Jazz loves you

Опубликовано
Юбилейный в этом году Х Международный джазовый фестиваль за четыре дня продемонстрировал обширную палитру современной джазовой музыки: от классических стандартов в аранжировке до весьма отдаленных от наследия Армстронга творческих экспериментов в сторону рэпа, рока и альтернативы.

Юбилейный в этом году Х Международный джазовый фестиваль за четыре дня продемонстрировал обширную палитру современной джазовой музыки: от классических стандартов в аранжировке до весьма отдаленных от наследия Армстронга творческих экспериментов в сторону рэпа, рока и альтернативы.

На нынешнем фестивале, который, в отличие от расслабленного и демократичного Jazzystan’а, более скован и консервативен, наконец-то затанцевали. Некоторые зрители раньше недоумевали — ну как можно слушать джаз, сидя на протяжении трех-четырех часов, ведь такая экспрессивная музыка всегда требует выплеска эмоций!

Поднял зал на ноги американский трубач и вокалист Шамарр Аллен со своим коллективом Underdawgs. Группа из Нового Орлеана, которой, казалось бы, сама судьба велела продолжать сторвиллские и диксилэндовские традиции, больше тяготеет к року, поп-музыке и даже рэпу. Какое место там занимает джаз, не совсем понятно. Тем не менее, Аллену во время исполнения поп-хитов в новой обработке удалось завести публику мощнее, чем на рок-концерте. Возможно, дело в том, что Аллен активный устроитель благотворительных акций, участник группы поддержки Барака Обамы, но эффект был достигнут сразу. Афроамериканец кричал со сцены:
«I love you» также, как в баптистских церквях взывают «Jesus loves you», показывал мастер-класс на трубе, танцевал и призывал всех подпевать.

Первое отделение в кураже пролетело незаметно, и после на расслабленного и воодушевленного зрителя обрушилась серьезная, местами трагическая немецкая музыка. Трио Das Kapital играет исключительно произведения германского композитора Ханса Айслера. Это человек трудной судьбы, на долю которого пришлось заключение в нацистских лагерях, там же были написаны многие из его произведений. Уже позже его работы были высоко оценены, Айслер даже стал автором гимна ГДР.

Понятно, что творчество Ханса Айслера требует основательного настроя, и музыкантам буквально за несколько композиций удалось вернуть алматинских зрителей в серьезное русло восприятия. Некоторые, правда, зал покидали, вероятно, решив, что подобной музыкой вполне могли пытать в застенках гестапо. Другие же получали удовольствие от профессиональной игры, мастерского обращения с инструментами и яркой подачи.

Программа следующего дня не стала неожиданностью. Открывавший вечер оркестр Almaty Youth Jazz Band под управлением Тагира Зарипова, организатора фестиваля, с каждым годом демонстрирует творческий рост, а отдельные солисты коллектива становятся юными алматинскими джазовыми звездами.

Выступление пианиста Гочи Сирадзе вместе с российским саксофонистом Константином Добровольским – отдельная поэма фестиваля. Уровень их игры вызывает не только уважение, но и восхищение. Также как и авторские произведения Сирадзе, которые исполнил его коллектив. Украшением мужественного и внушительного звучания стала вокалистка Ирэн Аравина, рассказывать о талантах которой можно долго, но все-таки ее лучше слушать.

Для меломанов играли братья-французы Дидье и Франсис Локвуд, у которых в джаз примешивался этно-стиль, австрийская саксофонистка Виола Фалб с бэндом Falb Fiction, известные казахстанские музыканты, завораживающе пела турецкая вокалистка Сибель Кёзе.

По прошествии десяти лет, что живет фестиваль, приятно было убедиться в его стремлении сделать свою программу лучше, разнообразнее, привлекательнее. Традиции джазовой весны в Алматы только крепнут. Вот и сравнительно новое мероприятие Jazzystan, которое пройдет в эту пятницу, 6 мая, обещает нам свингующее начало месяца.

Читайте также