд
Тем не менее, сомнения в целесообразности второго этапа QE остаются. Спад роста американской экономики и спад деловой активности пока не достиг того минимума, когда можно «выбрасывать» в экономику дополнительную ликвидность, поскольку меры для расширения рабочих мест и предоставления инвесторам сигнала об относительной стабильности фондовых площадок США похожи на демарш. Вероятен сценарий, по которому ФРС начнет выкупать ценные бумаги в пределах $100 млрд, хотя конечная цифра долларовой наличности, эмитированной для этих нужд, будет известна в самый последний момент. Председатель ФРС Бернанке пообещал на конференции в Джексон-Хоуле провести третий раунд стимулирующих мер по валютному регулированию во избежание возобновления проблем, которые могут проявиться после кризиса 2008 года и которые не были решены.

При этом Бернанке не мог не видеть, что рынок изменяется вне зависимости от инъекций ФРС. Доходность по десятилетним UStreasuries снизилась до 2,23%, а доходность по тридцатилетним биллям варьируется на уровне 3,62%. Для примера: доходность по этим бумагам в феврале 2011 года достигала 4,77%. Если посмотреть на динамику изменения базового индекса затрат на личное потребление, то в сравнении с минимумом декабря прошлого года он вырос на 0,4%, с 0,9% до 1,3%. Рост индекса формирует рост инфляции, которая постепенно набирает обороты в США. Пока остается неясным, насколько сильно поддержал крупнейшую экономику мира второй раунд смягчения, хотя речь Бернанке толкнула вверх котировки акций крупнейших компаний США к вящему удовольствию быков, что отразилось на позитивных торгах сырьевого сектора. Однако, хотя выпуск почти полутриллиона наличности (хотя цифра может быть больше) в финансовый рынок существенно пополнит собственный капитал корпоративных субъектов, тем не менее, не решит проблем с ростом цен и улучшением платежеспособности рядовых потребителей. Такая значительная консолидация инвестиций в условиях неэффективности государственного регулирования, валютных колебаний USD/EUR, снижения темпов роста экономики в целом и высокого уровня безработицы приводит к насыщению рынка необеспеченной ликвидностью, что похоже на ФРС.

Эксперты GoldmanSachs полагают, что США пойдут на третий раунд смягчения. По их мнению, это произойдет либо уже в текущем году, либо в начале 2012 года. Основная причина вынужденного смягчения – в медленных темпах роста экономики США и высокой безработице. Вероятность проведения монетарного стимулирования укрепилась после того, как 9 августа Федеральный комитет по открытому рынку при ФРС пообещал сохранить процентные ставки на рекордно низком уровне примерно до середины 2013 года. В случае ухудшения экономики США, ФРС найдет новые способы монетарных инъекций в финансовый рынок.

Для США инфляция стала врагом не менее страшным, чем угроза международного терроризма. В июне ИПЦ США,согласно данным Бюро Статистики Труда, вырос до 3,6% за последний год.За то же время индекс потребительских цен увеличился в годовом исчислении на 1,1%. Базовая инфляция в июне составила 1,79%, достигнув самого высокого уровня с января 2010 года. За последнее полугодие уровень инфляции составил 1,8%, что в годовом исчислении приближается к 4%. За последние 20 лет лишь в 2008 году, на пике глобального экономического кризиса, темп инфляции поднимался на рекордный уровень +2.4%. За первые два месяца 2011-го инфляция выросла на 0,94%. Это также один из самых сильных показателей роста инфляции за 20 лет. Более сильный рост имел место лишь в первые два месяца 2003 года – 0,99%. То есть, на данный момент мы имеем самое значительное инфляционное ускорение за 20 лет. В декабре 2010 года, когда начал действоватьвторой раунд QE, темпы роста инфляции стали расти.

По мнению аналитика ФГ Калита-Финанс Алексея Вязовского, инфляция в США так или иначе привязана к долговым проблемам этой страны. «Вместе с инфляционной спиралью раскручивается вторая: долговая. Растет долг – упирается в планку – уменьшаются госрасходы – угроза экономическому росту – вновь повышается долг. А вместе с ним и расходы на его обслуживание. Причем можно наблюдать интересную картину: в 2006 году процентные платежи по долгам составили около 10% бюджета. За 5 лет показатель практически не изменился, даже снизился – до 8,2%. Но за счет чего? За счет снижения ставок с 5% в 2006 — до нуля в 2011, и только. Но этот потенциал уже исчерпан – ниже нуля ставки — то опустить нельзя. Как указано выше, инфляционная и долговая спирали будут раскручиваться все сильнее. При этом не стоит забывать о рисках для экономики вследствие возможного понижения кредитного рейтинга США, о чем последнее время постоянно напоминают ведущие рейтинговые агентства», — констатирует эксперт.

Читайте также