За державу обидно

Опубликовано
Политический триллер «Игра без правил», что идет сейчас в казахстанском прокате, – экранизация, может быть, самого громкого скандала эпохи Буша-младшего. В основу фильма легла история знаменитого «Плеймгейта» – рассекречивания и травли агента ЦРУ Валери Плейм, работавшей на иракском направлении. Однако сколь бы ни была провокационной тема картины, в голливудском кино все умудряются свести к личной жизни бойцов невидимого фронта.

Политический триллер «Игра без правил», что идет сейчас в казахстанском прокате, – экранизация, может быть, самого громкого скандала эпохи Буша-младшего. В основу фильма легла история знаменитого «Плеймгейта» – рассекречивания и травли агента ЦРУ Валери Плейм, работавшей на иракском направлении. Однако сколь бы ни была провокационной тема картины, в голливудском кино все умудряются свести к личной жизни бойцов невидимого фронта.

Натренировавшись на шпионах вымышленных, режиссер Даг Лайман («Идентификация Борна», «Мистер и миссис Смит») переключился на агентов настоящих, заодно сменив развлекательный тон повествования на серьезный. «Игра без правил» – уже вторая по счету картина после ухода Джорджа Буша с поста президента США, которая затрагивает тематику военного вторжения американцев в Ирак.
Интересен мотив, который побудил Лаймана взяться за животрепещущую тему. Может, дело в том, что в Голливуде все поголовно демократы. Первым был, кстати, коллега Лаймана по «Борнам» – Пол Гринграсс, с фильмом «Не брать живым». Но в его фильме события развивались в жанре экшн, а коллизия, казалось, сводилась к тому, что престарелые саддамовские генералы не способны были набрать в «Гугле» словосочетание «иракское оружие массового поражения».

Даг Лайман же полностью сосредоточился на разговорном жанре картины, в которой агенты не скачут по крышам домов багдадских кварталов и не вступают в рукопашные поединки с армией противника, а тихо корпят за ноутбуками, подготавливая очередной отчет.

В основу фильма легла книга Fair Game той самой Валери Плейм, в которой она посвящает читателя в историю своих взаимоотношений с ЦРУ и Белым домом. Ее муж Джо Уилсон, в прошлом – посол в Габоне, по протекции самой Плейм, уверенной, что лучшего специалиста по Черному континенту не найти, после спецзадания в Нигере приходит к выводу, что не было никаких поставок пригодных для ядерного топлива веществ из африканских стран в Ирак. Узнав же из новостей о второй иракской кампании, повод начать которую сводился к этим самым вымышленным поставкам, Уилсон в сердцах выступает с разоблачениями в прессе. Белый дом реагирует незамедлительно, рассекретив его жену-агента, а его самого – обвинив во лжи.
Наоми Уоттс и Шон Пенн, сыграв в фильме супружескую пару Плейм–Уилсон, уже в третий раз демонстрируют хорошо слаженный актерский дуэт. Впрочем, снимись в картине Николь Кидман и Рассел Кроу, как первоначально задумывалось, никто разницы бы не заметил. Может, на это влияет несколько наивный тон «Игры без правил» – ну когда это дипломаты, пусть даже «бывшие», печатали в газетах правдивую информацию, а агенты ЦРУ в жизни разговаривали так, словно на выступлениях перед студенческой аудиторией или комиссией конгресса?

Финал большинства таких голливудских фильмов никак не может обойтись без пафоса. Триллер Дага Лаймана тоже не может этого избежать. Вместо истории про власть, где правая рука не ведает, что творит левая, на выходе получился океан риторики о гражданском долге и кровавом режиме. В таком случае, выбирая из двух зол (шпионских фильмов), уж лучше смотреть на кухонные драки мистера и миссис Смит на сковородках.

Читайте также