Драма в коммерческой обертке

Опубликовано
18 июля в Алматы на сцене Русского театра им. Н. Сац москвичи покажут «Коварство и любовь» Фридриха Шиллера. Зритель привык видеть, что заезжие в Казахстан московские спектакли с медийными лицами оказываются все как один комедией положений
«с любовником под кроватью», на этот раз антреприза предстанет классической трагедией. Хочется верить, что добротной.

18 июля в Алматы на сцене Русского театра им. Н. Сац москвичи покажут «Коварство и любовь» Фридриха Шиллера. Зритель привык видеть, что заезжие в Казахстан московские спектакли с медийными лицами оказываются все как один комедией положений «с любовником под кроватью», на этот раз антреприза предстанет классической трагедией. Хочется верить, что добротной.

Поставила антрепризный спектакль «Коварство и любовь» Нина Чусова – один из самых востребованных режиссеров России. Работая на разных площадках – в «Современнике», в «Сатириконе», в Театре имени Моссовета, в МХТ имени Чехова, она создала нашумевшие в московской театральной среде спектакли «Мамапапасынсобака», «Резиновый принц», «Вий», «Ревизор», «Тартюф», «Портрет», «Крошка Цахес».

Ее интерпретация «Коварства» немецкого классика тоже оказалась у всех на устах. Режиссер перенесла героев XVIII века в современную действительность, из эпохи Просвещения в эпоху стяжательства, где, что неудивительно, коварство и любовь продолжают управлять миром.

Все остальное – текст Шиллера и сюжет, в котором молодой сын президента Фердинанд влюбляется в дочь простого музыканта Луизу и не может быть с ней рядом из-за того, что принадлежат они к разным социальным слоям, а тут еще плетут свои козни вездесущие интриганы, – осталось без изменений.

Воплотить на сцене современные истории режиссеру было бы гораздо легче, но Нина Чусова берется за непростую пьесу эпохи немецкого романтизма. Сильная социальная подоплека – то, что делает актуальной ее и сейчас. Скептики, возможно, увидят в этом идеалистичный гуманистический порыв – рассказать о сегодняшнем дне, где карьера и борьба за власть подменили нравственные основы. Другие скажут, что устали от «чернухи» «новой драмы» и с удовольствием на время оказались в прошлом, где не все разговоры сводились к деньгам.

В спектакле, правда, заметно упрощается высокая трагедия, да и актеры все – раскрученные телевизионные персонажи (Леди Мильфорд, к примеру, играет Эвелина Блёданс). Однако Нине Чусовой без наивного тона удается уловить современные настроения и удачно трактовать шиллеровский текст. Плюс или минус то, что он стал понятен не только для избранных, но и для всех, что пьеса о масштабном тоталитаризме упростилась до спектакля о любви, – каждый зритель пусть решает сам для себя.

Читайте также