Психоэротический анализ Карениной

Опубликовано
Под занавес сезона Театр оперы и балета им. Абая щегольнул красивой, стильной постановкой «Анна Каренина». Для известного петербургского хореографа Бориса Эйфмана это уже вторая работа в алматинском театре. Вслед за Толстым, описавшим внутренний мир женщины задолго до Фрейда, Эйфман окунулся в изучение женской чувственности и страсти.

Под занавес сезона Театр оперы и балета им. Абая щегольнул красивой, стильной постановкой «Анна Каренина». Для известного петербургского хореографа Бориса Эйфмана это уже вторая работа в алматинском театре. Вслед за Толстым, описавшим внутренний мир женщины задолго до Фрейда, Эйфман окунулся в изучение женской чувственности и страсти.

Событием прошлого года в Театре оперы и балета им. Абая стала постановка Бориса Эйфмана «Красная Жизель» о великой балерине Ольге Спесивцевой. «Красная Жизель» с успехом шла и идет по лучшим мировым сценам. Воплощение этого модерн-балета на алматинской сцене стало настоящим подарком для театралов. На «Красную Жизель» ходили даже те, кто в оперный театр наведывается нечасто. Увидеть спектакль стало вопросом престижа, приобщения к великому искусству.

«Анна Каренина», созданная Эйфманом в своем Санкт-Петербургском академическом театре балета в 2005 году (для балета постановка совсем еще юная), оказалась произведением такого же высокого уровня. Как и «Красная Жизель», «Анна Каренина» вошла в число лучших спектаклей хореографа.

Эйфман убрал все второстепенные линии романа Толстого. Остался лишь любовный треугольник Анна – Каренин – Вронский. В незначительной по времени роли появляется еще Кити. Но режиссера интересует, прежде всего, психодрама на балетной сцене и хореографический язык, которым можно ее передать. Эйфман создает не иллюстрацию к книге, а ищет то, что спрятано между строк, интерпретирует Толстого. Его Каренина, испытавшая метаморфозы от страсти, с которой не может совладать, – и жертва этой страсти, и одновременно причина ее, и дьявол в юбке. Эта двойственность женской натуры и становится главным объектом постановки.

Амбиции ГАТОБ вполне понятны – классики в таком современном прочтении на нашей сцене еще не было. Администрация решила не рисковать и не зависеть от личностей, поэтому подготовлено 4 состава балета, в которых заняты все звезды театра. Автору этих строк удалось посмотреть версию с Куралай Саркытбаевой в главной роли (в других составах – Сауле Рахмедова, Айнур Абильгазина, Жанель Тукеева). «Основной инстинкт», говорит постановщик, давался казахстанским солисткам нелегко. В силу воспитания и менталитета вхождение в роль оборотня было в чем-то даже драматичным. Но справились – балет, по заверениям автора, получился не хуже оригинала, а накал страстей в нем таков, что сильные эмоции непременно овладевают любым смотрящим.

Что касается мужских партий, то чисто визуально в соперничестве мужчин высокий романтичный Вронский (Азамат Аскаров) проигрывает уверенному брутальному Каренину (Даурен Женис). Может оттого, что Эйфман делает супруга Анны невероятно стильным, харизматичным. Чувство стиля вообще присуще всей постановке. Этому способствует великолепное многообразие костюмов, минималистские, но достаточные декорации, игра светом.
В балете не звучит «живая» музыка, но постановщику удается создать такую глубокую, эмоциональную «картинку», что наличие-отсутствие музыкантов зрителя не занимает. Чайковский оживает из динамиков. Массовка ближе к финалу, кажется, впадает в экстаз. И в этом экстатическом состоянии кружит Каренину в морфийном сне (героиня по версии Эйфмана употребляла морфий), а после подводит к обрыву. Некоторые зрители признавались, что в этот момент испытали катарсис. Так в том и задача высокого искусства, которое скандальный балетный постановщик, мастер хореографии Борис Эйфман освоил отлично.

Хореограф высокого классаБорис Эйфман – выдающийся российский хореограф-новатор, продолживший традиции Михаила Фокина, Федора Лопухова и Леонида Якобсона. С самого начала карьеры он отвоевал право идти не в ногу с большим балетом и классической традицией. Эйфман создал более 50 оригинальных балетов, многие из которых стали эпохальными для русской сцены. «Анна Каренина» наряду с «Бумерангом», «Чайковским», «Карамазовыми», «Красной Жизелью» входит в пятерку его лучших постановок.

Читайте также