1 просмотр

«Цены на молоко как сырье в Казахстане соизмеримы с ценами в Японии и Южной Корее»

Новые стандарты Таможенного союза (ТС) могут помочь производителям пищевой индустрии расширить свой рынок и открыть новые возможности экспорта для Казахстанской продукции.

«Цены на молоко как сырье в Казахстане соизмеримы с ценами в Японии и Южной Корее»

«Цены на молоко как сырье в Казахстане соизмеримы с ценами в Японии и Южной Корее»
Новые стандарты Таможенного союза (ТС) могут помочь производителям пищевой индустрии расширить свой рынок и открыть новые возможности экспорта для Казахстанской продукции. Об этом «Къ» рассказал в интервью генеральный директор ТОО «Тетра Пак Центральная Азия» Михаил Камышный.

– В чем особенность казахстанского рынка пищевой промышленности для вас как для производителей пищевой упаковки?

– Казахстан во многом похож на другие развивающиеся рынки, но есть и определенные особенности. Я не могу судить о пищевой промышленности в целом, но готов поделиться своим видением по отношению к нашим приоритетным отраслям – молочной и соковой. К особенностям молочной отрасли можно отнести тот факт, что в настоящее время производители сталкиваются с огромным дефицитом сырья. У нас практически не существует крупных ферм, подобно тем, что успешно работают в Европе. Около 95% всего молока собирается из частных подворьев, что сказывается на себестоимости и качестве сырья. На сегодняшний день в Казахстане сырое молоко – одно из самых дорогих во всем мире. Цены на молоко как сырье соизмеримы с ценами в Японии и Южной Корее, что, конечно, негативно сказывается на конкурентоспособности наших молочных продуктов как внутри рынка, так и за его пределами. Это серьезная проблема, которая находится на поверхности вот уже несколько лет. Множество усилий предпринимается, в том числе и государством. Однако, по всей видимости, этих усилий недостаточно. Помимо проблемы сырья, существует и другая серьезная проблема – уровень потребления молока. Нет смысла дополнительно говорить о пользе молока, которое является обязательным компонентом ежедневного рациона в большинстве развитых стран. Однако потребление молока в Казахстане очень низкое. Так, например, уровень потребления молока в Финляндии составляет в среднем от 150 до 170 литров на душу населения в год. В Казахстане эта цифра, согласно официальным данным, составляет всего около 36 литров. При этом больше половины потребляемого молока – это уличное молоко, вопрос опасности которого неоднократно поднимался медиками.

– В каких сегментах востребованы решения вашей компании?

– Наш основной фокус – это молочная промышленность, соки, нектары и сокосодержащие напитки. У нас есть опыт работы с категорией упакованной воды. В других странах мы также работаем с категорией столового вина. В Казахстане продажа вина, к сожалению, допустима только в стеклянной таре. Кроме того, у нас появилось решение для упаковки овощных консервов – Tetra Recart, которое уже успешно реализовано и работает на рынках Италии, Мексики, Испании.

– Как Вы можете охарактеризовать основные тенденции развития глобального рынка жидких продуктов питания и, в частности, жидких молочных продуктов?

– Согласно прогнозам, тенденции развития пищевой промышленности напрямую связаны с глобальными демографическими тенденциями, среди которых увеличение населения в целом, увеличение средней продолжительности жизни, урбанизация и старение населения. Ожидается, что количество людей в возрасте 60 лет и старше возрастет с 739 млн на сегодняшний день до 2 млрд к 2050 году. В обозримом будущем 90% населения планеты будет жить в городах.
Рост урбанизации, увеличение продолжительности жизни и благосостояния населения планеты непременно повлияют на возрастающую необходимость в безопасных и экологичных упаковочных решениях для пищевой индустрии. И в связи с этим мы с оптимизмом смотрим в будущее.

– Насколько вы готовы к возрастающим требованиям к безопасности и экологичности продукции?

– Я могу с уверенностью сказать, что безопасность и бережное отношение к окружающей среде являются одними из основных принципов деятельности компании «Тетра Пак». Девиз нашей компании – безопасные продукты – повсеместно. В основе производства – асептическая технология – процесс, позволяющий добиться сохранения всех полезных свойств продукта в процессе его обработки и упаковки. Процесс упаковки продукта исключает возможность попадания в упаковку воздуха, света и бактерий, присутствующих во внешней среде. Исключая воздействие внешних факторов, мы достигаем более длительных сроков хранения продукта, при этом сохраняя все полезные свойства. В этом и заключается секрет нашей технологии, которая, к слову, в 1989 году была признана Международным институтом пищевых технологий как самое важное изобретение пищевой индустрии ХХ века.

– Насколько, на Ваш взгляд, потребители придают значение вопросам экологии при выборе товара?

– Потребители придают все большее значение вопросам экологии по той простой причине, что значение экологии становится все более очевидным. Сегодня уже нет ни одной глобальной компании, которая не стремилась бы предложить более экологичные решения своей продукции. У нас эти вопросы сейчас не обсуждаются так остро просто потому, что и общество, и государство занято решением других социальных проблем. Тем не менее, внимание по отношению к экологии справедливо растет. С приходом глобальных компаний на рынок будут расти и требования к экологичности продукции. Наша компания занимается этими вопросами еще с 80-х годов, постоянно внедряя все более экологичные решения на всех этапах жизненного цикла упаковки. Тот факт, что упаковка «Тетра Пак» производится из возобновляемого источника сырья – древесины, подчеркивает наше серьезное отношение к выбору экологически-эффективных решений. Также, в Казахстане и во всем мире, мы уделяем особое внимание вопросам переработки упаковочного материала. Наше оборудование сконструировано таким образом, что оно потребляет минимум электроэнергии и воды, что не только экономично, но и экологически-эффективно. У нас уже есть определенные шаги в этом направлении, и мы будем продолжать начатое. Однако нам, как и многим другим игрокам, требуется поддержка государства, прежде всего выраженная в помощи компаниям, которые заняты в сфере переработки вторичного сырья и бытовых отходов.

– Какие перспективы развития Вы видите в целом на пищевом рынке Казахстана?

– Если говорить о молочной и соковой промышленности, существует возможность консолидации, особенно учитывая присутствие большого количества мелких игроков. Например, мы видим такую тенденцию на рынке России, где крупные производители становятся еще крупнее. Однако многое будет зависеть от того, насколько мы сможем сделать молочную промышленность в Казахстане конкурентоспособной и открытой для новых рынков. В вопросе конкурентоспособности огромную роль играет стоимость сырья. На сегодняшний день она высокая и непривлекательная, по сравнению с соседними странами.

– Если мы говорим об экспансии, то насколько российский рынок готов «впустить» продукцию Казахстана?

– Такая возможность существует, но пока, скорее, теоретическая. Если рассматривать экспорт продукции на рынок России, в которой уже существуют крупные игроки, то, наверное, есть смысл акцентировать внимание на приграничных регионах: Север, Урал, Юг Сибири. Более низкая стоимость сырья и эффективная в плане расходов система логистики – это, повторюсь, одно из ключевых преимуществ конкурирующего продукта. Поэтому поиск возможностей по снижению себестоимости продукта в совокупности с привнесением инновационных решений и идей поможет ему занять свою нишу и, возможно, составить достойную конкуренцию российским продуктам. Говоря об экспорте, у казахстанской продукции есть существенный потенциал осуществлять экспансию в другие страны нашего региона – Кыргызстан, Туркмению, Таджикистан.

– В рамках ТС будут изменены стандарты к упаковке. Готова ли компания к этим изменениям?

– Больших изменений не ожидается, стандарты принимались с оглядкой друг на друга, так как страны находятся в тесных парт-нерских взаимоотношениях. Безусловно, приведение этих стандартов к общему знаменателю поможет участникам ТС разработать общий, применимый для каждого государства, стандарт. Если же говорить о внутренних требованиях компании «Тетра Пак» к качеству упаковки, то они высочайшие и одинаковые в любой стране, где мы работаем – от Вьетнама до Швеции.
Из примеров, где общие стандарты нам могут помочь – на сегодня в Казахстане существует запрет продажи вина в любой другой таре, кроме стеклянной, в то время как в России (равно как и во многих других странах мира – Италия, Испания) часть столового вина реализуется в асептической картонной упаковке, которая по своим свойствам не уступает стеклянной таре. Эти стандарты должны быть приведены в соответствие. И работа в этом направлении может открыть новые возможности экспорта для Казахстанской продукции.

– Как Вы считаете, из-за создания ТС что-то изменится на рынке жидких молочных продуктов?

– Открытие границ – это всегда расширение потенциальных возможностей для производителей с одной стороны, и рост конкурентной среды – с другой. Как следствие – рост требований к профессионализму для существующих на рынке игроков. Российский рынок сегодня принадлежит на 25% компании Danone и на 25% компании «Вимм-Биль-Данн». Для того, чтобы иметь возможность с ними конкурировать, нужно искать действительно сильные преимущества и со стороны затрат на производство и доставку, и со стороны качества услуг, которые та или иная компания предоставляет. С одной стороны, перспектива пугающая, с другой – это еще один шаг по направлению к развитию рынка.

– Собираетесь ли Вы строить завод на территории Казахстана?

– Как компания, мы ставим для себя задачу предоставлять, прежде всего, конкурентоспособные решения для наших заказчиков. Для этого мы стремимся постоянно повышать качество и снижать затраты. Снижение затрат предполагает оптимизацию производства и, как следствие, своего рода консолидацию производственных мощностей, использование эффекта масштаба. Именно поэтому пять лет назад компания «Тетра Пак» инвестировала порядка 100 млн евро в строительство фабрики по производству упаковочного материала под Москвой. И в этом году мы инвестируем еще 30 млн евро в последующее увеличение мощностей этой фабрики, которая поставляет порядка 70% упаковочного материала для Казахстана и других стран Центральной Азии. В настоящее время Казахстан потребляет около 10% от всего объема производимой на этой фабрике упаковки. Следовательно, строительство такого завода в Казахстане приведет к неоправданному увеличению себестоимости продукции за счет скромного объема производимой упаковки и, как следствие, низкой эксплуатации производственных мощностей. Еще один очень важный аспект – сырье для производства упаковочного материала. В Москве мы находимся ближе к источникам сырья. Основные объемы древесины закупаются из западных регионов России, либо из Финляндии. Близость к источникам сырья позволяет нам оптимизировать транспортные расходы и, естественно, снизить себестоимость конечной продукции. Таким образом, строительство фабрики обусловлено, прежде всего, задачей по оптимизации затрат. Поэтому, когда казахстанский рынок увеличится в 5–10 раз, мы будем готовы вести речь о строительстве такой фабрики.

– Видите ли Вы какие-либо перспективные отрасли для себя в Казахстане?

– Мы однозначно планируем продолжать работать в том сегменте рынка, который определяет основу нашей глобальной деятельности на протяжении 60 лет. Компания «Тетра Пак» продолжит искать ниши в тех категориях, в которых мы уже присутствуем. Если мы говорим про молоко, то мы постоянно ищем возможности по внедрению новых форматов продукции на рынке. Одно из перспективных и социально-важных направлений для нас – это участие в программе «Школьное молоко». Молоко является жизненно важным продуктом питания, особенно для детей. Это, по большому счету, залог здоровья нации. Второго такого продукта в природе просто не существует. Однако на сегодняшний день потребление молока в Казахстане находится на очень низком уровне, тем более у детей, как следствие – слабое развитие, болезни костей, остеопороз. Поэтому мы видим для себя потенциал и необходимость роста в данном направлении. Также, говоря о детях, мы видим потенциал в развитии категории детского питания – внедрении упаковочных решений для молока и соков для детей в возрасте от трех месяцев. Ну и, наконец, в направлении социальной ответственности наша стратегическая задача – помочь предприятиям в строительстве перерабатывающей индустрии и найти возможности последующей утилизации использованной упаковки. После того, как она завершила свой жизненный цикл, картонная упаковка становится отличным сырьем для производства вторичной бумаги, гофротары, продукции из полиалюминия. Мы ищем не только предприятия, которые могли бы заинтересоваться этим направлением бизнеса, но и государственную поддержку.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

kursiv_in_telegram.JPG


Материалы по теме


Читайте в этой рубрике

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

kursiv_instagram.gif

Читайте свежий номер

kursiv_opros.gif