Кризис пенсионного возраста

Опубликовано
Пенсионные системы в странах Восточной Европы и Центральной Азии имеют много схожего, однако ни одна пенсионная система не защищена от негативных экономичес-ких пертурбаций. По данным Всемирного банка, полученным в результате мониторинга деятельности пенсионных систем стран Восточной Европы и Центральной Азии, переживших глобальный экономический кризис, пенсионные системы данных стран не защищены от негативного влияния экономических падений.

Пенсионные системы в странах Восточной Европы и Центральной Азии имеют много схожего, однако ни одна пенсионная система не защищена от негативных экономичес-ких пертурбаций. По данным Всемирного банка, полученным в результате мониторинга деятельности пенсионных систем стран Восточной Европы и Центральной Азии, переживших глобальный экономический кризис, пенсионные системы данных стран не защищены от негативного влияния экономических падений.

Еще до наступления кризиса ставка доходности накопительных систем в Казахстане, России, Польше, Венгрии, Словакии не пок-рывала рост общего дохода, тем не менее, в годы, предшествующие глобальному кризису, доходность пенсионных вложений и рост заработной платы были динамичными, так как эти страны выходили из кризиса 1990 годов. Однако неудовлетворительная деятельность фондов, резкое падение стоимости активов пенсионных фондов, проблемы с инвестированием только подчеркнули недостаточность ставки замещения, генерируемой фондами. В накопительной пенсионной системе, которая работает в Казахстане, Латвии, Эстонии, Македонии, Венгрии, кризис прежде всего отражается на ценности финансовых активов, в которые были вложены средства пенсионных фондов. Снижение ценности активов в первую очередь сказывается на вкладчиках, которые достигли пенсионного возраста. Если правительство решит возместить потери пострадавшим вкладчикам, это естественным образом скажется на общей бюджетной политике.

Самая первая накопительная система в Восточной Европе и Центральной Азии была создана в Казахстане и Венгрии в 1998 году, а в 1999 году – в Польше. В Казахстане все работники были переведены в «накопительный» уровень, но лица уже вышедшие на пенсию получают выплаты в рамках распределительной составляющей в зависимости от стажа работы. Из накопительной системы пенсионеры получают те небольшие выплаты, которые они успели вложить в накопительную систему за время ее существования. К слову, доходность пенсионных фондов в Казахстане была одной из наиболее высоких и динамичных в странах Восточной Европы и Центральной Азии в период до экономического кризиса 2008 года, но обвал фондовых рынков нанес пенсионной системе Казахстана серьезный удар. Это привело к снижению уровня доходности пенсионных фондов до отрицательного значения, особенно в 2008 году. Высокая инфляция и падение стоимости активов пенсионных фондов также ухудшили их положение. В Венгрии в накопительный план вступали лица, которые только начинали свою карьеру, а для всех других работников такой план был добровольным. Лицам в возрасте 52 лет и старше, которые присоединились к накопительной системе, было рекомендовано вернуться к старой распределительной системе. В результате в накопительной системе на сегодня очень много пенсионеров. В Польше работникам старшее 50 лет было запрещено выбирать накопительный план, а для лиц в возрасте от 30 до 50 лет такой план был добровольным. В результате в Польше количество пенсионеров второго уровня также незначительно.

Влияние кризиса привело к тому, что эти страны стали применять различные инструменты для укреп-ления своих пенсионных систем. Польша снизила взносы с 7,3 до 3% от заработной платы начиная с 2010 года. В Румынии ставка взноса во второй уровень заморожена на уровне 2% (вместо 2,5% согласно закону), Литва сократила ставку взносов с 5,5 до 2% в 2009 и 2010 годах, а последующее повышение прогнозируется до 6% в 2012–2014 годах. В Эстонии прошел полный перевод взносов второго уровня в первый уровень в 2009 и 2010 годах; возврат к 2% обязательных пенсионных взносов в 2011 и 4% в 2012 годах и возможное повышение взносов 2-го уровня до 6% в 2014–2017 годах с целью компенсации текущих сокращений.

Латвия снизила ставку взносов с 8 до 2% в 2009 году, повышение ставки до 4% произошло в январе 2010 года и на 6% – в январе 2011 года. В Венгрии лицам старше 52 лет в 2008 году было разрешено вернуться в государственный первый уровень до конца 2009 года. В результате 60 тыс. человек перевели около 100 млрд форинтов из частных фондов. Также в Венгрии были введены штрафы за частый переход клиентов из фонда в фонд, что должно уменьшить расходы фондов на переманивание клиентов, а в Польше произошла замена платы в 3,5% от взносов на 2,1–2,8% и плюс 2% от прибыли. Кроме того, Польша ввела ограничения на переход клиентов из фонда в фонд. В казахстанском секторе пенсионных услуг, несмотря на рост количества фондов с отрицательным значением коэффициента доходности на конец 2008 года, в 2009 году появились положительные сигналы. Средневзвешенный коэффициент номинального дохода по рынку на 1 августа 2009 года составил 1,62% против -0,84% в 2008 году. Это объяснялось тем, что крупнейший фонд страны – НПФ Народного банка Казахстана, показавший отрицательную доходность в 2008 году, и на который приходится около трети пенсионных активов всей системы, стал демонстрировать положительные результаты инвестиционной деятельности.

Существует 4 уровня пенсионных систем: нулевой, первый, второй и третий. Нулевой уровень финансируется за счет общих доходов государства, соответственно, снижение производства и налоговых сборов влечет сокращение финансирования нулевого уровня. В их число входят Казахстан и Косово. В Казахстане и Косово выплачивают базовые пенсии всем пожилым людям, достигшим пенсионного возраста. Нулевой уровень (zero pillars) предполагает пенсионный план без взносов, где пенсионный фонд формируется за счет взносов работодателей и государства. В нулевом уровне выплаты производятся только некоторой части престарелого населения, обычно на основе оценки экономического благосостояния гражданина.
Первый уровень финансируется за счет вкладов работников и работодателей, с повышением уровня безработицы и снижением заработной платы фонды для финансирования первого уровня также сокращаются. Его еще называют «распределительный уровень», при котором взносы, выплачиваемые работниками, финансируют пенсии пенсионеров сегодня, а пенсии текущих работников будут финансироваться взносами будущих работников соответственно. Такая система имеет название PAYG (Pay As You Go). К этим странам относят Литву, Боснию и Герцеговину, Грузию, Хорватию, Черногорию, Румынию, Сербию и Словакию, которые приняли вариант, при котором вкладчикам присуждают некоторое количество баллов за каждый год участия в системе, в зависимости от соотношения заработной платы индивидуума к средней заработной плате. Такая система имеет название «балльная система» (point system). Баллы можно обналичить, когда человек выйдет на пенсию. Они во многом зависят от истории заработной платы этого человека. Кыргызстан, Латвия, Польша и Россия приняли вариант распределительной системы, который называется «условные счета» (notional accounts). Здесь каждый вкладчик имеет индивидуальный счет, который гипотетически пополняется процентной ставкой. При выходе на пенсию этот условный счет преобразуется в пенсионную выплату.

Второй и третий уровни финансируются за счет вкладов работодателей и работников и процентов от дохода. 13 из 30 стран пошли по второму, или «накопительному», уровню пенсионной системы. К ним относятся Казахстан, Хорватия, Болгария, Македония, Эстония, Косово, Венгрия, Латвия и Литва. Эта система предусматривает хранение вкладов на индивидуальных счетах и инвестирование в различные финансовые инструменты, а также неиспользование вкладов для финансирования текущих расходов по выплатам пенсий. Вклады вместе с процентами выплачиваются человеку по достижении им пенсионного возраста. В период кризиса падение ценности финансовых активов вкупе с безработицей и снижением зарплат тоже повлекло за собой сокращение потенциальных выплат. Так как зачастую пенсионные системы финансируются за счет взносов работников и работодателей – процент от заработной платы, их доходность напрямую связана с размером дохода вкладчика. Кризис в первую очередь сказался на занятости и уровнях заработной платы, соответственно, доходность пенсионных систем резко снизилась.
Наконец, почти все страны внедрили третий уровень, позволяющий гражданам откладывать дополнительные деньги в счет пенсии на добровольной основе

Кризис пенсионного возраста

Читайте также