Менлибаева: аллегория, возведенная в культ

Опубликовано
В алматинской галерее «Тенгри-Умай» проходит выставка самой известной на Западе казахстанской художницы Алмагуль Менлибаевой. Ее работы – словно квинтэссенция духовных ценностей, образов казахской земли. Это шарады, которые под силу разгадать только интеллектуалу или тонко чувствующему человеку, понимающему послание художницы на интуитивном уровне.

В алматинской галерее «Тенгри-Умай» проходит выставка самой известной на Западе казахстанской художницы Алмагуль Менлибаевой. Ее работы – словно квинтэссенция духовных ценностей, образов казахской земли. Это шарады, которые под силу разгадать только интеллектуалу или тонко чувствующему человеку, понимающему послание художницы на интуитивном уровне.

Выставка «Моя шелковая дорога к тебе» продолжает тему, которую художница развивает на протяжении многих лет. Это пересечение, исторический конфликт духовных следов древних верований и современного, изменяющегося под воздействием глобализации, Казахстана. Возможно, именно это сделало Менлибаеву востребованным художником Казахстана на крупных международных выставках. Она участница трех последних Венецианских биеннале и Международного фестиваля «Париж-Берлин» в Центре Жоржа Помпиду. В настоящее время ее работы представлены на крупной выставке «XXI век: искусство первой декады» в Национальной австралийской художественной галерее Квинсленда. Весной этого года она примет участие в биеннале в Шардже, практически в то же время запланирована ее персональная выставка в нью-йоркской галерее Priska Fine Art.

На выставке Менлибаевой в Алматы представлены фотографии, собранные в единое слайд-шоу, и 2 видеоработы: «Бабочки Айша Биби» и «Джихад», которые уже завоевали призы на многих художественных площадках. Алмагуль избрала язык рассказа, необычный для современных художников. Ее видео не злоупотребляет документальностью, а, напротив, приближается к кино, а может, даже живописи, с ее повествовательностью и откровенной образностью.

В каждой ее работе исследуется пересечение культурных влияний, которым подвержен современный Казахстан. В «Бабочках» и «Джихаде» это пересечение она воссоздает на фоне Туркестана, мавзолеев Ходжи Ахмета Яссауи и Айша-Биби. Здесь и обряд очищения невесты огнем, известный со времен зороастризма, который и по сей день встречается в Казахстане, и элементы тенгрианства, позднего мусульманства, проявляющиеся на фоне современности. Здесь видны и отголоски влияния советской эпохи.

Ее мифопоэтические, повествовательные работы сотканы из аллегорий и символов. Вот жених из фильма «Бабочки Айша-Биби», который никак не может пройти к своей невесте, образ не только обреченной на неудачу легендарной любви Айша Биби и Карахана, но и образ современного человека, который не может напрямую пройти к древним знаниям. Чтобы познать мудрость предков, ему нужны обходные пути.

Большее впечатление на выставке производят две фотографии – «Тенгри» и «Умай» – вечно молодые боги неба и земли. На работе «Умай» изображена девочка-невеста, стоящая на старике, который символизирует собой фундамент, старую степь. Фотография бога неба благодаря свету, экспозиции производит завораживающее впечатление – на фоне степи стоит юноша, держащий в руках ягненка. Просто и вместе с тем насколько одухотворенно.

Блиц-интервью«Большинство ее новых работ мы еще не видели»

О роли Алмагуль Менлибаевой в современном казахстанском искусстве «Къ» рассказал директор галереи «Тенгри-Умай» Владимир Филатов:

– Алмагуль – восходящая звезда нашего мира контемпорари-арт. Притом, что она живет за границей, Алмагуль позиционирует себя как казахстанская художница, и все свои работы она делает здесь, на родине. Вот эта позиция «казахстанского художника» многое дает ей при выходе в международную среду. Особенно сейчас, когда Запад проявляет большой интерес к Казахстану. Она является проводником внутренних потенций, которые здесь заложены – культурных, духовных, человеческих. Ее цельное, единое, последовательное творчество, искусные образы, женское начало, присутствующее в каждой ее работе, – все это, по сути, очарование и объяснение в любви к родной земле.

Сейчас по всему миру одновременно идет 15 выставок с ее проектами. Большинство ее новых работ мы еще не видели, они к нам только идут, после того, как их оценил Запад.

Читайте также