Сказ о казахстанском киногоде

Опубликовано
2010 год в отечественном кинематографе прошел под знаком «Казахфильма». При участии национальной киностудии было выпущено пять крупных кинопремьер: «Сказ о розовом зайце», «Кто Вы, господин Ка?», «Ирония любви», «Рывок» и «Поздняя любовь». Не так уж много. Но главное, что был заложен вектор – создание зрительского кино, способного собрать «кассу» в прокате. Активизировались и частные студии: для одних главной мотивацией стали кассовые сборы, для других – авторское высказывание.

2010 год в отечественном кинематографе прошел под знаком «Казахфильма». При участии национальной киностудии было выпущено пять крупных кинопремьер: «Сказ о розовом зайце», «Кто Вы, господин Ка?», «Ирония любви», «Рывок» и «Поздняя любовь». Не так уж много. Но главное, что был заложен вектор – создание зрительского кино, способного собрать «кассу» в прокате. Активизировались и частные студии: для одних главной мотивацией стали кассовые сборы, для других – авторское высказывание.

Новинок в 2010 году могло быть еще больше: по разным причинам фильмы, уже завершенные или находившиеся на стадии постпродакшна, были отложены на начало следующего года. Среди самых ожидаемых – мистический триллер «Ликвидатор» Ахана Сатаева, мелодрама «Нереальная любовь» Амира Каракулова с массой компьютерных эффектов и боевик-драма «Возвращение в А» («Кара-майор», или «Настоящий полковник») Егора Кончаловского, презентация которых запланирована на весну. К выходу также готовятся: «безбашенная» комедия шымкентских создателей «Девушка-ветер», первое казахстанское фэнтези «Сказочный лес», фильм о супергерое «Я хочу», а также картины других не менее интересных жанров.

Но все это ждет зрителей лишь в следующем году, 2010-й же не преподнес больших сюрпризов в том, что касается художественной ценности кинокартин, не было громких побед и глубоких, проникновенных историй. Случались «прощупывания» почвы: а как на это отреагирует казахстанский зритель, а будет ли смотреть вот такое кино? Мини-всплеск на ровном «поле» казахстанского кинематографа устроил только молодой режиссер Фархад Шарипов и его команда актеров, продюсеров и просто креативных ребят, которым очень хотелось сделать жизненное кино, интересное молодежи. Трагикомедия «Сказ о розовом зайце» и взяла (в том числе и «кассу») соответствием нашей реальности.

Народной, но уже для зрителей разного возраста, может стать картина «Коктейль для звезды», о которой «Къ» писал в прошлом номере, во многом благодаря простому сюжету и двуязычию.

2010-й стал годом дебютов в большом кино нескольких режиссеров. Драму «Рывок» о начинающем баскетболисте, ставшую чуть ли не первым казахстанским фильмом о спорте, снимал молодой режиссер Канагат Мустафин. Историю своих баскетбольных побед он положил в основу сценария и предложил руководству национальной киностудии. В период отсутствия молодежных фильмов, проповедующих спортивный образ жизни, сценарий вызвал интерес. Создатели старались избежать типичных штампов нового казахстанского кино, разбавили историю юмором, но для того, чтобы привлечь зрителей в кинотеатры, пригласили российскую звезду Гошу Куценко. И скорее всего, на его гонорар ушла весомая часть бюджета фильма, который составил более чем полмиллиона долларов. Итого, фильм, которому для спортивной драмы не хватало большей динамичности, оставил неплохое впечатление.

Следующая премьера «Казахфильма» «Кто Вы, господин Ка?» с участием Асанали Ашимова стала не просто криминальной историей, а драмой с экшном, мелодраматической линией и сюжетом о всесильных спецслужбах. Фильм изначально задумывался как продолжение «Транссибирского экспресса», который вывел Асанали Ашимова в ранг звезд всесоюзного масштаба. Но после восьмикратного переписывания сценария Асанали-ага все же отказался от идеи снимать сиквел «Экспресса». «Господин Ка» стал самостоятельной работой.

72-летний Ашимов предстает в фильме настоящим Джеймсом Бондом – заламывает руки бандитам, участвует в погонях, шахматной фигурой убивает главного злодея. Несмотря на то, что господин Ка дает сто очков форы чекисту Чадьярову, настоящим супергероем международного масштаба Ашимову стать так и не дают. В конце создатели фильма нарушают все правила жанра и пускаются в свойственные казахстанскому кино философствования, что мы все «пылинки» на этой бескрайней казахской земле. В общем, «чистый» экшн не получился.

Следующей «казахфильмовской» работой стал фильм «Ирония любви». Несмотря на то, что 60% бюджета составили казахстанские вложения, основную роль в фильме отвели российским актерам. Романтической комедии «Ирония любви» при затратах в $2 млн удалось собрать в прокате
$4 млн благодаря стараниям российского продюсера Рената Далетьярова и популярного актера Алексея Чадова, но фильм нахватал столько разгромных рецензий, что в пору ему вручать «Золотую малину» этого года.

На фоне повального развлекательного кино продолжала гнуть свою линию «картин о душе» студия «Танарис» и продюсер Сергей Азимов. Совместно с «Казахфильмом» они выпустили мелодраму «Поздняя любовь», которая запомнится казахстанским зрителям участием в ней Жерара Депардье. Фильм, несмотря на простой сюжет о любви пожилого мужчины к своей соседке, получился динамичным, легким, запоминающимся. Опять же во многом благодаря французскому актеру-балагуру, который в любую сцену привносил максимум драйва.

Если бы такой энергетикой, чувством вкуса и радением за свое дело обладали бы все создатели фильмов, вышедших в 2010-м, наверное, этот киногод был бы гораздо лучше. А пока не теряем надежды, что следующий продемонстрирует ленты, о которых в положительных отзывах будет говорить вся страна.

Читайте также