Сомнительный рост арт-рынка

Опубликовано
Итоги первого полугодия 2011 года, которые подвели крупнейшие в мире аукционные дома Sotheby`s и Christie`s, демонстрируют, что арт-рынок практически преодолел кризис. А лидирующие продажи современного искусства наводят на мысль об искусственном вздутии цен на этом сегменте рынка.

Итоги первого полугодия 2011 года, которые подвели крупнейшие в мире аукционные дома Sotheby`s и Christie`s, демонстрируют, что арт-рынок практически преодолел кризис. А лидирующие продажи современного искусства наводят на мысль об искусственном вздутии цен на этом сегменте рынка.

Дом Sotheby`s по итогам первого полугодия 2011 года занял лидирующее положение на аукционном рынке с результатом в $3,4 млрд. Суммарная же выручка Christie`s за этот же период составила $3,2 млрд, что отражает рост на 17,6% по сравнению с аналогичным показателем прошлого года.

Но, помимо возросших оборотов, которые могут перекрыть даже предкризисные показатели, заметны и другие тенденции. Во-первых, растет количество продаж по цене свыше $1 млн. Sotheby’s за первое полугодие продал 441 лот стоимостью свыше $1 млн, в то время как в прошлом году таковых было 273. На торгах Christie`s превысить отметку в $1 млн смогли 376 лотов.

Во-вторых, произведения современного искусства выходят на первое место по выручке, вытеснив раздел «Импрессионисты и модернисты» на вторую позицию. Такая ситуация уже наблюдалась в 2007 году. Тогда, как считают некоторые специалисты, именно высокие цены на искусство второй половины ХХ – начала XXI века создали «пузырь», который лопнул и вместе с экономическим кризисом обрушил арт-рынок.
История повторяется: Christie`s за полгода продал современного искусства на $702,6 млн, а Sotheby`s только за июньские торги – на $206 млн. Эти результаты дали основания галеристам, собственно, задача которых состоит в постепенном раскручивании отдельно взятых художников, предполагать, что теперь и сами аукционные дома пиарят художников-современников. Из-за высоких цен создается иллюзия востребованности и ликвидности работ.

Третья тенденция состоит в том, что все больше расширяются торги в Гонконге. Коллекционеры из Азии и с Ближнего Востока покупают, порой не глядя, самое разное искусство: и рисунки Микеланджело, и современных малоизвестных авторов. Когда-то на рубеже 1980-х и 1990-х годов японцы также небывало задрали цены на работы импрессионистов, а потом, внезапно охладив свой коллекционный пыл, ушли с рынка, оставив на память прецедент с покупкой «Портрета доктора Гаше» за $82,5 млн, который уже более 20 лет пребывает в десятке самых дорогих произведений в мире.
Хотя итоги первого полугодия не обещают, что вторая часть года пройдет также успешно, но главы обоих домов – Стивен Мерфи из Christie`s и Билл Рупрехт из Sotheby`s – повторяют, что спрос на искусство растет.

А аукционные дома готовятся уже к осенним торгам. Sotheby`s представит элитные вина, прославленную китайскую керамику и живопись, индийские миниатюры и редкие ювелирные украшения, а также выдающиеся и перспективные произведения, такие, как коллекция Лили и Эдмонда Сафра.

Среди планов аукционного дома Christie`s на вторую половину этого года – трехдневная сессия аукционов, в рамках которых будут представлены ювелирные украшения, одежда, аксессуары, предметы меморабилии и декоративно-прикладного искусства. Главным событием станет презентация и торги живописных полотен из собрания актрисы Элизабет Тейлор.

Читайте также