Казахский балет с итальянским акцентом

Опубликовано
С 10 по 15 июля в Алматы пройдут гастроли астанинского Национального театра оперы и балета имени Куляш Байсеитовой. Наряду с классическими операми «Манон Леско» и «Богема» в постановке Юрия Александрова астанинский театр покажет новаторские балетные спектакли, а также первый казахстанский мюзикл «Астана».

С 10 по 15 июля в Алматы пройдут гастроли астанинского Национального театра оперы и балета имени Куляш Байсеитовой. Наряду с классическими операми «Манон Леско» и «Богема» в постановке Юрия Александрова астанинский театр покажет новаторские балетные спектакли, а также первый казахстанский мюзикл «Астана».

Национальный театр оперы и балета имени Куляш Байсеитовой – самый молодой музыкальный театр страны, ведущий свою историю с 2000 года. Несмотря на малый для театра срок, в его репертуаре сейчас насчитывается порядка 15 оперных и 15 балетных спектаклей. Но если постановка образцов казахского оперного искусства, таких как «Биржан и Сара», «Кыз-Жибек», «Камар-сулу», далась местными силами, то к переложению шедевров мировой классики привлекались лучшие мастера зарубежья. По сути, театральный репертуар сотворен интернациональным составом режиссеров, хореографов, художников, декораторов, мастеров по свету и даже художников по костюмам. Плодотворным оказалось для театра сотрудничество с режиссером-постановщиком Мариинского театра Юрием Александровым. Лауреат российской национальной театральной премии «Золотая маска» и высшей театральной премии Петербурга «Золотой софит» работает с астанинским театром уже на протяжении 10 лет. В тандеме с художником-постановщиком Вячеславом Окуневым им поставлены оперы, не имеющие аналогов в Казахстане, – «Свадьба Фигаро» Моцарта, «История любви и смерти юного Вертера» Массне, «Чио-Чио-Сан» Пуччини, «Евгений Онегин» Чайковского.

Имя заслуженного художника России Вячеслава Окунева уже хорошо знакомо алматинским театралам. В ГАТОБ им. Абая в его оформлении поставлены несколько спектаклей. Вообще, с 1975 года питерский художник оформил более 300 постановок, в разные годы сотрудничая с Королевским театром Глазго, Национальной оперой Греции и Венгрии, театром Велки в Польше, Национальными театрами Сеула и Токио, Нью-Йорк Сити Балетом, Оперой Кальяри, множеством российских театров.

Что касается балетных постановок, то практически каждый корифей казахстанской хореографии внес свой вклад в становление репертуара. Так, Зауырбек Райбаев поставил «Лебединое озеро», Булат Аюханов – «Кармен-сюиту», Шамиль Терегулов – «Дон Кихота» и «Вальпургиеву ночь». Поднимал казахстанскую хореографию на новый уровень известный российский танцовщик и хореограф Сергей Вихарев, поставивший в астанинском театре «Жизель» Адама и «Коппелию» Делиба. Эксклюзивные мастер-классы для балетной труппы проводила блистательная балерина и балетмейстер Большого театра Екатерина Максимова. В целях освоения современных жанров были приглашены европейские мастера, работающие в жанре модерн-балета. Так, французский балетмейстер Жан Годэн поставил балет «Игорь, Глория, Ванесса…» на музыку трех великих композиторов И. Стравинского, К. Дебюсси и Л. Бернстайна. Спектакль, показывающий новую пластику, стал событием в казахстанском балетном мире.

Но в первую очередь театр, конечно же, делают артисты. Первый артистический состав был сформирован из выпускников Казахской национальной академии музыки и Казахской национальной консерватории им. Курмангазы, состав хора – в основном из выпускников Евразийского национального университета им. Гумилева. Труппа танцовщиков – из единственной, но достаточно сильной балетной школы в Казахстане – Алматинского хореографического училища им. А. Селезнева. Молодых артистов, не очень востребованных в южной столице и других городах, а также тех, кто уезжал выступать за рубеж, привлекали в Астану не только новыми творческими перспективами, но и комнатами в общежитиях, а в перспективе – и собственным жильем. Спустя несколько лет прошла серия скандалов, в которых артисты заявляли, что обещания администрации те-атра о выдаче квартир не были выполнены, но на том конфликт и затих. Если же говорить о творческой стороне, то, безусловно, новый театр в столице стал отличной возможностью для оперных артистов, танцовщиков и музыкантов реализовать свои таланты.

Национальный театр оперы и балета уже бывал с гастролями в Алматы в 2005 и 2007 годах. В этот раз алматинских поклонников классического искусства ждет шесть ярких постановок. Первая из них – это известный романтический балет Хермана Левенсхольда «Сильфида», созданием которого занималась команда профессионалов из Италии. Постановку осуществила хореограф, ректор Римской академии танца Маргарита Паррилла, художественным руководителем балета стал Гуидо Риччи, дирижером-постановщиком – казахстанец Айдар Абжаханов.
Балет «Сильфида» – это премьера театра этого года. Точно так же, как и опера Джакомо Пуччини «Манон Леско», первый показ которой прошел в Астане буквально на днях. Режиссером-постановщиком «Манон Леско» вновь стал Юрий Александров.

Также на гастролях астанинский театр покажет еще одну работу известного российского постановщика – оперу «Богема», а также балет «Баядерка». Не меньший интерес представляет показ двухактного балета-феерии «Байтерек». Его автор Адиль Бестыбаев, ученик выдающегося композитора Газизы Жубановой, выиграл конкурс на лучшее произведение хореографического искусства. По его условиям, победившее сочинение должно было быть воплощено на сцене одного из театров страны. Постановкой «Байтерека» в Национальном театре оперы и балета им. К. Байсеитовой занималась петербургская команда: обладатель премии президента РФ балетмейстер Давид Авдыш, художник Вячеслав Окунев, художники по костюмам Петр Окунев и Ольга Шаишмелашвили.

Кто-то, возможно, уже знаком с музыкой Адиля Бестыбаева – его «Голос Азии» не раз звучал на престижных сценах мира. В «Байтереке», при ярко выраженной национальной окраске, сочинение Бестыбаева включает китайские, испанские, индийские мотивы.
Хореография «Байтерека» тоже получилась довольно сложной и многокомпонентной, включая даже индийские танцы. Петербуржец Давид Авдыш – мастер не только балетный, он работал и в музыкальных ревю, в кино и на телевидении, ставил эстрадные программы для звезд советской и российской эстрады, номера для известных фигуристов. Так что «Байтерек» должен привлечь внимание не только поклонников классического искусства, но и далеких от мира балета зрителей.

Также на самую широкую аудиторию рассчитана еще одна постановка Национального театра – мюзикл «Астана». Первый казахстанский мюзикл, вновь созданный Юрием Александровым, по сюжету чем-то напоминает «Севильского цирюльника» Россини. Казах Арман и японка Асами влюбляются друг в друга в столице Казахстана, но их любви мешает крупный предприниматель Тамуре, которому приглянулась Асами. Влюбленным начинает помогать Сержан – современный Фигаро.

Создатели мюзикла провели масштабный кастинг для того, чтобы выбрать исполнителей главных ролей. Юрий Александров, прослушав учащихся из Академии искусств им. Жургенова, где, по его словам, интересная вокальная школа, даже предложил создать в Астане театр мюзикла. «Сразу целое поколение приобщилось бы к музыкальному театру», – сказал российский мэтр.

Музыку к «Астане» написал композитор Алмас Серкебаев. Большая часть спектакля идет на русском, только финал и некоторые сцены исполнены на казахском языке. Постановка получилась масштабной – в мюзикле участвуют ведущие солисты театра оперы балета им. Абая, театра им. К. Байсеитовой и Шымкентского театра оперы и балета, а также известный танцевальный коллектив «Гулдер».
Мюзикл будет сопровождаться видеорядом – во всю сцену на протяжении всего действия показывают специально снятые с вертолета панорамные виды столицы. Еще одно решение художников-постановщиков – гигантская декорация, представляющая собой два трехэтажных дома, которые вместе с людьми ездят по сцене. В каждом таком «доме» больше 300 световых аппаратов. Увидит ли алматинский зритель постановку в том виде, в каком она задумана создателями, будет известно уже 10 июля.

Победившая «Манон Леско»Первая из выдающихся опер Пуччини, основанная на романе аббата Прево «История кавалера Де Грие и Манон Леско». На основе популярного романа были созданы две оперы: «Манон» Массне и «Манон Леско» Пуччини. Однако сочинение Пуччини сразу завоевало прочное признание и со временем потеснило оперу Массне. «Его Манон – француженка, это пудра и менуэт; моя – итальянка, то есть страсть и отчаяние», – так сам Пуччини охарактеризовал свою трактовку образа Манон. После этой оперы Пуччини был провозглашен великим оперным композитором, в то время ему было тридцать пять лет.

Читайте также